2 018' 0 7
ВЛАСТЬ
39
INTERACTION WITH REGIONAL AUTHORITIES ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION: PROBLEMS AND TECHNOLOGIES
Abstract. The article is devoted to the problems of interaction with regional authorities on the example of the Kemerovo Region. The problems of legal regulation of the interaction of regional legislative (representative) as well as executive bodies of state power with the institutions of civil society and business, the basic technologies of lobbyism, their correspondence to the realities of the Russian regions are considered. The practice of the governors control over the arrangement of the main regional political and economic players that has developed in Kuzbass presupposes non-legal principles for regulating lobbying relations.
The authors in their analysis of the problems of regional political lobbyism rely on neo-institutional methodology. Therefore, the article considers primarily the informal aspects of the functioning of this institution, which are associated with the relations between the network nodes of the regional authorities, which form various kinds of network interactions. Keywords: lobbyism, clientele, state power, regional policy, interest groups, legal regulation, institutionalization
УДК 504.05:351.74
ГУРЛЕВ Игорь Валентинович — доктор технических наук, главный научный сотрудник Академии управления МВД России (125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8; [email protected])
социальные аспекты очистки бассейна реки волги
Аннотация. В статье рассматриваются экологическое состояние и актуальные вопросы очистки бассейна реки Волги, на территории которого проживают более трети населения России. Автор приводит некоторые данные о деятельности общественных экологических движений и их числе. С целью улучшения экологического состояния реки Волги и ее притоков предлагается новый принцип водозабора и сброса очищенной пресной воды в производственном цикле предприятий, а также изменение системы штрафов за нанесение ущерба природе. С целью обеспечения экологической безопасности автор предлагает создать новый правоохранительный орган - экологическую полицию. Ключевые слова: пресная вода, загрязнение, река Волга, правила водозабора, очистка пресной воды, штраф за ущерб природе, экологическая полиция
Еще сравнительно недавно пресная вода, как и воздух, считалась одним из бесплатных и неисчерпаемых даров природы. Однако за последнее столетие потребление пресной воды в мире увеличилось вдвое, и объемы чистой пресной воды на Земле стали стремительно сокращаться.
На нашей планете 97% соленой воды, а пресной воды - всего 3%. По запасам пресной воды (без учета ледников и подземных вод) на Россию приходится более 20% мировых ресурсов пресных вод. По данным Минприроды, в нашей стране вода расходуется следующим образом: 59% всей доступной пресной воды используется на нужды промышленности; 21% тратится на домашнее хозяйство людей, в т.ч. на бытовые нужды и питье; 13% отводится на орошение полей; неиспользованной остается 7%!.
Несмотря на значительные запасы воды в России, она используется нерационально, и объем чистой пресной воды постоянно сокращается из-за сбросов
1 https://www.rospriroda.ru/rossiya/vodnyje_resursy/zapasy-vody (проверено 24.06.2018).
в нее различных отходов, токсичных стоков и некачественной очистки. Волга также не избежала этой участи.
Существующая на территории бассейна реки Волги машиностроительная, металлургическая, химическая, перерабатывающая промышленность, цементные заводы и нефтехранилища, расположенные по берегам реки, вносят свой вклад в отравление воды Волги и ее притоков, а также воздуха и почвы Волжского бассейна.
Территория бассейна реки Волги - наиболее заселенная в России. Здесь проживают более 60 млн чел. - больше трети населения России, и расположены 448 городов. Из 15 городов-миллионников, официально зарегистрированных в России, 6 находятся на территории Волжского бассейна: Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Волгоград.
Волжский бассейн - важнейшая транспортная и экономическая составляющая Центрально-Европейского региона страны, который соединяет многие регионы, перевозит более половины всех речных пассажиров и грузов. На этой территории сосредоточены около 45% промышленного производства страны, примерно 50% сельхозпотенциала и более 20% всего рыбного промысла.
В августе 2017 г. в Волгограде состоялось расширенное совещание по вопросу экологических проблем реки Волги, на котором члены правительства и главы регионов, территории которых входят в бассейн Волги, под председательством премьер-министра России Д.А. Медведева обсуждали вопросы очистки и дальнейшего рационального использования воды Волги.
На совещании Д.А. Медведев объявил, что Минприроды совместно с другими ведомствами подготовило приоритетный федеральный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги («Оздоровление Волги»)», рассчитанный до 2025 г., и его финансирование составит 257 млрд руб. (по другим данным - более 262 млрд руб.).
Глава правительства отметил, что в реализации программы очистки Волги должны участвовать все - и федеральный центр, и заинтересованные регионы, и бизнес.
«В регионах должны появиться свои проекты по очистке и сохранению Волги. Нам всем нужно подумать, как эти проекты финансировать, как привлекать в эту сферу инвестиции», - сказал Д.А. Медведев. - Также власти регионов должны донести идею восстановления Волги до каждого жителя приволжских регионов. Граждане должны знать, что если они хотят жить в нормальных условиях, пить чистую воду, то для этого нужно понимать, чего нельзя делать с водами реки».
По данным, озвученным премьер-министром, именно в воды Волги попадает более трети (38%) всех российских загрязненных стоков, при этом нормативная очистка проводится лишь в отношении 10% таких стоков. Кроме того, усугубляют ситуацию и затонувшие суда, которыми захламлено дно реки. По разным оценкам, в бассейне Волги находится более 2,5 тыс. затонувших плавсредств, включая не только пассажирские, грузовые, но также и нефтеналивные суда. Уровень загрязнения достиг такого уровня, что река Волга и некоторые ее притоки считаются одними из самых загрязненных рек не только в нашей стране, но и в мире.
В настоящее время администрации 17 регионов, находящихся на территории бассейна реки Волги, готовят планы работ и перечни объектов, которые подлежат включению в федеральный проект «Оздоровление Волги»; создаются межведомственные рабочие группы и волонтерские экологические группы для обеспечения координации и реализации проекта на их территориях.
Вместе с тем следует отметить, что в стране уже более 25 лет существует круп-
ное общественное экологическое движение в защиту окружающей среды в бассейне Волги «Поможем реке», в котором участвуют более 200 экологических групп практически из всех городов, расположенных по берегам Волги, с координационным центром движения в Нижнем Новгороде.
В 2008 г. по инициативе трех организаций: Международного социально-экологического союза, Московского представительства бюро ЮНЕСКО и коммерческой фирмы «Кока-кола Эйч Би Си Евразия» в Нижнем Новгороде на 10-м международном форуме «Великие реки-2008» был учрежден День Волги, который отмечается ежегодно 20 мая.
Участники общественных экологических движений и групп занимаются очисткой рек и лесов от мусора, проводят просветительскую работу среди населения, обращаются с требованиями к руководителям предприятий, к местным исполнительным органам и в суды с экологическими требованиями, которые, однако, не всегда находят понимание.
На Волге и Каме построены и действуют 12 крупных ГЭС, обеспечивающих городское и сельское население, а также промышленные предприятия и другие объекты электроэнергией. Однако, решив в послевоенные годы эту важнейшую экономическую и социальную задачу по восстановлению и развитию страны, крупные ГЭС превратились в каскад водохранилищ на равнинной реке. Искусственное повышение уровня воды катастрофически влияет на экосистему Волги и Камы, снижает скорость течения рек, а наличие плотин препятствует естественной миграции рыбных стад.
Замедление скорости течения реки Волги и ее катастрофическое загрязнение способствуют развитию токсичных водорослей, распространению заболеваний рыб, а стремительное сокращение нерестилищ ведет к исчезновению наиболее ценных пород рыб и снижению рыбных запасов. Проблемы, возникающие с созданием плотин, характерны не только для нашей страны. Экологи многих стран с 1997 г. ежегодно 14 марта отмечают Международный день действий против плотин (День действий в защиту рек, воды и жизни).
По официальным данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в 1980 г. общий мировой улов осетровых рыб составил 28,6 тыс. т, из них 93% были выловлены в СССР, однако уже в начале 1990-х гг. уловы составляли порядка 10 тыс. т, а в 2014 г. было добыто не более 30 т для целей воспроизводства и научных исследований [Бубунец 2016: 6].
Возможно, сейчас в условиях достаточного развития энергетики в стране и создания единой энергосистемы имеет смысл пересмотреть существование и конфигурацию некоторых гидросооружений для увеличения скорости течения реки с целью ее оздоровления и возможности более свободной миграции рыбных стад; сделать акцент на получение энергии из возобновляемых источников - солнечной и ветровой энергии.
В наиболее критическом состоянии из-за сточных промышленных вод находятся малые реки, протекающие рядом с крупными промышленными предприятиями и нефтехранилищами, которые превратились в безжизненные грязные канавы. Классическим примером является речка Ржавка, протекающая в Нижнем Новгороде и превращенная в канализационный и мусорный сток, содержащий практически всю таблицу Менделеева1.
Большую угрозу для экологии представляют также некоторые разорившиеся и брошенные предприятия. К таким объектам прежде всего относятся химические предприятия, входившие ранее в оборонный комплекс страны. Сейчас эти проблемные территории принято называть «территориями с накопленным
1 https://urban3p.ru/object8822 (проверено 21.06.2018).
экологическим ущербом», например, это крупнейшее химическое предприятие ОАО «Химпром» (Волгоград), на территории которого находятся ртутьсодер-жащие отходы, продукты трансформации боевых отравляющих веществ и т.п.
Интенсивное сельское хозяйство, применяющее в больших объемах фосфорсодержащие минеральные удобрения и пестициды, значительная часть которых напрямую или через грунтовые воды попадает в реки, также способствует токсическому загрязнению Волги. Фосфорсодержащие химические соединения способствуют росту сине-зеленых водорослей, которые выделяют до 300 видов различных веществ, большинство из которых ядовиты; уменьшению содержания кислорода в речной воде; развитию многочисленных болезней рыб и их массовой гибели.
В процесс загрязнения воды Волги и ее притоков вносят свою лепту и ливневые стоки, за счет которых различные нефтепродукты напрямую попадают в реки.
Практически все водные объекты бассейна Волги подвержены антропогенному воздействию. Особенно неблагополучно состояние малых рек в зонах крупных промышленных центров. В сельских местностях значительный ущерб наносится из-за нарушения режима хозяйственной деятельности, смыва в водотоки органических и минеральных веществ и пестицидов [Демин 2017: 70].
По оценкам экспертов, самоочищаемость Волги, вода которой еще в 50-е гг. прошлого столетия считалась питьевой, снизилась в десятки раз, и она стала на протяжении среднего и нижнего течений антисанитарным водоемом.
На территории бассейна реки Волги значительно сократились площади лесов. Обезлесение происходит не только из-за браконьерской вырубки лесов и загрязнения воды и почвы, но также из-за токсичных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. В свою очередь, гибель лесов приводит к пони-жжению уровня грунтовых вод и к мелководью Волги.
Свою долю вреда экологии наносят и выбросы в атмосферу цементной пыли. Например, два крупных цементных завода работают в Саратовской обл., в г. Вольске на берегу Волги: это завод ОАО «Хольсим (Рус)» с объемом годовой выработки 2,8 млн т и завод ЗАО «ХайдельбергЦементВолга» - 1,0 млн т. После завершения в городе в 2017 г. реконструкции цементного завода «Хольсим» в 2 раза сократились выбросы цементной пыли в атмосферу, но, тем не менее, они остались. Кроме того, выбросы происходят не только при производстве, но и при загрузке/выгрузке цемента.
Из 56 крупных цементных заводов России почти 1/3 находится на территории бассейна реки Волги, и большинство из них принадлежат немецким («ХайдельбергЦементАГ»), швейцарским («Хольсим»), французским («Лафайет») и другим иностранным компаниям.
При этом обращает на себя внимание то, что многие западные партнеры российских предпринимателей охотно создают совместные предприятия с целью переноса «грязных» производств на территорию России.
Однако основными загрязнителями бассейна реки Волги являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), очистные сооружения которых либо устарели и не справляются со своими функциями, либо полностью вышли из строя, либо отсутствовали с самого начала. По экспертным оценкам, до 60% загрязнения приходится на долю ЖКХ.
До настоящего времени существует большое число «бесхозных» сливных сооружений, принадлежность которых не установлена и которые сбрасывают неочищенные стоки напрямую в притоки Волги и в нее саму.
По словам директора Института экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти) Геннадия Розенберга, загрязнение Волги идет в основном за счет
бесхозных стоков. «Так называемые организованные стоки, принадлежащие крупным промышленным предприятиям, на данный момент представляют меньше угрозы, поскольку за ними проще организовать контроль»1.
Значительную долю в загрязнение Волги и ее притоков вносят миллионы рядовых граждан, проживающих на данной территории, - дачники и многочисленные туристы, нарушающие элементарные правила защиты окружающей среды: они превратили небольшие речки и ручьи в сточные канавы, моют автомобили, сливают грязные стоки, выбрасывают пищевые отходы и твердый бытовой мусор в водоемы. При этом большой вред птицам и животным наносит мелкий пластиковый мусор, который не переваривается в желудках и приводит к их гибели.
С учетом официально заявленной численности населения в 60 млн чел., проживающих на территории бассейна реки Волги, нетрудно оценить общие объемы бытового твердого мусора и сточных вод, сбрасываемых жителями и неотвратимо попадающих в Волгу и ее притоки напрямую или через грунтовые воды под воздействием дождей и таяния снега.
В процессе бытовой хозяйственной и физиологической жизнедеятельности каждый житель городских и сельских поселений ежедневно «производит» в среднем 1-2 кг бытового твердого мусора, 100-150 л пресной воды, загрязненной стиральными порошками, содержащими фосфорные соединения, моющими и другими средствами, а также 1,5-2 л экскрементов. Таким образом, по самым скромным подсчетам, происходит загрязнение речных и грунтовых вод под воздействием 60-120 тыс. т твердого мусора, 6-9 млн т грязной воды и 90-120 тыс. т канализационных стоков - всего 6,150-9,240 млн т бытовых сточных вод и мусора. Вычитаем 10% заявленной нормативной очистки, и остается 5,535-8,316 млн т отходов ежедневно(!). Если умножить это на 365 дней, то получится 2,020-3,035 млрд т ежегодно(!). И это только от бытовой жизнедеятельности людей..
Как сама Волга, так и многие ее притоки, судя по их катастрофическому состоянию, уже давно потеряли способность к самоочищению, поэтому практическая реализация предлагаемого федерального проекта «Оздоровление Волги» является сверхактуальной, т.к. без помощи человека Волга сама уже не очистится.
Ввиду особой ценности пресной воды как для человека, так и для флоры и фауны целесообразно на законодательном уровне для всех предприятий, использующих в своем производственном процессе пресную воду рек, по примеру Франции, ввести в нашей стране обязательное правило о заборе воды из источника «снизу по течению», а после очистки до нормативного уровня использованной воды сбрасывать ее в реку «сверху по течению». Таким образом, пользователь воды будет заинтересован в качественной очистке используемой им и другими потребителями пресной воды [Вишняков, Гурлев 2016: 6].
Кроме того, за время очистки и перекачки «вверх по течению» вода будет охлаждаться и не окажет еще одного негативного воздействия - так называемого теплового загрязнения реки, которое так же вредно для речных обитателей, как и многие другие отрицательные воздействия на водную флору и фауну.
Особенно негативное значение для обеспечения экологической безопасности в целом и при очистке воды в частности имеет существующая в нашей стране система штрафов за нанесение ущерба окружающей среде. Размеры штрафов почему-то устанавливаются законодательно (федеральный закон от
1 http://gendocs.ru/v45306/реферат_-_загрязнение_водного_бассейна_реки_волги (проверено 24.06.2018).
02 июля 2013 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») и остаются постоянными на протяжении многих лет, чего категорически допускать нельзя.
Какие бы меры ни принимались по замене очистных сооружений, какие бы средства государство ни направляло в оздоровление окружающей среды, если существующие в настоящее время штрафы и дальше будут носить чисто символический характер и не будут превышать планируемую прибыль, то руководителю или владельцу предприятия-нарушителя будет выгоднее заплатить мизерный штраф, чем вкладывать средства в очистные сооружения или соблюдать экологическое законодательство. И через несколько лет опять и опять будет подниматься вопрос об экологической катастрофе на Волге или на Байкале, или в Финском заливе, или на Ямале и т.д. Вы можете назвать любое место на карте России и не ошибетесь.
Таким образом, кроме составления перечня опасных объектов, которые надо закрыть или модернизировать, необходимо принять такие законодательные и административные акты, чтобы было экономически невыгодно нарушать правила в сфере обеспечения экологической безопасности, которая жизненно важна как для нынешнего, так и для последующих поколений жителей страны.
Следует решительно отказаться от существующей системы штрафов за нанесенный экологический ущерб, т.к. своей мизерностью они лишь поощряют грабительское отношение к природе и пренебрежительное отношение к соответствующим государственным органам.
Штраф должен соответствовать тройной или более кратной сумме нанесенного конкретного ущерба, например, одна часть должна соответствовать сумме нанесенного ущерба, плюс равная сумма, необходимая для устранения ущерба, плюс равная сумма - собственно выплата за совершенное деяние. Аналогично должны наказываться и частные лица: за слив нефтепродуктов в водоемы, мытье автомобилей, спиливание деревьев и т.п. Предприятия-нарушители должны быть немедленно закрыты и могут возобновить свою деятельность лишь после выплаты штрафа и полного восстановления нормативной работы очистных сооружений.
В соответствии с российским экологическим законодательством (федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ред. от 31.12.2017 «Об охране окружающей среды») в целях предотвращения наступления случаев катастрофического воздействия особо опасных факторов на окружающую среду строгие требования должны предъявляться ко всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности на всех этапах их проектирования, строительства и эксплуатации.
Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях проектирования, строительства, ввода в действие и эксплуатации объектов.
Российское законодательство гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, а также закрепляет следующие полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: они могут требовать предоставления экологической информации и назначения экологической экспертизы; обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов; обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологи-
ческим правонарушением». Законодательство это гарантирует, но, к сожалению, не обеспечивает, потому что законы пишут одни люди, не исполняют их - другие, а третьи за определенную мзду не замечают подобных нарушений. Необходимо пересмотреть гражданский и уголовный кодексы в сфере обеспечения экологической безопасности с целью усиления персональной ответственности юридических и физических лиц за ущерб, наносимый природе и здоровью населения, а также персональной ответственности чиновников, дающих разрешения на работу экологически опасных объектов всех форм собственности. Нельзя разрешать работу объектов, на которых не выполнены все требования по наличию и нормативной работе очистных сооружений.
К нормативным качествам окружающей природной среды относятся принятые в России предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК1 вредных веществ, ПДВ2, ПДС3, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства, в частности Минздравом России, и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем нельзя не остановиться еще на одной из негативных социальных проблем, которая не только лежит в основе загрязнения бассейна реки Волги, но и порождает все остальные, - это коррупция, когда чиновники и ответственные лица по разным причинам «не замечают» многочисленных нарушений.
Выступая на расширенной коллегии МВД России 28 февраля 2018 г., президент Российской Федерации отметил: «...что касается работы правоохранительных органов, то тут существенных изменений к лучшему пока нет. Есть проблемы с контролем за деятельностью силовиков, а также с коррупцией». Президент, в частности, озвучил пример о том, что ранее передал главе ФСБ России документы о коррупции в одном из подразделений правоохранительных органов, в результате чего «виновных уволили, однако на ситуацию это не повлияло - через полгода все пошло по-старому».
Тем не менее в стране назрела настоятельная необходимость создания еще одного подразделения МВД - экологической полиции. Данные правоохранительные органы, по мнению автора, должны решать следующие задачи и нести за это ответственность:
- во-первых, это постоянная воспитательная и профилактическая работа в сфере обеспечения экологической безопасности среди населения, руководителей и сотрудников, работающих на экологически опасных объектах;
1 Предельно допустимая концентрация (ПДК) - утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований, в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
2 Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
3 Предельно допустимый сброс (ПДС) - экологический норматив: масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте; ПДС - лимит по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них примесей - устанавливается с учетом ПДК веществ в местах водопользования (в зависимости от вида водопользования), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив развития региона и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды (ГОСТ 17.1.1.01-77).
- во-вторых, недопущение незаконного строительства любых объектов, и особенно на водоохранных и заповедных территориях;
- в-третьих, борьба с загрязнением природы (выбросы неочищенных стоков, выбросы в атмосферу, незаконные и необорудованные свалки и др.) с немедленным прекращением функционирования объектов - источников загрязнения;
- в-четвертых, борьба с браконьерством (незаконный отстрел животных, вылов рыбы, вырубка леса и т.п.);
- в-пятых, честное, добросовестное и своевременное исполнение сотрудниками своего служебного долга;
- в-шестых, осуществление регулярной ротации кадров с целью предупреждения срастания сотрудников правоохранительных органов с преступными элементами.
В заключение следует отметить, что если не решать проблему очистки бассейна реки Волги комплексно и системно, в т.ч. и с учетом социальных факторов, а только вкладывать деньги в замену устаревшего оборудования, то, конечно, «деньги будут распределены и освоены», но оборудование через некоторое время устареет и выйдет из строя, а решение проблемы будет переложено на плечи следующих поколений.
Список литературы
Бубунец Э.В. 2016. Воспроизводство и выращивание анадромных осетровых рыб Понто-Каспийского бассейна в условиях тепловодных хозяйств: дис. ... д.сельхоз.н. М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. 393 с.
Вишняков Я.Д., Гурлев И.В. 2016. Актуальные аспекты обеспечения экологической безопасности. - Интернет-журнал «Науковедение». Т. 8. № 2. С. 1-8. Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/74EVN216.pdf (проверено 08.07.2018).
Демин А.П. 2017. Сточные воды и качество воды в бассейне реки Волга (2000-2015 гг.). - Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. № 48. С. 55-71.
GURLEVIgor Valentinovich, Dr.Sci. (Tech.Sci.), Chief Researcher of theAcademy of Managementofthe InteriorMinistry of Russia (8Zoe and Aleksandra Kosmodemyanskikh St, Moscow, Russia, 125171;[email protected])
SOCIAL ASPECTS OF THE TREATMENT OF THE VOLGA RIVER BASIN
Abstract. The article considers the ecological status and urgent issues of cleaning the Volga River basin, on the territory of which more than a third of the population of Russia lives. Some data on the activity of public environmental movements and their number are given.
In order to improve the ecological status of the Volga River and its tributaries, the author proposes a new principle of water intake and discharge of purified fresh water in the production cycle of enterprises, as well as the change in the system of fines for damage to nature. In order to ensure environmental safety, the author proposes creating a new law enforcement agency - the environmental police.
Keywords: fresh water, pollution, Volga River, water intake rules, fresh water treatment, penalty for damage to nature, environmental police