Семенов И. В.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
4.4. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
Семенов Илья Валерьевич, соискатель
Место учебы: НИИ труда и социального страхования.
semenoff.ilya@gmail. com
Аннотация: в статье комплексно исследованы дискуссионные аспекты, связанные с сущностью, содержанием, формами, видовым многообразием социального страхования. Автором, в частности, установлена основная функция социального страхования в сфере социально-трудовых отношений, которая заключается в том, чтобы компенсировать утраченный заработок или материальные потери при наступлении страховых случаев. Кроме того, уровень страховых выплат должен не только обеспечить воспроизводство рабочей силы (необходимые жизненные средства работника), но и членов семьи работника. Автор также считает целесообразным, включить в Трудовой кодекс Российской Федерации специальную главу, посвященную обязательному социальному страхованию
Ключевые слова: внебюджетный фонд; социальное обеспечение; социальное страхование; социальный риск; страховой тариф
SOCIAL INSURANCE: ESSENCE, TYPES
Semenov Ilia Valerevich, competitor
Study place: Scientific Research Institute of Labour and Social Insurance
semenoff.ilya@gmail. com
Abstract: in article comprehensively investigated controversial aspects, associated with essence, content, forms and species diversity of social insurance. Author, in particular, revealed primary function of social insurance in the field of social-labour relations, which is concludes into compensation of lost earnings or material losses in occurrence of insured events. Furthermore, level of insurance payments must not only ensure reproduction of manpower (necessities funds of life of worker), but also members of worker's family. Author also considers expediently to include into Labour code of Russian Federation special chapter, devoted to mandatory social insurance.
Keywords: extra-budgetary fund; insurance rate; social insurance; social provision; social risk.
В современном мире в большинстве экономически развитых стран сформированы системы социального страхования. Возникновение этих систем неслучайно, так как социальное страхование можно признать именно той формой, через которую осуществляется защита застрахованных лиц от материальной необеспеченности при наступлении социальных рисков в условиях рыночного типа хозяйствования. При данных условиях, как показывает практика, эта форма социальной защиты является для работников оптимальной.
Несмотря на то, что по теме социального страхования написано немало монографий, учебников, научных статей , ее трудно считать окончательно исчерпанной в теоретическом плане. Прежде всего, вызывает дискуссии в научных кругах сам термин «социальное страхование». Обобщая результаты этих дискуссий, можно утверждать, что в экономической литературе сложились две основные его трактовки: узкая и широкая. В узкой трактовке социальное страхование рассматривается как один из его видов (наряду с пенсионным и медицин-
1 См.: Егоров Е.В. Социальное страхование. - М., 2008; Забелин Л.В. Пути и судьбы социального страхования. - М., 1926; Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве). - М., 2014; Игольникова В.А. Социальное страхование как форма российского социального обеспечения //Социальное и пенсионное право. - 2011. - №3; Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное страхование: теория и практика. - М., 2003; Нер-Аревян О.А. Социальное страхование. - М.; Ростов на Дону, 2011; Павлюченко В.Г. Социальное страхование. - М., 2007; Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. - М., 2007; Он же. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? - СПб., 2014; Социальное страхование /Под редакцией Н.А.Кричевского. - М., 2007; Федорова М.Ю. Понятие социального страхования //Журнал российского права. -2001. - №1 и др.
ским), а именно страхование на случай временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством, профессиональными заболеваниями и производственным травматизмом.
В широкой трактовке социальное страхование представляет собой систему социальной защиты от всех видов социальных рисков. Примером такого определения может служить дефиниция, сформулированная В.Д. Роиком: «Социальное страхование - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию в установленном законом размере последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан в связи со старостью, безработицей, постоянной или временной нетрудоспособностью, потерей кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством»1 2. В данном определении автор перечисляет основные виды социальных рисков, от которых, собственно, и страхует социальное страхование.
В связи с изложенным выше требует прояснения вопрос о природе самих социальных рисков. И здесь авторы также не единодушны в своих трактовках. Так, некоторые экономисты делают акцент на том, что социальные риски носят массовый характер3. Указанные риски действуют в отношении больших групп людей и эффективно защититься от таких рисков в одиночку весьма трудно, а иногда и невозможно. Однако, на наш взгляд, это необходимый, но недостаточный признак для определения понятия социального риска. Причем для отдельного индивида наступление страхового события может носить, как случайный (например, произ-
2 Роик В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? - С.348.
3 Павлюченко В.Г. Социальное страхование. - С.37.
53
Социально-политические науки
12014
водственная травма, потеря работы), так и неизбежный (например, наступление старости) характер, в то время как для социума в целом наступление таких событий носит массовый характер, и они неизбежны (по целому ряду, как социальных, так и иных причин, например, в силу несовершенства производственной техники и технологий, биологических факторов и пр.).
Другие авторы связывают понятие социального риска с изменением общественного положения индивида. Например, М.Л.Захаров пишет, что «в данном случае страхуется тот риск, который связан с определенным социальным положением человека и в определенном обществе, то есть работника в экономике, основанной на рыночных отношениях, когда рабочая сила на рынке труда выступает товаром, но товаром особым - живым и работающим»4. В данном определении, во-первых, общественное положение индивида фактически сведено к положению человека в сфере трудовых отношений, что неточно с точки зрения современной социологии, в которой общественное положение индивида раскрывается через совокупность социальных статусов и ролей5. Изменение указанного положения может быть связано не только с изменением статуса человека в сфере трудовых отношений. Во-вторых, социальное страхование страхует не от изменения общественного положения индивида, а от возможной его материальной необеспеченности по причинам, которые связаны с изменением положения работника в системе социально-трудовых отношений. Другими словами, в большинстве случаев отношения в сфере социального страхования вторичны и следуют из системы трудовых отношений.
Вместе с тем социальное страхование может затрагивать и неработающих граждан, что, например, отражено в Законе об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, где в ст.10 к застрахованным лицам причислены и неработающие граждане, которые имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в установленных законодательством случаях6.
Кроме того, речь идет только о системе трудовых отношений, в которых рабочая сила является товаром. Неслучайно М.Л.Захаров цитирует работу Л.В.Забелина, изданную еще в 1926 году, в которой последний называет социальный риск классовым рис-ком7. Таким образом, мы возвращаемся к социальной структуре, построенной на классовой основе, что, безусловно, звучит диссонансом для современной социологии, базирующейся на ином социальном делении (например, стратном).
Некорректным представляется и объяснение, что социальным анализируемый риск называется в силу того, что его страхование строится на основе общей солидарности8. В этом случае социальное страхование сведено к коллективному социальному страхованию, так как личное социальное страхование строится на иной основе (хотя и здесь действует принцип раскладки, однако, можно ли его назвать принципом общей солидар-
4 Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве). - С.44.
5 Кравченко А.И. Введение в социологию. - М., 1995. - С.105-106.
6 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 03.12.2010; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
7 См.: Забелин Л.В. Пути и судьбы социального страхования. - М., 1926. - С.119.
8 Захаров М.Л. Указ. соч. - С.45.
ности?!).
Определение социального риска представлено и в работе под редакцией Н.А. Кричевского. Отмечая общественное происхождение указанно риска, он связывает его проявления с ухудшением материального положения или благосостояния граждан9. Остается непроясненным, что в этом случае означает общественное происхождение: то, что данный риск проявляется в обществе, или то, что само общество порождает данный риск? Как в последнем случае тогда понимать такое основание, как наступление старости или болезни (опять же болезни, которые непосредственно не связаны с трудовой деятельностью, то есть не являются профессиональными заболеваниями), которые выступают проявлением не столько социальной, сколько биологической природы человека. В такой трактовке, собственно, социальным основанием может служить только риск безработицы.
Проведенный анализ показал, что термин «социальное страхование» по-прежнему вызывает дискуссии. Кроме того, путаницу создает и многозначность термина «социальный». В зависимости от трактовок последнего мы получает вариативные дефиниции и понятия «социальный риск». Между тем, есть нечто общее, что можно выделить в определениях социального риска разных авторов. Данный риск: связан с угрозой возможной материальной необеспеченности или дополнительными тратами; носит массовый характер; связан с наступлением неблагоприятных событий, которые четко зафиксированы в законодательстве стран, где функционирует социальное страхование или прописаны в договоре (страховые случаи), если речь идет о добровольном социальном страховании; в большинстве случаев страховые риски связаны с системой социальнотрудовых отношений, что наглядно проявляется в обязательном социальном страховании.
По своей социально-экономической сути социальное страхование относится к издержкам воспроизводства наемной рабочей силы, а его финансовое обеспечение (страховые платежи) включается в состав стоимости необходимого продукта, покрывающего стоимость нанятой рабочей силы. Как пишет М.Л.Захаров, «экономическая природа страховых платежей всеми специалистами оценивается однозначно: это часть необходимого продукта, отложенного в виде недоданной работнику части цены его рабочей силы, предназначенной для возврата в виде его материального обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (со-бытий)»10 Отсюда, страховые взносы на обязательное социальное страхование - это необходимые издержки производства в условиях, когда рабочая сила является товаром. Поэтому все попытки представить страховые взносы как дополнительный гнет на бизнес, как социальный налог11, социальное пособие не отвечают сути данного явления. Аналогично можно трактовать и страховые взносы, предназначенные на территориальные, корпоративные социальные программы.
Ситуацию с природой страховых платежей несколько запутывает трактовка обязательного медицинского страхования, когда медицинская помощь оказывается и тем, кто фактически не входит в систему трудовых от-
9 Социальное страхование /Под редакцией Н.А.Кричевского. - С.9.
10 Захаров М.Л. Указ. соч. - С.33.
11 Хотя, как известно, в истории современного российского социального страхования был период, когда страховые взносы назывались единым социальным налогом.
54
Семенов И. В.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
ношений. Как представляется, и в этом случае речь идет не об изменении социально-экономической сути обязательного социального страхования, а о попытке перевести основной массив оказываемой медицинской помощи в русло обязательного социального (медицинского) страхования, сформировать единую финансовую основу последнего в виде уплачиваемых страховых взносов (отметим, что в случае неработающих граждан такие взносы вносит по российскому законодательству субъект Российской Федерации).
На уровне социума такие риски, действительно, носят массовый характер и, несмотря на биологическую основу ряда страховых случаев, связанных с частичной или полной потерей трудоспособности человека, в условиях, когда рабочая сила является товаром, это неизбежно приводит к ее обесцениванию, а, значит, к вероятной материальной необеспеченности работника и членов его семьи. Для работника, в условиях, когда его заработная плата является единственным источником существования, потеря последней неизбежно ведет к ухудшению материального положения работника. Социальное страхование в данном случае - это страхование на случай наступления материальной необеспеченности в связи с безработицей, полной или частичной потерей трудоспособности работника (в старости, инвалидности, заболевании, в иных, предусмотренных законом случаях) или потерей кормильца (работника). Вместе с тем отметим, что в понятие « социальный риск» включается не только риск полной или частичной утраты материального заработка, но и риск несения повышенных финансовых расходов (вследствие необходимости дорогостоящего лечения, реабилитационных мероприятий и пр.).
Как отмечалось, по правовому статусу социальное страхование может быть обязательным и добровольным. Определение обязательного социального страхования, как и социального риска, раскрывается в дейст-
- 12
вующем российском законодательстве , согласно которому такое страхование рассматривается как часть выстроенной на уровне государства системы социальной защиты населения. Однако в данном определении упоминается возможное изменение «материального и (или) социального положения», что, как отмечалось, вносит некую расплывчатость в понимание анализируемого феномена. Кроме того, в этом определении не раскрыта социально-экономическая сущность обязательного социального страхования. Одновременно не вносит ясности в понимание социально-экономической сути социального страхования и то, что меры, принимаемые в таком страховании, направлены на «компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения» работающих и иных категорий граждан. Если исходить из того, что страховые взносы - это своеобразная форма дохода работников, то компенсацией они быть не могут13.
Весьма некорректно сформулировано в законодательстве и понятие социального страхового риска как «предполагаемого события, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхова-
12 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст.3686; Консультант Плюс. -
27.02.2014.
13 См.: Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. - М., 2014.
ние». С логической точки зрения здесь имеется круг в определении: риск - это то событие, при наступлении которого осуществляется социальное страхование, а оно, в свою очередь, наступает при реализации страхового риска. Причем при наступлении страхового риска следует обеспечение, а не обязательное социальное страхование. Оно-то как раз формируется тогда, когда риск еще не реализовался, но есть его угроза.
Вместе с тем в анализируемом определении указан, как представляется, весьма важный момент. В законодательстве акцент делается не на социальных рисках вообще, а на страхуемых социальных рисках. При этом предполагается, что общее количество социальных рисков превышает количество страхуемых социальных рисков, что весьма важно для формулирования обеспечения при наступлении последних.
В социальном страховании объектом страховой защиты выступает именно возможная материальная необеспеченность работника (застрахованного лица) и членов его семьи вследствие полной или частичной утраты заработка или несения дополнительных материальных расходов. Таким образом, социальные риски - это риски возникновения материальной необеспеченности у застрахованного лица (и членов его семьи) вследствие полной или частичной утраты его трудоспособности или несения им дополнительных расходов на лечение, либо вследствие потери работы (безработица), в случае потери (смерти) кормильца (работника) для членов его семьи, находящихся до этого на его иждивении.
Важно выделить и основные принципы, на которых базируется обязательное социальное страхование14:
- страховой механизм формирования финансовой основы социального страхования (страховые взносы в обязательном порядке уплачиваются за работника с момента начала его трудовой деятельности, аккумулируются в общем фонде и при наступлении страховых случаев из него делаются соответствующие выплаты);
- распространение на все трудящееся население/на всех застрахованных лиц;
- социальная солидарность (страховые выплаты тем, у кого наступил страховой случай, выплачиваются из аккумулированных страховых взносов, отсюда, идет перераспределение аккумулированных средств от трудоспособных - нетрудоспособным, здоровых - больным);
- государственные гарантии, ответственность за формирование и стабильное функционирование системы социального страхования;
- целевое использование средств.
Отсюда, основная функция социального страхования
- возместить утраченный заработок (компенсировать материальные потери) на как можно более высоком уровне при наступлении страховых случаев. Причем этот уровень должен быть выше, чем в системе социального обеспечения, которая целиком дотируется государством. Кроме того, уровень страховых выплат должен не только обеспечить воспроизводство рабочей силы (необходимые жизненные средства работника), но и членов семьи работника15 *.
В отличие от других форм социальной защиты социальное страхование имеет в качестве финансовой основы страховые взносы (по определению законодателя
- платежи на обязательное социальное страхование), которые уплачиваются, как показывает зарубежный
14 Закреплены ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (действующая редакция).
15 Роик В.Д.Социальное страхование в меняющемся мире: каким
будет выбор России? - С.80.
55
Социально-политические науки
12014
опыт, совместно работниками и работодателями (в нашей стране - только работодателями), лишь при страховании от несчастных случаев на производстве страховые взносы практически повсеместно формируются только за счет работодателей. При этом в силу того, что страховые выплаты при наступлении страховых случаев в обязательном социальном страховании имеют характер социальных обязательств, при недостатке средств в соответствующих фондах государство, будучи социальным (что закреплено законодательством ряда стран), перечисляет необходимые средства (дотации). Так, финансирование только пенсий из бюджета в 2007 году в среднем по экономически развитым странам составляло 20,5% в общем финансировании пенсий, а в формирующихся рынках (Болгария, Польша и пр.) - 22,1 %16.
В идеале система социального страхования должна строиться на самоокупаемости, то есть страховых взносов должно поступать столько, чтобы полностью обеспечить необходимые страховые выплаты. Однако это не происходит в силу целого ряда причин. Например, применительно к современной российской системе обязательного социального страхования подобное не удается сделать, так как:
- невысокий уровень объема (выплаты, осуществляемые работодателем работнику за его трудовую деятельность) и базы (общая совокупность таких выплат), с которых начисляются страховые взносы, то есть, другими словами, большинство работников получают заработную плату ниже или равную средней по стране (по данным Росстата за апрель 2011 года, 72,9% работников получали такую заработную плату)17, что же касается высокооплачиваемых работников, то здесь существуют ограничения (в 2014 году в пределах 624 тысяч рублей по каждому месту работы в годовом исчислении; тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%);
- страховой тариф, уплачиваемый в систему обязательного социального страхования, установлен, скорее, как компромисс государства и работодателей, а не рассчитан с эффективным использованием актуарных расчетов, отсюда, его произвольное то повышение, то понижение18 (так, официально19 установлен тариф страхового взноса в Фонд социального страхования /ФСС/ 2,9% от фонда оплаты труда /ФОТ/. Но уже сразу после введения такого тарифа выяснилось, что он не обеспечивает выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а, согласно проведенным ФСС расчетам, нехватка средств с каждым годом будет все более возрастать. Однако вопрос дефицита был решен не на основе пересмотра тарифа, а путем урезания социальных прав застрахованных лиц) 0;
- через систему обязательного социального страхования осуществляются выплаты, которые напрямую к нему не относятся, однако, расходы по обеспечению таких выплат возмещаются из средств внебюджетных фондов (например, до сравнительно недавнего времени фиксированный размер страховой части трудовой пенсии выплачивался из страховых взносов, хотя по своей сути он не имеет страховой природы);
- не решен до конца вопрос со льготными пенсиями, что создает дисбаланс в системе обязательного пенсионного страхования, когда данные пенсии выплачиваются за счет общих
16 Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. - С.137.
17 Web-ресурс: http:
//www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
18 См.: Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Указ. соч.
19 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 28.07.2009; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
20 Подробнее см.: Захаров М.Л. Указ соч. - С.58-59.
страховых взносов;
- уплата страховых взносов реализуется не всеми работодателями (30-40% из них уклоняются от уплаты)21.
В связи с тем, что на протяжении всей трудовой деятельности работника за него должны (в соответствии с российским законодательством) уплачиваться страховые взносы, возникает вопрос об эквивалентности уплаченных взносов и страховых выплат. Так, О.Н. Евдокименко пишет о том, что в случае наступления страхового случая застрахованное лицо имеет право на обеспечение, эквивалентное взносам, уплаченным в страховой фонд22. Это предусматривает и законодатель («устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования»)23. Однако в условиях действующей российской системы обязательного социального страхования такая эквивалентность не соблюдается, особенно, сейчас, когда официально принимается новая пенсионная формула и вводится показатель стоимости пенсионного года24.
Одновременно на размер страховых выплат влияют: трудовой стаж (что важно для пенсионного страхования), размер номинальной начисленной заработной платы.
В большинстве экономически развитых стран работники, как отмечалось, уплачивают страховые взносы наряду с работодателями. В нашей стране в силу ряда причин, и, прежде всего, низкой заработной платы работник такие взносы не уплачивает, что снижает, по нашему мнению, его заинтересованность, как в получении «белой» заработной платы, так и в активном участии в системе социального страхования. Вместе с тем попытка законодателя легализовать такое участие застрахованных лиц в финансировании их будущей пенсий была отражена еще Законом о государственных пенсиях в Российской Федерации, ст.8 которого гласила, что финансирование выплаты пенсий осуществляется, в том числе за счет страховых взносов граждан25. Позднее это положение было отменено. Как представляется, даже при низкой заработной плате возможно предусмотреть участие застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет перераспределения средств подоходного налога и направления, к примеру, 1-2% в систему обязательного социального страхования, то есть, другими словами, реанимировать принцип, закрепленный ст.8 указанного Зако-
21 Как сообщила в ходе встречи министров труда и занятости стран -членов «Большой двадцатки» заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по социальным вопросам
О.Ю.Голодец, «в теневом секторе экономики России заняты сейчас около 20 млн человек» //Web-ресурс: http: //www.audit-it.ru/news/personnel/614999.html
22 См.: Евдокименко О.Н. Социальный риск как основание социального страхования //Механизм правового регулирования общественных отношений: теория и практика. Материалы Международной научнопрактической конференции (Гродно, 04-05.04.2008) /Гродненский Государственный Университет им. Я.Купалы; Отв. ред. Р.Н.Ключко. -Гродно, 2008. - 399.
23 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (действующая редакция).
24 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» //РГ (федеральный выпуск). -31.12.2013; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
25 См.: Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу) //Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №27. - Ст.351; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
56
Семенов И. В.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
на.
Подводя итоги, можно сделать выводы, что в системе обязательного социального страхования трудовые отношения порождают отношения по социальному страхованию (исключением здесь являются страховые отношения в системе обязательного медицинского страхования, в котором участвуют и неработающие граждане). Между тем, в Трудовом кодексе Российской Федерации26 отношения, связанные с обязательным социальным страхованием, не отражены вовсе. Как представляется, это необходимо исправить, введя в Кодекс специальную главу, посвященную обязательному социальному страхованию, в которой необходимо закрепить систему гарантий со стороны государства по возмещению утраченного заработка при наступлении страховых случаев (например, ввести базисный ориентир пенсионного страхования - гарантированность обеспечения 40% коэффициента замещения утраченного заработка). В противном случае государство так и будет представлять пенсию как социальное пособие по старости, направленное на борьбу с бедностью.
Кроме того, существует и целый ряд способов увеличения доходной части бюджетов внебюджетных социальных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации /ПФР/, Федерального фонда обязательного медицинского страхования /ФФОМС/, ФСС), а именно:
- повышение объекта и базы для исчисления страховых взносов за счет: увеличения заработной платы для большинства населения страны; повышения предельной величины зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы; введения прогрессивной шкалы для уплаты страховых взносов с заработной платы, превышающий предельную величину; непосредственного участия застрахованного лица в уплате страховых взносов первоначально путем перенаправления 1-2% походного налога во внебюджетные фонды;
- снятие с внебюджетных фондов расходов, которые не имеют никакого отношения к социальному страхованию и которые должны оплачиваться за счет федерального бюджета;
- расширение круга застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования (за счет трудовых мигрантов, лиц, занятых в «теневой» экономике и пр.).
Кроме того, важно и выделение не только системы обязательного социального страхования, но и страхования добровольного (дополнительного, негосударственного), которое, в свою очередь, может быть: профессиональным, территориальным, корпоративным, личным и пр. Хотя не все авторы относят добровольное социальное страхование именно к системе социального страхования, называя его негосударственным социальным обеспечением27.
Следует обратить внимание и на еще один момент: поскольку отечественные работодатели нередко привлекают трудовых мигрантов на вакантные рабочие места, которые относятся к категории опасных и вредных, постольку в соответствии с недавно принятыми федеральными законами28 в зависимости от результа-
26 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ТК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -
31.12.2001; Консультант Плюс. - 27.01.2014.
27 См.: Основы страховой деятельности /Отв. ред. Т.А.Федорова. -М., 2002.
28 См.: федеральные законы Российской Федерации от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
тов специальной оценки условий труда устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (8% - солидарная часть тарифа страховых взносов -для опасных рабочих мест и от 2 до 7% - для вредных рабочих мест)29.
Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №1 97-Фз (ТК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.12.2001; Консультант Плюс. - 27.01.2014.
2. Федеральный закон Российской Федерации от
28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» //Российская газета (федеральный выпуск). -31.12.2013; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
3. Федеральный закон Российской Федерации от
28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.12.2013; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
4. Федеральный закон Российской Федерации от
24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 28.07.2009; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
5. Федеральный закон Российской Федерации от
28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.12.2013; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
6. Федеральный закон Российской Федерации от
29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 03.12.2010; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
7. Федеральный закон Российской Федерации от
16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. -Ст.3686; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
8. Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу) //Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №27. - Ст.351; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
9. Механизм правового регулирования общественных отношений: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции (Гродно, 04-05.04.2008) /Гродненский Государственный Университет им. Я.Купалы; Ответственный редактор Р.Н.Ключко. - Гродно: Издательство ГрГУ, 2008. - 399 с.
10. Егоров Е.В. Социальное страхование: Учебное пособие. - М.: Издательство «ЭкономистЪ», 2008. - 205 с.
11. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Учебное пособие для магистров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 400 с.
12. Забелин Л.В. Пути и судьбы социального страхования. - М., 1926. - 282 с.
13. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве). - М.: Издательство «Проспект», 2014. - 312 с.
14. Игольникова В.А. Социальное страхование как форма российского социального обеспечения //Социальное и пенсионное право. - 2011. - №3. - С.18-19.
закона "О специальной оценке условий труда"»; от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» //РГ (федеральный выпуск). - 30-31.12.2013; Консультант Плюс. - 27.02.2014.
29 Web-resource: http: //www.pfrf.ru/izmplat2014/
57
Социально-политические науки
12014
15. Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное страхование: теория и практика. Учебник для вузов. - М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2003. - 268 с.
16. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Издательство «Новая школа», 1995. - 144 с.
17. Нер-Аревян О.А. Социальное страхование. Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов на Дону: Издательство «Наука-Спектр», 2011. -288 с.
18. Основы страховой деятельности: Учебник
/Ответственный редактор Т.А.Федорова. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 768 с.
19. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 412 с.
20. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. - М.: Издательство РАГС, 2007. -456 с.
21. Роик В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? - СПб.: Издательство «Питер», 2014. - 352 с.
22. Социальное страхование: Учебник /Под редакцией
H. А.Кричевского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 316 с.
23. Федорова М.Ю. Понятие социального страхования //Журнал российского права. - 2001. - №1. - С.35-43.
24. Web-ресурс: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/
25. Web-ресурс: http: //www.audit-
it.ru/news/personnel/614999.html
26. Семенов И.В. Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников // Бизнес в законе №1,2014, с. 239-245
Reference list:
I. Labour code of Russian Federation from 30.12.2001 №197-FL (LC RF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.12.2001; Consultant Plus. - 27.02.2014.
2. Federal law of Russian Federation from 28.12.2013 №400-FL «About insurance pensions» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.12.2013; Consultant Plus. - 27.02.2014.
3. Federal law of Russian Federation from 28.12.2013 №426-FL «About special assessment of working conditions» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.12.2013; Consultant Plus. - 27.02.2014.
4. Federal law of Russian Federation from 16.07.1999 №165-FL «On fundamentals of mandatory social insurance» (current edition) //Collection of legislative acts of Russian Federation. -1999. - №29. - St.3686; Consultant Plus. - 27.02.2014.
5. Federal law of Russian Federation from 24.07.2009 №212-FL «On insurance premiums to Pension fund of Russian Federation, Fund of social insurance of Russian Federation, Federal fund of mandatory medical insurance» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 28.07.2009; Consultant Plus. - 27.02.2014.
6. Federal law of Russian Federation from 28.12.2013 №421 -FL «On introduction amendments to certain legislative acts of Russian Federation in connection with adoption of Federal law "About special assessment of working conditions"» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 31.12.2013; Consultant Plus. -
27.02.2014.
7. Federal law of Russian Federation from 29.11.2010 №326-FL «On mandatory medical insurance in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -03.12.2010; Consultant Plus. - 27.02.2014.
8. Law of Russian Federation from 20.11.1990 №340-1 «On state pensions in Russian Federation» (repealed) //Vedomosti of Congress of People's Deputies and Supreme Soviet of RSFSR. - 1990. - №27. - St.351; Consultant Plus. - 27.02.2014.
9. Egorov E.V. Social insurance: Textbook. - М.: Publishing house «Economist», 2008. - 205 p.
10. Ermakov D.N., Khmelevskaya S.A. Modern pension provision in Russian Federation. Textbook for masters. - M.: Publishing-trading corporation «Dashkov and C°», 2014. - 400 p.
11. Fedorova M. Concept of social insurance //Journal of Russian law. - 2001. - №1. - P.35-43.
12. Fundamentals of insurance work. Textbook /Ed. T.A.Fedorova. - М.: Publishing house BEC, 2002. - 768 p.
13. Igolnikova V.A. Social insurance as a form of Russian social provision //Social and pension law. - 2011. - №3. - P.18-19.
14. Kaminski P.L., Pavlyuchenko V.G., Khmelevskaya S.A. Social insurance: theory and practice. Textbook for high schools.
- M.: Publishing house «PER SE», 2003. - 268 p.
15. Kravchenko A.I. Introduction to sociology: Textbook. - М.: Publishing house «New school», 1995. - 144 p.
16. Mechanism of judicial regulation of social relations: theory and practice. Materials of International scientific-practical conference (Grodno, 04-05.04.2008) /Grodno State University named Y.Kupala; Ed. R.N.Klyuchko. - Grodno: Publishing house of GSU, 2008. - 399 p.
17. Ner-Arevyan O.A. Social insurance. Textbook. - М.: Publishing-trading corporation «Dashkov and C°»; Rostov-on-Don: Publishing house «Science-Spectrum», 2011. - 288 p.
18. Pavlyuchenko V.G. Social insurance: Textbook. - М.: Publishing-trading corporation «Dashkov and C°», 2007. - 412 p.
19. Royik V.D. Fundamentals of social insurance: organization, economics and law. - M.: Publishing house of RASS, 2007. -456 p.
20. Royik V.D. Social insurance in changing world: what will be choice of Russia? - St. Petersburg: Publishing house «Peter», 2014. - 352 p.
21. Social insurance: Textbook /Ed. N.A.Krichevsky. - М.: Publishing-trading corporation «Dashkov and C°», 2007. - 316 p.
22. Web-resource: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/
23. Web-resource: http: //www.audit-
it.ru/news/personnel/614999.html
24. Zabelin L.V. Ways and fate of social insurance. - М., 1926.
- 282 p.
25. Zakharov M.L. Social insurance in Russia: past, present and prospects of development (labour pensions, allowances, payments to victims during production activity). - М.: Publishing house «Prospectus», 2014. - 312 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Семенова Ильи Валерьевича на тему: «Социальное страхование: сущность, виды».
Статья И.В.Семенова посвящена теме, которая актуальна во всех отношениях, как с точки зрения теории, так и практики. Примечательно, что автор подробно исследовал те аспекты теории социального страхования, которые, действительно, нуждаются в прояснении. Так, он совершенно справедливо отмечает, что до сих пор в литературе отсутствуют общепринятые определения социального страхования, социального риска. Особое внимание И.В.Семенов уделяет комплексному раскрытию социально-экономической сущности социального страхования.
Статья написана на высоком теоретическом уровне. В ней представлено собственное видение автором дискуссионных проблем социального страхования. Его выводы в достаточной степени обоснованы и значимы для науки и практики социального страхования и обеспечения.
Статья может быть опубликована в ведущих рецензируемых научных журналах.
Кандидат экономических наук
Е.В.Вашаломидзе
58