О.И.Ферапонтова*
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В данной статье рассмотрены аргументы в пользу интегрированного обучения, раскрыты понятия и принципы инклюзивного образования, представлен практический опыт активных реформ социального характера в высшей школе.
Система образования сегодняшнего дня переживает ощутимые изменения в результате правительственных реформ, а также под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального принятия и интеграции. Вопрос о включении в образовательное пространство людей с инвалидностью приобретает особую важность, поскольку в академической среде уже сложилось определенное отношение к данной проблеме. В настоящее время актуализируется не столько обоснование важности инклюзивного образования, сколько необходимость диалога науки и практики в области проблем и перспектив, возможностей и барьеров инклюзии. Высшая школа стоит на пути осуществления активных действий по обеспечению доступности высшего образования для людей с инвалидностью. Обязательными выступают перемены, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов в условиях интегрированного обучения. Насущной проблемой являются создание безбарьерной среды и разработка новых технологий обучения.
Предоставление возможности получения образования всем членам общества, в том числе и людям с инвалидностью, имеет глубокий политический смысл, т.к. способствует смягчению социального неравенства, имеющегося в этой области. Существующее специальное образование для детей-инвалидов, с одной стороны, является элементом социальной защиты уязвимых детей и предоставляет им возможность одновременного лечения и обучения. С другой стороны, специальное образование, сегрегируя детей-инвалидов в отдельные школы, способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры, в которой люди с инвалидностью занимают маргинальные статусные позиции [2]. В результате подобной депривации оказываются ограниченными шансы молодых людей с инвалидностью на получение высшего образования, трудоустройство, полноценную социальную интеграцию. Эти факторы предопределяют социальную изоляцию и одиночество.
В Самарской области число детей-инвалидов превышает 13 тысяч. Из них лишь 12 % посещают общеобразовательные школы, и это, как правило, те, кто не имеет выраженной формы инвалидности. Остальные обучаются в
* © Ферапонтова О.И., 2007
Ферапонтова Ольга Ивановна — кафедра педагогики Самарского государственного университета
специализированных школах-интернатах либо вообще не получают образования. Что касается детей с тяжелыми формами двигательный патологий, пользующихся инвалидными колясками, то им остается лишь «домашнее» обучение, объем которого составляет около трети обязательного образовательного стандарта. Эти дети чаще всего занимают низкостатусные позиции, не требующие способностей или качественного обучения. При этом усиливается отчуждение таких детей от возможности получения высшего образования в силу невыподныгх стартовый условий. Как замечает П.Романов, исследующий политику инвалидности, эти условия детерминированы не способностями к обучению и индивидуальными усилиями, направленными на освоение знаний, а множественными факторами социальной депривации. Исследователи социального неблагополучия М.Браун, Н.Мэдж выделяют разнообразные формы недоступности: «передаваемая депривация», характерная как процесс трансляции родителями безысходности и подавленности собственным детям, имеющим инвалидность; «множественная депривация», обусловленная наложением нескольких негативных факторов на получение со-циальныгх ценностей, что особенно характерно для детей с инвалидностью.
Следует заметить, что стабильность и процветание общества зависят не только от образованности ее членов, но и, в том числе, от накопленного личностью социального опыта, возможности к ее социальной адаптации и развитию. Важной составляющей выступает эффективность процесса социализации человека. В данном контексте социальная компетентность, которая в принятых ЮНЕСКО документах обозначается как «функциональная грамотность», не сформирована у детей-инвалидов и выражается в «неумении использовать меняющиеся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами» [5]. Возникает необходимость создания условий по ликвидации данной «неграмотности». Осуществление доступности детям с инвалидностью социальныгх благ и каналов социализации, в том числе среднего и высшего образования, сможет регулировать динамику развития процессов их интеграции в общество. Данная политика позволит предотвратить дальнейшую маргинализацию людей с инвалидностью.
Подобные инициативы могут успешно развиваться лишь в том случае, если будут созданы соответствующие нормативные и институциональные условия. К нормативным условиям относится разработка соответствующей законодательной базы, а к институциональным — создание учебно-методической документации и формирование образовательной среды, в которой получили бы развитие принципы толерантности, интеграции и партнерства [5].
Начиная с 60-х годов за рубежом, а затем и в отечественной школе появились исследовательские проекты, направленные на решение проблем детей с инвалидностью и основанные не на медицинском, а социальном подходе к этому вопросу. Результаты исследований породили дискуссию о необходимости интегрированного образования детей, имеющих ограниченные возможности. История становления этого процесса позволяет выделить несколько направлений: десегрегация, расширение доступа к образованию, мейнстри-
минг (социальные контакты в форме досуга), интеграция и инклюзия (включенное образование).
Соотнесем понятия интеграция и инклюзия. Первое означает процесс приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. В данном случае это односторонний процесс, направленный на формирование эталонных образовательных потребностей или реабилитацию утерянных. Это «подгонка» ребенка с инвалидностью под требуемые образовательные нормы. Следует отметить, что интегративные процессы вовсе не направлены на противопоставление интегрированных учреждений коррекционному образованию. Интеграция — «детище» специальной педагогики, так как интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается под ее патронатом: он либо учится в специализированном классе при массовом учреждении, либо обязательно получает коррекционную помощь, обучаясь в обычном классе. В настоящее время в России развиваются две основные модели педагогической интеграции. Интернальная интеграция — интеграция внутри системы специального образования и экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования [3].
Появившийся в последнее время термин «инклюзия» трактуется как процесс реформирования образовательного процесса, изменения обучающих программ, решения технической составляющей инклюзии и, что самое главное, изменения стереотипного восприятия инвалидов, что обеспечит создание безбарьерной среды в самом широком смысле слова и отсутствие какой бы то ни было дискриминации.
Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации.
Переход к инклюзивному обучению в отечественном контексте как общий вектор развития образования предопределен тем, что Россия приняла ряд значительных документов. Ратифицирована Конвенция ООН в области прав детей, прав инвалидов. Рассмотрена Саламанская декларация (1994), дающая четкое направление для инклюзивных подходов в образовании детей с ограниченными возможностями. Создана Всеобъемлющая декларация (2006), провозгласившая приоритет инклюзивного образования. Кроме того, принят целый ряд нормативных документов национального уровня, в первую очередь Закон РФ «Об образовании» (1996), с дополнительными поправками [6]. В Докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001) говорилось о приоритете интегрированного образования детей-инвалидов: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях — в специальных школах-интернатах». На встрече «Большой восьмерки» в 2006 г. в Санкт-Петербурге В. Путин признал наличие проблемы должного обеспечения образования для детей-инвалидов
в нашей стране и призвал к организации свободной дискуссии по обмену информацией, опытом между неправительственными организациями и профессиональным сообществом по данной проблематике.
Несмотря на наличие международных документов, предписывающих создание условий для интеграции инвалидов в общество, в том числе и в области образования, дети и молодежь с ограниченными возможностями и их родители до сих пор сталкиваются с серьезными препятствиями на пути к получению равный возможностей в образовании. Об этом говорилось на прошедшей в Самаре конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра» (ноябрь 2006 г.), инициированной общественной организацией инвалидов-колясочников «Десница». Участники конференции — представители школ, вузов и министерства образования нашего города, члены общественных организаций разных регионов страны обсуждали имеющийся опыт и перспективы инклюзии, а также необходимость законотворческих актов. Безусловно, утверждали участники конференции, трудно учителю осуществить процесс обучения детей с разными образовательными потребностями. Но не в этом главная трудность. Не процесс обучения, не дети создают напряжение, а тот объем работы, который нужно выполнить учителю в большом классе. Важно подумать о поддержке учителя, пополнении образовательный ресурсов. Учителю необходимы социальные помощники как на уроке, так и вне его.
Рассмотрим проблемы инклюзивного образования в контексте институциональных изменений. Инклюзия не сводится к открытым для детей-инвалидов дверям школы. Это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса, прежде всего, школьников, учителей и родителей. Возникает необходимость формирования социальной сплоченности путем просветительской работы о преимуществах совместного обучения детей-инвалидов с детьми без инвалидности.
Существует эффективный опыт такого рода работы. Представители «Десницы», на глубинном уровне понимающие эту проблему, организуют «Уроки доброты» с учащимися общеобразовательных школ о возможности и необходимости обучения совместно. Занятия имеют огромный эмоциональный и нравственный потенциал, особенно когда проводятся инвалидами-колясочниками — недавними выпускниками школы. Получив надомное обучение, молодые люди, имеющие инвалидность, с горечью и сожалением говорят о потребности в совместном обучении. «Я всегда мечтал посидеть за настоящей партой в школе», — говорил один из них. Помимо этого организуются просмотры видеофильмов и социальных роликов по теме инвалидности, они проходят как на базе школ, так и в каникулярное время в детских оздоровительных лагерях. Огромное практическое значение имеют обсуждения вопросов по пониманию инвалидности с педагогами и администрацией общеобразовательный школ.
Безусловно, данные мероприятия способствуют формированию адекватного отношения к инвалидности. Помимо этого, они направлены на форми-
рование толерантного отношения к инвалидности в системе образования и выступают механизмом гармоничного развития личности учащихся. Они способствуют получению школьниками знаний о возможности отстаивания собственных прав и прав своих сверстников, имеющих инвалидность, оказания им необходимой поддержки. Эффективность и обязательность такой работы по продвижению инклюзивных принципов не вызывает сомнений [1].
Помимо этого, настало время внесения изменений регионального значения в образовательные стандарты высшей школы. Необходимо создание и включение в учебные программы вузов специального курса по пониманию инвалидности, философии независимой жизни. Основанием инклюзии в этом случае выступает областная целевая программа «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы».
Сегодня деятельность высшей профессиональной школы направлена на подготовку специалистов нового поколения, понимающих закономерности социального развития общества и имеющих ресурсы для социальных реконструкций. Студенты Самарского государственного университета, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика», получают необходимую информацию по проблеме инвалидности на аудиторных занятиях, семинарах дисциплин специализации. Внеаудиторная работа позволяет познакомиться с вопросами функционирования учреждений социальной защиты населения, приобрести практические навыки на рабочих площадках региональных центров «Семья» и общественных организаций инвалидов. Большое значение имеет научно-исследовательская работа студентов по проблеме инвалидности и интегрированного обучения, которая представлена в контрольных и курсовых работах, в докладах участников студенческих научных конференций. Обращение к исследованию проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, условий интегрированного обучения, понятий и принципов инклюзивного образования составляет среди выпускников около 20% от общего числа дипломных работ.
Однако далеко не изученными остаются вопросы, связанные с возможностью получения высшего образования молодыми людьми с инвалидностью; изучением уровня подготовки абитуриентов из числа инвалидов; определением наличия и специфики образовательных потребностей детей-инвалидов. Отсутствует, к сожалению, анализ доступности высшего образования для детей с инвалидностью. Мы имеем в виду доступность как архитектурного, так и информационного и социального характера. Интеграционные процессы коснулись и нашего университета, однако происходят они стихийно, без системного контроля и четкой направленности. Нет выстроенной политики в работе с абитуриентами-инвалидами. Хотя учет динамики набора абитуриентов из уязвимых групп — залог повышения рейтинговых позиций вуза и лоббирование вопроса о повышении целевого бюджетного финансирования.
Решение этой проблемы заложено в нескольких плоскостях.
Во-первых, создание инклюзивного пространства в условиях высшей школы возможно, например, в рамках сотрудничества с сообществами людей
с инвалидностью, использующими концепцию независимой жизни. Кафедра педагогики СамГУ ведет интенсивную и многолетнюю партнерскую деятельность с такими общественными организациями, как «Десница», «Парус надежды». Эта работа включает в себя обсуждение и организацию совмест-ныгх мероприятий, на которые члены организаций приглашаются в качестве экспертов, консультантов и участников. Плодотворными оказываются исследовательские проекты, проводимые на базе «Десницы».
Во-вторых, большие возможности заложены в просветительской работе со студентами. Чрезвычайно полезной для студенчества оказалась работа в «Школе персонального помощника» (2001), созданной педагогами кафедры и членами организации «Десница». Участники школы получали информацию по пониманию инвалидности, учились организовывать обучающие и досуговые мероприятия с детьми-инвалидами. Работа проводилась в семьях. Итогом послужило то, что выпускники школы, активисты добровольческого движения долгое время после окончания занятий навещали своих подопечных и сохранили контакт с их родителями. Успешность этой работы легла в основу организации многолетних программ пребывания детей-колясочников в детском оздоровительном лагере.
Третьим ресурсом в продвижении идей инклюзии выступает работа с родителями детей-инвалидов. Несколько лет функционировала «Школа для родителей», созданная в 2002 году и позволившая изменить мировоззрение родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Эффект работы этой школы колоссальный. Сформированная социальная активность родителей, возросшая вера в возможности своего ребенка послужили основанием для создания родительской общественной организации, клуба детей-инвалидов «Бригантина». Многие родители отважились оформить своего ребенка для обучения не в специализированные интернаты, а в обычные школы. В этом учебном году двенадцать детей с инвалидностью стали студентами. В стенах нашего университета появились студенты с разной степенью ограничений и инвалиды-колясочники. Несколько лет потребовалось специалистам кафедры, чтобы сменились жизненные позиции родителей, имеющих детей-инвалидов. Результат очевиден — мамы стали студентками психологического, юридического факультетов СамГУ, многие получают дефектологическое образование.
Чрезвычайно важной оказалась совместная работа педагогов кафедры и родителей детей-инвалидов в рамках Летней школы (2005). Открытый диалог о трудностях семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, послужил основанием повышения квалификации специалистов в области социальной защиты и поддержки населения, участвовавших в работе Летней школы. Студенты — участники обучения получили уникальную информацию о видах и формах инвалидности, познакомились с опытом семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.
Добровольческое движение — четвертый фактор эффективности инклюзии. Долгое время сотрудники кафедры выступали организаторами и руководителями студенческих волонтерских клубов «Союз поддержки» (2003), «Открытые сердца» (2005). В этом году студенческое научное общество при
кафедре педагогики выступило инициатором организации движения студентов-добровольцев. Такого рода студенческие объединения функционируют во многих вузах города, и сегодня необходимо, на наш взгляд, создание сети межвузовских контактов. Добровольческая деятельность в системе образования — метод формирования и развития профессиональных знаний и навыков. Организация добровольческой деятельности в пространстве высшей школы создает условия для активного участия студентов в жизни общества, формирует их мировоззрение и укрепляет жизненные позиции.
Эффективность студенческой деятельности обусловлена тем, что корни добровольческого движения (сделать что-то по доброй воле) уходят в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь страждущим. Основанием работы для привлечения студентов к добровольческой деятельности чаще всего служит опора на отзывчивость характера, щедрость, стремление к самопожертвованию — черты, присущие русскому народному характеру [3]. В основе концепции о добровольчестве лежит простая, но чрезвычайно важная идея о том, что всегда есть люди, нуждающиеся в помощи, и люди, готовые на основе осознанного выбора оказать безвозмездную поддержку. Таким образом, можно сказать, что добровольчество возникает как закономерное явление, направленное на удовлетворение социальной потребности в поддержке. Психологическим основанием возникновения добровольческой активности служит, прежде всего, всеобщая потребность человека выразить заботу о других. В добровольческой деятельности студентов специальности «Социальная педагогика», направленной на работу с детьми-инвалидами, помимо альтруистической мотивации выступает желание обучиться новым профессиональным навыкам, найти поддержку своим идеям, убедиться в собственной значимости для других, почувствовать способность сделать что-то новое, построить социальные контакты и межличностные отношения. Немаловажным оказывается и тот факт, что осуществляемая добровольческая деятельность, сфокусированная не на своих проблемах, а на нуждах других людей, полезна для дальнейшей социализации молодых людей.
Совместная работа с добровольцами студенческого клуба «Открытые сердца» показывает, насколько велика значимость взаимодействия студента-добровольца с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Выделим пять основных составляющих роли добровольчества в области детской инвалидности. Взаимодействие студента с ребенком-инвалидом: наполняет жизнь всей семьи дополнительным психологическим смыслом, привносит новые знания, ощущения, разворачивает жизненное пространство; наращивает потенциал семьи в решении социальных проблем; изменяет отношение родителей к возможностям своего ребенка; вселяет надежду и желание позитивных изменений в жизни семьи; повышает социальную активность родителей.
В данной статье обсуждению подлежали различные аспекты образовательной политики людей с инвалидностью, связанные в большей степени с накопленным кафедрой опытом. Подходы новой концепции инклюзивного
образования, на наш взгляд, могут быть полезны в современной практике образовательной интеграции, позволят специалистам увидеть перспективы обучения детей-инвалидов в общеобразовательном пространстве, определить новые формы профессиональной подготовки студентов.
Ждут своего решения вопросы, связанные с научными изысканиями в области инвалидности, разработкой единых нормативов организации учебного и реабилитационного процессов, принципов кадрового, социального, психолого-педагогического сопровождения.
Библиографический список
1. Бациев, В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации. Кн.2. / В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев. — М.: ИПО «Профиздат», 2003. — 96с.
2. Балабанова, Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной адаптации» / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. - 1999. - №4. - С.46-57.
3. Социально-педагогическая интеграция. Первые шаги: толерантность — объединяем усилия. — М.: Теревинф, 2001. — 140с.
4. К независимой жизни. Книга для людей с инвалидностью, организаций и специалистов, работающих в области проблем инвалидности. — М.: РООИ «Перспектива», 2001. - 278с.
5. Романов, П. Политика ивалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260с.
6. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании». - М., 2000.
Статья принята в печать в окончательном варианте 13.12.2006 г.
O. Ferapontova
SOCIAL ASPECTS OF INCLUSIVE EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES
In this article the problems of educating children with disabilities are discussed.
Modern education has alternative forms of education for the vulnerable groups, such as integrated and inclusive. Higher school stands on the way of active reforming of social character, which puts it as a necessity to include the disabled into the educative field, to change teaching techniques, to train specialists of new generation.