Социальные и профессиональные потребности нового качества профессиональной подготовки и проблемы его модернизации
Е. С.Богачева
Общая востребованность специалистов среднего профессионального звена на рынке труда во всех его сегментах имеет явно выраженный дисбаланс представлений работодателей о будущем работнике данного уровня (о его профессиональных компетенциях), ценностных профессиональных ориентаций (тех компетенций, которые мотивируют их на получение данной профессии), направлений и содержаний их профессиональной подготовки (компетенций учебных программ, государственных стандартов) и ценностей государства и общества.
Указанные обстоятельства требуют коренной модернизации системы среднего профессионального образования. Происходящие в экономической жизни современного российского общества глобальные изменения требуют качественного преобразования при подготовке специалистов.
Целью данной статьи являются вопросы модернизации среднего профессионального образования, ее принципы и их реализация.
Качество подготовки специалистов, номенклатура специальностей, набор профессиональных и социальных компетенций не соответствуют не только мировым стандартам, но и потребностям современного российского государства, общества, бизнеса и не удовлетворяют образовательные потребности потребителей образовательных услуг.
Так, в 2010-2011 учебном году отделом контроля качества ФГОУ СПО Донского государственного колледжа строительства экономики и предпринимательства ( ФГОУ СПО ДГМКСЭП) в городе Новочеркасске,
было проведено анкетирование студентов и сотрудников колледжа.
Целью опроса студентов явилось определение степени
удовлетворенности различными сторонами процесса образования, их социального настроения, а также активности в различных сферах социальной реальности.
В опросе приняли участие 235 человек. Все респонденты являются студентами очного отделения. По результатам опроса было выявлено, что одной из основных проблем, в наибольшей степени волнующая студентов -проблема трудоустройства по специальности после обучения. Целью опроса преподавателей и сотрудников явилось определение степени
удовлетворенности коллектива различными сторонами организации трудовой деятельности, их социального настроения, а также активности в различных сферах социальной реальности. В опросе принял участие 61 человек. Анализ ответов показал, что:
1. Более половины респондентов удовлетворены условиями организации труда в колледже.
2. Прослеживается неудовлетворенность сотрудников оплатой труда,
отношением со стороны руководства, состоянию учебно-
материальной базы, медицинского обслуживания.
3. Имеется низкий интерес к повышению квалификационного уровня (67% опрошенных указали на то, что им не требуется повышение квалификации).
Из вышесказанного следует, что структурные и системные деформации системы современного российского СПО выразились в диспропорциях
подготовки специалистов, в ориентации не на экономический и социальный,
а на ажиотажный спрос, в размывании границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и деформации систем управлением качеством подготовки, в недоброкачественной конкуренции систем государственного и негосударственного СПО, что в целом существенно снижает уровень подготовки будущих специалистов.
В настоящее время выделяют следующие проблемы среднего профессионального образования. Во-первых, это несоответствие структуры среднего профессионального образования, ее содержание, объемов, сроков обучения, состояния учебно-материальной базы учебных заведений, методов подготовки специалистов жестким требованиям, которые сегодня выдвигает российская экономика [ 3].
Подготовка современных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом будет определять темпы экономического роста страны и качество жизни, а дефицит кадров и уровень их компетенций грозит стать в ближайшие годы основной проблемой экономики.
Реформа СПО предполагает социально-экономическую поддержку обучающихся и работников средних специальных учебных заведений, а именно:
• совершенствование системы оплаты труда работников средних специальных учебных заведений;
• формирование системы стимулирования работников, обеспечивающей повышение уровня профессионального мастерства;
• совершенствование социальных гарантий и льгот для обучающихся и работников;
• обеспечение отдыха, медицинского обслуживания, развитие других форм
социальной поддержки обучающихся и работников;
• создание системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
Важно отметить, что складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. Необходимо отметить, что в процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность, потребителя образовательных услуг и на ее профессиональную и социальную компетентность, что позволяет оптимизировать процесс социальной адаптации молодежи к профессиональной среде и процесс ее социализации. Этому процессу способствуют ежегодные проведения конкурсов художественной самодеятельности, научные конференции, спортивные мероприятия. Именно в процессе участия такого вида деятельности лучше проходит адаптация к новым реалиям жизни. В процессе внеучебной деятельности происходит " подключение" активности по обеспечению развития себя и своего отношения к обществу[2]. На сегодняшний день, не все ССУЗы уделяют нужное значение развитию личностных характеристик молодых людей.
В настоящее время на рынке труда все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно
функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Поэтому цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать в процессе производства, приобрести технические навыки и должную профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными личными жизненными, социальными и профессиональными ситуациями.
В соответствии с этим, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность понимается как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Практика образовательной деятельности средних специальных учебных заведений показывает, что особую актуальность сегодня приобретает проблема концептуально нового методологического и учебно -методического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных методов, к числу которых относится компетентностный метод. Такой подход связан не только с педагогической переориентацией. Это, прежде всего, социологическое осмысление того, что сегодня нужно рынку труда и что может дать рынок образовательных услуг.
В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в профессиональном образовании. Следует
отметить, что многие идеи, методы и технологии компетентостного подхода в среднем профессиональном образовании появились в результате социологического изучения ситуации на современном рынке труда.
Зимняя И.А. в своей работе выделяет следующие виды ключевых компетентностей:
• Компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
• Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;
• Компетентности, относящиеся к деятельности человека[1].
Востребованность профессиональных компетенций на рынке труда может трактоваться, как стремление привести среднее профессиональное образование в необходимое соответствие с потребностями рынка труда, государства, общества и образовательными запросами личности.
Итак, модернизация системы среднего профессионального образования выраженных в Правительственной Программе развития среднего профессионального образования, дало основание выявить направления и пути реформирования, направленные на новое качество среднего профессионального образования. Одним из ключевых моментов является определение современного работника, которого должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний.
Литература:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / Высшее образование сегодня. -2003. с.34-42.
2. Климов Е.Психология профессионального самоопределения [ Текст] / Рос тов-на-Дону.1996г. с.44.
3. Костюк Н.В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования [Текст] / Кемерово. - 2004. 193с.
4. Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России: Доклад ГУ ВШЭ.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009,с.41.
5. Ярошенко Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего
профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО [Текст] / Н.Г.Ярошенко //Среднее
профессиональное образование. - 2004. - № 2. - с.2-6.