Научная статья на тему 'Социальные и персональные аспекты идентичности человека современного общества'

Социальные и персональные аспекты идентичности человека современного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1931
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTITY / SELF-IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / PERSONAL IDENTITY / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резчикова Виктория Владимировна

Статья посвящена теоретическому анализу феномена социальной и персональной идентичности на основе экспериментальных исследований, проводимых для решения целевых задач. рассматриваются основные направления исследований этого феномена в современной психологии, а также затрагивается вопрос о структуре и функциях идентичности. обсуждается постановка проблемы социальной и персональной идентичности специалиста, работающего в системе человек человек (Ч-Ч), ее понимание и изучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and personal aspects of individual identity in modern society

The clause is dedicated to theoretical analysis of the phenomenon of social and personal identity based on experimental research carried out to solve the task. Basic trends in research of the phenomenon in modern psychology as well as structure and functions of identity are under consideration. Problem definition, understanding and analysis of social and personal identity of a specialist working in a human-human system are discussed.

Текст научной работы на тему «Социальные и персональные аспекты идентичности человека современного общества»

В. В. Резчикова

социальные и персональные аспекты идентичности человека современного общества

характеристика современного состояния проблемы

Социальные и персональные аспекты идентичности актуальны в современных условиях среды, готовой к формированию и становлению личности, включенной в сферу субъ-ект-субъектных отношений. Наряду с этим, сама личность не способна полностью ответить условиям «чуждой» ей среды и, формируясь по образу и подобию другого, зачастую переживает внутриличностный конфликт, не совместимый с профессиональными требованиями, как начинающего, так и зрелого специалиста в любой сфере деятельности.

Проблема идентичности в психологии не является новой, но остается актуальной, поскольку идентичность представляет собой один из фундаментальных механизмов развития самосознания. Осознание идентичности сопровождается чувством целостности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении, создавая тем самым основу психического здоровья человека. Существенно меняющиеся общественно-социальные ценности, воздействующие на процесс формирования мировоззрения человека, приводят к постепенному осознанию, и признанию ценности самого человека, его индивидуальности, неповторимости, инициативности, самостоятельности. Современное общество выдвигает новые требования к формированию личностных ценностей: способности к самостоятельной постановке жизненных целей; осуществления осознанного личностно-свободного выбора; повышения уверенности в себе, гибкости, адаптивности и независимости от быстроменяю-щихся внешних условий.

Понятие «идентичность» становится существенным для социальной психологии, поскольку оно связано с комплексом проблем социальной теории и практики. Подтверждение этому мы находим в работах ученых в области социальной психологии Г. М. Андреева, Н. М. Лебедева, Г. Тэджфел, Дж. Тернер и др. Ведущие представители как зарубежной, так и отечественной социальной психологии не пришли к единому обоснованию исследуемого феномена личности. Задача укрупнения сознательного взгляда на социальную и персональную идентичности специалиста системы Ч-Ч остается актуальной для решения вопросов формирования ценностно-ориентированной личности. Поиск вариантов решений выдвинутой задачи способен дать обоснованное понимание роли изучаемого феномена в сфере межличностных и социальных отношений, значимой для культуры современной жизни и деятельности человека.

Понимание идентичности Э. Эриксоном основывается на чувстве «самотождествлен-ности, собственной истинности, полноценности и принадлежности к миру». Идентичность, с точки зрения других исследователей, определяется субъективным ощущением неких «рамок» личностного поведения, во многом обусловленным внешними факторами и воздействиями. Способность к самостоятельному выявлению соответствия принадлежности к той или иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уникальности

© В. В. Резчикова, 2009

собственного Я интегрируется в самоидентичность, которая содержит в себе дополнительный элемент творческого субъективного осмысления идентичности, что позволяет сохранить уникальность и неповторимость отдельной личности. Эриксон не дал явного определения идентичности. С нашей точки зрения, выражению полного значения данного понятия могла помешать операциональная специфичность.

Учеными в разных областях научных знаний проведено немало работ, основанных на исследовании феномена идентичности. В качестве средств ее измерения использовались опросники (типа самоотчетов и сортировки прилагательных для самоописания), не позволяющие получить объективную информацию о процессе порождения и дальнейшего формирования исследования идентичности. Большинство современных исследователей опираются на парадигму статуса идентичности, разработанную в психоанализе Джеймсом Марсиа (1964 г.), который полагал, что в развитой Эриксоном теории, центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие и/или отсутствие личного кризиса. Для разрешения дилеммы «идентичность и/или диффузная идентичность», согласно теории Марсиа, требуется два условия: наличие кризиса и связывание себя обязательством. Кризис рассматривается им как столкновение молодых людей с ситуацией множественного выбора и напряженный поиск единственно приемлемого для себя решения (выбора будущей профессии, вероисповедания и т. п.). Обязательство же подразумевает твердую приверженность личному выбору после напряженного исследования альтернатив. С точки зрения Дж. Марсиа, индивидуум, связавший себя определенным обязательством, имеет возможность достигнуть определенного уровня идентичности.

В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе, перед социальной психологией встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы человека в условиях социальной нестабильности. Интерес к проблеме идентичности отражает реакцию науки на трансформацию общественных условий. В некоторых научных работах социальная идентичность включает в себя все возможные виды идентичности1, а в русле психоанализа она соподчинена с личностной идентичностью2. В ряде примеров социальная и личностная идентичность соотносятся как пересекающиеся круги или взаимосвязанные компоненты более общей структуры3.

Вопрос о структуре и функциях социальной идентичности является очень трудным и запутанным, несмотря на большое число экспериментальных исследований идентичности, проводимых зарубежными и отечественными психологами. При явных различиях в подходах к феноменологии и функциям идентичности, общим для всех выступает понимание того, что идентичность функционально обеспечивает познание человеком себя и своего места в мире. Сохранение стабильности Я, придающее целостность, непрерывность и определенность личности, регулирует его поведение и выбор цели, что обеспечивает процесс не только сходства с другими людьми и категориями, но и отличия от многих. Идентичность только тогда эффективна и адекватна реальной ситуации, когда она способствует реализации этих функций во всей совокупности.

цель исследования

Наиболее актуальным представляется описание и исследование как социальной, так и личностной идентичности у формирующегося специалиста в профессиональной сфере Ч-Ч на разных стадиях его научно-практической подготовки в рамках многопрофильных высших учебных заведений. Главная задача данной статьи — выяснить динамику

идентичности, как показателя стабильности-нестабильности межличностных отношений, в условиях социальной вовлеченности в конкретную область деятельности единой «команды». Цель экспериментальных изысканий состояла в том, чтобы доказать, что личностные факторы идентичности, сопряженные с различным опытом профессионализма определяют динамику ее становления.

Особенности современной жизненной ситуации, стремительные реформы и социальные изменения становятся важными причинами адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Духовная и материальная адаптация человека в непростых условиях социально-экономической, социокультурной, политической, межрасовой среды требует от человека большей гибкости, определенности и осмысленности занимаемой позиции. Кроме общественного отношения к занимаемым позициям людей, существуют и их собственные мнения. Внешнее (социальное) и внутреннее (индивидуально-личностное) несогласование, осознание человеком своей неудовлетворенности (нереализованности, негативизма и пр.) непременно приводит его к глубокой переоценке личностных качеств. Исследовательские гипотезы опираются на теоретическое представление об идентичности как об одном из аспектов «Я-концепции» личности, изменяющемся в течение жизни и характеризующемся наличием более или менее осознаваемых представлений индивида о себе и своей уникальности. Индивид, сохраняя свои личностные ценности, зачастую сталкивается с нравственными, идеологическими, эстетическими основами группы той среды, в которой находится в данное время. Приобретение различий между «Я» и другими — необходимая часть социализации. Включение личности в новые социальные отношения влечет за собой трансформацию идентичности в виде внутриличностных и межличностных конфликтов. Таким образом, идентичность представляет собой конечный результат отождествления индивида с какой-либо социальной группой и формирования в большей или меньшей степени осознанных представлений о своей неповторимости.

Анализ научной литературы, посвященной исследуемому феномену, показывает, что дискуссия относительно соотношения личностной и социальной сторон идентичности проникает и в исследование отдельных видов этого явления. Например, профессиональная идентичность в разных работах относится либо к личностному (Т. В. Мищенко, Ю. П. Пова-ренков) либо к социальному (Н. Л. Иванова) виду идентичности.

Согласно концепции Ю. П. Поваренкова, понятие идентичности является конкретизацией понятия «личностная идентичность » применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности4. Необходимость введения исследователем понятия «профессиональная идентичность» вызвана тем, что профессиональное становление личности, по его мнению, является ведущей формой обретения (развития, формирования) идентичности.

Доктор психологических наук Н. Л. Иванова рассматривает профессиональную идентичность как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию и взаимодействие в мире профессий. С данной точки зрения, профессиональная идентичность позволяет специалисту «более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития»5. Согласно теории Н. Л. Ивановой, человек знает свое место в профессиональной общности, сопровождающееся определенными ценностными и мотивационными ориентирами. В таком случае основу профессиональной идентичности составляет субъективное отношение к собственной профессиональной принадлежности.

Предмет и объект исследования

Вхождение в кризисное состояние либо самой личности, либо социальной ее потребности обусловливает переход от одной формы идентичности к другой. Изучение развития идентичности в возрастном плане показывает, что по мере развития самосознания, основанного на мыслительных процессах, происходит и усложнение критериев самоидентификации, а также мотивации и смысловых компонентов идентификации. По мнению многих авторов, в студенческом возрасте уже имеется сформированность основных личностных характеристик, выражающих принадлежность к полу, социальной группе, этнической группе и т. п. Это период, когда человек не только стремится занять определенное место в жизни, в обществе, в отношениях с общностью взрослых, но и формирует повышенную потребность в оценке самого себя, основываясь на системе «Я — общество» приходится, по мнению исследователей, на старший школьный возраст6.

Учитывая полученные нами результаты проведенного статистического анализа, как в научно-теоретическом плане, так и на фоне экспериментальных изысканий, исследуемый нами феномен рассматривался на различных ступенях его формирования. Предметом исследования избрана личностная идентичность специалиста сферы деятельности человек-человек (Ч-Ч), формирующаяся под воздействием внешних нормативных требований среды; а объектом исследования являются молодые специалисты — студенты профильного высшего учебного заведения с разным стажем профессиональной деятельности.

обсуждение

В работах зарубежных и отечественных ученых отмечается, что личностная идентичность формируется на основе врожденных и приобретенных способностей и выступает регулятором адаптационных способностей в социуме. Исходя из того, что зрелость личности всецело наступает по мере ее становления, как специалиста в области теоретико-практических наработок и приобретения знаний опытным путем, профессиональная зрелость работы в команде единомышленников (сотрудничество) способствует формированию социальных качеств, адаптационных способностей и умению идентифицироваться с другими участниками единой группы.

Для экспериментальной работы, проведенной нами, были отобраны 199 человек 16-46 лет, чья деятельность включена в систему «Человек-Человек» (Ч-Ч). Репрезентативность выборки сделана на основе процедуры рандомизации с выделением страт, разложенных на 5 подвыборок. Для проведения диагностического скрининга и сбора получаемых результатов использовалась комплексная стратегия. Испытуемые были намеренно разделены на три подгруппы: студенты дневного обучения (не имеющие опыта профессиональной деятельности), студенты, имеющие некоторую практику работы в сфере Ч-Ч, но продолжающие совмещать работу с обучением на заочном отделении высшего учебного заведения, и люди со стажем профессиональной деятельности от 5 до 36 лет. Для ответа на вопрос о взаимосвязи признаков «общей интернальности» и «общей напряженности защит» было проведено пилотажное исследование, позволившее определить главное направление принципов организации и методов основного исследования, а также уточнить наиболее важные гипотезы экспериментальной части работы. Зондаж базировался на двух методиках: (1) Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (по степени экстернальности/интерналь-ности и локусу контроля, как в случае неудач, так и в сфере достижений различных областей социальной жизни); (2) Опросник Плучика — Келлермана — Конте (индекс жизненного стиля), позволяющий диагностировать всю систему МПЗ (механизмов психологической

защиты). Локус контроля (по шкале общей интернальности) наиболее высокого уровня прослеживается в III подгруппе (71,3 %). Группа испытуемых II подгруппы (39 %) и студенческой подгруппы (31,3 %) приближенно сходны по общей интернальности между собой, но заметно уступают испытуемым со стажем. Высокий процентный показатель соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Испытуемые «команды» считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за жизнь в целом. Низкий показатель соответствует низкому УСК, а значит, представители подгруппы без стажа, не видят и не осознают связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Не считая себя способными контролировать подобную связь, полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действия других людей (социума).

Таким образом, наступившая профессиональная зрелость у испытуемых подгруппы со стажем способна порождать более осознанный подход к выполнению поставленных целевых задач, а значит, и получение желаемых результатов ими предсказуемо позитивно. Люди, имеющие высокую общую интернальность, характеризуются как добрые, независимые, решительные, справедливые, самостоятельные, невозмутимые и дружелюбные (по самооце-ночным характеристикам личности). Низкий уровень УСК наблюдается в большей степени у людей, имеющих либо неадекватную самооценку, либо обладающих такими качествами, как эгоистичность, враждебность, нерешительность, раздражительность, что в целом не дает положительных результатов сотрудничества во взаимодействии с социумом.

Исследование группы на уровень общей напряженности психологических защит (опросник Плучика — Келлермана — Конте) показало позитивные результаты регуляции «механизмов защит» для деятельности в среде Ч-Ч также у специалистов со стажем. Это указывает на отсутствие у них напряженности и фиксирует положительный индекс жизненного стиля, что необходимо для решения профессиональных и социальных задач. Завышенная степень напряженности защит фиксируется у подгруппы, имеющей маленький опыт деятельности в сфере Ч-Ч, а наиболее высоким уровнем напряженности характеризуется подгруппа студентов дневного обучения. Наличие напряженности указывает на возможное проявление неадекватности мыслей, действий, чувств, а также на несоответствие личностной организованности, что искажает и восприятие мира в целом.

Анализ взаимосвязей признаков «Общая интернальность» и «Общая напряженность защит», отражающих уровень сформированности личностной идентичности с остальными признаками, вошедшими в исследование, проводился с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. Значимость взаимосвязей проверялась по ^критерию Стьюдента. Командное взаимодействие с ориентиром на общую цель и с распределением ролей внутри команды, не только снижает уровень тревожности и/или невротичности, но и повышает уровень идентичности каждого участника одной группы. Вовлеченные в общую деятельность люди призваны гармонично, совмещать роль не только социальной единицы, действующей по внутреннему уставу партнерских взаимоотношений и корпоративной культуры группы, но и самосознательной личности.

Выводы

Пять исследуемых подвыборок (если не брать в расчет парных сравнений) значимо различаются по уровням каждого из двух показателей идентичности. Признак «курс», который может трактоваться как «Степень профессионального и социального самоопределения»

оказывает значимое влияние на уровень личностной идентичности, определяемой по признакам «Общая интернальность» (Г = 3,453, р = 0,009) и «Общая напряженность защит» (Г = 3,115, р = 0,016). В связи с наблюдающейся динамикой снижения уровня показателя «Общей напряженности защит», прослеживая качественные изменения от подвыборки «1 курс» к подвыборке «Команда», представляет интерес рассмотрение психологических различий между этими подвыборками. Признаки, по которым эти подвыборки значимо различаются, можно считать психологическими факторами, обеспечивающими снижение уровня психологических защит и тем самым повышение уровня личностной идентичности. Выявленные основные факторы личностной идентичности (осознанность, ответственность, социальность и эмоциональная устойчивость) являются базовыми принципами личностно и поведенчески ориентированной психотерапии и характеризуют личность как зрелую и коммуникативно-компетентную.

Исходя из того, что зрелость личности всецело наступает по мере становления личности, как специалиста в области теоретико-практических наработок и приобретения знаний опытным путем, профессиональная зрелость работы в команде единомышленников (сотрудничество) способствует формированию социальных качеств, адаптационных способностей и умению идентифицироваться с другими участниками единой группы. Структура зрелой идентичности для профессиональной деятельности специалиста, работающего в области Ч-Ч, строится на основе не только сознательного самосовершенствования личности и наращивания необходимых качеств каждого участника (в рамках сотрудничества одной группы), но и выработанного навыка идентифицироваться с другими участниками единой группы.

Заключение

В ряде научных исследований неполно освещена проблема адаптации молодого специалиста, включенного в сферу профессиональной деятельности «человек — человек». У персоналии, включенной в единую социальную среду всех участников процесса, на фоне недостаточного уровня компетентности о феномене «идентичность» зачастую наблюдается ее трансформация в виде либо внутриличностных, либо межличностных конфликтов.

Во многих подходах авторы научных работ приходят к выводу о роли общественных изменений в формировании идентичности, но эта идея не находит пока должного развития в эмпирических исследованиях. Разнообразие и подчас противоположность точек зрения на частные закономерности и свойства идентичности осложняют вопрос методологии эмпирических исследований идентичности. Для эмпирического исследования проблемы влияния социальной среды на идентичность личности необходим комплексный подход, сочетающий в себе возможности нескольких научных направлений. Несмотря на различия в подходах к феноменологии и функциям идентичности, общим для всех является то, что идентичность функционально обеспечивает познание человеком себя, своего места в мире, сохранение стабильности Я, придает целостность, непрерывность и определенность личности.

Самоопределение в различных ситуациях; персонализация через отношения с другими; самоорганизация, как приобретение устойчивой структуры и формы, интегрируют идентичность. Идентичность характеризует качественную определенность Я в переживании целостности на срезе жизненного пути.

Кризис идентичности не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем определенных жизненных сфер. Таким образом, в каждый момент жизни человек имеет смешанное состояние идентичности, и отнесение его к тому или иному статусу достаточно условно. Такая модель вполне применима для описания механизма

формирования новых идентичностей у взрослого человека в различных возрастных категориях. Для уровня развитости зрелой персональной идентичности важно наличие опыта (стажа) в профессиональной среде взаимодействия в сочетании с сознательным самосовершенствованием Я. Изучение развития идентичности в возрастном плане показывает, что по мере развития самосознания, основанного, прежде всего на мыслительных процессах, происходит и усложнение критериев самоидентификации, а также мотивации и смысловых компонентов идентификации.

1 Stryker S. Identity theory: Developments and extensions // Self and Identity. New York, 1986. P. 89-104; Stryker S., Serpe R. T. Commitment, identity salience, and role behavior: theory and research example // Personality, Roles, and Social Behavior. New York, 1982. P. 199-218; Taylor D. M., Brown R. J. Towards а more social psychology // British Journal of Social and Clinical Psychology. 1979. P. 18, 173-180; ZurcherL. The mutable self: A self concept for social change. Beverly Hills, 1977.

2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 25.

3 DeschampsJ. С., Devos Т. Regarding the relationship between social identity and personal identity // Social Identity (International Perspectives). London, 1998. P. 1-13; Marcia J. E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. New York, 1980. Reich W A. Identity Structure, Narrative Account, and Commitment to а Volunteer Role // The Journal of Psychology. 1998. P. 422-431.

4 Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

5 Иванова Н. Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль, 2005.

Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000. С. 46; Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 56-62; Мищенко Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.