ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
УДК 316.334.2: 339.543.622(470+571+476+574)
О.А. Симакова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ
СИМАКОВА Ольга Александровна — социолог, Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований “Стратегия”». E-mail: [email protected]; www. ofstrategy.kz
В статье представлены результаты мониторинга социального самочувствия населения в странах Таможенного союза (ТС), на основе сравнительного анализа которых автор оценивает текущее состояние и динамику социальных настроений как одно из условий устойчивого функционирования нового экономического образования на постсоветском пространстве. На основе данных исследований Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» анализируется динамика показателей удовлетворенности жизнью в странах — участницах ТС, оценки материального положения семей и уровня социального оптимизма населения трех стран до и после заключения ТС.
Ключевые слова: Таможенный союз, социальное самочувствие, удовлетворенность жизнью, материальное положение семей, социальный оптимизм
История функционирования таможенных союзов (ТС) насчитывает уже более 100 лет. На сегодняшний день в мире насчитывается 11 ТС, включая ТС Беларуси, Казахстана и России, недавно созданный на постсоветском пространстве. Философия ТС состоит в объединении максимального количества экономик стран со сходным уровнем развития, общими культурными и историческими ценностями, чтобы таким широким фронтом вступать во внешнюю торговлю, контролируя то, что проходит через границы ТС. Иначе говоря, полное освобождение экономики, в том числе торговли, от транспортных тарифов внутри ТС и установка фильтра у его границы [1]. Таким образом, ТС — это одна из форм зон свободной торговли, которая представляет собой соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними и выступает как форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Нельзя сказать, что оформление ТС Беларуси, Казахстана и России проходило в обстановке полного единогласия. Вокруг данного вопроса, особенно во второй половине
2009 г., в преддверии подписания исторического договора, развернулась жесткая полемика.
© Симакова О.А., 2011
59
В каждой стране-участнице были сторонники и противники данной идеи. В качестве аргументов «за» звучали такие, как увеличение емкости потребительского рынка, выход на мировой рынок, возможность выстраивать технологические цепочки с использованием потенциала и ресурсов трех стран, возможность проводить единую торговую политику в отношении третьих стран, координация визовых отношений, а также формирование общей системы безопасности. В противовес им выставлялись факты повышения ввозных пошлин на автомобили иностранного производства и цен на потребительские товары, снижение уровня жизни населения и даже, в случае Беларуси и Казахстана, прогнозы потери суверенитета. Фактически обсуждение происходило в условиях противопоставления планируемых экономических выгод государства и текущего влияния решений, принимаемых в рамках ТС, на повседневную жизнь обывателей.
Наглядным примером может служить телепрограмма (ток-шоу) «Выбор», вышедшая в эфир 25 января 2010 г. на белорусском телеканале ОНТ, которая была посвящена подорожанию импортных автомобилей в связи со вступлением в силу новых ввозных пошлин в рамках ТС. В рамках шоу проводилось голосование: телезрителям предлагалось ответить на вопрос: «Вы готовы смириться с пошлинами на иномарки ради всех плюсов Таможенного союза?». Результаты показали, что 475 человек сказали «да», 10 937 человек — «против». Как отметил заместитель министра экономики РБ Андрей Тур, «оценка Таможенного союза, к удивлению, происходит только через оценку стоимости машины. А ведь разговор идет о развитии инвестиций, рынка, создании новых более эффективных рабочих мест. Речь, наконец, идет о заработной плате, налогах и бюджете!» [2].
Несмотря на активные споры вокруг целесообразности ТС, которые велись в экспертной среде трех стран-участниц, в ноябре 2009 г. главами государств Беларуси, Казахстана и России было принято политическое решение и подписан Договор о его создании с 1 января 2010 г. По своему ресурсному и экономическому потенциалу, по оценкам казахстанских и российских экспертов, новосозданный союз в перспективе может претендовать на роль нового крупного игрока на мировых рынках, который по своей мощи способен конкурировать с США, Японией, Китаем и Еврозоной.
Что касается общественного мнения по данному вопросу, то, по результатам национальных опросов, создание единого таможенного пространства между Беларусью, Казахстаном и Россией одобряют 70% белорусов и 42% казахстанцев (данные социологических опросов, проведенных Аналитическим центром ЕсооМ (РБ) в ноябре-декабре 2009 года, N=1500; ОФ «ЦСПИ «Стратегия» (РК) в сентябре 2010 года, N=1600.). По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 28-29 ноября 2009 г., Беларусь и Казахстан (43 и 31% соответственно) воспринимаются как самые надежные партнеры России в СНГ. Также чаще других Беларусь и Казахстан назывались в ответах на вопрос: «Какие из стран СНГ Вы считаете наиболее стабильными и успешными?» — 41 и 29% соответственно [3].
Одним из барьеров, препятствующих адекватному восприятию идеи ТС в странах-участницах, по мнению казахстанского экономиста Каната Беренаева, стало то, что экономическая проблема формирования таможенного пространства продолжает излишне политизироваться [4]. В материалах, распространяемых национальными СМИ, и публичных дискуссиях, посвященных ТС, ситуация чаще анализируется не с позиции среднесрочной перспективы, а исходя из реалий сегодняшнего дня. При этом нередко используются спекуляции на тему ухудшения жизни простых обывателей. В этом контексте интерес
60
вызывает анализ социальных настроений в странах ТС, который позволяет оценить направленность изменений в повседневной жизни обывателей в период образования и начала функционирования единой таможенной территории.
Некоммерческое партнерство «Международное исследовательское агентство «Евразийский монитор», в которое входят 16 исследовательских компаний, представляющих 14 стран постсоветского пространства, начиная с 2004 г. занимается мониторингом социального самочувствия населения в странах бывшего Советского Союза [5]. Используя накопленную базу данных «Евразийского монитора», можно проследить динамику показателей удовлетворенности жизнью в странах — участницах ТС, оценки материального положения семей и уровня социального оптимизма населения трех стран за последние два года — до и после заключения Союза.
В целом, уровень социального самочувствия можно рассматривать, с одной стороны, как обобщенную результирующую характеристику адаптации людей к сегодняшней жизни, а с другой — как один из показателей результативности проводимых в странах реформ. Для диагностики социальных настроений населения стран, входящих в ТС, воспользуемся ретроспективным сравнительным анализом показателей, полученных в рамках мониторинга социального самочувствия в мае 2007 г., мае 2009 г. и ноябре 2010 г. При этом замер, проведенный в мае 2007 г., будем рассматривать в качестве контрольного в силу наиболее благоприятных социально-экономических условий, существовавших в указанный период, а также с учетом того факта, что предварительное соглашение о создании ТС было принято в октябре 2007 г.
Как видно из данных, приведенных на рис. 1, в мае 2009 г. наблюдалось снижение удовлетворенностью жизнью населением в каждой из трех стран. При этом, если в России и Казахстане данный показатель по сравнению с 2007 г. имеет отклонение в пределах ошибки выборки (±3%), то в Беларуси удовлетворенность жизнью снизилась на 17 пунктов. Сразу надо оговориться, что на начало 2009 г. пришлась кульминация мирового экономического кризиса в странах ТС, повлекшая за собой высокий уровень инфляции, падение ВВП, стагнацию в производственной сфере и сфере услуг, безработицу и снижение потребительского потенциала. Все это, конечно же, нашло свое отражение в оценках респондентами своего самочувствия в текущих социально-экономических условиях.
Социологический замер, проведенный в ноябре 2010 г., продемонстрировал заметный рост уровня удовлетворенности жизнью населением, по сравнению с маем 2009 г. При этом в случае с Беларусью показатель вернулся на уровень контрольного замера, а в России и Казахстане по сравнению с маем 2007 г. отмечается рост показателя — на 4 и 7 пунктов соответственно. Положительную динамику показателя удовлетворенности жизнью можно рассматривать как свидетельство отсутствия существенного негативного влияния внешних факторов на уровень и стиль жизни большинства жителей трех стран за 11 месяцев существования ТС.
90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0
Россия
Беларусь
Казахстан
Рисунок 1 - Показатель удовлетворенности жизнью в странах — участницах
Таможенного союза (ответы «полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен»), %
Более того, если сравнивать наполняемость показателей удовлетворенности жизнью в целом и материальным положением своей семьи (см. рис 2.), становится очевидно, что финансовая сторона жизни респондентов удовлетворяет их в большей степени, чем какие-либо другие ее аспекты.
Тем не менее, ретроспективный анализ показывает, что прирост в показателях удовлетворенности материальным положением населения в странах ТС за обследуемый период не наблюдается. Незначительное увеличение показателя удовлетворенности материальным положением в ноябре 2010 г. по сравнению с контрольным 2007-м отмечено только в России (+4%). В Беларуси и Казахстане финансовые возможности семей в подавляющем большинстве случаев на протяжении трех лет остаются практически неизменными. Снижение показателя в Казахстане по результатам замера в мае 2009 г., вызванное системными факторами, в ноябре 2010 г. было компенсировано и возвратилось на уровень 2007 г.
100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
□ май, 2007
□ ноябрь, 2010
91
74
79
85
Россия Беларусь Казахстан
Рисунок 2 - Показатель удовлетворенности материальным положением в странах — участницах Таможенного союза (ответы «очень хорошее», «хорошее» и «среднее»), %
Надо отметить, что повышение благосостояния населения трех стран стало одной из заявленных целей создания ТС. Но, как показало исследование, для достижения данной цели каждая из стран-участниц должна справиться с целым рядом социально-экономических
92
78
77
77
проблем. Основной из них, с которой столкнулось население всех стран, была и остается проблема роста цен на товары народного потребления (см. рис. 3): в Беларуси так считает 58% опрошенных, в Казахстане — 56%, в России — 42%. Об этом же свидетельствуют официальные данные. Так, за период с января по ноябрь 2010 г. индексы потребительских цен в странах ТС возросли: в Беларуси — на 8,9%, Казахстане — на 7,1%, России — на 7,6% [6].
Сравнение рейтингов наиболее актуальных проблем, которые стоят перед Беларусью, Казахстаном и Россией в настоящий момент, показывают, что в восприятии и оценках текущей социально-экономической ситуации населением разных стран имеются как сходные, так и существенные отличия. Для жителей Беларуси на первом плане стоят вопросы экономического положения страны. В Казахстане в первую тройку проблем, помимо роста цен, вошли безработица и состояние системы здравоохранения. А в рейтинге наиболее острых проблем России вторую позицию, по результатам опроса в ноябре 2010 г., заняла проблема преступности. Едиными же для всех стран, как и проблема роста цен, выступают вопросы жилищного и социального обеспечения граждан.
70
60
50
40
30
20
10
58 ♦ Беларусь —■—Казахстан —*—Россия
V6
42
\ 34
\ 25 Т430 <• 23 "V 21 ■ 21 26 21 " 21
V, 13 19^ ч 14 15 —414 8
11 14 ^6 4 7 —3— 5 —3— 3 ^— 1 ч 1
б?
л#
# Ж 0<? Ч» „Р'
Г * У
/
4>ч лЛ
/ .У ^ ^
^ Л9
4* ^
Ж
& г *
Л?
О'
Рисунок 3 - Рейтинг проблем, которые стоят перед странами — участницами Таможенного союза в настоящий момент, %
0
Как мы видим, в начале рейтингов оказались вопросы, от решения которых напрямую зависит обеспечение социального и физического благополучия населения. Это, конечно же, накладывает дополнительный груз ответственности на руководство стран-участниц по обеспечению не только экономического эффекта от создания ТС, но и условий для человеческого развития внутри него. По мнению член-корреспондента РАН Г. И. Чуфрина (ИМЭМО РАН), человеческий капитал выступает главной ценностью политического и экономического союза XXI в., поэтому, объединяясь, государства получают больше возможностей делать жизнь каждого своего гражданина лучше и безопаснее [7].
63
Результаты опросов, проведенных в ноябре 2010 г. по трем странам, показали рост уровня социального оптимизма населения. В Беларуси и Казахстане доля тех, кто считает, что через год их семья будет жить лучше, возросла на 10-13% по сравнению с 2009-м и на 5-7% по сравнению с контрольными показателями 2007 г. Среди россиян доминируют менее оптимистичные настроения: в ноябре 2010 г. уверенность в том, что их семья будет жить лучше, ощутили на 6% больше респондентов, чем в мае 2009 г., в то же время значительно увеличилась (+10%) доля тех, кто считает, что через год положение их семей не изменится. По результатам опроса, среди жителей России данная группа стала доминирующей (48%).
Таблица 1. Показатель социального оптимизма жителей стран — участниц Таможенного союза («Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?»), %
Варианты ответов Россия Беларусь Казахстан
май, 2007 май, 2009 ноябрь, 2010 май, 2007 май, 2009 ноябрь, 2010 май, 2007 май, 2009 ноябрь, 2010
Лучше 29 20 26 28 23 33 50 44 57
Так же, как и сейчас 46 38 48 45 34 35 36 33 29
Хуже 12 21 14 9 19 8 3 7 3
Затрудняюсь ответить 15 21 12 18 25 23 11 16 11
Сравнительный анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что во всех странах увеличение доли оптимистов в ноябре 2010 г. произошло за счет снижения доли тех, кто считает, что через год их семьи будут жить хуже, и тех, кто затруднился с определенным ответом, т.е. условных пессимистов и неопределившихся. Ощущение стабильности положения на уровне простого обывателя, а также надежда на лучшее будущее свидетельствуют, во-первых, о снижении социальной напряженности в обществе, во-вторых, о положительном восприятии действительности на уровне общественного сознания, уверенности в возможностях улучшения жизни в краткосрочной перспективе, что практически невозможно при наличии экономически неблагоприятной ситуации в стране.
По результатам исследований, в Беларуси экономическое положение страны как «хорошее» и «среднее» в ноябре 2010 г. оценили 78% опрошенных, в Казахстане — 93% (что является абсолютным рекордом среди трех стран), в России — 60%. Результаты мониторинга (см. рис. 4) показывают, что в период с мая 2009 по ноябрь 2010 г. в оценках респондентов экономического положения своих стран наблюдается существенная динамика, т.е. среди респондентов увеличилась доля тех, кто дает положительную оценку экономической ситуации в стране проживания. В то же время, если сравнивать ноябрьские результаты национальных опросов 2010 г. с аналогичными показателями, полученными в мае 2007-го, то с большей вероятностью можно говорить о стабилизации экономического положения после кризисных явлений 2008-2009 гг.
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
94
79
68
май, 2007
80
53
58
май, 2009
93
78
60
ноябрь, 2010
Рисунок 4 - Показатель экономического положения стран — участниц Таможенного союза в оценках респондентов (ответы «очень хорошее», «хорошее» и «среднее»), %
Следует отметить, что совпадение во времени процессов по преодолению последствий мирового экономического кризиса и начало функционирования нового экономического образования на постсоветском пространстве имеют реальные преимущества. В частности, они позволяют нивелировать многие социально-экономические издержки внедрения механизмов ТС. Так или иначе, но восходящая тенденция в оценках населения позволяет выдвинуть предположение, что текущие социально-экономические процессы, протекающие в странах ТС, в целом вызывают если не одобрение со стороны большинства населения, то определенную лояльность. Таким образом, можно говорить о наличии в Беларуси, Казахстане и России условий, комфортных для жизнедеятельности, удовлетворяющих интересам и потребностям большинства граждан.
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. По результатам сравнительного анализа, в ноябре 2010 г. среди респондентов трех стран отмечена положительная динамика в оценках показателей социального самочувствия. Удовлетворенность жизнью, которую демонстрирует совокупное большинство опрошенных, подкрепляется преобладающими в общественном мнении ощущениями устойчивости как собственного материального положения, так и экономической ситуации в стране проживания. Дополнительный расчет комплексных индексов социального самочувствия населения (см. табл. 2) стран — участниц ТС по итогам трех замеров (май 2007 г., май 2009 г., ноябрь 2010 г.) также подтвердил тенденцию к улучшению социальных настроений населения [8].
Таблица 2. Индекс социального самочувствия в странах Таможенного союза
Показатель Россия Беларусь Казахстан
май, 2007 май, 2009 ноябрь, 2010 май, 2007 май, 2009 ноябрь, 2010 май, 2007 май, 2009 ноябрь, 2010
Индекс удовлетворенности жизнью 5 -6 11 33 -7 36 49 39 61
Индекс материального положения 48 40 56 57 40 58 82 70 86
Индекс социального оптимизма 63 37 60 64 38 61 83 70 83
Комплексный индекс социального самочувствия 39 24 42 51 24 51 71 60 77
Таким образом, можно говорить о наличии на данный момент в странах ТС благоприятных, с точки зрения уровня адаптивности населения, условий для проведения дальнейших экономических преобразований. В то же время нельзя забывать о том, что рейтинги проблем указывают на существующие в странах социальные риски, которые при определенных обстоятельствах могут спровоцировать рост протестности населения, что, конечно же, должно обязательно учитываться государствами при принятии решений в рамках ТС.
Литература
1. Дугин А. Экспертное мнение: ТС // Пучков Александр Михайлович : [веб-сайт]. 11^: http://www.puchkov.net/publications/customs-union/articles/4.html.
2. Население Белоруссии плохо осведомлено о Таможенном союзе / Отдел Белоруссии
Института стран СНГ // Империя: [веб-сайт]. 2010. 11^:
http://www.imperiya.by/rusworld3-7110.html.
3. Жители РФ считают Назарбаева одним из лидеров интеграции в СНГ // РИАНОВОСТИ : [веб-сайт]. 2009. 11^: http://www.rian.ru/world/20091214/199234255.html/
4. Берентаев К. Берентаев Канат: «Необходимо принимать меры по повышению доходов граждан» // Наш Мир. 2010. 11 марта.
5. Петухов В. Динамика социальных перемен в отражении массового сознания населения России, Украины, Беларуси и Казахстана // Интеграция в Евразии. М : ИНЭС, 2008 ; Федоров В. Евразийская экономическая интеграция в треугольнике «политика - экономика - общества» // Интеграция в Евразии. М. : Европа, 2006.
6. Справка об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в ноябре
2010 года / Федеральная служба государственной статистики. 11^: http://www.gks.ru.
7. Чуфрин Г. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: проблемы и перспективы // Контур : [веб-сайт]. 11^: http://www.contur.kz/node/1503.
8. Краткое описание методики построения индексов см.: Мтиулишвили П. И. Индекс
социальных настроений и показатели протестного потенциала населения // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 6. С.55-64. 11^:
http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/100/2010_6%28100%29_6_Mtiulishvili.pdf