УДК 502.34:341.231.14
Р.В. КУТОВОЙ, канд. пед. наук, доцент кафедры хозяйственно-правовых дисциплин и процесса, e-mail: [email protected], А.А. СТЕПАНЕНКО, магистр
ГОУ ВПО «Луганский национальный университет им. В. Даля», ЛНР
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Проанализированы положения действующих нормативных актов по урегулированию доступа населения к информации о состоянии окружающей среды. Авторы выясняют социальное значение права на доступ к экологической информации и его роль в механизме улучшения состояния окружающей среды. Раскрыты сущность и содержание этого конституционного права. В работе приведён сравнительный анализ соответствующих положений законодательства Луганской Народной Республики (ЛНР) и норм международного экологического права.
Ключевые слова: право на экологическую информацию, экологическая информация, состояние окружающей среды, доступ к публичной информации.
Kutovoy R.V., Stepanenko A.A. Social importance and content of the right to environmental information.
The article analyzes the provisions of the existing normative acts on regulating the access of the population to the information on the state of the environment. The authors find out the social significance of the right to access to environmental information and its role in the mechanism of improving the state of the environment. The essence and content of this constitutional right are re-
vealed. The authors compare the relevant provisions of the Lugansk People's Republic legislation and international environmental law.
Keywords: right to environmental information, environmental information, the state of the environment, access to public information.
Расширение доступа общественности к экологической информации, своевременное информирование о результатах регионального экологического аудита и экологического мониторинга, принятии решений по проблемам охраны окружающей среды и учете интересов общественности при их разрешении может существенно повысить шансы преодоления экологического кризиса. Поэтому в современном законодательстве многих стран наметилась тенденция обеспечения надлежащего качества информированности граждан о состоянии окружающей среды.
Особое место среди международных природоохранных документов, базирующихся на идее экологических прав человека и прав общественности, занимает Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию
© Р.В. Кутовой, А.А. Степаненко, 2017
по вопросам, касающихся окружающей среды 1998 г. (далее - Орхусская конвенция). Являясь логическим продолжением генезиса международного экологического законодательства (Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 г., Резолюции Генеральной Ассамблеи 37/7 от 28 октября 1982 г. о Всемирной хартии природы и 45/94 1990 г. о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей, Европейской хартии по окружающей среде и здравоохранению 1989 г.), Орхусская конвенция представила доступ к информации, касающейся окружающей среды, как право человека.
В условиях становления государственности и правого статуса личности для законодательства ЛНР право на доступ к экологической информации - ещё одна «высота», требующая осмысления и тщательного урегулирования. Поэтому целью нашего исследования является анализ и выработка предложений по усовершенствованию положений действующих нормативных актов по урегулированию доступа населения к информации о состоянии окружающей среды. В связи с чем задачами исследования будут: уяснение социального значения права на доступ к экологической информации, выявление его сущности и содержания, сравнительный анализ соответствующих положений законодательства ЛНР и норм международного экологического права.
Стороны Орхусской конвенции, в т.ч. Украина, настаивают, что доступ к информации необходим для обеспечения права жить в окружающей среде, благоприятной для здоровья и благосостояния человека, и обязанности как индивидуально, так и совместно с другими
охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений. В Орхусской конвенции говорится, что в вопросах, касающихся окружающей среды, совершенствование доступа к информации повышает качество принимаемых решений и процесса их осуществления, способствует улучшению информированности общественности об экологических проблемах и позволяет государственным органам обеспечивать должный учет таких интересов [ 1].
Сегодня право на экологическую информацию или информацию о состоянии окружающей среды является конституционным правом личности. Это право человека закреплено на высшем юридическом уровне в Луганской Народной Республике, Украине, Российской Федерации, Австрии, Греции, Италии и других государствах.
Содержание этого права, таким образом, регламентируется национальным законодательством с учётом ориентиров, предложенных Орхусской конвенцией. Для нас отправным документом является Временный Основной Закон (Конституция) ЛНР. Статья 35 гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Вопросы, связанные с окружающей средой и обеспечением доступа граждан к достоверной информации о ее состоянии, получили дальнейшее развитие в специальных законах. Так, согласно ст. 7 Закона ЛНР «Об охране окружающей среды» каждый гражданин, в числе других прав, имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды (экологическая информация) и свободное получение, использование, распространение и хранение такой информации, за исключением ограничений, установленных законодательством.
Чтобы разобраться, в чём конкретно состоит право на экологическую информацию и как оно может быть реализовано, необходимо ответить, по крайней мере, на три вопроса:
что подразумевается под экологической информацией?
Какими возможностями обладают граждане в связи с оборотом такой информации?
Что должно предпринимать государство для обеспечения этого права?
В Законе ЛНР «Об охране окружающей среды» (в ст. 20) отмечено, что информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) - это любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или другой материальной форме о: 1) состоянии окружающей среды или ее объектов - земли, вод, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также уровне их загрязнения; 2) биологическом многообразии и его компонентах, включая генетически видоизмененные организмы и их взаимодействие с объектами окружающей среды; 3) источниках, факторах, материалах, веществах, продукции, энергии, физических факторах (шум, вибрация, электромагнитное излучение, радиация), которые влияют или могут повлиять на состояние окружающей среды и здоровье людей; 4) угрозе возникновения и причинах чрезвычайных экологических ситуаций, результатах ликвидации этих явлений, рекомендациях относительно мероприятий, направленных на уменьшение их негативного влияния на природные объекты и здоровье людей; 5) экологических прогнозах, планах и программах, мероприятиях, в том числе административных, а также государственной экологической политике.
Стоит заметить, что эта норма, равно как и аналогичная норма в Законе
Украины «Об охране природной окружающей среды», не включает в состав экологической информации сведения о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или через посредство этих элементов. Такая информация согласно Орхусской конвенции также считается экологической. Указанные сведения относятся к информации о состоянии окружающей среды и в соответствии с Законом Украины «Об информации» [2, ст. 13]. То есть законодательство ЛНР пока не восприняло все положения международного законодательства, касающиеся экологической информированности общественности и не отражает современные научные концепции о месте и роли человека в окружающей среде.
Дело в том, что сегодня человек не только носитель прав и обязанностей или субъект экологических отношений, но и в определённом смысле их объект, поскольку его физические жизнь и здоровье развиваются по законом природы, зависят от состояния окружающей среды и являются центральным звеном эколого-правовой охраны. Естественно, что человек часть природы, поэтому информация о состоянии окружающей среды, состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей должна быть признанной как экологическая [3, ст. 20; 4, ст. 25].
Что касается реальных возможностей граждан в связи с оборотом экологической информации, то в общем виде они закреплены Законом ЛНР «Об охране окружающей среды». Его ст. 7 предусматривает свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и свободное получение, использование,
распространение и хранение такой информации, за исключением ограничений, установленных законодательством ЛНР. Подробнее режим свободного доступа и получения экологической информации, операций наиболее распространённых и предполагающих высокую экологическую активность граждан, регламентирован приказом Министерства природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР «Об утверждении порядка предоставления информации о состоянии окружающей среды» от 17.03.2017 г. (далее -Приказ).
Так, свободный доступ к экологической информации согласно п. 1.3.1. Приказа обеспечивается путём систематического и оперативного обнародования информации: в официальных периодических печатных изданиях; на официальных веб-сайтах органов исполнительной власти в сети Интернет; в средствах массовой информации; на информационных стендах; в иных общедоступных коммуникационных средствах связи, а согласно п. 1.3.2. Приказа - путем предоставления информации по мотивированным запросам на информацию. Здесь обратим внимание на немаловажную деталь. Орхус-ская конвенция предполагает адресование просьбы о предоставлении экологической информации без необходимости формулировать свою заинтересованность, т.е. подачу немотивированного запроса. Это же следует из смысла Закона Украины «О доступе к публичной информации»: запрашивающий имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию (в т.ч. экологическую, поскольку она является публичной) независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса [5, ст. 19]. Это позволяет быть доступу к экологической информации действительно свободным. Для населения реализация
этого права, таким образом, может быть фактически безусловной, не считая соблюдения юридических формальностей. Какие меры должно предпринимать государство для обеспечения права на доступ к экологической информации?
Общие подходы к определению роли государства в обеспечении доступа общественности и отдельных граждан к информации об окружающей среде обозначены в Орхусской конвенции. Так, в ст. 3 предусмотрено, что уполномоченные лица принимают необходимые законодательные, регламентирующие и другие меры, касающихся информации, участия общественности и доступа к правосудию, а также надлежащие меры по обеспечению их применения для создания и поддержания четкой, открытой и согласованной структуры для осуществления положений настоящей Конвенции. Должностные лица и государственные органы должны оказывать общественности помощь и обеспечивать ей ориентацию в получении доступа к информации, в облегчении ее участия в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Также государство способствует экологическому просвещению и повышению уровня информированности общественности о проблемах окружающей среды, особенно в отношении получения доступа к информации, участия в процессе принятия решений по вопросам, касающихся окружающей среды; кроме того, обеспечивает надлежащее признание объединений, организаций или групп, способствующих охране окружающей среды, и оказывает им соответствующую поддержку и обеспечивает соответствие своей национальной правовой системы этому обязательству.
Орхусская конвенция также очерчивает принципиальные положения процедур предоставления экологической информации, а именно, безусловность
запросов на информацию, оперативность ответа на запрос, учёт желания гражданина о форме представления ответа на запрос, конфиденциальность.
Национальное законодательство регламентирует конкретные механизмы сбора, хранения, обработки, распространения, предоставления и обеспечения доступа населения к экологической информации. Следует сказать, что его составляют как общие нормативно-правовые акты, например Закон ЛНР «Об охране окружающей среды», Законы Украины «Об информации», «О доступе к публичной информации», так и специальные - Закон ЛНР «Об отходах производства и потребления», Кодекс гражданской защиты ЛНР, Положение о системе мониторинга окружающей среды ЛНР, упомянутый выше Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды ЛНР, Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и др.
Эти документы предусматривают ряд организационных, административных, контрольно-надзорных мер, направленных на обеспечение права на доступ к экологической информации различного характера. Кроме того, это право гарантируется созданием и функционированием автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации; участием общественных организаций и граждан в осуществлении деятельности по охране окружающей среды; осуществлением государственного и общественного контроля соблюдения законодательства об охране окружающей среды; компенсацией в установленном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды; неотвратимостью ответственности за
нарушение законодательства об охране окружающей среды [3, ст. 8].
Выводы
Итак, обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. А надлежащее обеспечение реализации права граждан на доступ к экологической информации будет способствовать подотчетности и открытости процесса принятия решений и усилению поддержки общественностью решений в области окружающей среды, осведомленности о процедурах участия в процессе принятия решений по вопросам, касающихся окружающей среды, свободному доступу к ним и знать, каким образом пользоваться ими.
Также можно сделать вывод, что международным законодательством вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды урегулирован более эффективно по сравнению с законодательством ЛНР. Недочёты в уре-гулированности в некоторых случаях могут привести к незаконному отказу в предоставлении экологической информации или умышленному искажению данной информации с целью избежать участия общественности в принятии экологически значимых решений, дают возможность соответствующим органам и должностным лицам уклоняться от ответственности за нарушения экологических прав граждан. Это, в свою очередь, сужает возможности реализации конституционных прав граждан на доступ к полному объему экологической информации и участию в принятии решений по улучшению состояния окружающей среды.
Поэтому представляется, что для того, чтобы граждане могли в полной мере реализовать свое конституционное право на доступ к экологической информации, и, соответственно, право на благоприятную окружающую среду, необходимо внести изменения в Закон ЛНР «Об охране окружающей среды» относительно уточнения содержания экологической информации, т.е. привести норму ст. 20 этого закона в соответствии с Орхусской конвенцией.
Необходимо также совершенствовать отдельные механизмы обеспечения предоставления и доведения до сведения граждан информации о состоянии окружающей среды, мерах по устранению вредных воздействий от деятельности людей и предприятий. А именно, гарантировать ответ на безусловный, немотивированный запрос граждан на экологическую информацию. В конечном итоге это будет способствовать улучшению состояния окружающей среды в Луганском регионе, что с учетом непрекращающихся военных действий жизненно необходимо всем гражданам.
Список использованной литературы
1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе
принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.un.org/ru/ documents / decl _ conv/conventions/orhus. shtml.
2. Закон Украины «Об информации» от 02.10.1992 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. - № 48. -Ст. 650.
3. Закон ЛНР «Об охране окружающей среды» от 17. 06.2016 г. // Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: https://nslnr.su/ zako nodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/.
4. Закон Украины «Об охране природной окружающей среды» от 25.06.1991 г. // Законодательство Украины на официальном веб-портале «Верховная Рада Украины» [Электронный ресурс]. - URL: http: // zakon2.rada.gov.ua/ laws/a#Find.
5. Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. // Законодательство Украины на официальном веб-портале «Верховная Рада Украины» [Электронный ресурс]. - URL: http: // zakon2.rada.gov.ua/ laws/a#Find.
Статья поступила в редакцию 18.11.17