Социальное самоопределение молодежи
В. Ф. ЛЕВИЧЕВА (Российский государственный гуманитарный университет)
Социальное самоопределение — одно из существенных интегральных качеств, обретаемых молодыми людьми в процессе их социализации. Социальное самоопределение молодежи может рассматриваться, с одной стороны, как поэтапный процесс ее включения во все сферы общественной жизни и достижения относительно равновесного состояния в социально-стратификационной структуре общества, с другой — как процесс осознания молодыми людьми своей принадлежности к определенным социальным группам с закрепленными в них социальными статусами и ролями, т. е. формирование устойчи-
вой социальной идентичности. Социальное самоопределение молодежи представляет собой сложную многоуровневую систему взаимно упорядоченных локальных форм самоопределений: обретение образовательного статуса, выбор профессии, самоопределение в сфере трудовых отношений, в трудовом коллективе, создание семьи, выбор места жительства, формирование позиций в общественно-политической и культурно-досуговой сферах и др.
Процессу социального самоопределения молодежи присуща поэтапность, причем каждый из этапов характеризуется особым сочетанием условий и детерминирующих факто-
2012 - №2
Энциклопедия гуманитарных наук 323
ров. К макросоциальным факторам, определяющим общее содержание и направленность социального самоопределения молодежи, относятся экономический уровень развития региона и страны в целом, объективные изменения в сфере труда и занятости, динамика соотношения политической напряженности, стабильности и неопределенности, состояние духовно-нравственной сферы общества и тенденции изменения ценностных установок основных групп населения и т. п.
Результативность социального самоопределения молодежи в немалой степени зависит и от микросоциальных факторов, влияющих непосредственно на самоактуализацию и саморазвитие личности. Среди них: состояние семейных отношений и образовательных учреждений, особенности ближайшего окружения, доступные социокультурные практики вертикальной мобильности, распространенные стереотипы понимания жизненного успеха в среде сверстников и т. п.
Социальное самоопределение молодежи — многовекторный процесс, в котором представлены как перспективные и социально продуктивные варианты интеграции молодежи в современное общество, укрепляющие ресурсы общественного развития, так и маргинальные и неэффективные. Решающее воздействие на формирование социальных позиций молодежи оказывают ведущие социальные институты, такие как система образования, СМИ, общественные объединения, корпоративные организации и пр. Именно институциональная составляющая социального самоопределения молодежи дает возможность направленного воздействия на социализационные процессы и использования управленческих механизмов государственной молодежной политики с целью компенсации объективно низкого (недостаточного, незавершенного) социального статуса молодежи, обеспечения доступности механизмов вертикального социального перемещения и одновременно межгенерацион-ную культурную трансляцию основных норм и ценностей общества.
Объективный процесс обретения молодежью социально-статусных позиций в стратифицированном обществе сопровождается
сложными, нередко противоречивыми поисками молодыми людьми собственной социальной (в том числе гражданской, политической, идеологической) идентичности. Эта сторона социального самоопределения молодежи наиболее трудно поддается целенаправленному воздействию в интересах всего общества. Состояние общественной трансформации, переживаемое современным российским обществом, множественность кризисных процессов, затронувших основы общественной жизни, значительно увеличили неопределенность перспектив молодежи и ее социального самоопределения. Оказались подвержены коррозии глубинные механизмы социализации, которые действовали как бы автоматически, обеспечивая межпоколенческую трансляцию базисных ценностей. Такие фундаментальные системы воспроизводства общественных отношений, как семья, образование, труд, в условиях модернизации в значительной степени теряют свои функции императивных ценностных регуляторов для молодежи. Растет общественная потребность в рациональном выстраивании жизненных стратегий. Социали-зационная многовариантность при всех своих издержках, болезненно отражающаяся на судьбах нынешнего молодого поколения, требует упрочения рефлексивных моделей социального самоопределения, ориентированных на целерациональные типы социального поведения.
В этой связи для социологии молодежи актуальность приобретают исследования соотношения базисных ценностных оснований социального самоопределения молодежи и рациональных идеологически обоснованных стратегий самоопределения, предлагаемых молодому поколению ведущими социальными институтами современного российского общества.
В отечественной социологии молодежи социальное самоопределение молодежи изучалось в разных исследовательских контекстах. Значительные эмпирические и аналитические результаты были получены при изучении стратегий жизненного пути, выбора жизненной позиции и самоопределения личности (К. А. Абульханова-Славская, В. И. Добрыни-
на, И. С. Кон, Т. Н. Кухтевич, Э. А. Саар, М. Х. Титма, В. Н. Шубкин и др.). Развитию проблемного поля способствовали концептуальные исследования социального развития молодежи, ее интеграции в социальную структуру нестабильного общества (Ю. А. Зубок,
В. И. Чупров); исследования различных аспектов положения молодежи в социально-экономической, политической, правовой, духовной сферах российского общества (Ю. Р. Вишневский, И. М. Ильинский, Д. Л. Константи-новский, В. Т. Лисовский, В. А. Родионов, Б. А. Ручкин, Е. Г. Слуцкий, Г. А. Чередниченко, А. И. Шендрик). Активно развиваются концептуальные подходы к трактовке социального самоопределения молодежи в русле исследований проблем социализации и социальной идентичности (М. В. Заковоротная, Е. А. Гришина, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, А. П. Марков, С. В. Райкин, О. А. Симонова, Е. Г. Трубина и др.).
Лит.: Начало пути: поколение со средним образованием / отв. ред. М. Х. Титма. М., 1989; Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологи-
ческие исследования. 2000. № 3. С. 124-128; Ковалева А. И. Общество и личность. М., 2011; Луков Вал. А. Теории молодежи: пути развития // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3.
С. 70-82; №4. С. 87-98; Его же. Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М., 2012; Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000; Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи. М., 2011.
YOUTH’S SOCIAL SELF-DETERMINATION V. F. Levicheva (Russian State University for the Humanities)
Bibliography (transliteration): Nachalo puti: pokolenie so srednim obrazovaniem / otv. red. M. Kh. Titma. M., 1989; Karpukhin O. I. Molodezh’ Rossii: osobennosti sotsializatsii i samoopredele-niia // Sotsiologicheskie issledovaniia. 2000. №3. S. 124-128; Kovaleva A. I. Obshchestvo i lichnost’. M., 2011; Lukov Val. A. Teorii molodezhi: puti razvitiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2007. №3. S. 70-82; № 4. S. 87-98; Ego zhe. Teorii molodezhi : Mezhdistsiplinarnyi analiz. M., 2012; Molodezh’ Rossiiskoi Federatsii: polozhenie, vybor puti. M., 2000; Chuprov V. I., Zubok Iu. A. Sotsiologiia molodezhi. M., 2011.