Научная статья на тему 'Социальные аспекты инновационной деятельности оэср'

Социальные аспекты инновационной деятельности оэср Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЭСР / НАУКА / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / SCIENCE / TECHNOLOGIES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскурякова Лилиана Николаевна

Принципы и приоритеты инновационной деятельности, а также рекомендации в области инновационной политики Организации экономического сотрудничества и развития будут окончательно оформлены в Инновационной стратегии ОЭСР в 2010 г. Инновационная стратегия инкорпорирует такие важные социальные аспекты, как принципы устойчивого («зеленого») роста, проблемы образования и занятости в сфере науки и инноваций, ориентация инновационной активности на повышение благосостояния граждан и поиск ответов на глобальные вызовы. В своей исследовательской и нормативной деятельности в сфере инноваций ОЭСР учитывает роль нетрадиционных акторов инновационного процесса (пользователей, исследовательских университетов и др.), а также новые подходы к измерению инноваций. Россия может ускорить переход к инновационной модели развития благодаря адаптации и применению разработок ОЭСР, повышению результативности реализации собственных нормативно-правовых документов, регулирующих сферу науки и новаций, а также более последовательной интеграции в международные программы кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Aspects of the OECD Innovation Activity

OECD innovation activity principles and priorities, as well as recommendations in the sphere of innovation policy will be integrated into the OECD Innovation Strategy in 2010. The OECD Innovation Strategy incorporates important social aspects, such as: sustainable development principles (green growth), issues of human resources (training and employment) in science and technology, orientation of innovation activity towards social welfare and address the global challenges. OECD takes into consideration the role of non-traditional innovation actors (such as users, research universities, etc.), as well as new approaches to measuring innovation in its research and regulatory activity. Russia may speed up it transition towards innovation-based growth through adaptation and application of the OECD research results, increased performance of own legal documents, regulation of science and innovation sector, as well as through a more consistent integration to the international cooperation programmes

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты инновационной деятельности оэср»

Социальные аспекты инновационной деятельности ОЭСР

Л.Н. Проскурякова

Проскурякова Лилиана Николаевна - к.полит.н., научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]

Ключевые слова: ОЭСР, наука, технологии, инновации Key words: OECD, science, technologies, innovations

Принципы и приоритеты инновационной деятельности, а также рекомендации в области инновационной политики Организации экономического сотрудничества и развития будут окончательно оформлены в Инновационной стратегии ОЭСР в 2010 г. Инновационная стратегия инкорпорирует такие важные социальные аспекты, как принципы устойчивого («зеленого») роста, проблемы образования и занятости в сфере науки и инноваций, ориентация инновационной активности на повышение благосостояния граждан и поиск ответов на глобальные вызовы. В своей исследовательской и нормативной деятельности в сфере инноваций ОЭСР учитывает роль нетрадиционных акторов инновационного процесса (пользователей, исследовательских университетов и др.), а также новые подходы к измерению инноваций. Адаптируя и применяя разработки ОЭСР, повышая результативность реализации собственных нормативно-правовых документов, регулирующих сферу науки и новаций, а также более последовательно участвуя в международных программах кооперации, Россия может ускорить переход к инновационной модели развития.

Макроэкономическая нестабильность, которую спровоцировал экономический спад 2009 г., является вызовом для формирования благоприятной инновационной среды. В то же время экономический спад открывает новые возможности, поскольку высвобождаются значительные ресурсы, становятся очевидными наиболее уязвимые места, и предприимчивые рыночные игроки, особенно те, кто проявляет инновационную активность, получают возможность занять новые ниши.

В 2007 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приступила к разработке Инновационной стратегии [1, 2]. Перед министрами стран - членов ОЭСР стояла задача формирования общего видения, изложенного в едином документе, который бы позволил связать отдельные точки роста инноваций, элементы инновационной инфраструктуры, а также усилия различных субъектов в единую систему. Принятие и реализация Инновационной стратегии странами - членами ОЭСР являются актуальными и в период кризиса: инновации станут движущей силой посткризисного устойчивого развития. Инновационная стратегия ОЭСР не только учитывает основные существующие характеристики развития глобальной экономики и общества, но и направлена на формирование более справедливого процесса глобализации, основанного на принципах «устойчивого роста» и более равномерного распределения произведенных благ между развитыми и развивающимися странами.

Этим же целям служат смежные инициативы ОЭСР, такие как поиск новых глобальных механизмов управления многосторонним сотрудничеством в области науки, технологий (НТ) и инноваций для совместного поиска ответов на глобальные вызовы: изменение климата, доступ к энергоресурсам, развитие здравоохранения, поддержание безопасности и сохранение водных ресурсов. На встрече министров науки и технологий стран - членов «Группы восьми» и семи других стран (Бразилии, Китая, Индии, Мексики, Филиппин, Кореи и ЮАР), состоявшейся 15 июня 2008 г., была подтверждена значимость науки и технологий для понимания и выработки адекватных ответов на глобальные вызовы, стоящие перед обществом.

Сфера НТ и инноваций является одной из наиболее подверженных глобализации. Глобализация технологий происходит благодаря высокой скорости появления инноваций, международным сетям, которые соединяют государственные и частные исследовательские центры, а также процессу стандартизации. Важной характеристикой инноваций является ускоряющееся распространение технологий в международном масштабе и одновременное сокращение длительности производственного цикла и внедрения технологических инноваций [4].

Особенность инновационной политики заключается в ее тесной взаимосвязи со смежными областями государственного регулирования: политикой развития малых и средних предприятий, стимулирования конкуренции, охраны

окружающей среды [5] и др. Такая взаимоувязка может быть обеспечена не только за счет одновременных действий, но и посредством обеспечения согласованности целей, задач и соответствующих показателей, а также межведомственной и межуровневой координации.

ОЭСР является одним из значимых акторов глобального экономического управления. Например, организация сыграла ведущую роль в либерализации движения капитала посредством разработки «Кодекса либерализации движения капитала» (Codes of Liberalisation of Capital Movements), а также «Кодекса либерализации текущих невидимых операций» (Codes of Liberalisation of Invisible Operations). Кроме того, процессу глобализации способствовали политические документы, направленные на дерегулирование экономики и рыночную либерализацию, принятые некоторыми странами - членами ОЭСР [4].

Благодаря активной работе по проведению исследований с последующей выработкой рекомендаций для национальных правительств стран-членов ОЭСР успешно заняла «нишу» престижного международного аналитического центра (think-tank). По некоторым своим характеристикам (например, сложная и длительная процедура принятия новых членов) ОЭСР до сих пор остается «клубом для избранных»1, объединяя «сильных и успешных», т.е. экономически развитые страны с высоким уровнем жизни. Содержательное взаимодействие с третьими странами также выстраивается, прежде всего, исходя из экономической мощи и потенциала государств2. На долю 303 стран, входящих в ОЭСР, приходится около 60% мирового ВВП и всего 18,5% населения земного шара [6].

В то же время повестка дня ОЭСР в XXI в. претерпела существенные изменения, охватив не только традиционно «левые» вопросы «зеленого роста» и социальной справедливости, но и пересмотр самих правил управления

глобальной экономикой [7]4. Например, вопросы воздействия глобализации на международный рынок труда, социальной защищенности работников и справедливых условий широко представлены в публикации ОЭСР «Обзор занятости-2009» [8]. Кроме того, на встрече Комитета по научно-технической политике ОЭСР высокого уровня в марте 2008 г. делегаты подтвердили необходимость переоценки политических документов и правил, регулирующих международное научное сотрудничество [9], а на встрече Совета министров ОЭСР в июне 2009 г. была подписана «Декларация о зеленом росте» (Declaration on Green Growth). Эта проблематика, выходящая за пределы узкоэкономической трактовки прогресса в обществе, нашла отражение и в Инновационной стратегии ОЭСР.

Характерной чертой современного общества становится распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в особенности Интернета, среди широких слоев населения. В результате возникают новые возможности для сетевого взаимодействия и научного сотрудничества субъектов из различных секторов общества. Кроме того, в последние годы повысился общий уровень информированности населения о нетехнологических и организационных инновациях, и роль пользователей, потребителей и других нетрадиционных субъектов инновационного процесса стала более заметной.

В странах-членах и за пределами ОЭСР гражданское общество и общественные организации также играют все более важную роль, и государственные служащие учитывают растущий запрос со стороны общества на демократизацию сферы науки и инноваций, а также областей их приложения. Этот аспект создания инноваций получил название «инновации, основанные на спросе» (demand-driven innovation), или, в более узком понимании, «ин-

1 В Стратегии взаимодействия с третьими странами (Outreach Strategy) ОЭСР сформулировала ряд критериев, которым должны удовлетворять потенциальные члены ОЭСР, в том числе значимость на международной арене (Significant player) и глобальный характер развития (Global considerations).

2 На саммите «Группы восьми» в июне 2007 г. в Хайлигендамме было принято решение об организации под эгидой ОЭСР диалога между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в Группу «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, ЮАР. В то же время более крупные по числу участников, но менее экономически значимые международные объединения развивающихся стран, например «Группа 77», находятся вне поля зрения стран «Группы восьми» и ОЭСР.

3 Соглашение о присоединении Чили к ОЭСР было подписано Генеральным секретарем ОЭСР А.Г. Гуррией и министром финансов Чили А. Валеско 11 января 2010 г. После утверждения соглашения о присоединении национальным парламентом и соблюдением других формальных требований процедуры присоединения государство Чили станет 31-м членом ОЭСР. Более подробно о процессе присоединения Чили к ОЭСР см. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL: http://www.oecd.org/country/0,3377,en_338 73108_39418658_1_1_1_1_1,00.html (дата обращения: 02.03.2010).

4 Например, проект ОЭСР «Измерение прогресса в обществе».

новации, создаваемые пользователями» (user-driven innovation). Среди стран, в которых акторы активно внедряют инновации, создаваемые пользователями, можно назвать Данию и Финляндию. Меры стимулирования инноваций, создаваемых пользователями, включают вовлечение потребителей в инновационный процесс, изучение потребностей потребителей (например, через «живые лаборатории»5), повышение информированности граждан об инновациях, создаваемых пользователями, поддержку открытых инновационных сетей и поиск специальных решений вопросов интеллектуальной собственности.

Инновационная стратегия ОЭСР учитывает все основные тенденции инновационного развития: ориентацию на спрос, вовлечение потребителей и открытый процесс выработки научно-технических приоритетов. Принимая во внимание то обстоятельство, что документ был инициирован с целью формирования общего видения, проект «Инновационная стратегия ОЭСР» в то же время имеет очень конкретное практическое приложение: по его результатам будет разработана серия политических документов.

Большинство основополагающих принципов (проекта) Инновационной стратегии ОЭСР напрямую касаются социальной проблематики - улучшения качества жизни и привнесения соответствующих изменений в инновационную политику [2]:

• Граждане возлагают все большие ожидания на правительства по обеспечению своего благосостояния и качества жизни. В то же время общества столкнулись с рядом беспрецедентных вызовов, включая экономический спад 2009 г. Именно поэтому необходима эффективная политика развития инноваций на благо прогресса в интересах человека.

• Многие сегодняшние проблемы выходят за пределы государственных границ, поэтому их решение будет основываться на инновациях и новых формах международного сотрудничества.

• Произошли существенные подвижки в распространении благ, произведенных благодаря инновациям. Сегодня люди могут получить доступ, произвести обмен и значительно расширить свои знания посредством сети Интернет. Кроме

того, знания генерируются и распространяются совершенно новыми способами, например, самими пользователями инновационных продуктов.

• Общество, включая бизнес, ожидает от правительств создания политических механизмов, которые бы стимулировали инновации, но в то же время обеспечивали социальную защиту в случае экономических неудач. Инновационная политика должна ориентировать инновации на повышение качества жизни граждан, улучшение условий работы бизнеса и на благо общества в целом.

Инновационная стратегия ОЭСР постулирует центральную роль индивидов: и как потребителей, и как производителей инноваций. Роль правительств заключается не только в повышении экономической результативности, но и в нахождении ответов на глобальные вызовы и повышении благосостояния граждан в национальном и глобальном масштабе.

Первый крупный блок вопросов проекта краткого аналитического отчета по «Инновационной стратегии» посвящен развитию человеческого потенциала: мотивации людей к производству инноваций, развитию необходимых навыков и компетенций и программам мобильности студентов, ученых и специалистов. Здесь, прежде всего, следует упомянуть инновации в образовательном процессе, а также обеспечение универсального равного доступа к среднему образованию, в том числе усилиями правительств стран - членов ОЭСР. Например, в Стратегии подчеркивается важность развития на протяжении всей жизни таких компетенций, как критическое мышление, творческие способности, уверенность в себе, коммуникабельность, работа в команде, а также специальные профессиональные навыки и знание языков.

Другой важный аспект инноваций в образовании - это образование потребителей инноваций, граждан и компаний, являющихся участниками инновационного процесса. Результатами этого процесса являются информированный выбор потребителей и поддержание конкуренции среди компаний.

В периоды экономического спада сфера образования подвержена противоположным тенденциям: с одной стороны, имеют место бюджетные ограничения - происходит сокра-

5 «Живая лаборатория» (Living Lab) - исследовательская методология, в центре которой находится потребитель. Направлена на определение, создание, апробацию, валидацию и проработку комплексных решений, применимых в жизни. Это экспериментальная система встраивания потребителя в инновационную цепочку.

щение финансовых поступлений со стороны государства, домохозяйств и бизнеса; с другой стороны, растущая безработица повышает спрос на подготовку кадров. Таким образом, государственная политика в этой области играет важную роль в поддержании необходимого уровня инвестиций в образовательные программы и программы профессиональной переподготовки.

В сфере образования ОЭСР рекомендует правительствам стран сделать вузы катализаторами инноваций, особенно в местном и региональном масштабе. Другими важными атрибутами вузов должны стать достаточная степень автономности и разнообразие компетенций для соответствия потребностям инновационной системы. Авторы Стратегии предлагают укрепить связь между профессиональным образованием и общеприменимыми навыками, которые приобретают выпускники и которые являются базой для их последующего обучения на протяжении всей жизни, мобильности на рынке труда и карьерного роста. Такую связку можно предусмотреть, например, посредством привлечения работодателей и профсоюзов к разработке учебных программ, а также посредством разделения расходов на образование (выше среднего) между правительством, работодателем и студентами. В странах ОЭСР бизнес финансирует большую долю исследований и разработок (ИиР) в секторе высшего образования и государственном секторе. В странах - членах ЕС в 2006 г. компании профинансировали 7,4% всех ИиР, выполненных государственными организациями и университетами, по сравнению с 3,2% в США и 2,2% в Японии (среднее значение по странам ОЭСР составило 5,3% в 2006 г.) [10, с. 12].

Новые навыки и компетенции, которые сегодня необходимы для производства инноваций, находятся в сфере менеджмента, лидерства, маркетинга и развития бизнеса, а также навыков сотрудничества и работы в команде. Следовательно, руководителям организаций, внедряющих инновации, необходимо обеспечить систему подготовки и переподготовки перспективных кадров, сочетающую навыки и компетенции, что в итоге может потребовать пересмотра учебных программ, систем переподготовки и образования взрослых.

Для развития исследовательского потенциала университетов и государственных научных центров многие страны провели реформы этих категорий учреждений с целью повышения их автономности, а также расширения применения конкурсных механизмов распределения

финансирования. Одним из показателей результативности реформ образовательной сферы стран ОЭСР является увеличение в 3 раза числа иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, с 1980 по 2009 г. (с 2000 по 2006 г. данный показатель увеличился в 2 раза). В США обучается наибольшее количество иностранных докторантов - более 92 тыс. человек, на втором месте находится Великобритания -38 тыс. человек и Франция - 28 тыс. человек [10, с. 8].

Персонал, занятый исследованиями и разработками, является основным автором инноваций. В большинстве стран ОЭСР доля персонала, занятого ИиР, в 2008 г. составляла более четверти занятых в экономике. Темпы роста занятости персонала в сфере ИиР в странах ОЭСР превысили темпы роста общей занятости. В сфере услуг средний ежегодный темп роста варьируется от 1,1% в США до 6,3% в Испании. Тем не менее в сфере промышленного производства доля работников в ряде стран (включая Люксембург, США, Японию и Швецию) сократилась. Явно выраженной характеристикой занятости в НТ-сфере является растущая доля женщин, например, в Венгрии, Польше и Словакии среди занятых в НТ-сфере в 2008 г. 60% составили женщины [10, с. 17].

Большое внимание в документе уделяется применению инноваций для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, прежде всего, социально-экономического развития в интересах самых бедных стран и регионов мира, а также развития инноваций в самих этих странах и регионах и диверсификации их экономики. Глобальные вызовы проистекают из основных тенденций развития глобальной экономики и общества, в том числе изменения географии инноваций и более сложного разделения труда между городами, регионами и странами. Значимым вызовом для стран ОЭСР является проблема старения населения, которая оказывает прямое воздействие на географию инноваций и может быть решена посредством структурной перестройки экономики, миграции, повышения квалификации работников и аутсорсинга.

Серьезной проблемой в области государственного управления для большинства стран является адаптация инновационной политики к изменениям в характере инновационной деятельности, проявляющимся главным образом в ее транснациональном контексте (в том числе к способам и скорости появления инноваций, потребности в новых инструментах управления рисками и др.). Сегодня организации, ак-

тивно внедряющие инновации, все более тесно сотрудничают с внешними нетрадиционными акторами (поставщиками, клиентами, исследовательскими университетами и др.) для получения новых знаний, расширения аудитории и разделения рисков и расходов. Государственные структуры могут способствовать налаживанию такого взаимодействия на национальном и международном уровнях, например, через снижение административных (визовых, таможенных и проч.) барьеров и стимулирование обмена знаниями.

Последний содержательный блок Стратегии посвящен проблематике измерения инноваций. Инновационная политика базируется на точных, своевременных и регулярных измерениях инновационной активности основных акторов. Качественная система измерения инноваций позволяет государственным служащим оценить не только эффективность проводимой политики и государственных вложений, но и вклад инноваций в достижение социально-экономических целей развития общества, а также легитимировать государственные программы поддержки инноваций посредством повышения подотчетности обществу. ОЭСР проводит работу по дальнейшему совершенствованию системы оценки инноваций, в том числе посредством анализа дезагрегированных данных, которые лучше отражают разнообразие и связи между основными акторами и инновационными процессами.

Подходы к измерению сферы НТ и инноваций рассматриваются и в ряде других документов ОЭСР, например, в Руководстве по индикаторам экономической глобализации [4]. Значительное внимание в нем уделено и измерению социальных аспектов глобализации.

Тематика измерения инноваций концептуально и практически увязана с нестандартным пониманием и измерением прогресса в обществе. Прогресс не отождествляется ОЭСР исключительно с ростом экономических и финансовых показателей, а опирается на концепт «устойчивого развития» [7]. В такой трактовке прогресс происходит при условии сбалансированного развития окружающей среды, экономики и общества, и соответствующие индикаторы должны лучше отображать все три сферы,

а также их взаимное влияние (положительное и отрицательное).

Специалистами ОЭСР были разработаны базовые наборы индикаторов, отражающие основные тенденции и политические переменные, которые могут быть полезны для оценки достижения общих политических целей, а также для получения сопоставимых данных отдельными странами. Такие базовые наборы индикаторов могут быть в дальнейшем адаптированы для различных целей, в том числе для отслеживания реализации плановых документов и получения информации о бюджетных расходах. В то же время уже существующие базовые наборы индикаторов ОЭСР для окружающей среды пересекаются с индикаторами для сферы сельского хозяйства, транспорта и энергетики.

Римская конференция ОЭСР 2000 г. по измерению прогресса в обществе продемонстрировала, что индикаторы устойчивого развития уже широко использовались многими странами в политическом процессе. Перспективными направлениями деятельности являются разработка индикаторов социальных аспектов устойчивого развития и индикаторов взаимодействия с заинтересованными сторонами и обществом в целом.

Новые направления измерения инноваций, прорабатываемые ОЭСР, связаны с измерением инвестиций в инновации6, совершенствованием инфраструктуры статистики для измерения детерминант и воздействия инноваций, измерением инноваций в государственном секторе, измерением результативности инно-ваций7 и учетом новых факторов и стимулов инноваций8.

Раздел Инновационной стратегии ОЭСР, посвященный проблематике измерения инноваций, будет наполнен и реализован с учетом результатов проектов Группы национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI) ОЭСР9. «Дорожная карта» деятельности NESTI на 2009-2010 гг. была в значительной степени составлена с учетом общей задачи формирования Инновационной стратегии и, более конкретно, измерения инноваций в условиях финансово-экономического кризиса. Эта деятельность включает анализ микродан-

6 Оценивается не только объем инвестиций в ИиР, но и во внедрение новой организационной структуры, программное обеспечение и образование сотрудников.

7 Под результативностью в том числе понимается вклад в повышение качества жизни и социальное воздействие в целом.

8 В том числе инновации, создаваемые пользователями, новые/возникающие технологии (enabling technologies) и инновации на рабочем месте.

9 NESTI, являясь структурным подразделением Комитета по научно-технической политике ОЭСР, оказывает содействие стандартизации статистики в области науки и инноваций стран-членов.

ных в сфере инноваций, оценку человеческих ресурсов и государственных стимулов инновационной деятельности. Новыми направлениями деятельности NESTI станут инновации в государственном секторе (в том числе оценка результативности государственных услуг населению), оценка государственных исследовательских организаций, а также разработка подходов к измерению ключевых для инновационной деятельности компетенций10.

В заключение хотелось бы отметить, что большинство стран-членов и наблюдателей ОЭСР активно вовлечены в формирование Инновационной стратегии - ее содержательное наполнение с использованием результатов проектов, выполненных структурными подразделениями ОЭСР. Именно такой, активный подход к формированию данного политического документа позволяет предположить, что основные рекомендации Стратегии будут реализо-вываться странами - лидерами мировой экономики. Многие из этих стран уже разработали и приняли свои национальные инновационные стратегии, предусматривающие все перечисленные социальные аспекты инновационной деятельности. Россия, которая в ближайшем будущем станет полноправным членом ОЭСР, безусловно, может и должна формировать политическую повестку дня этой организации, в том числе посредством ежедневной проектной деятельности Комитета по научно-технической политике ОЭСР и его групп.

ОЭСР последовательно, на протяжении уже более 10 лет, продвигает идеи и инструменты альтернативного понимания и измерения прогресса в обществе, которые применяются за пределами ее стран-членов. Финансово-экономический кризис обострил внимание к этой проблематике и создал необходимые условия и импульс для пересмотра долгосрочных целей роста: смещения от преимущественно экономических целей в пользу социальных, что нашло свое отражение в Инновационном и Антикризисном стратегических документах ОЭСР. Российские нормативно-правовые доку-

менты11, регулирующие сферу науки и новаций, во многом уже направлены на развитие человеческого капитала. Необходимо лишь повысить результативность, достигая намеченных целей по повышению доли конкурсного финансирования и внедряя эффективную систему мониторинга и оценки результативности запланированных мероприятий. Кроме того, более активное вовлечение России в международную инновационную кооперацию, учитывая последние тенденции в этой сфере, ускорит переход России к инновационному развитию.

Литература

1. The OECD Innovation Strategy. Draft Interim Report. 23 February. Paris: OECD, 2009.

2. The OECD Innovation Strategy: Draft Policy Principles. 30 September. Paris: OECD, 2009.

3. Голт Ф. Инновационная стратегия ОЭСР: достижение новых ценностей // Форсайт. 2009. № 1. С. 16-28.

4. Measuring Globalization. OECD Handbook on Economic Globalization Indicators. Paris: OECD, 2005.

5. Globalisation, Transport and the Environment. OECD, 2010. No. 2. P. 18-40.

6. Сайт Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики. URL: http://oecdcentre.hse.ru/ member_country.html (дата обращения: 02.03.2010).

7. Towards Sustainable Development Indicators to Measure Progress. Rome Conference. Paris: OECD, 2000.

8. OECD Employment Outlook: Tackling the Jobs Crisis. Paris: OECD, 2009.

9. Summary and Conclusion from the HighLevel meeting of the Committee for Scientific and Technological Policy. Paris: OECD, 2008.

10. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard: 2009. Paris: OECD, 2009.

10 Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ ВШЭ принимает участие в работе ЫЕ5Т1, в том числе по перечисленным направлениям, предоставляя данные по России и принимая участие в проектах ЫЕ5Т1. ИСИЭЗ на протяжении ряда лет проводит обследования сферы инноваций, включая расчет ключевых индикаторов инновационной деятельности. Среди основных исследований ИСИЭЗ 2009 г. можно отметить «Факторы эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов» и «Обследование инновационной активности предприятий», реализуемые в рамках плана фундаментальных исследований ГУ ВШЭ. Результаты реализации исследований в сфере инноваций отражены в ежегодных статистических сборниках «Индикаторы инновационной деятельности» и других публикациях ИСИЭЗ.

11 «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России» (2008 г.), «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.» (2008 г.), «План антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.