4. Демидько Е.В., Мендель В.В. Актуальные проблемы совершенствования социально-психологического климата трудового коллектива высшего учебного заведения. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 6: 79.
5. Гладких В.В. Основные показатели и факторы социально-психологического климата в коллективе. Диалог. 2023; № 1: 33-36.
6. Михайлов А.С. Социально-психологический климат в производственных группах в современных условиях. Lиссертация ... кандидата психологических наук. Курск, 2014.
7. Федянин В.И., Квашнина Г.А., Сибирко М.А., Ефимов С.В. К проблеме формирования морально-психологического климата в ведомственных образовательных организация. Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2023; № 1 (28): 174-180.
8. Zhenjing G., Chupradit S., Ku K.Y., Nassani, A.A. Haffar M. Impact of Employees' Workplace Environment on Employees' Performance: A Multi-Mediation Model. Front Public Health. 2022; № 10.
9. Гриценко О.А., Пивоварова Т.В. Оптимизация социально-психологического климата сотрудников образовательной организации ФСИН России. Вопросы современной науки и практики. 2022; № 2 (7): 83-90.
10. Мудрова И.О., Савинков С.Н. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе. ВестникРМАТ. 2023; № 2: 67-74.
11. Хадикова И.М., Моргоев А.В., Абазова А.А. Социально-психологический климат в коллективе как показатель корпоративной культуры вуза. ЦИТИСЭ. 2023; № 2 (36): 442-452.
12. Белоусова Е.А. Влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности организации. Экономика и социум. 2022; № 3 (94): 591-594.
13. Барсукова М.И., Клоктунова Н.А., Ремпель Е.А. Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогического мастерства преподавателя высшей школы. Педагогический журнал. 2021; Т. 11, № 4-1: 139-145.
14. Бугаева И.О., Барсукова М.И., Клоктунова Н.А. Управленческий дискурс в пространстве медицинского вуза. Всемирный день качества - 2021: материалы II международной конференции. Саратов, 2021: 16-22.
References
1. Kulik A.K., Chumak D.V. Rol', znachenie i metody garmonizacii social'no-psihologicheskogo klimata v pedagogicheskom kollektive. Fotinskiechteniya -2022 (osennee sobranie): sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 50-letiyu vysshego stroitel'nogo obrazovaniya v Udmurtii. Izhevsk, 2023: 100-106.
2. Gok K., Babalola T., Lakshman C., Sumanth J., Chi Vo L., Decoster S., Bansal A., Co§kun A. Enhancing employees' duty orientation and moral potency: Dual mechanisms linking ethical psychological climate to ethically focused proactive behaviors. Journal of Organizational Behavior. 2022; Vol. 44, Iss. 1: 157-175.
3. Weziak-Bialowolska D. Psychological caring climate at work, mental health, well-being, and work-related outcomes: Evidence from a longitudinal study and health insurance data. Social Science & Medicine. 2023; Vol. 323. Available at. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2023.115841
4. Demid'ko E.V., Mendel' V.V. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya social'no-psihologicheskogo klimata trudovogo kollektiva vysshego uchebnogo zavedeniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 6: 79.
5. Gladkih V.V. Osnovnye pokazateli i faktory social'no-psihologicheskogo klimata v kollektive. Dialog. 2023; № 1: 33-36.
6. Mihajlov A.S. Social'no-psihologicheskij klimat vproizvodstvennyh gruppah v sovremennyh usloviyah. Lissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2014.
7. Fedyanin V.I., Kvashnina G.A., Sibirko M.A., Efimov S.V. K probleme formirovaniya moral'no-psihologicheskogo klimata v vedomstvennyh obrazovatel'nyh organizaciya. Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik. 2023; № 1 (28): 174-180.
8. Zhenjing G., Chupradit S., Ku K.Y., Nassani, A.A. Haffar M. Impact of Employees' Workplace Environment on Employees' Performance: A Multi-Mediation Model. Front Public Health. 2022; № 10.
9. Gricenko O.A., Pivovarova T.V. Optimizaciya social'no-psihologicheskogo klimata sotrudnikov obrazovatel'noj organizacii FSIN Rossii. Voprosy sovremennojnauki ipraktiki. 2022; № 2 (7): 83-90.
10. Mudrova I.O., Savinkov S.N. Vliyanie stilya rukovodstva na social'no-psihologicheskij klimat v kollektive. VestnikRMAT. 2023; № 2: 67-74.
11. Hadikova I.M., Morgoev A.V., Abazova A.A. Social'no-psihologicheskij klimat v kollektive kak pokazatel' korporativnoj kul'tury vuza. CITIS'E. 2023; № 2 (36): 442-452.
12. Belousova E.A. Vliyanie social'no-psihologicheskogo klimata na 'effektivnost' deyatel'nosti organizacii. 'Ekonomika i socium. 2022; № 3 (94): 591-594.
13. Barsukova M.I., Kloktunova N.A., Rempel' E.A. Kommunikativnaya kul'tura kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya pedagogicheskogo masterstva prepodavatelya vysshej shkoly. Pedagogicheskij zhurnal. 2021; T. 11, № 4-1: 139-145.
14. Bugaeva I.O., Barsukova M.I., Kloktunova N.A. Upravlencheskij diskurs v prostranstve medicinskogo vuza. Vsemirnyj den' kachestva - 2021: materialy II mezhdunarodnoj konferencii. Saratov, 2021: 16-22.
Статья поступила в редакцию 29.11.23
УДК 37.018.1+37.013.42
Sultanbayeva K.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Gorbunova O.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Oyun M.M., senior teacher, Kyzyl Pedagogical College, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL WELL-BEING OF REPRESENTATIVES OF ETHNIC DIASPORAS AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE MULTICULTURAL SPACE OF THE SCHOOL. The article presents results of an empirical study of the social well-being of representatives of ethnic diasporas among younger schoolchildren who live in Abakan of the Republic of Khakassia. The objective of this article is to show the research results obtained by a team of scientists during the implementation of the RFBR grant project No. 20-013-006661 in the period 2020-2022 using the developed comprehensive questionnaire and subsequent comparative, content analysis. The survey concerned important aspects of life, such as: family composition, satisfaction with the standard of living of the family, health status, a sense of safety and security of children, satisfaction with school and attitude to it; relationship with peers, teachers. In general, a prosperous picture of the social well-being of younger schoolchildren from ethnic families of diasporas in the multicultural space of Abakan has been revealed, research prospects of this topic have been identified.
Key words: ethnic diaspora family, multicultural educational space, junior school student, social well-being, wealth
К.И. Султанбаееа, д-р пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mall: [email protected]
О.Ф. Горбунова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mall: [email protected]
М.М. Оюн, ст. преп., Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mall: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ДИАСПОР В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
В статье представлены результаты эмпирического исследования социального самочувствия младших школьников - представителей этнических диаспор, проживающих в г Абакане Республики Хакасия. Целью данной статьи является ознакомление с исследовательскими результатами, полученными коллективом ученых в процессе выполнения проекта гранта РФФИ № 20-013-006661 в период 2020-2022 гг с использованием беседы, разработанного комплексного анкетного опросника и последующего сравнительно-сопоставительного, контент-анализа. Анкетирование касалось важных жизненных аспектов, таких как состав семьи, удовлетворенность уровнем жизни семьи, состояние здоровья, чувство безопасности и защищенности детей, удовлетворенность учебой в школе и отношение к ней; отношение со сверстниками, учителями. В целом выявлена благополучная картина социального самочувствия младших школьников из этнических семей диаспор в поликультурном пространстве г. Абакана, обозначены исследовательские перспективы данной тематики.
Ключевые слова: семья этнической диаспоры, поликультурное образовательное пространство, младший школьник, социальное самочувствие, благополучие
Динамичные изменения современной жизни под влиянием глобализации, называемые трансформацией, и связанные с ней процессы привели к миграции семей, вынужденных осваивать и проживать в новых для себя регионах, в частности в Южной Сибири. На территории Республики Хакасия сегодня проживает множество этнических диаспор, объединяющихся в самоуправляемые общественные организации (более 40) или неформальные сообщества по религиозной принадлежности и профессиональной деятельности. В целях обеспечения мирного сосуществования различных этнокультурных и конфессиональных групп населения в едином пространстве государственными органами проводится достаточно ощутимая национальная и межнациональная политика. Однако социализация и воспитание подрастающего поколения мигрантов в духе общероссийской идентичности - это не только реальная задача принимающих властей, но и проблема самого принимающего сообщества, которое на уровне образовательных учреждений вынуждено самостоятельно находить решения, отвечающие требованиям правового законодательного поля и морально-нравственным традициям общества. При этом зачастую незнание особенностей этнокультурного кода представителей различных диаспор местными педагогами, руководством школы может привести к конфликтам или неприятным событиям. С другой стороны, мигрирующие граждане не всегда готовы изменить свое социальное поведение с учетом принятых на местах социокультурных традиций. Возникающие противоречия и проблемы невозможно решать без научно обоснованных исследовательских данных, позволяющих получить общую картину о состоянии традиций воспитания, социального самочувствия детей в этнических семьях диаспор. Актуальность проведенного исследования обусловлена практической потребностью изучения и выявления особенностей социального самочувствия детей в семьях диаспор, проживающих в Южно-Сибирском регионе.
Цель настоящей работы видится в популяризации результатов исследования актуальной проблемы социального самочувствия школьников из этнических семей диаспор, проживающих в поликультурном пространстве Республики Хакасия.
Задачи исследования: выявить и охарактеризовать социальное самочувствие младших школьников из семей диаспор, посещающих городскую школу; определить особенности практик семейного воспитания у представителей диаспор, проживающих в Хакасии и соседних регионах; рассмотреть взаимосвязь семейных традиций воспитания и социального самочувствия младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключена в обогащении известных теорий поликультурного и этнокультурного взаимодействия, а также семейного воспитания новыми сведениями о регионально-национальных особенностях этнокультурного воспитания в семьях диаспор; в установлении тесной взаимосвязи семейных традиций воспитания и социального самочувствия младших школьников.
Практическая значимость исследования видится в возможностях использования полученных выводов педагогами, руководителями школ и общественных организаций в просветительно-воспитательной работе с семьями, а также в предупреждении проявлений экстремизма со стороны отдельных этнических групп в регионе. Несомненно, полученные сведения будут полезны специалистам социальных ведомств при оказании профессионального сопровождения семей.
На территории Хакасии обитают диаспоры из многих регионов бывшего Советского Союза: Казахстана, Киргизии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Украины и др. Этнические диаспоры представляют собой устойчивые совокупности людей единого этнического происхождения (одной или нескольких родственных национальностей), живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины [2; 3]. Как правило, они имеют добровольные социальные организации или коллективные сообщества для адаптации и функционирования на новом месте, при этом сохраняют основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, поддерживают традиции, содействуют сохранению языка и национальной культуры. Активно развивающиеся миграционные процессы ставят задачу бесконфликтного межкультурного взаимодействия народов в едином поликультурном и полиэтническом пространстве, охватывающем все социально-экономические сферы и системы образования и культуры [4].
В поликультурном социуме этническая семья с детьми, безусловно, живет по всеобщим законам и одновременно развивается как отдельная ячейка этнической диаспоры. Дети, проживающие в таких семьях, являются более чувствительными к социальным переменам, поэтому социальное благополучие и самочувствие детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном пространстве школы представляет особый исследовательский интерес.
Исходя из сказанного, отметим, что методологически значимым является трактовка понятия «социальное самочувствие» с позиций социологии, психологии, социальной антропологии, философии. Несмотря на различие его трактовок, чаще всего оно рассматривается как реальное жизненное явление, которое становится объектом социально-психологических и социологических исследований и отражает состояние социального благополучия человека в обществе. Социальное самочувствие как одно из проявлений социального благополучия человека имеет сложную структуру, в которой выделяются две обширные составляющие: социальное самочувствие индивида и социальное самочувствие групп людей, общества в целом.
В содержательное поле рассматриваемого понятия включаются показатели психологического и физического состояния человека - это его здоровье и уровень психологического комфорта. Так, современные исследователи (О.Л. Барская, В.В. Иванова, Н.Я. Лепешкин) утверждают, что социальное самочувствие индивида может быть оценено через отношение между уровнем притязаний человека и уровнем удовлетворенности реализованными жизненными потребностями [5; 6; 7]. Данная характеристика ярко проявляет себя во всех сферах жизнедеятельности: семейной, профессиональной, экономической, образовательной, коммуникативной, бытовой [8; 9; 10].
Педагогическая составляющая социального самочувствия акцентирует пристальное внимание на интеграции когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в структуре личности. Вопросы социального самочувствия невозможно рассматривать вне факторов влияния социальных условий на уровень жизни человека, на его социализацию. Социальное самочувствие обеспечивается и влиянием такого важного фактора, как воспитание в семье и обществе [10; 11].
Обобщенная трактовка социального самочувствия содержит социально-эмоциональный аспект оценки представителями социальной группы своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов, а также и субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния индивида, его душевного комфорта [2; 3]. Так, в недавнем исследовании социального самочувствия детей немецкой диаспоры, проведенном М.Я. Добрей и М.Л. Мальчевской, обоснована взаимосвязь социального самочувствия ребенка с ценностным отношением к семье через эмоционально-личностное восприятие своей семьи [11].
Исследователи отмечают, что человек не может выступать безучастным наблюдателем разнообразных жизненных событий. Условия жизни и деятельности, в которых он находится, мотивируют его к преобразованиям, подводят к переосмыслению своей прошлой и будущей жизни. В связи с этим выделяются основные реакции человека на окружающую среду: пассивный ответ на воздействия внешних обстоятельств; адаптивный, приспособительный; активный, предполагающий их изменение в соответствии с потребностями и желаниями человека. Таким образом, по мнению А.Л. Стризое, структура параметров оценки социального самочувствия будет включать в себя «приоритетные для человека потребности, адаптацию к условиям жизни в заданных обстоятельствах, активность личности» [12, с. 61].
В социологическом аспекте «социальное самочувствие», по определению Т. Лондаджим, включает в себя следующие показатели: «ощущение человеком удовлетворенности его состоянием здоровья (последнее во многом зависит от ряда социальных факторов, таких как уровень потребления, развитие здравоохранения и состояние медицинского обслуживания и др.); удовлетворенность (или неудовлетворенность) материальным положением, социальным статусом, профессиональной деятельностью, правовой защищенностью, обустроенностью семьи; межличностными отношениями; а также состоянием политической, социально-экономической, экологической, межнациональной ситуации в регионе проживания и в стране в целом» [13, с. 8].
Разделяя мнение А.Л. Стризое, в своем исследовании Т. Лондаджим рассматривает социальное самочувствие как некий «результат», «индикатор успешности процесса адаптации» [13, с. 14]. Следует согласиться с этими авторами в том, что «социальное самочувствие складывается из трех составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма); оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятия собственного положения в новых условиях» [13, с. 18-19].
Раскроем сущностное понимание термина «социальное самочувствие» применительно к ребенку. Согласно исследованиям Д.Н. Багрецова, Н.Е. Симонович и других, это есть психологическое состояние, комфортность проживания ребенка в семье, удовлетворённость внутрисемейными взаимоотношениями и взаимодействием с членами семьи, а также комфортное и эмоциональное благополучие детей не только в семье, но и в дошкольном учреждении или школе [8; 7]. Комфортное ощущение означает чувство защищенности и безопасности ребенка в семье и ближайшем окружении. Немаловажными детерминантами социального самочувствия личности являются и такие как социальное положение семьи, соответствие системы ценностей семьи требованиям общества, наличие жизненных планов и перспектив развития семьи и др. Опираясь на исследования Ф.А. Мустаевой, О.Л. Потрикеевой, под социальным самочувствием семьи как общественным феноменом мы будем понимать «систему (совокупность) ощущений членов семьи, свидетельствующих о той или иной степени социальной, физиологической, эмоциональной и психологической ее комфортности» [14, с. 99]. Понятие «социальное самочувствие семьи» тесно переплетается с понятием «социальное благополучие семьи» и в семейной практике во многом определяет эмоциональное благополучие ребенка в семье.
Е.Г. Клачкова характеризует социальное благополучие ребенка как «устойчиво положительное, комфортное эмоциональное его состояние, которое является основой отношения ребенка к миру и влияет на особенности его переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками» [10, с. 67]. В число объективных показателей социального благополучия семьи входят материальное благополучие, обе-
спеченность жильем, удовлетворенность жизнью в целом, модель проведения досуга, состояние здоровья, оценка социальной среды. В качестве субъективных показателей социального благополучия семьи рассматриваются оценка психологического комфорта личности, самореализация через образование, отношения в семье, отношение к культурным и духовным ценностям, уровень этнической самоидентификации.
Итак, социальное самочувствие - это показатель состояния физиологической (физической) и психологической комфортности детей в семье и социуме. Оно охватывает несколько составляющих: это комфортное ощущение себя во взаимодействии с взрослыми и сверстниками в социальных институтах; толерантные отношения в группе сверстников; психологическая и эмоциональная удовлетворенность внутрисемейным состоянием (комфорт семейных и социальных взаимоотношений), чувство безопасности и защищенности, безусловное принятие системы ценностей семьи, удовлетворенность состоянием здоровья.
Ведущими методами исследования выбраны анонимное анкетирование, беседа, сравнительный анализ и контент-анализ. Анкетный опросник разработан коллективом авторов в рамках проведенного исследования по проекту гранта РФФИ № 20-013-00661 и включал 26 вопросов [15, с. 144-147]. Вопросы касались следующих аспектов: удовлетворенности уровнем жизни семьи, состояния здоровья, чувства личной безопасности и защищенности, удовлетворенности учебой в школе и отношения к ней; социально-личностной активности, отношений со сверстниками и учителем; наличия друзей и отношений с ними и др.
Принимая во внимание все показатели социального самочувствия, рассмотрим результаты исследования социального самочувствия младших школьников из этнических диаспорных семей, живущих в поликультурном окружении в городе Абакане. Как показывают наши наблюдения, концентрация обучающихся из диаспорных семей в городе приходится на общеобразовательные учреждения микрорайонов с частным сектором проживания: СОШ № 2, СОШ № 3, СОШ № 7, СОШ № 11, СОШ № 20.
Наше локальное исследование в 2021-2022 гг. в МБОУ «СОШ № 3» и «СОШ № 11» г Абакана Республики Хакасия было направлено на выяснение социального самочувствия младших школьников - представителей некоторых этнических диаспор: тувинской, киргизской, узбекской, азербайджанской. В исследовании участвовали 60 младших школьников 8-10 лет, из них 30 мальчиков (50%) и 30 девочек (50%); по этническому составу: 29 (48,3%) тувинцев, 17 (28,3%) киргизов, 8 (13,3%) узбеков, 6 (10%) азербайджанцев.
Результаты беседы и опроса показали, что в основном семьи, в которых проживают дети - многодетные. В частности, 22 (36,6%) семьи из числа обследуемых имеют по трое детей; 15 (25%) семей - по четыре ребенка; 11 (18%) семей - от пяти до девяти детей, остальные 12 (20%) - по двое детей. Все дети проживают в полных семьях, со своими родителями (87%), только с мамой проживают 13% младших школьников. Во многих семьях проживают бабушка и дедушка (10%) и другие родственники (20%). Дети отметили, что у них есть близкие родственники, с которыми они часто общаются (76,7%).
Согласно полученным ответам, опрошенные дети имеют достаточно полные представления о членах своей семьи, их взаимосвязях с родственниками, проявляют эмоциональное отношение к ним и включают родственные связи в круг «ближайшего» семейного окружения. Так, они отмечали, что родственники часто приходят к ним в гости, оказывают определенную материальную помощь, например, покупают вещи и продукты; дарят подарки; поддерживают морально; помогают в учебе. Можно утверждать о наличии устойчивых родственных связей в исследуемых этнических семьях. Дети отмечали, что они хорошо знают своих родственников и любят общаться с ними. Зафиксированы такие ответы школьников: «Открываю им дверь, каждый день говорю, что люблю их» (Акинай, киргизка); «Я их люблю и готова им помочь в любую минуту» (Асема, киргизка); «Мне они очень дороги, потому, что родные» (Чодура, тувинка). В свою очередь, дети показали в ответах, что вместе с родителями оказывают разного рода помощь родственникам: «помогаем деньгами»; «купили телефон»; «помогаем делать необходимые дела»; «помогаю делать уборку»; «нянчусь с маленькими детьми»; «хожу в магазин за продуктами»; «помогаю поднимать тяжести» и др.
Следующий вопрос касался организации досуга в свободное от учебы время. Большинство детей (67%) отметили, что они имеют определенные увлечения: занимаются спортом - (27%); любят рисовать - (15%); занимаются танцами - (12%); занимаются музыкой - (13%). Среди прочих увлечений младшие школьники отметили чтение художественной литературы, занятия акробатикой, плаванием, рисованием, и занятие рукоделием, а также любят мастерить поделки. 38% младших школьников предпочитают гулять на улице и общаться с друзьями. 23,3% респондентов отметили, что «чаще сидят за компьютером или в телефоне». Дети отвечали, что оказывают помощь родителям по хозяйству: «делаю уборку», «помогаю маме по хозяйству», «помогаю нянчиться с младшими детьми», «хожу в магазин», «учу уроки» и др.
Группа вопросов касалась субъективного ощущения физиологической и психологической комфортности младших школьников в школе. Так, 54 (83%) школьника показали, что им нравится учиться в школе; 4 (6,7%) человека затруднились с ответом, а 2 (3,3%) - дали отрицательный ответ. Что касается самочувствия опрошенных, большинство школьников 48 (80%) указали, что чувствуют себя в школе хорошо и комфортно, 9 человек (15%) затруднились с ответом и 3 (5%) школьников дали отрицательный ответ - не любят ходить в школу. 49
(81,7%) учащихся отметили, что довольны отношением к себе учителей; 6 (10%) человек затруднились с ответом, 5 (8,3%) дали отрицательный ответ.
Для уточнения авторитетной личности для младшего школьника задавали вопрос: «Если ты попадаешь в трудную жизненную ситуацию, к кому чаще всего обращаешься за помощью?». Получены следующие ответы: 49 (81,7%) детей выбрали родителей; 6 (10%) - выбрали друзей, 2 (3,3%) - родственников (брата или сестру). И только 3 человека (5%) доверились бы учителю в школе. Очевидно, что авторитетным лицом для младших школьников - представителей этнических диаспор являются родители.
Следующий вопрос касался эмоционального самочувствия младших школьников. На вопрос «Чего ты боишься больше всего?», получены ответы, сведенные в табл. 1.
Таблица 1
Результаты изучения эмоционального самочувствия младших школьников
Содержание ответов детей Кол-во ответов Проценты, %
боятся получить «двойку» 39 65
боятся отвечать у доски 36 60
боятся насмешек со стороны одноклассников 32 53,3
боятся плохого отношения к себе сверстников или одноклассников 12 20
боятся наказания родителей 10 16,7
Боятся болезней и боли: «здоровье нужно беречь» 27 45
Несмотря на общее благоприятное впечатление о школьной жизни младших школьников, очевидным является наличие у них эмоционального дискомфортного состояния во время ответов у доски, боязнь получить «двойку», а также возможные насмешки со стороны одноклассников. Подобные страхи детей заслуживают педагогического внимания и требуют воспитания культуры общения у школьников.
Мы попытались выявить социальное окружение младших школьников. Большинство (93%) детей имеет друзей, среди которых 50% - представители разных национальностей (тувинцы, русские, киргизы, хакасы, узбеки). На вопрос: «Какой национальности твои друзья?» дети отвечали: «разные», «много национальностей», «Я дружу со всеми», «русские, киргизы, тувинцы». 38% младших школьников среди друзей указали русских детей. В своих друзьях они ценят такие нравственные качества, как честность, взаимопонимание, доверие, скромность, общительность, преданность и верность, искренность, доброту, желание прийти на помощь и поддержать в трудную минуту, умение выслушать. Можно отметить, что этническая принадлежность друга для младшего школьника не принципиальна. 52 родителя (86,7%) младших школьников одобряют выбор его друзей, только 3 (5%) школьников отметили, что родители не поддерживают выбор друга, 2 (3,3%) не дали ответа.
С целью исследования психологической и эмоциональной удовлетворенности младших школьников детско-родительскими отношениями в семье задавали вопрос о том, как часто родители говорят ребенку о родительской любви, а также каким образом это проявляется. Детям предлагалось самостоятельно выбрать 3 наиболее важных варианта ответа. Полученные ответы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Содержание ответов детей Количество выбранных ответов Проценты, %
родители (чаще всего мама) часто обнимают и целуют 51 85
родители постоянно интересуются их успехами в школе 31 53
внимательно выслушивают, когда у ребенка проявляется в этом потребность 30 50
родители покупают все то, что захочет ребенок 25 41,6
родители занимаются с ними интересной деятельностью 39 65
Несмотря на то, что большинство многодетных семей, когда родители постоянно заняты по хозяйству и уходом за детьми, они находят время на личное общение с ребенком, умеют выслушать и помогают в выполнении каких-либо заданий учителя.
Изучали методы воспитания ребенка в семье через субъективную оценку младших школьников. Так, на вопрос: «Как часто тебя наказывают или ругают родители, когда ты провинишься?» 27 (45%) детей дали отрицательный ответ (не ругают и не наказывают). 25 (42%) респондентов отметили, что это происходит иногда, когда очень сильно провинится. 5 (8,3%) человек затруднились с ответом.
И только 3 (5%) младших школьников отметили, что их часто наказывают или ругают родители.
Судя по ответам детей, наказание как метод воспитания в этнических семьях используется обоснованно - редко и по делу Следующие ответы о методах наказания младших школьников в семье подтверждают данное умозаключение. Данные приведены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты исследования методов наказания младших школьников родителями
Ответы детей свидетельствуют об отсутствии жестких наказаний в этнических семьях и указывают на готовность родителей к диалогу с ребенком. Дети отмечали, что родители общаются с ними каждый день: 40 (66,6%) младших школьников отметили это в ответе на следующий вопрос. Ответ «иногда» выбрали 13 (21,6%) детей, «очень редко» - 5 (8,3%) детей.
Важный в нашем исследовании вопрос касался языка общения в семье. 39 (65%) младших школьников отметили, что родители общаются с ними на двух языках: «родном и русском». А 11 (18,3%) младших школьников ответили, что родители в семье разговаривают с ними на родном языке. 10 (16,7%) детей показали, что родители общаются с ними только на русском языке. Очевидна тенденция развивающегося двуязычия в диаспорных семьях г Абакана.
Изучение существующих в семье семейных традиций дало следующие результаты. Большинство младших школьников подтвердили наличие семейных традиций: 43 (51,6%), 13 (22%) отвечавших затруднились с ответом, 4 (6,6%) человека ответили отрицательно. Среди семейных традиций дети указали следующие: «встреча гостей», «посещение гостей», «совместный ужин за столом», «празднование всей семьей праздников», «выезд на дачу», «поездка на природу всей семьей», «посещение всей семьей кафе», «вместе что-то делать: рисовать, лепить, заниматься рукоделием, что-то мастерить», «помощь по дому». Многие дети в своих ответах в качестве традиции отмечали празднование дней рождения, а также календарных и народных праздников: Новый год, 8 Марта, День Победы, 23 февраля, Пасха, Масленица. Крайне редко назывались национальные
Библиографический список
праздники, такие как тувинский Шагаа (Новый год), Намаз (кирг.), Курбан байрам, Навруз, Ураза байрам (узбекский).
Вместе с тем, как показывают наблюдения педагогов школ с большим количеством детей мигрантов, в образовательных учреждениях существуют проблемы взаимодействия с родителями, занимающими потребительскую позицию в отношении к «местным», которая чаще всего выражается в уходе от решения учебных проблем их детей, нежелании участвовать в воспитательной работе школы и попытке к самоизоляции от культуры социума по «религиозным» мотивам.
Как показали результаты изучения социального самочувствия младших школьников, в этнических семьях диаспор г. Абакана в целом фиксируется благоприятная картина, характеризующаяся расширенными социальными контактами школьников, влиянием цифровых технологий и межкультурным общением со сверстниками в образовательной деятельности. Большинство детей из семей диаспор проживают в полных семьях, в социальном окружении близких родственников.
Выявили, что этнические семьи диаспор характеризуются многодетностью, наличием достаточно крепких родственных связей и соблюдением общепринятых традиций в межличностных взаимоотношениях, общением преимущественно на родных языках. Этнокультурные традиции семей диаспор тесно связаны с религиозными празднично-обрядовыми традициями, большей частью коллективными. Очевидно, что благоприятному социальному самочувствию младших школьников способствуют семейные традиции и поддержка со стороны родителей и родственников.
В поликультурной образовательной среде городской школы у детей в целом формируются адекватные представления о нормальном межкультурном взаимодействии со сверстниками. Анкетирование показало, что активные родители для успешной социализации и творческого развития детей определяют их в дополнительные кружки, спортивные секции и различные центры развития. Наблюдается активно развивающаяся тенденция к билингвизму, при котором сохранность родных языков для представителей диаспорных групп осуществляется в семей-но-бытовом общении, прежде всего.
В результате впервые проведенного комплексного исследования социального самочувствия младших школьников - представителей этнических диаспор нашего региона получены новые знания о том, что современные интернет-технологии неоднозначно влияют на общение и взаимодействие родителей с детьми: родители озабочены снижением интереса детей к учебе, межличностному общению. Ими отмечено снижение интереса детей к играм на улице, а также к родной этнической культуре в условиях поликультурного социума.
При наличии внешне благоприятной картины за пределами внимания остаются такие педагогические проблемы, как гражданско-патриотическое воспитание детей из диаспор: готовы ли они в будущем однозначно принять российскую и региональную идентичность? Насколько они ориентированы на социально-культурные ценности принимающего сообщества: производительный труд во благо малой родины, непрерывное образование, религиозная терпимость и межкультурное сотрудничество, природоохранная деятельность в Хакасии, культурное самоопределение.
Поставленные проблемы могут стать перспективными для проведения исследовательских направлений, создания комплексной культурно-образовательной программы вовлечения представителей этнических диаспор в совместное решение возникающих проблем в городе или республике.
Содержание ответов младших школьников Количество выборов Проценты,%
объясняют, что «так нельзя» и почему 41 68,3
запрещают пользоваться компьютером или телефоном 19 32
лишают прогулки 13 21,6
лишают карманных денег 12 20
кричат и ругаются 11 18,3
приказывают 8 13,3
ставят в угол 4 6,7
могут шлепнуть 3 5
угрожают 2 3,3
бьют 1 1,7
1. Попков Ю.В. Этносоциальные процессы в Сибири: актуальные вопросы теории и практики. Новые исследования Тувы. 2016; № 2. Available at: http://nit.tuva.asia/nit/ article/view/92
2. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011.
3. Социология: Энциклопедия. Составитель А.А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2003.
4. Иванова В.В. Социальное самочувствие как способ оценки благополучия жизни населения региона. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015; № 3 (21): 9-12.
5. Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 1989.
6. Лепешкин Н.Я. Социальное самочувствие населения на современном этапе трансформации российского общества: региональный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Хабаровск, 2006.
7. Симонович Н.Е. Понятие и содержательные аспекты социального самочувствия. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. 2012; № 15 (95): 258-265.
8. Багрецов Д.Н., Симонович Н.Н., Бокова Н.В., Симонович ГН., Максимова О.А. Воспитание личности через социальное самочувствие: психологические аспекты. Молодежь и наука. 2017; № 5: 49-56.
9 Русалинова А.А. Социальное самочувствие подростков с опытом пребывания в маргинальной среде. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php7page.ru
10. Клачкова Е.Г Эмоциональное здоровье дошкольников как основа социально-коммуникативного развития. Методист. 2015; № 9: 66-68.
11. Добря М.Я., Мальчевская М.Л. Исследование ценностных отношений к семье как показатель социального самочувствия детей немецкой диаспоры, проживающих в Республике Хакасия. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 25-29.
12. Стризое А.Л. Социальное самочувствие: между реформистским проектом и здравым смыслом. Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов-на-Дону, 2010: 214-217.
13. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2012.
14. Мустаева Ф.А., Потрикеева О.Л. Социальное самочувствие семьи в современных условиях. Социологические науки. 2013; № 8 (38): 95-102.
15. Султанбаева К.И., Горбунова О.Ф., Дорофеева Т. А., Добря М.Я., Ефимова О.Е. Влияние систем семейного воспитания современных диаспор на социальное благополучие и образование детей (на примере Южно-Сибирского региона). Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2022.
References
1. Popkov Yu.V. Etnosocial'nye processy v Sibiri: aktual'nye voprosy teorii i praktiki. Novye issledovaniya Tuvy. 2016; № 2. Available at: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/92
2. Social'noe samochuvstvie naseleniya v usloviyah reform: regional'nyj aspeki. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2011.
3. Sociologiya: 'Enciklopediya. Sostavitel' A.A. Gricanov i dr. Minsk: Knizhnyj dom, 2003.
4. Ivanova V.V. Social'noe samochuvstvie kak sposob ocenki blagopoluchiya zhizni naseleniya regiona. Problemy social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2015; № 3 (21): 9-12.
5. Barskaya O.L. Social'noe samochuvstvie: metodologicheskie i metodicheskieproblemy issledovaniya. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1989.
6. Lepeshkin N.Ya. Social'noe samochuvstvie naseleniya na sovremennom 'etape transformacii rossijskogo obschestva: regional'nyj aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Habarovsk, 2006.
7. Simonovich N.E. Ponyatie i soderzhatel'nye aspekty social'nogo samochuvstviya. Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. 2012; № 15 (95): 258-265.
8. Bagrecov D.N., Simonovich N.N., Bokova N.V., Simonovich G.N., Maksimova O.A. Vospitanie lichnosti cherez social'noe samochuvstvie: psihologicheskie aspekty. Molodezh' i nauka. 2017; № 5: 49-56.
9 Rusalinova A.A. Social'noe samochuvstviepodrostkov s opytom prebyvaniya v marginal'noj srede. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php7page.ru
10. Klachkova E.G. 'Emocional'noe zdorov'e doshkol'nikov kak osnova social'no-kommunikativnogo razvitiya. Metodist. 2015; № 9: 66-68.
11. Dobrya M.Ya., Mal'chevskaya M.L. Issledovanie cennostnyh otnoshenij k sem'e kak pokazatel' social'nogo samochuvstviya detej nemeckoj diaspory, prozhivayuschih v Respublike Hakasiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 25-29.
12. Strizoe A.L. Social'noe samochuvstvie: mezhdu reformistskim proektom i zdravym smyslom. Social'noe samochuvstvie naseleniya v sovremennoj Rossii. Rostov-na-Donu, 2010: 214-217.
13. Londadzhim T. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov, obuchayuschihsya v rossijskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
14. Mustaeva F.A., Potrikeeva O.L. Social'noe samochuvstvie sem'i v sovremennyh usloviyah. Sociologicheskienauki. 2013; № 8 (38): 95-102.
15. Sultanbaeva K.I., Gorbunova O.F., Dorofeeva T.A., Dobrya M.Ya., Efimova O.E. Vliyanie sistem semejnogo vospitaniya sovremennyh diaspor na social'noe blagopoluchie i obrazovanie detej (na primere Yuzhno-Sibirskogo regiona). Abakan: Izdatel'stvo FGBOu VO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova», 2022.
Статья поступила в редакцию 27.11.23
УДК 004.91
Usachev A.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Yelets Bunin State University (Yelets, Russia), Е-mail: [email protected]
Usacheva I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Yelets Bunin State University (Yelets, Russia), E-mail: [email protected]
Grishaeva Yu.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-maii: [email protected]
PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE HUMANITIES. The pace of development of sciences today exceeds all expectations. Digitalization is becoming a noticeable trend, which takes over education, everyday life, other fields of science and life, and keeps modern society in constant tension because sometimes it develops unpredictably. The meaning of digitalization is that the levels of high-tech products and services are increasing. Humanities have become one of such spaces that are undergoing digitalization. It is no secret that many aspects of the humanities are undergoing digitalization - this concerns digital media of texts, a collection of library collections. Digital resources and tools are rapidly mastering the space of the humanities and forcing them to keep up with the times. That is why the humanities of digital sciences is a space of knowledge that is structurally located at the intersection of computer technology with humanities disciplines. Such a combination of fields of knowledge leads to the fact that there is a constant use of digital products in the field of humanities, an analysis of those areas that can combine digital components is carried out. Digital Humanities are becoming a pillar of the sciences in the sense that those areas of humanitarian knowledge that are being born as a new source of knowledge are being discovered on an ongoing basis [1, с.48]. The position of interdisciplinary research is being strengthened. Digitalization, by definition, is a source of knowledge, its production and dissemination.
Key words: Digital Humanities, strategy, method, software, humanities, scientific perspective
А.В. Усачев, д-р филос. наук, доц., Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец, Е-mail: [email protected]
И.Н. Усачева, канд. пед. наук, доц., Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец, Е-mail: [email protected]
Ю.М. Гришаева, д-р пед. наук, доц., проф., Московский педагогический государственный университет, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Темп развития наук сегодня превышает все ожидания. Заметной тенденцией становится цифровизация, которая завладевает образованием, бытом, другими областями науки и жизни, и держит в постоянном напряжении современное общество потому, что иногда развивается непредсказуемо. Смысл цифровизации состоит в том, что повышаются уровни высокотехнологической продукции и услуг. Одним из таких пространств, которые подвергаются циф-ровизации, стали гуманитарные науки. Не секрет, что многие стороны гуманитарных наук подвергаются цифровизации - это касается цифровых носителей текстов, собрание библиотечных фондов. Цифровые ресурсы и инструменты быстрыми темпами осваивают пространство гуманитарных наук и заставляют их идти в ногу со временем. Именно поэтому гуманитарные цифровые науки - это пространство знаний, которые структурно располагаются на пересечении компьютерных технологий с гуманитарными дисциплинами. Такое сочетание областей знания приводит к тому, что происходит постоянное использование цифровых продуктов в области гуманитарных наук, проводится анализ тех сфер, которые могут сочетать в себе цифровые компоненты. DH (Digital Humanities - цифровая гуманитаристика) становится опорой наук в том смысле, что обнаруживают на постоянной основе те области гуманитарного знания, которые рождаются в качестве нового источника знания. Укрепляется положение междисциплинарных исследований. Цифровизация по определению является источником получения знаний, их производства и распространения.
Ключевые слова: Digital Humanities, стратегия, метод, программное обеспечение, гуманитарные науки, научная перспектива
В современных гуманитарных науках DH - это одно из направлений исследований, которое рекордно быстрыми темпами развивается и дает определенные результаты. Обнаруживая новые стратегии и методы, DH становится отправной точкой для новых видов деятельности и образования, для использования возможностей в области высокой науки.
Целью является анализ тенденций цифровизации гуманитарных наук. DH становится основой для того, чтобы использовать программное обеспечение на тех сторонах гуманитарных знаний, которые объективно используют цифровые ресурсы. Объектом выступают многочисленные материалы, посвященные организации цифровизации гуманитарных наук. DH имеет отличительную черту, которая характерна для пересечения гуманитарных наук и цифровых технологий.
Задачи исследования заключаются в том, что гуманитаристика располагает новыми методами для проведения исследований и на постоянной основе ставит под вопрос те или иные стороны цифровых технологий. Гуманитарные исследования, исходя из наличия цифровых технологий, могут проводиться в мобильном формате или при использовании средств лаборатории виртуальной реальности. «Для создания, публикации и работы с цифровым обучением включают в себя
все - от собственного оборудования до институтов и от программного обеспечения до киберпространства» [2, с. 83].
Научная новизна: потребности современных гуманитарных наук позволяют говорить об использовании цифровых продуктов разной сложности. Могут быть предложены реестры инструментов для проведения исследований учеными. Действует портал анализа и поиска текстов.
Теоретическая и практическая значимость состоит в следующем. Существуют программы использования текстов в Интернете, которые определяют смысл и назначение текста по отрывку или по другим поисковым показателям. Используются онлайновые и другие инструменты DH, которые могут быть применены в бесплатном режиме, что делает их доступными для студентов и других людей, у которых нет доступа к платным серверам. Такие популярные цифровые инструменты, как WordPress и Отека, чаще других запрашиваются для работы в области гуманитарных наук [3].
Чтобы условно разделить сферу DH, надо помнить об актуальности этой темы в современной научной периодике. Разделение областей на определенные сферы связаны с: