Научная статья на тему 'Социальные аспекты решения проблемы доступности жилья для населения (на примере республики Татарстан)'

Социальные аспекты решения проблемы доступности жилья для населения (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНАЯ ИПОТЕКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН / HOUSING AND CONSTRUCTION POLITICS / INNOVATIVE PROGRAM POLITICS / INVESTMENT CLIMATE / SOCIAL MORTGAGE / STATE SOCIAL CREDIT SUPPORT OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафина Л. Р., Афанасьева А. Н., Ланцов В. М.

В статье рассмотрена социальная политика в Республике Татарстан, направленная на обеспечение доступности жилья для граждан, в составе которой формируется новая жилищно-строительная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of the housing availability problem: social aspects (case of Tatarstan Republic)

The article focuses on the social politics in the Republic of Tatarstan targeted at providing available housing for the population; the authors emphasize the fact that this is an element of the new housing and construction politics in the Republic.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты решения проблемы доступности жилья для населения (на примере республики Татарстан)»

Характеристики кредитной поддержки граждан

Таблица 4

Первоначальный взнос Платеж по выкупу квартиры за 1-й месяц, в руб. Общая сумма платежей («цена» квартиры.), в руб. Минимальный доход члена семьи из 4-х человек (без иждивенцев), в руб. Такая же семья с одним иждивенцем, в руб. Такая же семья с двумя иждивенцами, в руб. Такая же семья с тремя иждивенцами, в руб.

0% 3795,67 1190942,19 3849,67 5132,89 7699,33 15398,67

10% 3318,80 1137847,97 3754,70 5006,27 7509,40 15018,80

20% 3038,93 1084753,78 3659,73 4876,64 7319,47 1638,93

30% 2659,07 1031659,54 3564,77 4753,02 71329,53 14259,07

Нетрудно заметить, что в приведенном выражении ряд параметров ^^ ПВ, ПН(1) и темпы роста величины ПН(1) на «неоплаченную часть жилья») оказываются объектом «внутренней политики» ГВЖФ.

Рассмотрим недостатки оперативной политики учета и использования «экономического критерия» обеспеченности граждан в Татарстане. После 2005 года руководство программной политики из «политических соображений» изменило экономический критерий, используя значение «прожиточного минимума», которое существенно меньше (примерно в 2 раза) величины МПБ. Руководители программной политики отошли от необходимости систематического учета характера распределения граждан по доходу. Они стали в своих действиях оперировать понятием «среднедушевой доход», который порождает искаженное представление о реальных возможностях граждан, нуждающихся в государственной кредитной поддержке.

Это привело к росту числа несостоятельных участников программной политики. Такое изменение «экономического критерия» конкурсного отбора следует считать не соответствующим реальности.

Государственная кредитная поддержка граждан, нуждающихся в строительстве собственного жилья, требует государственной регламентации «жилищной обеспеченности», поскольку это связано с ограниченностью государственных кредитных ресурсов. В рамках новой политики установлены следующие «нормативы» такой «плановой обеспеченности»:

— для одиноко проживающего гражданина — 33 кв. м;

— для семьи численностью 2 человека — 42 кв. м;

— для семьи численностью 4 и более человек — по 16 кв. м на одного человека.

Превышение данного норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене не должно составлять 20%.

Недостатки данного «фрагмента политики» (по мнению авторов):

— установленные нормативы являются «жесткими» (не содержат «коридор значений») и не соответствуют типовым проектным нормам изолированных квартир со всеми (стандартными) условиями их благоустройства;

— установленные нормативы не соответствуют росту капитализации земли и оптимизации рынка;

— «технически вынужденное» превышение данного норматива сопровождается требованиями оплаты «дополнительной площади» по рыночным ценам без государственной поддержки;

— отсутствует социально-экономическое обоснование введенных нормативов.

Рассмотрим особенности социальной дифференциации граждан Татарстана, получающих государственную поддержку и квотирование. Принцип «экономической доступности» строительства собственного жилья является в политике Татарстана главным, но не единственным. Граждане, доходы которых соответствуют условию «экономической доступности», разделены на разные социальные группы, для каждой из которых установлена своя «квота» (доля из числа строящихся квартир).

Одна из таких квот носит «вынужденный характер», связанный с формированием источников финансирования строительства жилья. Речь идет о средствах предприятий, направляемых на строительство жилья — фактически, о «своеобразном налоге». Для работников таких предприятий, получающих кредитную поддержку, формируется своя квота.

Другой социальный слой граждан образуют «очередники» муниципальных народных хозяйств, образующих социальный

слой граждан, «нуждающихся в неотложной поддержке». Для такой категории граждан формируется своя квота.

Иной социальный слой образуют граждане, работающие в государственных и муниципальных учреждениях (работники бюджетной сферы). Выделение такой категории обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, ответственность за низкий уровень оплаты их труда несут органы государственной и муниципальной власти. Во-вторых, бессрочный или долгосрочный характер их трудовых договоров и условия охраны их труда позволяют применять по отношению к ним долгосрочное кредитование. Для такой социальной категории установлена своя льгота.

Другие социальные группы образуют граждане, получающие федеральную государственную финансовую поддержку (молодые семьи, военнослужащие и др.). Для них устанавливаются свои квоты с учетом объема поступающих федеральных средств.

В целом установленную в Татарстане систему такой дифференциации государственной поддержки и конкурса в рамках квотирования можно считать, по мнению авторов статьи, удачной.

Обезличенный пример кредитной поддержки граждан в возрасте до 45 лет на срок

15 лет в 2006 году с учетом дохода на одного работающего члена семьи при разном числе иждивенцев и в зависимости от величины первоначального взноса (до заселения в квартиру) приведен в табл.4.

Данные таблицы свидетельствуют, что в результате использования стратегии — государственная поддержка оказывается гражданам, доход которых превышает некий «экономический критерий». Первичная сущность этого критерия не указана и изменена. Вместо величины МПБ использован неопределенный термин — «минимальный доход на одного члена семьи». Из сравнения этого критерия с МПБ в 2003 году (согласно рис.1) не трудно заметить, что в 2006 году использовано значение «минимального дохода», практически равного МПБ в 2003 году (без учета инфляции). Сущность и обоснованность экономического критерия стали изменяться, что считается авторами недостатком «коррекции стратегии».

Вместе с тем, новая социальная политика для граждан Республики Татарстан, является востребованной и привлекательной. Востребованность политики определяется наличием очередей граждан, желающих приобрести жилье по Программе «Социальной ипотеки». Она определяется привлекательностью условий решения гражданами своих жилищных проблем.

Следует выделить четыре основных критерия привлекательности для граждан новой жилищно-строительной политики Республики Татарстан:

Таблица 5

Цены на первичном рынке жилья и по «социальной ипотеке»

Годы Цена 1 кв.м на первичном рынке жилья Цена 1 кв.м по «социальной ипотеке»

2004 12,740 тыс. руб. 11 тыс. руб.

2005 15,319 тыс. руб. 14,5 тыс. руб.

2006 27,790 тыс. руб. 15 тыс. руб.

2007 32,765 тыс. руб. 17,8 тыс. руб.

2008 34,628 тыс. руб. 18,4 тыс. руб.

2009 30,892 тыс. руб. 22 тыс. руб.

2010 34,318 тыс. руб. 23 тыс. руб.

2011 - 25 тыс. руб.

— возможность проживания в будущей собственной квартире в реальном времени на условиях постепенного ее выкупа в собственность;

— более низкая и фиксированная цена приобретаемой квартиры по механизму «социальной ипотеки» в сравнении с «плавающими» в процессе строительства рыночными ценами;

— наличие государственной гарантии;

— более низкий процент кредитования в сравнении с «ипотечным кредитом», составлявшим в 2004-2008 годах 20-10%. (Установление 7% по «социальной ипотеке» привело к снижению процента по «ипотечному кредитованию»).

Для примера в табл. 5 приведена характеристика второго из указанных факторов.

Нетрудно заметить, что договорная цена по Программе «Социальной ипотеки» (в среднем) существенно ниже рыночной цены. Авторы не рассматривают методику и обоснованность расчетов договорной цены по программе. Для «потребителей политики» важен относительный результат.

Татарстанский региональный опыт разработки стратегии и осуществления новой жилищно-строительной политики, направленной на удовлетворение потребностей граждан в собственном жилье, носит инновационный характер, который может быть развит и применен в других регионах России.

Литература

1. Ланцов В.М, Шаймарданова А.Н. Стратегии России: примеры анализа: Учебно-методическое пособие. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2005.

2. Ланцов В.М., Киреева Т.М., Устинов А.Э., Фаррахов А.Г., Фаизова Р.Р. Ростовщичество и лихва в кредитных договорах и в финансовой политике. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2009.

3. Казанский Ю.Н., Немчин А.М., Никешин С.Н. Строительство в США и России. Экономика, организация и управление. — СПб.: Изд-во «ДваТрИ», 1995.

4. Рябенков И.Г. Мы и Они. — Казань: «Новое знание», 2010.

5. Ланцов В.М., Шаймарданова А.Н., Киреева Т.М, Устинов А.Э. Жилищно-коммунальное хозяйство: основы теории и критический анализ российского опыта. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2008.

влияние тарифной политики жилищно-коммунальных услуг на уровень и качество жизни населения республики Башкортостан

Л.И. Спирина

старший преподаватель кафедры управления в социальных и экономических системах Уфимского государственного авиационного технического университета

[email protected]

В статье рассматривается влияние тарифной политики ЖКУ на уровень и качество жизни населения Республики Башкортостан. В целом влияние изучается с двух позиций: первая — это изменение цен на ЖКУ, темпы изменения которых опережают рост пенсий и заработных плат; вторая — это оценка качества оказания услуг.

Ключевые слова: тарифная политика, жилищно-коммунальные услуги; расходы населения; факторы влияния; уровень жизни.

УДК 332.87 ББК 65.441

К одним из важнейших показателей качества и уровня жизни населения любого города, республики, округа относятся: показатели качества сферы обслуживания; покупательская способность доходов по отношению к определенным видам услуг; а также покупательская корзина. В современных условиях роль сферы ЖКУ проявляется в том, что она:

• выступает важным сектором национального хозяйства;

• играет огромную роль в развитии человеческого капитала;

• выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;

• создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества.

В 2009 году объем ЖКУ, оказываемых населению по Республике Башкортостан (РБ) составил 44582,8 млн руб., в том числе жилищных услуг оказано на сумму 15574,4 млн руб., а коммунальных — 29008,4 млн руб.

Доля жилищных и коммунальных услуг в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению выросла в период с 2000-2009 гг. с 4,6% до 10,8% и 15,8% до 20,2% соответственно. При этом объем коммунальных услуг в 2000 г. превышал жилищные в 3,4 раза, а в 2009 г. уже превышал лишь в 1,86 раза.

Также следует отметить, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя выросла до 21,1 кв. м в 2009 г. по сравнению с 16,7 кв. м в 1995 г [5].

До недавнего времени отрасль ЖКХ являлась дотационной. В начале 90-х гг. население России оплачивало всего 4% эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальные затраты покрывались за счет государственного и регионального бюджетов. Поэтому важнейшей задачей на этапе реформирования ЖКХ стало постепенное снижение дотаций из городского бюджета и осуществление мероприятий, нацеленных на поэтапный переход покрытия расходов по жилищно-коммунальным услугам самими потребителями, задействование рыночных механизмов при адресной защите населения. В связи этим с 1993 года начался постепенный переход на 100% оплату ЖКУ потребителями, что приводит к изменениям в структуре расходов отдельных домохозяйств и уровня социально-экономической жизни населения. В 2009 г. уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ составил 91%. При этом в 2000 г. удельный вес расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах домашних хозяйств составлял в среднем 3,3%, а к 2009 г. вырос до 6,2% [5].

Жилищно-коммунальный сектор — достаточно сложный участок реформирования, так как здесь особенно остро сталкиваются рыночные и административные подходы, поэтому представляется трудным найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной необходимостью. Это связано с некоторыми особенностями ЖКУ:

1. сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

2. представленность как естественными монополиями (транспортировка энергии, водоснабжения и водоотведения), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство и оказание услуг);

3. особая социальная значимость, усиливающая необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

4. сочетание крупного (производство энергии, водоканал и т.п.) и малого бизнеса;

5. рассредоточение организаций по оказанию услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

6. многообразие потребителей с разным уровнем доходов и предпочтений.

Тарифы на ЖКУ влияют на уровень жизни населения с двух позиций: во-первых, когда население платит за услуги ЖКХ, а во-вторых, когда покупает любые товары, так как в цене присутствует доля коммунальных услуг (вода, электроэнергия, отопление).

Как видно из рис.1 происходит постепенное снижение покупательской способности денежных доходов населения по отношению к жилищно-коммунальным услугам. В 2005 г. среднедушевой месячный доход был эквивалентен 139 платам за водоснабжение и канализацию за месяц с человека, постепенно эта цифра увеличилась до 254 в 2008 г., а потом произошло резкое падение до 157 и 137 в 2009 и 2010 гг. соответственно. По отношению к оплате за горячее водоснабжение покупательская способность доходов начала снижаться уже с 2007 г. В период с 2007 до 2010 г. она упала на 40%. По отношению к оплате электричества покупательская способность тоже росла до 2008 г., затем последовало падение за два года на 11% [5].

2006 2007 2008 2009 2010

года

—♦— плата за водоснабжение и канализацию за мес. с чел. -■— плата за горячее водоснабжение за мес. с чел. —*— плата за электричество,квт*ч

Рис. 1. Изменение покупательской способности денежных доходов населения при оплате отдельных ЖКУ

Повышение стоимости электроэнергии приводит к росту расходов на её оплату у потребителей и к росту энергозатрат предприятий, которые отражаются в ценах товаров и услуг. В нашей же республике тарифы на электроэнергию для населения ежегодно растут в среднем на 15%, но до 2011 г. они оставались ниже, чем для промышленности. Анализ основных показателей уровня жизни населения в РБ показал, что темпы роста тарифов опережают темпы роста инфляции и реальных располагаемых денежных доходов населения (рис. 2).

Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан. Соотношение между спросом и предложением ЖКУ напрямую не зависит от динамики цен, можно сказать, что спрос на данную услугу является неэластичным. Отличие производства товаров в материально-

вещественной форме от услуг заключается в том, что эти товары в силу циклического характера развития экономики могут накапливаться и не реализовываться по стоимости. В сфере услуг нет места переполнению товарного рынка, так как услуга не принимает материальную форму. Здесь может происходить простой мощностей предприятия, а это имеет следствием рост затрат на выплату заработной платы работникам, поддержание эксплуатационной готовности мощностей, оборудования, увеличения налогооблагаемой базы.

года

^^"Реальные располагаемые денежные доходы ^^НРеальная заработная плата ^^^Реальный размер пенсии

^^^темпы роста тарифов на электроэнергию для населения ^1^темпы инфляции

Рис. 2. Основные показатели уровня жизни населения в % к предыдущему году по РБ

Системы инженерного оборудования домов в принципе позволяют установить контроль за потреблением услуг отдельными жилыми квартирами. Поэтому существует теоретическая возможность исключить доступ к системе тех, кто уклоняется от уплаты ЖКУ. Причем вещественный характер самих услуг позволяет произвести оплату в соответствии с потребленным количеством услуг. В связи с этим можно сказать, что данные услуги обладают признаками делимости, поэтому представляется возможным их охарактеризовать не как общественные, а как частные блага. Все эти свойства коммунальных услуг предполагают возможность развития в данной сфере конкуренции. Однако в сфере коммунальной деятельности в силу государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги механизм спроса и предложения не действует. Перечислим главные свойства рынка коммунальных услуг, которые представляют сложность для конкуренции в этой сфере.

Во-первых, это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться от услуг или сокращать их потребление при повышении цены услуг либо увеличивать их потребление при снижении цены услуг. Потребители скорее пойдут на сокращение своих расходов на одежду, пищу и т.п. для того, чтобы не прекращали подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Колебания потребления коммунальных услуг имеют неценовую природу и поэтому не оказывают влияния на изменение их цены. Спрос, как рыночная категория, всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан. Соотношение между спросом и предложением ЖКУ напрямую не зависит от динамики цен, можно сказать, что спрос на данную услугу является неэластичным.

Во-вторых, это доступность услуг потребителям в любое время, когда у них возникает потребность в таких услугах (свойство бесперебойности и надежности предоставления услуг). ЖКУ носят постоянный характер, в то время как многие услуги, получаемые человеком, могут носить эпизодический характер. Ограничение доступности при помощи изменения цены не приводит в действие механизм спроса и предложения, а превращает цены в инструмент социальной дискриминации населения.

В-третьих, это возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), которая является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания, обеспечивает общую доступность услуг. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период времени объем услуг в точности соответствовал величине

фактических потребностей в них. Поэтому рынок коммунальных услуг всегда является равновесным. Независимо от того, какое количество услуг реализуется в тот или иной момент времени, спрос и предложение услуг должны быть уравновешены.

В-четвертых, это жесткая связь между производств ом и потреблением услуг, взаимовлияние и взаимозави симостьдан ных процессов между собой, неперемещаемость производствен ных фондов коммунальных предприятий, что исключает возможность свободы выбора услуг.

Для государства повышение стоимости ЖКУ, с одной стороны, влечет повышение налоговых поступлений в бюджет, но вместе с тем увеличиваются расходы на оплату субсидий малоимущим и расходы на оплату ЖКУ бюджетными потребителями. Анализ расходов на оплату ЖКУ по десяти различным группам домохозяйств показал, что у первой группы с наименьш ими доходами удельный все расходов на оплату ЖКУ составляет 15,9%, а группы с наибольшими доходами — 5,3%. В целом по республ и-ке Башкортостан доля получателей субсидий на оплату ЖКУ за 9 месяцев 2011 г. составила 5,6%. Причем, следует отметить, что в районах эта цифра значительно выше и в среднем составляет 7,2%. А в некоторых районах, таких как Абзелиловский, Аскинс-кий, Баймакский, Бижбулякский, Зианчуринский, Мелеузовский, Миякинский, Федоровский, Татышлинский эта цифра доходит до 14,8%. Среди городов республики по уровню получателей субсидий лидирует г. Агидель — 12,9%. В Уфе данная цифра находится в среднем на уровне 2,5%. При этом средний размер субсидии, приходящейся на одну семью в месяц в среднем по РБ составляет 1287,9 руб. и подать документы на выплату субсидии могут только граждане, чья доля на оплату ЖКУ в совокупном семейном доходе превышает 22% [3].

Серьезной проблемой в сфере ЖКХ стоит вопрос качества оказания жилищно-коммунальных услуг. К примеру, в 2010 г. в ходе проверок выявлено 28651 нарушение по технической эксплуатации жилищного фонда и обеспечению коммунальными услугами в РБ, в том числе 20156 нарушений по подготовке к зиме, из которых: 45% — техническое содержание конструктивных элементов жилых зданий; 30% — техническое состояние инженерных коммуникаций и режим предоставления коммунальных услуг [4]. Основные нарушения заключались в следующем:

1. Формальный характер проведения общих осмотров домов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Текущий ремонт планируется в недостаточных объемах или ремонтные работы производятся только лишь по заявкам населения.

3. Неинформированность населения и непрозрачность расходов управляющих компаний по каждому дому вызывают многочисленные и обоснованные обращения и жалобы.

Статистические данные по РБ свидетельствуют о том, что на одно проверенное жилое здание в среднем приходится 4,4 факта нарушений. В 2011 г. поступило 3618 обращений, что на 48% больше, чем за аналогичный период 2010 г. [4]. Наибольшее количество поступивших обращений было по вопросам неудовлетворительной работы управляющих компаний; неудовлетворительного технического состояния многоквартирных домов; правильности применения тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг.

На рынке жилищно-коммунальных услуг отсутствует зависимость цены ЖКУ от объема их потребления. В связи с этим главным фактором, влияющим на их цену, можно определить качество. Соответственно особенность потребительских свойств и режима предоставления ЖКУ заключается в необходимости соответствия их качества установленным нормативам.

Уровень качества услуг различен, но потребителю этот уровень в момент покупки неизвестен. Таким образом, он обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг. В том случае, если бы покупатель также имел полную информацию о качестве услуг, на рынке установилось бы эффективное равновесие. Это означает, что цена, которую готов заплатить покупатель за конкретную услугу, определялась бы ее реальным качеством. Однако, в условиях асимметрии информации покупателю неизвестно реальное качество конкретной услуги. Поэтому предлагаемая ему цена определяется на основе среднего качества услуг, определяемого законом распределения качества Акерлофа (рис.3).

жилищно-коммунальных услуг

Рис. 3. Модель Акерлофа, применительно к рынку жилищно-коммунальных услуг

В основе модели Акерлофа лежит признание зависимости цены услуги от уровня ее качества: чем выше качество, тем выше затраты на производство данной услуги, тем выше конечная цена. При этом качество услуги предполагается распределенным равномерно, о чем известно как продавцам, так и покупателям. В этой ситуации продавец предлагает на рынке только те услуги, качество которых лежит в нижней части распределения по цене Рq2. Поскольку затраты на более качественные услуги достаточно высоки, их продажа по цене Рq3 становится невыгодной. Постепенно, среднее качество представляемых услуг падает, а вслед за этим снижается и цена их возможной реализации Рq1. В какой-то момент она оказывается равной нулю и рынок перестает существовать. Таким образом, явление неблагоприятного отбора, которое возникает на рынке жилищно-коммунальных услуг из-за несовершенства информации, приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в конечном итоге, к исчезновению данного рынка.

В итоге можно сделать вывод о том, что для предотвращения такой ситуации, жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать установленным государством нормативам, определяющим наивысший уровень их качества. При этом информация о нормативах должна быть доступна не только производителям, но и потребителям жилищно-коммунальных услуг. В данном случае, обладая полной и достоверной информацией об установленном уровне качества жилищно-коммунальных услуг, потребитель определит наиболее высокую цену, которую он готов платить за те из них, которые соответствуют установленным нормативам. Тогда и производитель, в свою очередь, будет стремиться предоставлять услуги, соответствующие установленным нормативам, заранее зная о том, что снижение уровня качества приведет к снижению прибыли и, впоследствии, к исчезновению рынка. Так можно сформулировать критерии реализации ЖКУ, которые должны соответствовать: интересам производителя и потребителя; требованиям защиты окружающей среды, сохранения здоровья и обеспечения безопасности населения; действующим стандартам, техническим нормативам и условиям договора; экономически-обоснованным тарифам.

Целью управления качеством любой услуги всегда является его повышение. Улучшение качества ЖКУ возможно путем увеличения конкуренции в отрасли, снижения рисков. Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы. Качество услуги — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. В качестве факторов, влияющих на качество услуги можно отметить: общественные ожидания, субъективные настроения потребителей; качество исполнения (совершенство технологий); уровень конкурентности рынка.

В качестве критериев качества можно выделить следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.