Научная статья на тему 'Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности и перспективы применения'

Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности и перспективы применения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1167
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ / VIRTUALIZATION OF POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Володенков Сергей Владимирович

В данной работе рассматривается и обосновывается переход от информационной к коммуникационной парадигме развития современного общества. Анализируются особенности ресурсов и ключевые характеристики социальных медиа применительно к возможностям их использования в сфере современной публичной политики. В статье обосновывается тезис о том, что современные интернет-технологии массовой коммуникации самым непосредственным образом влияют в глобальных масштабах на модели восприятия и познания мира, быстрыми темпами трансформируя и изменяя характеристики общественного сознания. По итогам исследования делается вывод о том, что коммуникация приобретает самостоятельное смысловое и социально-политическое значение, влияя на восприятие транслируемой посредством коммуникационных технологий информации. При этом коммуникационная основа становится принципиально важным условием осуществления любых процессов в сфере публичной политики. Любая информация вне контекста возможностей ее использования в процессах коммуникационного взаимодействия теряет свою традиционную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social media as a tool of contemporary public policy: Peculiarities and prospects of application

In this paper, the transition from the information to the communication paradigm of the modern society development is considered and justified. The features of social media resources and their key characteristics are analyzed with reference to the possibilities of their use in the sphere of modern public policy. The article substantiates the thesis that modern Internet mass communication technologies directly influence the global scales on the world perception and cognition models, transforming and changing the characteristics of public consciousness at a rapid pace. According to the results of the study, it is concluded that communication acquires an independent semantic and socio-political significance, influencing the perception of information transmitted via communication technologies. At the same time, the communication basis becomes a fundamentally important condition for the implementation of any processes in the sphere of public policy. Any information outside the context of the possibilities of its use in the processes of communication interaction loses its traditional value.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности и перспективы применения»

РАКУРСЫ: СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

С.В. ВОЛОДЕНКОВ*

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация. В данной работе рассматривается и обосновывается переход от информационной к коммуникационной парадигме развития современного общества. Анализируются особенности ресурсов и ключевые характеристики социальных медиа применительно к возможностям их использования в сфере современной публичной политики. В статье обосновывается тезис о том, что современные интернет-технологии массовой коммуникации самым непосредственным образом влияют в глобальных масштабах на модели восприятия и познания мира, быстрыми темпами трансформируя и изменяя характеристики общественного сознания.

По итогам исследования делается вывод о том, что коммуникация приобретает самостоятельное смысловое и социально-политическое значение, влияя на восприятие транслируемой посредством коммуникационных технологий информации. При этом коммуникационная основа становится принципиально важным условием осуществления любых процессов в сфере публичной политики. Любая информация вне контекста возможностей ее использования в процессах коммуникационного взаимодействия теряет свою традиционную ценность.

Ключевые слова: политическая коммуникация; социальные медиа; публичная политика; интернет-пространство; массовое сознание; виртуализация политики.

* Володенков Сергей Владимирович, доктор политических наук, доцент кафедры государственной политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: s.v.cyber@gmail.com

Volodenkov Sergey V., Doctor of Political Science, Associate Professor, Chair of Public Policy, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University, Leninskiye Gory 1, 119991 Moscow, Russia. E-mail: s.v.cyber@gmail.com

S.V. Volodenkov Social media as a tool of contemporary public policy: Peculiarities and prospects of application

Abstract. In this paper, the transition from the information to the communication paradigm of the modern society development is considered and justified. The features of social media resources and their key characteristics are analyzed with reference to the possibilities of their use in the sphere of modern public policy. The article substantiates the thesis that modern Internet mass communication technologies directly influence the global scales on the world perception and cognition models, transforming and changing the characteristics of public consciousness at a rapid pace.

According to the results of the study, it is concluded that communication acquires an independent semantic and socio-political significance, influencing the perception of information transmitted via communication technologies. At the same time, the communication basis becomes a fundamentally important condition for the implementation of any processes in the sphere of public policy. Any information outside the context of the possibilities of its use in the processes of communication interaction loses its traditional value.

Keywords: political communication; social media; public policy; Internet space; mass consciousness; virtualization of politics.

На сегодняшний день интенсивное развитие технологий интернет-коммуникации и стремительная эволюция пространства социальных медиа предоставляют новые возможности для осуществления деятельности в сфере современной публичной политики.

При этом, как правило, большинство публикаций, посвященных использованию ресурсов социальных медиа в политической плоскости, носят преимущественно утилитарный характер, в рамках такого рода публикаций основные акценты авторы делают на сугубо прикладном и локальном потенциале политических коммуникаций в пространстве социальных медиа.

Однако, на наш взгляд, существует объективная необходимость системного рассмотрения феномена социальных медиа применительно к тем новым общественно-политическим тенденциям, с которыми связано их развитие.

Классическая методология массовых политических коммуникаций в современном интернет-пространстве приобретает новое звучание, требующее серьезного политологического анализа. Традиционные подходы к пониманию политической коммуникации и модели ее осуществления применительно к такого рода классу ин-

формационных онлайн-ресурсов как социальные медиа, требуют определенной актуализации, включая сферу публичной политики.

Исходя из этого, нам представляется необходимым системно рассмотреть с теоретико-методологических и прикладных позиций особенности осуществления современной политической коммуникации в пространстве социальных медиа, а также проанализировать с политологических позиций тот потенциал влияния на массовое сознание, который сформировался на сегодняшний день в процессе развития новых форм политической коммуникации в Интернете.

Информация или коммуникация?

Новые вызовы в интернет-пространстве

Анализируя современное состояние интернет-пространства, мы считаем необходимым по-новому расставить акценты при описании характеристик современного информационного общества, перенося основной фокус нашего исследования с феномена информации на феномен коммуникации и выдвигая гипотезу перехода общества от информационной парадигмы к парадигме коммуникационной.

Вызвано это в первую очередь тем фактом, что сама коммуникация приобретает самостоятельное смысловое и политическое значение, влияя на восприятие транслируемой посредством коммуникационных технологий информации.

По сути, объем информации, которую способен переработать человек, ограничен. И на сегодняшний день в условиях высокой конкуренции в информационном пространстве за право быть замеченным, акторы коммуникативного воздействия вынуждены переносить акценты с контента на разработку и использование доступных и удобных механизмов и каналов массовой коммуникации.

Мы можем предположить, что сегодня не столько контент сообщения имеет важность и значение для массовой аудитории, сколько форматы его трансляции и выбранные для передачи контента коммуникационные каналы.

Успешность любого субъекта коммуникации, в том числе и политической, на сегодняшний день определяется, на наш взгляд, преимущественно именно коммуникационными механиками, а не контентом сообщения.

Очевидно, что подобный перенос акцентов позволяет нам говорить о существовании общества, в рамках которого основной ценностью уже является не сама информация, а коммуникационные технологии и каналы коммуникации. Не информация, но коммуникативные связи и коммуникационные возможности становятся основной политической ценностью в современном обществе.

Политическая информация вне контекста возможностей ее использования в процессах коммуникационного взаимодействия, по нашему мнению, теряет свою традиционную ценность. Напротив, основной ценностью, в том числе и политической, сегодня выступает возможность коммуникационного взаимодействия, в связи с чем современные коммуникационные технологии нацелены на формирование эффективных глобальных форм коммуникации, создание новых механизмов коммуникационного взаимодействия.

Не случайно М. Кастельс еще в конце XX в. рассматривал формирующуюся глобальную социальную структуру как сетевое общество, важнейшей чертой которого является не доминирование информации, а изменение направления ее использования, в результате чего определяющую роль в жизни человека обретают глобальные сетевые структуры [Кастельс, 1999]. По определению М. Кастельса, сеть выступает множеством взаимосвязанных узлов [Кастельс, 1999], формирующих глобальную сетевую информационную структуру.

Позднее М. Кастельс приходит к мысли о том, что сетевая структура общества приводит к образованию новой формы коммуникации - массовых самокоммуникаций, а с появлением новых технологий любой индивид, имеющий доступ к глобальной Сети, может построить свою собственную информационную систему, используя продукты Интернета и мобильной связи [Са81е118, 2010, р. 234-269].

Специфика такого рода ресурсов во многом определяет способы информационно-коммуникационного взаимодействия между представителями современного общества, а также форматы потребления информации и коммуникационной активности в глобальном сетевом пространстве. По сути, внедрение и широкое распространение современных интернет-технологий коммуникации уже значительно изменило и подходы к воздействию на общественное сознание в рамках процессов политического управления. Способы и модели политической коммуникации существенным образом трансформировались и продолжают трансформироваться,

что самым непосредственным образом влияет в глобальных масштабах на всю систему современного политического управления, имеющего коммуникативную основу [Шмидт, Коэн, 2013]. В первую очередь речь идет об изменениях, касающихся вопросов распределения власти между государством и обществом.

Кроме того, особо следует отметить важнейшие последствия, связанные с изменениями в самом общественном сознании и вызванные тем, что механизмы, принципы и технологии организации и распространения информации непосредственным образом влияют на то, как современный человек воспринимает и познает мир, включая окружающую его политическую реальность [Heyer, 1988, p. 52].

Не случайно многие специалисты сегодня отмечают существенные изменения не только в моделях восприятия информации, но и в моделях познания. Так, например, сегодня одним из наиболее актуальных феноменов стало так называемое «клиповое сознание», свойственное большинству активных пользователей Интернета.

Огромное разнообразие каналов и форматов получения разнообразной информации приводит к отторжению больших текстов и переходу на максимально упрощенные визуализированные форматы подачи информации с минимальной контентной составляющей. И такие тренды активно используются коммуникаторами в своей работе.

В качестве примера мы можем привести формат так называемых демотиваторов, которые стали популярны в интернет-пространстве и позволяют в максимально простой форме при помощи ярких визуальных образов и простейших коротких текстов оказывать влияние на общественное сознание интернет-аудитории.

Безусловно, мы можем сделать вывод о том, что современные интернет-технологии массовой коммуникации самым непосредственным образом влияют в глобальных масштабах на модели восприятия и познания мира, быстрыми темпами трансформируя и изменяя характеристики общественного сознания.

При этом Россия, как государство, интегрированное в глобальное коммуникационное интернет-пространство, даже в случае отсутствия управляемых со стороны государства технологических изменений в сфере политических коммуникаций будет подвергаться влиянию новых технологий и форм массовой коммуникации, как и другие технологически развитые страны, в связи с чем общественные трансформации на уровне Российского государства

в современных условиях являются объективным и неизбежным следствием вступления мира в глобальную коммуникационную эпоху, влияющим на весь отечественный политический процесс.

Виртуализация Интернета как пространства политических коммуникаций

У многих специалистов не вызывает сомнений тот факт, что средства массовой коммуникации стали практически единственным источником отражения и интерпретации современных политических событий и явлений, формируя информационную повестку дня и определяя степень общественной значимости тех или иных фактов и событий в сфере политики. Посредством транслируемого при помощи коммуникационных каналов в общественное сознание контента определяется характер общественной оценки социально-политической действительности, а также то, что можно считать фактами или событиями. При этом объективные факты, которые не вписываются в формируемую псевдореальность, исключаются из трансляции и не находят своего отражения в общественном сознании.

Не случайно Мишель Фуко писал о том, что современный человек существует в рамках именно созданного информацией мира, а не мира, о котором у него есть какая-либо информация [Уэбстер, 2004, с. 332].

В связи с этим можно говорить о том, что определяя параметры и содержание политической реальности для общества, формируя медиадействительность, современные средства коммуникации выступают в свою очередь фактором влияния на реальное политическое пространство.

Такое замещение политической реальности сконструированной псевдодействительностью во многом определяет базовые свойства современного политического процесса. Искусственно конструируемые образы политической действительности, целенаправленно создаваемые в медиапространстве ценности и смыслы, а также символы и идеи наполняют политическую реальность содержанием, определяемым контролирующими средства массовой коммуникации акторами.

На наш взгляд, сегодня это верно и для интернет-пространства, которое наряду с традиционными средствами массовой информации включено в активный процесс формирования массовых запросов и потребностей, включая, безусловно, и политические [Ильин, 2009].

Здесь уместно вспомнить канадского исследователя Дж. Мей-ровица, который, объединив анализ электронных средств коммуникации с описанием механизмов социального взаимодействия [Грачев, 2011, с. 166], ввел понятия «псевдособытие» (представленное через СМИ) и «действительное событие» (политическая реальность).

Виртуальные псевдособытия в Интернете и псевдособытия в традиционном медиапространстве, на основе которых и формируются представления людей о политической реальности, могут иметь существенные отличия друг от друга.

Порой такие различия становятся существенными, формируя, по сути, две массовые глобальные аудитории (офлайн и онлайн), имеющие крайне различающиеся между собой представления о значимых политических процессах и событиях, что неизбежно ведет к непониманию между представителями данных аудиторий в силу наличия в их сознании принципиально отличных друг от друга псевдореальностей.

При этом такого рода псевдособытия, по классификации Ж. Бодрийяра, могут быть отнесены к симулякрам, поскольку сконструированные псевдособытия могут не иметь своего прототипа в действительности, о чем писал Ж. Бодрийяр в своей работе «Симулякры и симуляции» [Бодрийяр, 2013], демонстрируя, как посредством создания и трансляции в общественное сознание искусственных симулякров, отражающих несуществующие псевдообъекты политической реальности, происходит формирование ме-диареальности. Такого рода симулякры играют на сегодняшний день ведущую роль в жизни современного общества.

Мы можем заключить, что активизация общественно-политических процессов в интернет-пространстве тесно связана с процессом виртуализации и симулякризации публичной политики, выходом на первый план в качестве инструмента политики искусственно создаваемых виртуальных образов, которые становятся одной из основных форм существования любой политической силы в публичном пространстве.

Виртуализация социально-политической реальности для массового пользователя интернет-пространства тесно связана с формированием отдельной искусственно сконструированной псевдореальности, вмещающей в себя множество симулякров, выражаясь языком Бодрийяра. Данная тенденция является глобальной, и на сегодняшний день представления пользователей Сети о реальном мире носят преимущественно искусственный характер.

Как пишет российский социолог Д. Иванов, «в сети и функционеры политических партий / движений, и работники государственных учреждений, и граждане осуществляют коммуникацию посредством технологии, которая в принципе позволяет вести коммуникацию не в формате партийной организации или бюрократической процедуры... Тем самым в условиях отсутствия реального институционализированного взаимодействия поддерживается образ «действующей организации» или «работающего государства». Интенсивная политизация киберпространства наглядно демонстрирует, что новая политика строится на компенсации дефицита реальных ресурсов и поступков изобилием образов» [Иванов, 2002, с. 109].

Особенности социальных медиа в системе массовых политических коммуникаций

Сетевые ресурсы социальных медиа, использующиеся в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия, включая сферу публичной политики, имеют ряд принципиальных содержательных, структурных и технологических особенностей, существенно отличающих их от традиционных медиаресурсов, что позволяет нам говорить о факте формирования особого вида коммуникационного пространства социальных медиа, имеющего собственную специфику и предоставляющего отличные от традиционного медиапространства возможности для осуществления воздействия на общественное сознание.

Данные особенности во многом формируют способы предоставления социально-политической информации целевым аудиториям интернет-пользователей.

Так, несмотря на то что практически каждый ресурс в интернет-пространстве, по сути, является медийным, тем не менее особен-

ности формирования представлений о социально-политической реальности в общественном сознании интернет-пользователей определяются на сегодняшний день не столько медиаконтентом, как это свойственно традиционному медиапространству, сколько теми механизмами, технологиями и моделями коммуникации, которые имеют сегодня свое собственное значение и содержание, во многом определяющее восприятие медиаконтента конечными пользователями.

Кроме того, необходимо выделить такой важнейший факт, как наличие существенных различий между традиционной массовой аудиторией телевидения, прессы и радио, и массовой аудиторией в интернет-пространстве.

В рамках традиционных подходов масса представляет собой социально недифференцированную совокупность людей с отсутствующей структурой и неопределенным составом.

При этом представители массовой аудитории в традиционном медиапространстве, как правило, потребляют и воспринимают информацию индивидуально, изолированно друг от друга, на основе принципа «от одного - ко многим».

Что же касается современных интернет-сообществ, то они имеют достаточно выраженную структуру, в первую очередь определяемую наличием активно развитых горизонтальных коммуникационных связей.

Как пишет Е. Журавлева, современное сетевое пространство (а точнее, совокупность находящихся в нем интернет-пользователей) может быть описано и структурировано при помощи вертикально интегрированных социальных сетей, которыми располагают глобальные игроки, подобные Google, YouTube, Apple, Facebook, Twitter, Amazon, Microsoft и др. [Журавлева, 2015].

Кроме того, большинство интернет-сообществ объединяет онлайн-пользователей по различным социальным параметрам, включая демографические, религиозные, профессиональные, политические и иные характеристики, что позволяет сделать вывод о том, что классическое представление о массе на уровне сетевых сообществ требует своего пересмотра в силу наличия структуры и тесных коммуникационных взаимосвязей между интернет-пользователями, являющимися членами подобных сообществ.

В целом можно отметить, что главное отличие классической массовой аудитории, описанной в рамках традиционных теорий и моделей, состоит в отсутствии взаимных горизонтальных коммуни-

каций, а следовательно, и регулярного информационно-коммуникационного взаимодействия между изолированными гражданами.

Находясь в своей отдельной квартире и просматривая телепрограмму или слушая радио, реципиент не коммуницирует с миллионами других таких же традиционных реципиентов. Именно на подобном понимании массы выстроено большинство классических теорий массовой коммуникации.

В то же самое время в рамках сетевых сообществ представители массовой аудитории осуществляют устойчивое и регулярное информационно-коммуникационное взаимодействие друг с другом на уровне горизонтальных связей, что, безусловно, отличает сетевые сообщества от классической массы в офлайн-пространстве.

По сути, транслируемую в сообществах информацию пользователи оценивают и воспринимают не индивидуально, как в случае с традиционными СМИ, а совместно.

Сами принципы распространения информации в интернет-пространстве отличны от используемых в традиционных моделях, позволяя выстраивать отношения «от одного - ко всем», «от одного к одному», «от многих к одному».

Анализ современного интернет-пространства позволяет говорить о наличии социально дифференцированных «информационных сообществ», имеющих помимо развитой горизонтальной сетевой структуры еще и специфические социальные характеристики, которые обусловливают устойчивость такого рода сообществ и позволяют формировать полузакрытые «внутренние» пространства с ограниченным и регламентированным доступом извне.

Участники сетевых сообществ не представляют собой массу в ее традиционном понимании в силу наличия между ними развитых горизонтальных коммуникационных связей.

Сетевые пользователи имеют широкие возможности для самостоятельного и свободного выбора лидеров общественного мнения, независимо от собственных социально-демографических и профессиональных характеристик, принадлежности к конкретной территории, группе, религии.

Следует констатировать, что вместо совокупности изолированных друг от друга людей, индивидуальным образом потребляющих информацию, транслируемую по традиционным вертикальным каналам коммуникации, в интернет-пространстве сегодня функционируют четко структурированные на уровне горизонталь-

ных связей сообщества, имеющие высокий мобилизационный потенциал и вырабатывающие свои собственные модели реальности в процессе внутригрупповых диалоговых коммуникаций.

При этом сетевые сообщества становятся виртуальным инструментом общественного давления на реальные институты государственной власти, приходя на смену классическим институциональным формам, в рамках которых традиционно осуществлялось влияние гражданского общества на власть.

Мнение У. Липпманна о том, что процесс управления в современных демократиях происходит под влиянием «контролируемого общественного мнения» на администрацию [Steel, 1980], приобретает одновременно актуальность и особое значение применительно к появлению такого политического актора, как сетевые сообщества, особенно с учетом того, что сегодня речь идет о взаимодействии и достижении согласия не только между исполнительной властью и обществом, но и между обществом и законодательной властью.

В процессе массовых горизонтальных коммуникаций в Интернете может вырабатываться собственный информационный контент и формироваться отличное от желаемого субъектами политических кампаний отношение к тем или иным политическим силам, процессам, явлениям.

При этом смысловое значение любого обсуждаемого явления, процесса, понятия или объекта в интернет-пространстве определяется не столько его свойствами, сколько результатами коммуникационного взаимодействия. Смыслы формируются в процессе коммуникационного взаимодействия, а не задаются изначально.

Представители сетевых сообществ в ходе горизонтального интерактивного информационно-коммуникационного взаимодействия, которое мы можем отнести к форме социальной активности, деятельно формируют смысловые характеристики реальных процессов и явлений, отличные от их объективного содержания.

Здесь следует отметить определенную актуальность теории социального интеракционизма Г. Блумера, в соответствии с которой смысловое значение любого понятия или объекта определяется не столько его свойствами, сколько результатами социального взаимодействия [Блумер, 1984, с. 173-179].

С учетом того, что сетевые социальные медиа ориентированы в первую очередь на организацию социального взаимодействия внутри сетевого пространства между интернет-пользователями,

теория Блумера приобретает новое звучание в условиях развития Интернета как пространства политических коммуникаций.

В целом активность интернет-пользователей в процессах горизонтального взаимодействия, важность пользовательских оценок и комментариев становятся крайне значимыми параметрами информационно-коммуникационной работы в сети в аспекте обеспечения необходимых политических результатов.

Так, например, даже уровень авторитетности политика определяется в интернет-пространстве не столько его реальной деятельностью, результативностью его работы в том или ином органе власти, сколько совершенно виртуальными характеристиками, такими как число подписчиков его блога, наличие одобрения политика в пользовательских комментариях, наличие положительных упоминаний политика ведущими блогерами в своих постах, количество просмотров постов и т.д., что в общем виде можно определить как виртуальный социальный капитал.

Уровень общественной значимости и общественной оценки различных социальных событий также определяется не столько содержательными аспектами события, сколько количеством и содержанием пользовательских комментариев, а также объемом ре-постов, ретвитов, лайков в социальных медиа, что на сегодняшний день является ключевым критерием оценки социально-политических событий массовым интернет-пользователем.

В результате деятели популистского толка зачастую имеют значительно больший уровень поддержки и доверия среди сетевых пользователей, чем реальные руководители, приносящие значительную пользу государству и обществу, однако в недостаточной степени представленные в интернет-пространстве или не имеющие надлежащего уровня виртуального социального капитала.

Такое положение дел зачастую приводит на практике к вынужденной необходимости подмены реальной эффективной деятельности информационно-коммуникационной активностью по формированию виртуальных общественных представлений в сетевом пространстве о политике, его деятельности или реализуемом им проекте.

С учетом того, что в интернет-пространстве активно используются технологии social media management, позволяющие сугубо технологическими средствами продвигать необходимую информацию, наращивать виртуальный социальный капитал, обеспечивать

интенсивное присутствие руководителя в Сети, а также формировать его положительную упоминаемость и позитивную интерпретацию его деятельности от имени авторитетных пользователей, виртуальная составляющая в «онлайновых» информационно-коммуникационных процессах стала играть более значимую роль, чем реальное содержание.

В результате для осуществления успешного управления в условиях развитого онлайн-пространства и активного использования различными сетевыми группами интересов имеющихся сегодня интернет-технологий и онлайн-инструментов массовой коммуникации, критичной становится необходимость адекватного информационно-коммуникационного сопровождения в Сети любой публичной профессиональной активности.

В первую очередь речь идет о том, что помимо непосредственного размещения политического контента в пространстве социальных медиа крайне значимой становится его пользовательская интерпретация в формате комментариев, а также повышение степени важности публикаций посредством применения инструментов социальной активности интернет-пользователей. Такого рода сопровождение в форме пользовательских комментариев обеспечивает легитимацию деятельности представителей органов власти, руководителей различных управленческих структур, включая организации, осуществляющие свою деятельность в сфере современной публичной политики.

Ключевые характеристики ресурсов пространства социальных медиа

Подводя итоги, мы можем выделить ключевые характеристики ресурсов пространства социальных медиа. Учет данных особенностей при реализации проектов в сфере публичной политики, на наш взгляд, крайне важен и необходим.

В первую очередь, следует отметить, что коммуникация приобретает самостоятельное смысловое и социально-политическое значение, влияя на восприятие транслируемой посредством коммуникационных технологий информации. При этом коммуникационная основа становится принципиально важным условием осуществления любых процессов в сфере публичной политики.

Любая информация вне контекста возможностей ее использования в процессах коммуникационного взаимодействия теряет свою традиционную ценность.

Интернет-коммуникация в пространстве социальных медиа является конкурентной. Конкуренция разворачивается в сфере борьбы за доминирование виртуальных ценностей, образов, представлений и смыслов, транслируемых в массовое сознание, а также генерируемых в процессе горизонтального коммуникационного взаимодействия пользователей.

Массовые представления о реальной действительности в пространстве социальных медиа в большинстве случаев являются значительно смещенными по отношению к реальной социально-политической действительности, однако именно они выступают в качестве истинных для интернет-аудитории. При этом мнение, транслируемое в интернет- пространстве, во многом оказывается определяющим при конструировании социально-политической медиареальности интернет-пользователей.

Современные интернет-сообщества имеют достаточно выраженную структуру, в первую очередь определяемую наличием активно развитых горизонтальных коммуникационных связей. В рамках сетевых сообществ представители массовой аудитории осуществляют устойчивое и регулярное информационно-коммуникационное взаимодействие друг с другом.

В результате классические модели информационно-коммуникационной работы в офлайн-пространстве не могут эффективно использоваться в онлайн-пространстве в силу существенных отличий пространства социальных медиа от традиционного медиапространства.

В Интернете значительное число информационно-коммуникационных ресурсов функционирует в режиме инициативного горизонтального коммуницирования между пользователями, когда каждый сетевой пользователь является равноправным и независимым инициатором коммуникации, информационным источником, транслятором собственного мнения, участником дискуссий и обсуждений, а также реципиентом информации.

Смысловое значение любого понятия или объекта в информационном пространстве Интернета определяется не столько его свойствами, сколько результатами коммуникационного взаимодействия. Для эффективного достижения поставленных целей инициаторам информационных кампаний необходимо выступать в

качестве равноправных участников горизонтальных коммуникаций в пространстве социальных медиа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не информация, но социальные коммуникативные отношения и коммуникационные возможности становятся основной социально-политической ценностью в современном обществе.

Отношение к сообщению, его «окраска» все более зависят от собственной оценки пользователей, в связи с чем в интернет-пространстве как качественные, так и количественные характеристики реакции пользователей в форме комментариев к контенту размещенного сообщения приобретают важнейшее значение.

Возможность влиять своими посещениями, комментариями и оценками на общественную значимость различных материалов, публикуемых в Сети, на восприятие контента данных материалов другими пользователями является уникальной для интернет-пространства массовых коммуникаций.

Помимо непосредственно размещения информационного сообщения крайне значимой в пространстве социальных медиа становится его пользовательская интерпретация. Интерактивное горизонтальное взаимодействие пользователей социальных медиа обладает высоким потенциалом популяризации транслируемой коммуникатором политической информации.

Данные характеристики во многом определяют инструментальный потенциал применения ресурсов социальных медиа в современной публичной политике.

Список литературы

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Т.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 173-179. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - Тула, 2013. - 204 с. Грачев М.Н. Политика: Коммуникационное измерение. - Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2011. - 172 с.

Журавлева Е.Ю. Современная социология в сетевой цифровой среде: От вычислительных и электронных социальных наук к цифровым социальным исследованиям // Социс. - М., 2015. - № 8. - С. 25-34. ИвановД.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 224 с.

Ильин A.A. Интернет-реальность как социальная актуальная и виртуальная реальности // Социальная политика и социология. - М., 2009. - № 2. - С. 304-310.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 640 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. - М.: Издательство Манн, Иванов и Фер-бер, 2013. - 368 с.

Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume I: The Rise of the Network Society. Second edition. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. - 656 p.

HeyerP. Communications and History: Theories of Media. Knowledge, and Civilization. - N.Y.: Greenwood Press, 1988. - 197 p.

SteelR. Walter. Lippmann and the American Century. - N.Y.; Vintage Books, A Division of Random House, 1980. - 669 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.