Научная статья на тему 'Социальность как качество культуры'

Социальность как качество культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / СОЦИУМ / SOCIALITY / CULTURE / CULTURALIZATION / MAN / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ромах Ольга Викторовна, Лапина Татьяна Сергеевна

Целью статьи является рассмотрение особого качества культуры социальности. Она выстроена в виде трех взаимосвязанных позиций: создания цивилизованного мирового сообщества с равными правами; произведения социумом дифференцированного обеспечения и защиты людей; формирования оптимальных мировых отношений, создающих общечеловеческие условия жизнедеятельности. Они структурированы по стратификационным и функциональным позициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALITY AS CULTURE'S QUALITY

The aim of the article is the consideration of special quality of culture sociality. It is built in the form of three interrelated positions: creation of civilized world society with equal rights; social differential supply products and people protection; formation of optimal world relations creating all-human life conditions. They are structured according to stratification and functional positions.

Текст научной работы на тему «Социальность как качество культуры»

УДК 008

СОЦИАЛЬНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ

© Ольга Викторовна РОМАХ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор кафедры философии,

e-mail: Svarom22@yandex.ru © Татьяна Сергеевна ЛАПИНА Московская государственная юридическая академия, г. Москва, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор кафедры философии, e-mail: Svarom22@yandex.ru

Целью статьи является рассмотрение особого качества культуры - социальности. Она выстроена в виде трех взаимосвязанных позиций: создания цивилизованного мирового сообщества с равными правами; произведения социумом дифференцированного обеспечения и защиты людей; формирования оптимальных мировых отношений, создающих общечеловеческие условия жизнедеятельности. Они структурированы по стратификационным и функциональным позициям.

Ключевые слова: социальность; культура; культурологизация; человек; социум.

Культура как явление, охватывающее все стороны жизни личности и общества, часто рассматривается фрагментарно. В этом случае, в поле зрения в личностном аспекте попадают показатели «культурности» (воспи-

танность, образованность и др.), в социальном - социальные институты культуры (театры, библиотеки, музеи и др.). Эта позиция имеет право на существование. Тем не менее, нужно видеть и рассматривать культуру как

всеохватывающее социальное явление, где характеристиками социальности являются установление цивилизованных общественных отношений (экономических, трудовых, политических, правовых, межнациональных, межконфессиональных и др.), формирование и поддержка людей и структур в лице конкретных личностей, социальных институтов (хозяйствующих организаций, государственных органов, политических партий, семей) и общества в целом.

В целом, качество «социальность» адекватно качеству «общественность», и, в частности, означает акцентирование внимания на стратификации населения, установление между и внутри нее (стратификации) определенных отношений и др. Социальность культуры поэтому предполагает мирное сосуществование различных социальных страт, способность социума обеспечить достойную жизнь всем участникам общественных отношений [1-5].

Целесообразно выделить три аспекта социальности культуры:

1) создание цивилизованного мирового сообщества с равными правами;

2) произведение социумом дифференцированного обеспечения и защиты;

3) формирования оптимальных мировых отношений, создающих общечеловеческие условия жизнедеятельности на Земле -экологические, экономические, медикогигиенические, правовые, культурные и этнокультурные и др.

Рассмотрим эти аспекты более подробно.

1. В качестве благоприятной среды производства и воспроизводства человека общество нуждается в целенаправленной поддержке. Общественный порядок, налаженное и социально ориентированное национальное хозяйство, эффективная охрана природы, квалифицированные кадры, здоровье и воспроизводство населения, приемлемое законодательство, сохранение национального достояния и т. д. - все это входит в объект социального культурного возделывания. Если иметь в виду социум, то культура направлена, прежде всего, на сохранение и поддержку общественных устоев и констант, без наличия которых общества не существует.

Безопасность и сохранность социума возможны лишь на основе создания способов человеческой продуктивной гуманистически-

ориентированной самоорганизации и целенаправленной разработки путей его укрепления и консолидации. Культура направлена также на создание новых форм общественной жизнедеятельности, обеспечение условий для модернизации технических, социальных и организационных технологий. По мере накопления количественных изменений должны сознательно осуществляться качественные преобразования в обществе в целом и в его отдельных областях.

Субъектность как атрибут социума и социальность культуры должны обеспечивать формирование субъектов и субъектных структур, способных к продуктивной предметной и гуманистически ориентированной деятельности, к подавлению антикультуры. В частности, в этих целях должны разрабатываться и реализовываться продуктивные модели хозяйствования и маркетинга политиче-ско-управляющего устройства, подготовка кадров, социальное обеспечение и т. д.

Для достижения взаимосвязанности жизнедеятельности субъектов, прежде всего, необходим общественный порядок, где задачу налаживания его решает любое общество. Он (общественный порядок) представляет собой согласующиеся друг с другом организационные устои общества, вытекающие из экономических, природных, социальных и нравственных оснований социальной жизни. Ей в периоды относительной стабильности присущи достаточная упорядоченность производства, распределения и использования природных и социальных благ, подчинение общественных отношений поставленным социальным целям и задачам, что гарантирует определенные удобства для нормальной жизнедеятельности людей и социальных институтов [6].

Ввиду того, что общество имеет собственные существенные характеристики, выраженные в надындивидуальных реалиях социальной жизни, развитая цивилизация ставит в качестве цели достижение общего блага, на основе которого произрастает общий интерес. Посредством его удовлетворения общественный организм должен создаваться, сохраняться и защищаться в качестве социального дома для жителей планеты. Поэтому в социальных регулятивах государства (в т. ч. в юридических установлениях) преломляются потребности личности и социума,

выражаются требования и рекомендации к формам общественной жизнедеятельности, которые вытекают из постановки цели создания общего блага.

Поэтому в первом аспекте культура кристаллизуется в виде таких ценностей, как сохранение общественных устоев и констант, поддержание общественного порядка, внесение инноваций, проведение плодотворных реформ и модернизаций, формирование умиротворенности культурной среды, активности электората, власти справедливого закона, демократии, толерантности, гражданского общества, субъектов, осуществляющих продуктивную предметную и социальногуманистическую деятельность.

2. Социальность культуры можно назвать и гуманитарностью. Это ее качество предполагает, что ее субъекты целенаправленно создают и реализуют в жизнь и личностно-индивидуальные, и социальные формы гуманизма. Некоторые из них зародились в древности (официальная помощь ветеранам войн и вдовам погибших воинов, призрение сирот и немощных людей, снижение ставки ссудного процента, благотворительность и др.). Исторически конкретные попытки смягчить условия социальной среды в связи с положением в ней индивидов, уменьшить и компенсировать жизненную ущемленность некоторых личностей, сложившуюся вследствие трудных обстоятельств, свидетельствуют об издавно вызревшем в сознании людей запросе на справедливость и потребности в ней.

Начиная с древности и по сию пору поиск субъектами форм гуманизации встает в качестве проблемы не только на уровне личных отношений между людьми, но и на макроуровне, т. е. в качестве социальной задачи. Такая культура формирует определенный тип личности, который в состоянии поддерживать и повышать жизнеспособность общества, для человека же субъекты культуры призваны создавать социальное поле, в котором есть условия для нормального удовлетворения людьми здоровых потребностей, использования законных прав, продолжения рода и развития.

Этот блок социальности культуры охватывает общественное обеспечение и защиту, где особое значение имеют социальное страхование, соблюдение прав человека (работ-

ника, ребенка), проведение мировым сообществом в глобальном масштабе работы, направленной, с одной стороны, на ликвидацию антигуманных («черных») практик, несовместимых с указанными правами. С другой стороны, культура утверждается благодаря развитию и расширению гуманных («светлых») практик (предоставление новых рабочих мест, совершенствование охраны труда, повышение качества жизни, внедрение биоэтических методов врачевания, применение квалифицированного геронтологического обслуживания пожилых и т. д.). В виде ценностей здесь кристаллизуются высокая степень трудовой занятости и нужный уровень образованности населения, доступность медицинской помощи и творений духовной культуры, т. е. социальные справедливость и гуманизм [7, 8].

Как видим, в рамках второго блока социальности культуры ведется работа по обеспечению качества человеческого капитала, здесь своеобразно возделывается человеческий потенциал.

3. В области третьего блока социальности культуры ценностями выступают справедливый мировой порядок, взаимовыгод-ность экономических и торговых связей между странами, транснациональный культурный обмен, экологическая чистота земной атмосферы, гидросферы и т. д. В целях утверждения этих ценностей издаются нормативные (правовые) международные документы, заключаются те или иные договоры, достигаются некоторые договоренности. На международной арене действуют социальнополитические и гуманитарные организации: прежде всего, это ООН и ее подразделения -Совет безопасности, МОТ, ЮНЕСКО и др., неправительственные и некоммерческие организации международного масштаба. Адаптация и ассимиляция каждой отдельной страной ценного с гуманистической точки зрения зарубежного опыта тоже относится к рассматриваемому блоку социальной культуры.

Качественный скачок в развитии форм социального обслуживания произошел в западных странах в 30-е гг. ХХ в. в связи с утверждением социальной работы как профессиональной деятельности подготовленных специалистов, становление которой происходило там начиная с конца XIX в. В 1956 г.

была учреждена Международная федерация социальных работников, при этом национальные объединения, входящие в МФСР, действуют в 55 странах мира (в т. ч. в России). Но решающая роль в деле утверждения социального окультуривания в качестве непреложного общественного процесса принадлежит международному институту прав человека. В их совокупности, как они выражены в нормативных документах, специфически «обрисован» образ достойной жизни в ее общих чертах: продолжение жизни каждого до естественного конца, личная безопасность, обладание собственностью, наличие жилища, обитание в экологически здоровой среде и т. д. Содержание прав человека в общем и целом соответствует основам бытия людей: материально-неорганическим, физиологическим, психологическим, общественным. Обеспечение их соблюдения предполагает создание среды по меркам человека и жизни, высоко оценивается мировым сообществом в качестве важнейшего социального способа поддержки человеческого достоинства. Ограничение гражданина в правах в правовом государстве производится лишь в случаях, оговоренных в юридических нормах, и путем специальных закрепленных в законе процедур.

Декларирование, легитимация и соблюдение прав - это явления социальности. Те правоведы, которые называют их естественными в противоположность их этатистскому (государственническому) трактованию, согласно которому права даруются властью, хотят подчеркнуть их независящий от усмотрения власти характер, то, что они вытекают из родовой природы людей. Да, имеются естественные предпосылки прав человека и их неверно изображать даром, исходящим от государства, но они и не нечто, просто данное от природы. Условием утверждения института прав человека является и формирование субъектов, способных такие права спроектировать, юридизировать и обеспечивать их соблюдение. Реальность их зависит от устройства экономической и политической подсистем общественной жизни, где актуализация прав невозможна без юстиционной деятельности определенного характера [9, 10].

Вследствие юридизации прав человека представления о социальной свободе и справедливости конкретизировались по сравне-

нию с абстрактно декларативной формой их репрезентации. Понятие социальной свободы можно определять как наличие для человека реальных возможностей удовлетворять свои законные права, отсутствие помех в осуществлении правомерной жизнедеятельности и простор для социально здоровой самореализации. Таким образом, права человека есть явление и продукт культуры весьма высокого уровня развития. При этом гуманитарное окультуривание должно избегать потакания социальному иждивенчеству и заброшенности индивида обществом, оно предполагает взаимообустройство личности и социума. Эти позиции рассматривает Международная организация труда (МОТ), созданная под эгидой ООН в 1949 г. Она издает рекомендации, которые государства-члены должны учитывать. Немалое число разработанных МОТ принципов вошло в юридические кодексы отдельных стран, в т. ч. - в Трудовой кодекс РФ.

* * *

Социальность культуры основывается на понимании того, что каждый человек нуждается в гуманистически ориентированных отношениях, она вырастает из общественной необходимости. Так как технологический и экономический прогрессы не обеспечивают гуманизации, для социальности требуется особый процесс - культурологизация, формирование новых субъектных структур, активность которых соответствует ее (культу-рологизации) целям: направленности социальной политики и социальных программ; культуросберегающих, социо-обеспечитель-ных, эколого- и правозащитных, миротворческих и иных социальных институтов; устройство специфически оснащенных заведений: хосписов, детских домов и деревень, домов инвалидов, реабилитационных центров, создание служб опеки и попечительства, уполномоченных по правам человека (омбудсменов), служб доверия и спасения, пансионатов для бездомных лиц и др.; формирование неправительственных и некоммерческих гуманитарных организаций со специально подготовленными профессионалами.

Их деятельность оценивается как более важная, нежели чем благородные действия

филантропически настроенных лиц. В их основе лежат научные изыскания, право, что придает их активности обязательный характер.

В построении справедливого общественного уклада серьезнейший шаг составляет создание правовых и социальных государств. Отрицание достижений цивилизованного человечества в подобных вопросах было бы пренебрежением к выявлению мирового опыта гуманизации социальных отношений.

Во всех указанных блоках социальности культуры ценности предстают как идеалы, предельные цели и устремления социальногуманитарных усилий определенных субъектов. Но именно эти ценности путеводны. В реальности они претворяются в большинстве случаев фрагментарно. При этом антиценности и их практики продолжают существовать и процветать. В силу этого, выведение за пределы культуры предметно и социально деструктивных практик следует доводить до признания существования в социуме антикультуры [11].

Социальная культурологизация глобализуется: соблюдение прав человека является требованием международного права, создание системы международной юридической защиты прав человека действует на международной арене посредством многочисленных гуманитарных организаций. В оппозиции гуманность - антигуманность постепенно наращивается опыт противопоставления использования практик последней. Свертывание и искоренение на Земле антигуманных практик и, наоборот, развертывание практик

гуманных - основные направления современной культурологизации человечества, т. к. социальность культуры - атрибут современной цивилизации, проистекающей из старой, как мир истины. Последняя заключается в возрождении эстетичности, провозглашении живой этики, процветании мудрости, добра и др.

Социальность культуры пропитана этими основами, которые исследуют природу человека и социума, заложенные в них доминантные и фундаментальные факты их существования, где ясно и просто выражены невыразимый опыт и тончайшие движения чувств, точно различающие меру, красоту, справедливость.

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2003.

2. Манхейм К. Человек и общество в век преобразований. М., 2000.

3. Модернизация в России. М., 2003.

4. Печчеи А. Человеческие качества. М., 2005.

5. Соколов Э.В. Культурология. М., 2004.

6. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой. М., 2007.

7. Честертон Т.К. Вечный человек. М., 2001.

8. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 2002.

9. Швейцер А. Культура и этика. М., 2006.

10. Шри Ауробиндо. Человеческий цикл. Саратов, 2010.

11. Этнознаковые функции культуры. М., 2008. Поступила в редакцию 14.11.2011 г.

UDC 008

SOCIALITY AS CULTURE’S QUALITY

Olga Viktorovna ROMAKH, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy Department, e-mail: Svarom22@yandex.ru

Tatyana Sergeyevna LAPINA, Moscow State Law Academy, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy Department, e-mail: Svarom22@yandex.ru

The aim of the article is the consideration of special quality of culture - sociality. It is built in the form of three interrelated positions: creation of civilized world society with equal rights; social differential supply products and people protection; formation of optimal world relations creating all-human life conditions. They are structured according to stratification and functional positions.

Key words: sociality; culture; culturalization; man; society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.