УДК 316
Янакова Елена Валерьевна
аспирантка кафедры социологии,
политологии и права
Института по переподготовке
и повышению квалификации
преподавателей гуманитарных и социальных наук
Южного федерального университета (ИППК ЮФУ)
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Yanakova Elena Valeryevna
post-graduate student of the chair of sociology,
politology and law, Institute for retraining and advanced training of teachers of humanitarian and social sciences, Southern Federal University [email protected]
SOCIAL FUNCTIONS OF ORTHODOXY IN THE CONDITIONS OF RUSSIAN MODERNIZATION
Аннотация:
Актуальность избранной темы определяется особой ролью православия в формировании российских ценностей в условиях модернизации, низким уровнем религиозной культуры населения и все возрастающими социальными функциями православия в современном российском обществе, особенно после избрания Патриарха Кирилла, а также расширением взаимодействия церкви и государства.
В настоящее время Русская православная церковь (РПЦ) активизирует свою деятельность во всех сферах социокультурной реальности российского общества с помощью основных функций института религии. Православная религия и церковь как социальные институты имеют свои основные социальные функции и выполняют определенную социальную роль в развитии общества.
Ключевые слова:
социальные функции православия, модернизация России, нравственные основы модернизации, роль православия в современном мире, Русская православная церковь как социальный институт, взаимосвязь церкви и государства.
The summary:
The urgency of the chosen theme is determined by the special role of Orthodoxy in the formation of Russian values in terms of modernization, the low level of religious culture of the population and ever-increasing social functions of Orthodoxy in modern Russian society, especially after the election of Kirill the Patriarch, as well as the expansion of the interaction of church and state.
Currently, the Russian Orthodox Church (ROC) intensifies its activities in all spheres of social and cultural reality of Russian society with the help of the basic functions of the institute of religion. The Orthodox religion and the church as the social institutions have their main social functions and perform a social role in society.
Keywords:
social functions of Orthodoxy, modernization of Russia, moral basis of modernization, role of Orthodoxy in modern world, Russian Orthodox Church as social institution, relationship of church and state.
В условиях российской модернизации происходят процессы, связанные с возрождением религиозной жизни, ростом влияния конфессий и особенно ведущей - православия.
Русская православная церковь (РПЦ) стремится принять участие в разработке идей модернизации политических и религиозных институтов современной России, и это является приоритетным направлением взаимоотношений Церкви и государства.
В 2007 г., будучи Митрополитом Смоленским и Калининградским, Патриарх Кирилл предложил свою когнитивную структуру проекта модернизации, который содержит ряд предложений и рассуждений. Например, по мнению Патриарха, модернизация сможет решить накопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Патриарх Кирилл предложил реформу Церкви как социального института с целью расширения сотрудничества со СМИ и более продуктивного взаимодействия с государством. С его точки зрения, модернизация - это нравственный императив, и основная ее функция заключается в преодолении социальной несправедливости путем поиска собственных национальных мотивов и основ для прогрессивных преобразований [1, с. 71]. В качестве главного инициатора перемен Патриарх видит государство, но и Церковь готова участвовать в общественной дискуссии на тему «Модернизация».
В настоящее время, выполняя социально значимые функции, РПЦ в России оказывает значительное влияние на общественные процессы. Целью данной статьи является определение функций и роли православия как социального института в модернизирующем российском обществе.
Определение социальных функций религии в обществе привлекло к себе большое внимание современных исследователей. Данной проблемой активно занимались не только богословы и религиоведы, но и социологи, такие как В.И. Веремчук, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков,
М.Е. Добрускин, А.Г. Дугин, Г.Е. Зборовский, Г.И. Козырев, Н.Г. Кузнецов, М.П. Мчедлов, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, Н.А. Трофимчук и др.
В науке отсутствуют единые методологические подходы в оценке роли православия и РПЦ в современном мире, перспективах социологического партнерства Церкви, общества и государства в решении задач, стоящих перед Россией.
Проблемный характер заключается в трактовке подходов в вопросах возрождения православия в современной России, его роли в модернизирующем обществе и влиянии на духовнонравственную стабильность в нашей стране. В связи с этим вытекает следующая проблема: необходимость научного обоснования роли РПЦ в современном обществе и разработка на этой основе методологии социального партнерства РПЦ и государства.
В модернизирующемся российском обществе к основным функциям Русской православной церкви относятся:
- культуротранслирующая обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу культурного наследия от поколения к поколению;
- нормативная оказывает стабилизирующее влияние на общественные отношения благодаря религиозным нормам;
- функция социализации вырабатывает у человека через систему ценностей, обрядовую деятельность новое видение тех или иных социальных ситуаций и проблем и способствует успешной адаптации к новым и сложным социальным условиям и обстоятельствам в социальной среде;
- интеграционная и адаптационная рассматривают религию, руководствуясь принципом толерантности в отношениях между религиозными конфессиями, и играют важную роль при адаптации мигрантов к новой для них социальной среде.
Помимо вышеперечисленных функций Церковный институт выполняет другие социальные функции и задачи: сохранение и возрождение культурного наследия, формирование и поддержка важнейших социально-нравственных качеств, объединение российского общества, воспитание чувства патриотизма, оказание социально-психологической помощи больным, престарелым, оказание помощи беспризорным.
На современном этапе к традиционным функциям религии, которые выполняет церковь, относят интегративную, регулятивную, психотерапевтическую и коммуникативную. Первые две непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
Интегративная функция наиболее эффективно проявляется в тех общественных системах, где религия существует в качестве государственной, как, например, в ряде стран Ближнего Востока, где господствует ислам. Для России Православие является традиционной религией, интегрированной в российскую культуру. Православие в России по разным оценкам исповедует от 50 % до 90 % населения России [2, с. 78-79]. С середины 80-х гг. и особенно в 90-е гг. произошли коренные изменения вероисповедной политики в Российской Федерации, пересмотрена роль церкви и религии в обществе и государстве. На современном этапе религия обрела понимание как одна из равноправных форм общественного сознания и национальной культуры, отражающая взгляды и чувства миллионов людей, заслуживающая высокого уважения общества и государства. Хотелось бы отметить, что данная функция распространяется, прежде всего, на сообщество верующих, и если в обществе сосуществуют несколько религиозных организаций (конфессий), то, вероятно, каждая из них будет служить интегративной силой для своих общин верующих.
Одной из основных функций религии является регулятивная (нормативная). Ее называют нормативной, так как любая религия предписывает определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями. Регулятивная (нормативная) функция заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль через деятельность церковных организаций. Эффективное действие регулятивной (нормативной) функции религии проявляется в воспитании и первичной социализации человека и осуществляется под влиянием религиозных идей и религиозных ценностей. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе.
Психотерапевтическая (компенсаторная) функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность. Этим объясняется и тот факт, что к религиозной вере часто тянутся люди, пережившие личные трагедии, обремененные жизненными невзгодами, болез-
нями. Психотерапевтическую (компенсаторную) функцию религии рассматривают как религиозное мировоззрение, позволяющее людям «сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряет их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах» [3, с. 512].
Что касается коммуникативной функции религии то, создавая условия «для коммуникации между людьми в процессе отправления религиозных обрядов, культовой деятельности, богослужения, институт религии способствует тем самым не только коллективно-индивидуальному общению с Богом, но и интеграции верующих между собой и со священнослужителями» [4, с. 592].
Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной деятельности. Данные социальные функции в условиях модернизации продолжают действовать, однако религия все в большей степени начинает функционировать как полноценный социальный институт.
Помимо вышеперечисленных функций в научной литературе выделяют еще две функции церкви, которые определяют социально-политическую и мировоззренческую роль религии и являются базой для реализации остальных.
Социально-политическая функция осуществляется церковью и заключается:
- в разработке и совершенствовании своей социальной доктрины с учетом изменяющихся условий;
- в выступлениях патриархии с обращениями к народу и президенту по актуальным проблемам внутренней и внешней политики государства;
- в поддержке президента во время выборов;
- в активном участии патриархии в государственных делах.
Эффективность данной функции зависит не только от ее социальной активности, но, главным образом, от отношения государства. Церковь всегда занимала определенную политическую позицию, но особенно это стало актуальным при Патриархе Кирилле.
Мировоззренческая функция тесно связана с социально-политическими действиями РПЦ. Значительное расширение деятельности церкви по формированию мировоззрения оказалось возможным именно благодаря новым государственно-церковным отношениям [5, с. 27]. Основной целью мировоззренческой функция является возвышение авторитета религиозной идеологии в обществе через СМИ и активную социальную деятельность. Следовательно, необходимо создание православной политики, православной идеологии, православной экономики, православной культуры, православного законодательства, православной государственности.
В ходе анализа важнейших социальных функций церкви можно сказать об обретении приоритетной роли церкви в обществе и государстве, а также массовой христианизации населения. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, которые обеспечивают сотрудничество между церковными и светскими организациями и способствуют нравственному оздоровлению общества. Для реализации такого сотрудничества необходимы взаимное уважение и толерантность, взаимопонимание, их достижение с помощью церкви будет способствовать консолидации российского общества и повышению авторитета русской православной церкви, упрочению ее социальной позиции.
Существенную роль в обществе играют и другие социальные функции религии: воспитательная, культурная, досуговая, морально-этическая, международная, благотворительная, нормативно-правовая, политическая, коммерческая, образовательная.
Таким образом, Русская православная церковь является социальным институтом, который посредством выполнения своих функций оказывает влияние на общественную жизнь и социальное развитие, на поведение и взаимоотношения людей. В настоящее время церковь ставит перед собой новые социально значимые задачи, рассчитывая на поддержку государства. Взаимодействие Церкви и государства в условиях модернизации способно показать, каким образом сегодня выстраиваются отношения между этими институтами. Церковь стремится заявить о своей роли не только в формировании и поддержке духовных основ жизни общества, но и его политических ценностей. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения государства и РПЦ, является Концепция государственно-церковного партнерства, принятая за основу Патриархом Кириллом.
Глава Русской православной церкви рассматривает модернизацию как возрождение традиционных основ. По его мнению, для успешной модернизации необходимы нравственные основы, базирующиеся на ценностях национальной культуры и духовного наследия.
Постепенно религия становится важной составляющей духовной культуры нашего народа, так как в России традиционные базовые ценности, которые являются фундаментом всей русской культуры, связаны с православием. Оно приносит в общественную жизнь российского общества некое духовное начало и укрепляет российскую идентичность. При этом необходимо
учитывать, что социальные функции не являются самоцелью, они подчинены главной миссии Православия и Церкви - спасению души человека.
Ссылки:
1. Чимирис Е.С., Донцев С.П. Церковь и модернизация в России: в поиске новых ценностей основ. М., 2010.
2. Семенов В.Е. Православие как имманентная национальная идея России // Социология. М., 2006. № 1.
3. Волков Ю.Г. Социология. М., 2004.
4. Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004.
5. Журнал Московской патриархии. М., 1990.
References (transliterated):
1. Chimiris E.S., Dontsev S.P. Tserkov' i modernizatsiya v Rossii: v poiske novykh tsennostey osnov. M., 2010.
2. Semenov V.E. Pravoslavie kak immanentnaya natsional'naya ideya Rossii // Sotsiologiya. M., 2006. No. 1.
3. Volkov Y.G. Sotsiologiya. M., 2004.
4. Zborovskiy G.E. Obshchaya sotsiologiya. M., 2004.
5. Zhurnal Moskovskoy patriarkhii. M., 1990.