Научная статья на тему 'Социальные инновации: научные идеи и подходы в практике Европейского сообщества и современной России'

Социальные инновации: научные идеи и подходы в практике Европейского сообщества и современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
971
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ФАКТОРЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INNOVATIONS / MODELING / SOCIAL AND ECONOMIC ASSESSMENT / FACTORS / SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселков Алексей Владимирович, Кашник Ольга Ильинична

Современному миру и российскому обществу необходимы всесторонние обновления. Создание «новых факторов» развития общественных отношений, во многом продиктованы социально-экономической ситуацией. Направления построения модели инноваций, имеющих на сегодняшний день рефлексивный характер, должны обрести черты научной системности. С этой целью важно обратиться к изучению исторической, в первую очередь, социально-экономической научной мысли, создавая импульсы для возникновения инновационных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INNOVATIONS: SCIENTIFIC IDEAS AND APPROACHES N PRACTICE OF EUROPEAN COMMUNITY AND CURRENT RUSSIA

Current world and Russian society are in need of all-round innovations. Creation of ‘new factors” for social relations development results from the social and economic situation. Innovation models used nowadays are of more reflexive than scientific character. This necessitates studying historic, mostly social and economic concepts, to generate innovative ideas.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации: научные идеи и подходы в практике Европейского сообщества и современной России»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: НАУЧНЫЕ ИДЕИ И ПОДХОДЫ В ПРАКТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Алексей Владимирович Веселков

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры производственного менеджмента, тел. (383) 361-04-71, e-mail: [email protected]

Ольга Ильинична Кашник

Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 189, кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, тел. (383) 328-02-15

Современному миру и российскому обществу необходимы всесторонние обновления. Создание «новых факторов» развития общественных отношений, во многом продиктованы социально-экономической ситуацией. Направления построения модели инноваций, имеющих на сегодняшний день рефлексивный характер, должны обрести черты научной системности. С этой целью важно обратиться к изучению исторической, в первую очередь, социальноэкономической научной мысли, создавая импульсы для возникновения инновационных идей.

Ключевые слова: инновации, моделирование, социально-экономическая оценка, факторы, общественные отношения.

SOCIAL INNOVATIONS: SCIENTIFIC IDEAS AND APPROACHES N PRACTICE OF EUROPEAN COMMUNITY AND CURRENT RUSSIA

Alexey V. Veselkov

Senior lecturer, Production Management Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., phone: (383) 3610471, e-mail: [email protected]

Olga I. Kashnik

Ph.D., Asoc.Prof.,Department of Professional training, Pedagogocs and Psychology, Siberian State University if Railway transport, Russia, Novosibirsk, 189 D. Kovaltchuk St., phone: (383) 3280215

Current world and Russian society are in need of all-round innovations. Creation of ‘new factors” for social relations development results from the social and economic situation. Innovation models used nowadays are of more reflexive than scientific character. This necessitates studying historic, mostly social and economic concepts, to generate innovative ideas.

Key words: innovations, modeling, social and economic assessment, factors, social relations.

Мировое сообщество признаёт необходимость инновационных изменений в социально-экономической, научно-технической, политико-экономической и других областях. Европейский Союз, предпринимая попытки сохранения своей целостности, ищет новые возможности решения вопросов, во всей своей силе вставших перед ним.

Особое давление, которое испытывают работники, занимающееся низкоквалифицированным, трудом, пожилые люди. «Именно таким требуется соответствующее внимание и разнообразная помощь», отмечает Аннета Скопетта.

Социальные инновации в гражданском обществе, по мнению автора, наращивают свою значимость. Беренике Эккер обращает внимание на то, что «Еврофонды могут использоваться для финансирования направлений. Программы Евросоюза должны быть так сформированы, чтобы меры дополняли друг друга, и в то же время, поддерживали единую цель». Александр Кессель-ринг констатирует «Потребность социальных наук состоит в разработке теорий социальных инноваций, которые формируют соответствующую концепцию управления социальными инновациями, техническими инновациями и множественными гибридными фирмами...». Майкл Фёршнер рассуждает о совпадении институциональных интересов сторон, нуждающихся в нахождении решений по различным вопросам. «Очень важно не только преодолеть противостояние институтов, но и развить новые взаимодополняющие стратегии развития, которые будут позитивно восприниматься всеми собственниками». Возможности социальных инноваций в развитии корпоративного партнёрства, территориальные пакты занятости, по мнению Вольфганга Михалека, порождают возможность инновационного решения вопроса образования и дальнейшей занятости населения Евросоюза. «Что здесь особенно важно - поддержать развитие стратегических возможностей собственников, что будет результатом постоянно идущих процессов улучшения». Из материалов, опубликованных в журнале «Центр социальных инноваций» (Австрия, Вена).

Россия как страна, интегрированная в мировое сообщество, направляет усилия с целью ликвидации отставания от мировых лидеров, в первую очередь экономико-технической сфере. Инновационные изменения в научной, организационно-технологической, производственной, социально-экономической сфере - наиболее обсуждаемые темы в реалиях современной России. Вопрос новаций остаётся полимичным не столько в области определения инноваций, сколько в области перехода к инновационной модели развития страны.

Термин «инновация» введенный в научный оборот Йозефом Алоизом Шумпетером в работе «Теория экономического развития» (1912г.) является базовым в нашей статье. «Инновация - изменения (новые комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом, с целью внедрения и использования новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форм организации производства (реорганизация с целью монополизации ...)».

В определении термина «инновации» существует ряд подходов. Объектный подход представлен определениями:

- инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. (Oslo manual [18])

- Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. (Стратегия «Инновационная

Россия 2020». Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года).

- Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначаемые для реализации» «Венчурное предпринимательство - предпринимательская деятельность, связанная с реализацией высокорисковых инновационных проектов и программ с участием инвесторов, осуществляющих долгосрочные инвестиции и участвующих в стратегическом планировании и управлении организацией, реализующим эти проекты. (Закон Новосибирской области от 15.12.2007 №178-03(ред. от 01.04.2011)«0 политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы»).

Объектно-утилитарный подход.

- Инновация конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. .Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инноваций, её создание, внедрение, и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации. Новшество -оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или элементарных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. (Р.А. Фатхутдинов: [14]).

- Инновация (innovation) - любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор, или его компания, получает преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированный на сформированный спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки. (Бизнес: Оксфордский толковый словарь [15]),

- Инновация - новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология), её производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). (Кулагин А.Г. [9]).

- Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, технологический): утверждают в статье Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова.

- Инновации (нововведения) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определённые потребности. Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования

для удовлетворения определённых запросов и потребностей» (Сурин А.В. Молчанова О.П. [11]).

Процессный подход.

- Нововведения сводятся к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах (Пригожин А.Н., [12]).

- Инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. (П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели [16]).

- Инновация - первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения. (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [19]).

- Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования» являются инновацией с точки зрения Ф. Никсон.

- Общественный, технический, экономический процессы, приводящие к созданию лучших по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий путём практического использования нововведений. (Медынский Г.В. [10]).

Процессно-утилитарный подход.

- Инновация - общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию по своим свойствам лучших изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, её появление на рынке может принести добавочный доход - такое определение встрчаем у Б. Санто.

- Инновация - процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание. (Б. Твисс: [13]),

- Инновация - процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект. (Бездудный Ф.Ф. Смирнова Г.А. Нечаева О.Д.).

- Инновационная деятельность - это общественно-технический и экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий (Кирьяков А.Г. Максимов В.А.).

- Инновация - развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедрённый на производство, а объект, успешно внедрённый и приносящий прибыль в результате проведённого научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. (Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьёв В.П.[17]).

- Инновационный процесс - это совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, динамично развивающийся процесс научно-производственной и социально-экономической деятельности, который противостоит уже сложившимся традиционным процессам и структурам деятельности и связан с ними определённым образом. Прибыльное использование инноваций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технологических и социальноэкономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. (Ю.П. Морозов).

Молодёжный международный молодёжный форум «Интерра», проводимый Правительством Новосибирской области с 2009 года, является успешной попыткой приобщения учащейся молодежи, профессионального и научных сообществ к инновационным процессам, проходящим в российском обществе. В международной коллективной монографии «Инновационный человек и инновационное общество» представлены взаимосвязязанные научные направления: экономика, философия, социология, культурология, производство и технология, обществоведение, наука и образование, политология.

В статье «Инновационный человек и инновационное общество» В.И. Супрун отмечает сложность и многоаспектность модернизации. «Неочевидным является ответ о субъекте этого кардинального действия - гражданское общество, государство, бизнес, культура или сам человек как индивид» [4]. Вопрос о проводнике энергии инноваций остаётся проблематичным. С одной стороны -государство «.. .в государстве как субъекте инноваций это могут быть лидеры и институты, сама система организации государства с её методами принятия и выполнения решений, которые может принимать или стагнационная бюрократия или же бюрократия продвинутого типа, как бы меритократия, обладающая высоким уровнем знаний и способностью принимать гибкие, оптимальные решения». С другой стороны индивид, инертный и послушный государству или активный, способный принимать адекватные самостоятельные решения. Шумпетер определял предпринимателя как активного индивида, обладающего особым даром, имеющим особые свойства характера: стремление к нововведению, опора на собственные силы, предпочтение риска, ориентация на собственное мнение, потребность в достижении успеха.

С точки зрения Шумпетера предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Благодаря его активности осуществляется технический прогресс, создается избыток ценности, "взламывается" стационарная ситуация и экономика получает стимул к развитию. Положительное взаимодействие этих инновационных проводников энергии преобразования, возможно при «.формировании определённого уровня политической просвещённости и становлении нового типа государства (которое основывается на политике знания, по аналогии с экономикой знания). Результат создания инновационной политической атмосферы - появление инновационного человека, способного менять государство и общество» [4]. Претворение идей обновлённого общества и человека диктует необходимость построения модели, по утверждению автора публикации, «.необходимо актуализировать и воплотить не в про-

дукт, а в жизнь». Идею построение объяснительной модели для анализа действий макросоциальных факторов и инстутициональной среды инновационного развития поддерживает И.Е. Дискин в статье «Инновационная Россия: макро-социальные проблемы».

Австрийский и американский учёный - экономист и социолог Й. Шумпетер указывал на отличия поведения рационального «homo economicus» и «иррационального» реального человека. Мотивы поведения в предпринимательской деятельности: саморазвитие личности, успех, радость творчества - присущи реальному «иррациональному» человеку. Предпринимателем движет жажда деятельности и воля к победе. Изучение мотивов предпринимательства обогатило экономические науки и психологию, способствовало появлению науки «экономическая психология». Ведущий зарубежный экономист П. Самуэльсон признаёт «В наши дни новая граница в изучении политической экономии пролегает поблизости от .очень важных нематериальных аспектов человеческого существования».

Российский инновационный климат представлен национальной культурой, которая может определять экономическое поведение индивидуума. Изучение вопроса и построение модели экономического поведения сложная, многофакторная задача. Д.Е. Сорокин в статье «Национальная культура и национальное экономическое поведение» пишет: «В этой связи необходимо комплексное междисциплинарное исследование существа экономического менталитета современного российского общества, превалирующих ценностных установок и черт экономического поведения. При этом сложность такого исследования определяется исторически сложившимся дифференциацией российского общества, как по природно-климатическим, так и по национально-культурным параметрам, что делает бессодержательным попытки построения «модели» некого усреднённого россиянина».

Валентей С.Д. описывая условия возможности функционирования инновационной модели развития России в статье «Экономика инноваций и национальная инновационная система», отмечает: «.определённость с критериями «инновационности» сама по себе не гарантирует переход к инновационной модели развития. Мало произвести продукт с реальным «инновационным наполнением». Необходимо, чтобы на него был спрос. Попытка разобраться в условиях возникновения спроса, приводит автора к рассмотрению социальноэкономических содержаний экономических инноваций, реализуемых в НИС -национальной инновационной системе. Оценка автора возможности «запуска» инновационной российской экономической модели пессимистична: «.устойчиво воспроизводится система интересов, при которой практически всё общество не заинтересовано в создании национального богатства, базирующегося на инновационной модели производства. Следствием этого выступает господство интересов формального накопления, играющих роль главного блокиратора процесса перехода к инновационной модели». Автор отмечает, что Правительство Российской Федерации делает практические усилия для создания возможности функционирования инновационной модели развития страны, приняв Стратегию «Инновации - 2020». Наряду с этим остаются нерешенные вопросы:

«Необходим подход, в основе которого лежит система экономико-правовых механизмов, использование которых вызовет мультипликативный эффект». С.Д. Валентай определяет экономику инноваций не как очередную форму организации производства, а как «.новый тип общественных отношений».

Можно констатировать, что современному миру и российскому обществу необходимы всесторонние обновления. Направления построения модели инноваций, имеющих на сегодняшний день рефлексивный характер, должны обрести черты научной системности. С этой целью важно обратиться к изучению исторической, в первую очередь, социально-экономической научной мысли, создавая импульсы для возникновения инновационных идей. Энергию изменения и определения «новых факторов» развития общества и общественных отношений, по нашему мнению, способны придать такие параметры:

1. Интегрирование современного качественного базового образования с возможностями непрерывного пополнения знаний специалистов в различных направлениях профессиональной деятельности,

2. Формирование в политическом и бизнес сообществе заинтересованности и в первую очередь, финансовых возможностей инвестирования средств в исследовательскую деятельность,

3. Формирование современной социально-экономической среды взаимовыгодного сотрудничества промышленности, науки и образования в контексте постановки производственно-технической исследовательской проблемы,

4. Выделение значительного государственного финансирования с целью создания системных социально-правовых механизмов, придающих импульс оживлению инновационной общественной активности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Келлерман Б. Обновлённое лидерство. - Новосибирск, 2005;

2. Казакова Н.В. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике//Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

4. Инновационный человек и инновационное общество. Под. ред. В.И. Супруна. -Н.:ФСПИ «Тренды», 2012. - 424 стр.

5. Барсукова Е.Л., Сарычев В.А. Инновация как экономическая категория // Инновации. 2008. — № 2.

6. Самуэльсон П. Экономика. - М. 1992. - с.367.

7. Стратегия «Инновационная Россия 2020» (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года).

8. Arbeit und Clancengleiheit. Das soziale Innovationspotenzial //Zentrum fur soziale innovation. Wien, Marz 2012.

9. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004. - № 7.

10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент — М.: Инфра-М, 2002.

11. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2008. -

368 с.

12. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М.: Политиздат, 1989.

13. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика,

1989.

14. Фатхутдинов РА. Инновационный менеджмент. — М.: Инфра-М, 1999.

15. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Aнгло-русс. — М.: Изд-во «Прогресс-Aкадемия», изд-во РГГУ, 1995.

16. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П. Завлина, A. Казанцева, Л. Миндели. — М.: Экономика, 2000.

17. Ильдеменов С.В., Ильдеменов A.C, Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. -М.: Инфра-М, 2002.

18. OECD proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data. Oslo manual. OECD. — Paris, 1992.

19. Knowledge Management in the Learning Society. — Paris. OECD. 2000.

© А.В. Веселков, О.И. Кашник, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.