профсоюзам, главная цель которых состоит в выражении интересов и отстаивании прав работников во взаимоотношениях с работодателями. Под воздействием профсоюзов работодателям нередко приходится удовлетворять требования работников, выраженные профсоюзами. Правовая защита свободы объединения особенно необходима в случаях воспрепятствования созданию и деятельности профсоюзов, преследования профсоюзных руководителей, членов профсоюза за профсоюзную деятельность.
Неразрывная связь свободы объединения и права на объединение в профсоюзы позволяет считать наиболее точной следующую формулировку: «право на свободу объединения». Именно она включена в ст. 11 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930; 2015. № 10, ст. 1413.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3, ст. 148; 2014. № 52, ч. I, ст. 7555.
3 См.: Снигирева И.О., Явич Л.С. Государство и профсоюзы. М.,1967. С. 128; Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1983. С. 155-161.
4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2665/ (дата обращения: 10.01.2015).
5 См.: Российская газета. 1995. 5 апр.
6 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 10.01.2015).
7 Российская газета. 1998. 16 дек.
8 URL: http://docs.cntd.ru/document/1900821 (дата обращения: 10.01.2015).
9 URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data03/tex15811.htm (дата обращения: 10.01.2015).
10 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121088/ (дата обращения: 10.01.2015).
11 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121089/ (дата обращения: 10.01.2015).
12 URL: http://www.ilo.org/moscow/information-resources/publications/WCMS_100193/lang--ru/index. htm (дата обращения: 10.01.2015).
13 URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@ed_dialogue/@dialogue/documents/genericdocument/ wcms_182760.pdf (дата обращения: 10.01.2015).
14 URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_568/doc568a391x642.htm (дата обращения: 10.01.2015).
15 URL: http://www.law.edu.ru/centers/labourlaw/norm/norm.asp?normID=1414647 (дата обращения: 10.01.2015).
16 URL: http://www.kadrovik.ru/docs/rmot19.06.81n163.htm (дата обращения: 10.01.2015).
17 См.: Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17-67.
18 URL: http://www.terralegis.org/terra/act/c475.html (дата обращения: 10.01.2015).
19 URL: http://base.garant.ru/180326/(дата обращения: 10.01.2015).
20 См.: Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. С. 55-60; Ее же. Правовой статус профсоюзов в сфере труда. Общая характеристика // Труд и социальные отношения. 2013. № 7. С. 102-112.
21 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2015. № 48, ч. I, ст. 6680.
М.Ю. Федорова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: СОЧЕТАНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ НАЧАЛ
В статье рассматривается социальное страхование как система обязательств, проводится их соотношение с другими видами социальных обязательств. Формулируется вывод о конституционной основе взаимодействия частных и публичных начал.
Ключевые слова: социальное страхование, обязательства по социальному обеспечению, организационно-правовая форма социального обеспечения, публично-правовой компонент; частно-правовой компонент.
© Федорова Марина Юрьевна, 2015
Советник Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор (Конституционный Суд Российской Федерации); e-mail: [email protected]
M.Yu. Fyodorova
SOCIAL SECURITY AS AN OBLIGATIONS SYSTEM: CIVIL AND PUBLIC PRINCIPALS COMBINATION
Social security as an obligation system is analyzed in the article, it's correlation with other social security forms is held. It is concluded, that civil and public principals cooperation has a constitutional base.
Keywords: social security, social security obligations, social security legal organization form, legal public principals, legal civil principals.
В отечественной науке права социального обеспечения была сформулирована и получила поддержку точка зрения о том, что отношения по социальному обеспечению имеют обязательственную природу, а социально-обеспечительное обязательство может рассматриваться в качестве одного из основных понятий данной отрасли, базовой отраслевой юридической конструкции.
Первой концепцию социальных обязательств сформулировала Т.В. Иванки-на, которая, будучи сторонником широкой сферы действия права социального обеспечения, пришла к выводу, что по своему содержанию правоотношения по социальному обеспечению являются обязательствами. Поскольку объектом таких правовых связей выступают блага и услуги, распределяемые через общественные фонды потребления, все эти отношения имеют единую экономическую сущность и опосредуют распределение совокупного общественного продукта, аккумулированного в общественных фондах потребления1. Она предложила а понимать обязательства по социальному обеспечению как отношения между ? государственными органами и гражданином по поводу предоставления ему д материальных благ и услуг из общественных фондов потребления2. о, Применительно к пенсионному обеспечению такой подход был предложен
^ Т.В. Красильниковой, которая провела аналогию с гражданско-правовыми обяза-| тельствами и признала пенсионное правоотношение «особого рода односторонним ! денежным обязательством, в силу которого орган социального обеспечения, при § наличии соответствующих юридических фактов, обязан ежемесячно выплачи-| вать пенсионеру определенные законом денежные суммы (пенсию)»3. | Концепция социальных обязательств получила дальнейшее развитие в со-
временных исследованиях. Так, М.В. Лушникова и А.М. Лушников определяют
I
| социально-обеспечительное обязательство как «относительное правоотноше-| ние активного типа, в котором орган социального обеспечения (организация, | иное лицо) обязан в порядке и на условиях, предусмотренных законом или договором, предоставить лицу определенный вид социальных выплат, соци-» альных услуг, социальных льгот»4. При этом следует учитывать, что условия § предоставления социальных выплат, благ и услуг, равно как их размеры и I объемы, могут существенно различаться в зависимости от того, рамками какой
I
§ организационно-правовой формы социального обеспечения они охватываются.
т
При всей дискуссионности вопроса об организационно-правовых формах социального обеспечения большинством специалистов в качестве таковых признаются социальное обеспечение за счет средств бюджетов различных уровней и за счет средств социального страхования.
С нашей точки зрения, в первом случае была бы уместна более детальная 198 градация с учетом специфики правового статуса субъекта-адресата соответствую-
щих выплат, благ и услуг, обусловливающего особые основания предоставления материального обеспечения и специальные правила определения их размера или объема. При таком подходе в числе организационно-правовых форм социального обеспечения, финансируемого из бюджетов различных уровней, могут быть выделены государственное социальное обеспечение, адресованное военнослужащим, государственным служащим, жертвам радиационных катастроф и некоторым иным категориям граждан, а также государственная социальная помощь, адресатом которой выступают малообеспеченные граждане, доходы которых должны быть доведены до прожиточного минимума. Что касается социального страхования, то оно охватывает экономически активных граждан, имеющих доход от трудовой деятельности или самостоятельной занятости, который служит базой для начисления страховых взносов. Обеспечение же в порядке социального страхования предоставляется, как правило, с учетом наличия статуса застрахованного лица и исходя из объема уплаченных взносов. Г.Ф. Шершеневич писал: «Юридическое отношение, принуждающее одно лицо к совершению действия в пользу другого, предполагает у последнего наличность интереса в выполнении этого акта»5. Несмотря на кажущуюся единую природу интересов гражданина в социальных обязательствах любых видов (интерес этот выражается в удовлетворении материальных потребностей за счет перераспределения средств общественных фондов), интересы застрахованного лица выражаются в получении обеспечения с учетом уплаченных взносов.
С учетом этого можно провести классификацию социальных обязательств, используя разработанную в науке гражданского права систему критериев. Социальные обязательства, как и гражданско-правовые, могут быть односторонними е и взаимными. К первому виду относятся социально-обеспечительные обязатель- и ства, в силу которых государство (обязанная сторона) в лице его органов должно а предоставить гражданину (управомоченной стороне) материальное обеспечение о в случаях, указанных в законе, безотносительно к их участию (прямому или к опосредованному) в формировании фонда денежных средств, за счет которого о
с
финансируются соответствующие социальные предоставления. а
Односторонние социальные обязательства опосредуют социальные предо- в
е
ставления в порядке государственного социального обеспечения. Подчеркнем, о
что односторонний характер обязательств по государственному социальному р
обеспечению касается только такого аспекта, как участие в финансировании |
соответствующего фонда путем уплаты страховых взносов. С этой точки зрения к
социально-обеспечительное обязательство является безвозмездным, потому а
что государство должно предоставить гражданину материальное обеспечение |
бесплатно, безэквивалентно, т.е. на началах алиментарности. Таким образом, и
социально-обеспечительные обязательства являются публично-правовыми. №
Это, однако, не означает, что социальное обеспечение в таком порядке предо- 0
ставляется без учета предыдущей деятельности гражданина на государственной )
(военной, гражданской или правоохранительной) службе, ее продолжительно- | сти и размера получаемого вознаграждения либо безотносительно к участию в ликвидации последствий радиационных катастроф или иных случаев радиационного воздействия, приведшего к повреждению здоровья и обусловливающего компенсацию причиненного вреда посредством досрочного пенсионирования или назначения иных выплат. Следовательно, социальное обеспечение указанным и
приравненным к ним категориям граждан предоставляется за их общественно- 199
полезную деятельность или в целях компенсации причиненного вреда, если государство принимает на себя ответственность за те или иные события, или с учетом заслуг перед государством и обществом.
Государственная социальная помощь в зависимости от особенностей субъекта, претендующего на нее, может предоставляться малообеспеченным гражданам на основании решения органа социальной защиты либо в целях стимулирования их активных действия по преодолению трудной жизненной ситуации на основании социального контракта. К таком контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая обязанности гражданина по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства, прохождению обучения и т.п. В случае невыполнения таких мероприятий оказание государственной социальной помощи прекращается в одностороннем порядке6. Следовательно, обязательства по государственной социальной помощи могут быть как односторонними, так и взаимными.
Социально-страховые обязательства всегда являются взаимными и включают в себя частноправовой компонент. Наиболее ярко это проявляется при анализе социального страхования самозанятых граждан, в котором страхователь совпадает с застрахованным лицом. Гражданин как страхователь обязан уплачивать страховые взносы, страховщик (внебюджетные социальные фонды или страховая медицинская организация) вправе требовать их уплаты в целях обеспечения текущих потребностей социально-страховой системы, т.е. для выплаты пенсий и пособий застрахованным, находящимся в реальной ситуации социального риска. При этом социальное страхование реализует публичную о функцию перераспределения общественного продукта через страховые фонды. Но при наступлении страхового случая у конкретного застрахованного лица
0
~ возникает право требовать предоставления социально-страхового обеспечения (материальных благ или услуг) за счет того денежного фонда, который был | создан с его участием. Страховщик же обязан предоставить такое обеспечение, | причем с учетом периода страхования (страхового стажа) и уплаченных взносов £ (исходя из заработка или дохода, с которого они взимались). Иными словами, | страховщик должен вернуть застрахованному часть уплаченных им страховых
у
| взносов, т.е. социально-страховое обеспечение является возмездным. £■ Данные отношения, следовательно, содержат наряду с публичным компонен-
° том (уплата страховых взносов, которые в соответствии с принципом социальной
1
« солидарности составляют основу для обеспечения не только самого плательщика,
| но и других застрахованных) также и частноправовой компонент (реализация
| интересов застрахованного лица).
° Если проанализировать с этих позиций социальное страхование наемных
0
° работников, то оно предстает как более сложная система взаимосвязанных § обязательств, поскольку страхователем в отношении данной категории застра-
1 хованных лиц выступает работодатель. Обязательство между страховщиком и | страхователем по поводу уплаты страховых взносов (его можно условно назвать
первичным) является публично-правовым. Обязательство между страховщиком и застрахованным лицом по предоставлению страхового обеспечения (вторичное по предложенной нами терминологии) охватывает и частноправовой компонент, связанный с необходимостью реализации интересов данного лица по назначению и выплате пособия или пенсии в размере, соотносимом с заработком или 200 уплаченными взносами.
Данный вывод можно проиллюстрировать следующими примерами из законодательства. Согласно ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»7 размер страховой пенсии, выступающей видом обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента гражданина, который, в свою очередь, предполагает учет уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Так проявляет себя частно-правовой компонент обязательства по пенсионному страхованию. Публично-правовой компонент таких обязательств заключается в том, что стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается ежегодно с 1 апреля Федеральным законом о бюджете ПФР, а страховая пенсия дополняется фиксированной выплатой за счет средств федерального бюджета. Такая выплата устанавливается в твердом размере, который варьируется в зависимости от возраста пенсионера, группы инвалидности, работы в районах Крайнего Севера или в сельском хозяйстве в течение установленного периода времени (ст. 16 названного Федерального закона).
Кроме того, сочетание частных и публичных начал в социально-страховых обязательствах проявляется в порядке определения среднего заработка, из которого исчисляются размеры соответствующих выплат, а также в установлении их максимальных размеров. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»8 в средний заработок, из которого исчисляется размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком, засчитываются все виды выплат, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, при этом средний заработок учитывается в сумме, не превы- е шающей предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2015 г. и она составила 670 тыс. руб.9). а
Пунктом 12 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об о обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве к и профессиональных заболеваний»10 предусматривается, что максимальный раз- о мер ежемесячной страховой выплаты, призванной компенсировать утраченный | застрахованным лицом вследствие наступления страхового случая заработок, в устанавливается Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхо- н вания Российской Федерации (в частности, в 2015 г. данная величина составила | 65 330 руб.). При этом в силу п. 2 ст. 1 он не ограничивает права застрахованных Д на возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию. Это с означает, что если максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не ° достигает величины среднемесячного заработка застрахованного лица с учетом Д степени утраты профессиональной трудоспособности, то в соответствующей ча- и сти утраченный доход может быть компенсирован работодателем (добровольно •и или в судебном порядке) либо страховой компанией, с которой работодатель ( заключил договор страхования риска ответственности за вред, причиненный о здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей. 2
о
Еще одна модель взаимодействия частных и публичных начал в социально- 5 страховой системе — это добровольное участие самозанятых граждан (адвокатов, индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и др.) в правоотношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такая возможность предусмотрена ст. 4.5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с 201
материнством» и предполагает уплату данными гражданами страховых взносов исходя из стоимости страхового года с предоставлением им при наступлении страховых случаев обеспечения по страхованию.
Механизм добровольного социального страхования, который позволяет создать дополнительный к обязательному социальному страхованию уровень защиты от социальных страховых рисков, сам по себе тоже может рассматриваться как проявление взаимодействия частных и публичных начал в системе социально-страховых обязательств. Например, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р11, одной из основных целей развития пенсионной системы называет гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и ориентирует на формирование трехуровневой модели пенсионной системы, в которой первый уровень составляет трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ; второй уровень — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения; третий уровень — частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
Реализация пенсионного страхования в рамках трехуровневой модели предполагает возникновение социально-страховых обязательств, характеризующихся взаимодействием частных и публичных начал и применительно к каждому застрахованному лицу образующих единую систему, нацеленную на защиту от конкретного страхового случая. С этой точки зрения взаимодействие частных и публичных начал в системе социального страхования имеет под собой конституционную основу, поскольку в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 39 Конституции РФ наряду с установлением государственных пенсий и социальных пособий законом поощряется добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения.
В заключение подчеркнем, что социальное страхование представляет собой основанную на единстве частных и публичных начал сложную многоуровневую систему возникающих в силу закона и (или) договора обязательств по уплате страховых взносов и по предоставлению страхового обеспечения с учетом уплаченных взносов.
1 См.: Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Л., 1979. С. 29.
2 См.: Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления: дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1986. С. 125.
3 Красильникова Т.В. Пенсионные правоотношения и общие основания их возникновения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. С. 9.
4 Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2008. С. 468.
5 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 267.
6 См. ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3699; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7583.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6965.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1, ст. 18.
9 См.: Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50, ст. 7102.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3803.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 2, ст. 8029.