Научная статья на тему 'Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе'

Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе»

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070____________________________________________

Анализ источников специальной литературы показал, что мотивация к учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей. С возрастом потребность в двигательной активности снижается. Большинство студентов заявляют, что физическая культура их интересует, однако интерес этот пассивный, так как большинство из них физической культурой не занимаются.

Список использованной литературы:

1. Баландин В.А. Мотивационно-потребностная сфера участников рекреационно-развлекательных мероприятий в условиях города / Баландин В.А. - Теория и практика физической культуры. - 2005 - №2 - С.52-53.

2. Бобровский А.В. Мотивация спортивной деятельности // Бобровский А.В., Гераськин А.А. -Спортивный психолог. - 2004. - №3 - С. 18-21.

3. Вихров К. Организация урока по футболу в школе 2007. - №1. - С. 17-21.

4. Виндюк О.В. Двигательная активность - основа здорового образа жизни. - Харьков. - 2003. - 156 с.

5. Воронова В! Психология спорту: Начальный пособник. - К.,- 2007. - 298с.

6. Круцевич Т. Физическое воспитание как социальное явление // Наука в олимпийском спорте / Круцевич Т., Петровский В. - 2001. - № 3. - С. 3-15.

© Е.А. Скрябин, 2015

УДК 316.346.32:378

М.И. Стальная

К. с.-х. н., доцент Факультет аграрных технологий Майкопский государственный технологический университет

г. Майкоп, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО

КРУЖКА В ВУЗЕ Аннотация

Приводятся данные по выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на научноисследовательскую деятельность студентов. Предложена классификация социальных факторов научной работы студентов, рассмотрены условия совершенствования НИР студентов в современном вузе.

Ключевые слова

Научно-исследовательская работа, показатели успешности, творческое мышление, самостоятельный анализ, обобщение научных фактов.

Научная самостоятельная работа является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами стандарта в процессе обучения и самообразования, выполнения научно-исследовательских работ, коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Требования к организации и проведению научной самостоятельной работе в вузах, как правило, находит своё отражение в нормативных документах и регламентируется специальными Положениями вуза.

Проведённые нами исследования свидетельствуют о том, что для студентов высшее образование ценно не само по себе и в связи с возможностью получения диплома, а в первую очередь как средство построить новый «стиль» жизни, для которого характерны ориентация на новые сферы трудовой деятельности, требующие высокой квалификации, интеллектуально наполненные, основанные на новых отношениях собственности, зависимости заработной платы от экономической эффективности, новых типов трудовых взаимоотношений. Исследования выявляют тот факт, что ценность качественного высшего образования устойчиво сознается российскими студентами, оно занимает одно из ключевых мест в их ценностной иерархии, в то же время постепенно превращаясь из самоцели в средство достижения жизненного успеха.

Ведущая роль, особенно на младших курсах, в руководстве научной самостоятельной работой принадлежит преподавателям. Продвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень

- 118 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

самостоятельности, когда от роли руководителя и организатора преподаватель постепенно переходит к роли советчика и консультанта.

Чётко сформулированная задача, проблема, постоянный интерес руководителя к научной самостоятельной работе студента стимулируют интенсивность и качество его работы (участие в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования:

а) Умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой её переработки, содержащейся в различных источниках - учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др.;

б) Умения и навыки письменной фиксации информации для её последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);

в) Умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.

В Майкопском государственном технологическом университете с целью развития творческого мышления, научной самостоятельности, повышения внутренней организованности, сознательного отношения к учёбе, углубления и закрепления полученных в процессе обучения знаний студентов создан студенческий научный кружок «Химик», где студентами проводятся биохимические исследования в области пищевых технологий [1, с. 85; 2, с. 108; 3, с. 9]. Современные требования к специалистам в области пищевой промышленности, техносферной и пожарной безопасности обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию. А в этом, в том числе, способствует организационная работа в студенческом научном кружке.

Список использованной литературы:

1. Стальная М.И., Стальная В.В. Анализ флавонолов рода Pentaphylloides Duham, как сырья для медицинской промышленности // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник науч. трудов. Часть I. М.:«АР-Консалт», 2014.

2. Стальная М.И., Стальная В.В. Исследование суточного накопления дубильных веществ в курильском чае кустарниковом / Успехи современного естествознания. № 8. - Москва, 2014.

3. Стальная М.И., Стальная В.В. Использование лапчатки в качестве функционального ингредиента при производстве желейных масс // Наука и образование в современном мире: сборник статей студентов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей. - Уфа: Аэтерна, 2014.

© М.И. Стальная

УДК 378. 14. 015.62

Л. Э.Урманова

Кафедра иностранных языков Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ)

г. Казань, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье проводится анализ структуры социальной компетенции, условий повышения эффективности ее формирования в процессе изучения иностранного языка в вузе. Рассматриваются современные научные тенденции к пониманию компетентностного подхода, социокультурной компетенции как

- 119 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.