16. Sinelina Yu.Yu. Tserkov' i intelligentsiya. Mify i real'nost' [Church and Intelligentsia. Myths and Reality]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes], 2012, no. 4(110), pp. 61-70. (In Russ.).
17. Slovo Svyateyshego Patriarkha Kirilla na pervom zasedanii Koordinatsionnogo komiteta po podderzhke sotsial'nykh, obrazovatel'nykh, informatsionnykh, kul'turnykh i inykh initsiativ pod egidoy Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [The word of His Holiness Patriarch Kirill at the first meeting of the Coordination Committee for the Support of Social, Educational, Information, Cultural and Other Initiatives under the aegis of the Russian Orthodox Church]. Sedmitsa.ru. (In Russ.). Available at: http://www.sedmitza.ru/text/1658505.html (accessed 17.01.2018).
18. Stenogramma II Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora 01.02.1995 [Transcript of the II World Russian People's Council 01.02.1995]. Vsemirnyy Russkiy narodnyy sobor: sayt [World Russian People's Council: site]. (In Russ.). Available at: http://www.vrns.ru/documents/55/1269/#.WKrf_I9OLIU (accessed 33.03.2018).
19. Sulakshin S.S., Zakharenko (Khvylya-Olinter) N.A. Sistema tsennostey rossiyskoy molodezhi: ekspertnaya otsenka [The system of values of Russian youth: expert evaluation]. Tsentr Sulakshina [Center of Sulakshin]. (In Russ.). Available at: http://rusrand.ru/docconf/sistema-cennostey-rossiyskoy-molodeji-ekspertnaya-ocenka (accessed 20.01.2018).
20. Tolstoy L.N. Sobr. Soch. V 22 t. T. 15. Stat'i ob iskusstve i literature [Coll. Soch. V 22 volumes. Vol. 15. Articles on art and literature]. Moscow, Khudozh. lit. Publ., 1983, 432 p. (In Russ.).
21. Topolyan A.P. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v modernizatsionnykh protsessakh sovremennoy Rossii: avtoref. dis. kand. polit. nauk [Russian Orthodox Church in the Modernization Processes of Modern Russia. The author's Abstract Diss. PhD in Politics]. Rostov-on-Don, 2013. 23 p. (In Russ.).
22. Khomullo E. Tsel' iskusstva - napominat' chelovechestvu o vysshikh dukhovnykh tsennostyakh [The purpose of art is to remind humanity of the highest spiritual values]. Pravoslavie.ru. (In Russ.). Available at: http://www. pravoslavie.ru/90947.html (accessed 13.01.2018).
23. Cheltsov Mikhail, protoierey. Khristianskoe mirosozertsanie [Christian world outlook]. Moscow, Pravoslavnyy Svyato-Tikhonovskiy bogoslovskiy institut Publ., 1997. 83 p. (In Russ.).
24. Chuvstva veruyushchikh. O sluchayakh oskorbleniya religioznykh chuvstv i o tom, chto s etim delat' [Feelings of believers. On cases of insulting religious feelings and what to do about it]. FOM. (In Russ.). Available at: http://fom.ru/ TSennosti/10578 (accessed 13.02.2018).
25. Shcherbakova E.V. Otnoshenie k religii v srede studencheskoy molodezhi [The attitude to religion among students of the youth]. Diskussiya [Discussion]. May 2015, no. 5(57). (In Russ.). Available at: http://www.journal-discussion.ru/ publication.php?id=1360 (accessed 24.01.2018).
УДК 351.85(470+571)
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Кондыков Анатолий Степанович, кандидат философских наук, советник при ректорате, профессор, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
В статье сообщаются результаты культурологического анализа современных вариантов прочтения научных терминов «культура», «социально-культурная сфера», «социально-культурный процесс». Автор статьи раскрывает механизмы действия культуры в формировании ценностных установок личности в современном российском обществе, современные инновационные социокультурные технологии в регулировании процессов развития культуры.
Автор обращает внимание на необходимость обеспечения органического сочетания свободы творчества и управляемости развитием культурных процессов. С одной стороны, современная государственная культурная политика гарантирует свободу творчества. С другой стороны, общество и государство заинтересованы в том, чтобы культурные процессы развивались в соответствии с установленными общественными нормами и были направлены на достижение стратегических задач.
В связи с этим в статье ставится научная задача разработки механизмов культурологической практики в конкретных условиях деятельности социальных институтов культуры, учреждений и организаций культуры и органов управления в сфере культуры по регулированию развитием социокультурных процессов, осуществляемых целенаправленными действиями людей.
Автор подчёркивает то, что характер и направленность развития культурных процессов зависит не только от внутренних закономерностей объективного культурологического процесса, внутренних закономерностей развития самой культуры, но и от воздействия многих внешних факторов по отношению к ним. Они могут развиваться стихийно, либо под воздействием субъектов управления. В реальной действительности процессы развития культуры имеют сложный, многоуровневый характер.
Этим обстоятельством диктуется необходимость целенаправленного воздействия на ход их развития на научной основе с целью достижения стратегической задачи современной государственной российской культурной политики по развитию гуманитарной и культурной сферы как необходимого условия формирования культуры личности в современных условиях. Особое внимание в регулировании развития культурных процессов на современном этапе развития общества автор уделяет расширению числа субъектов культурологических процессов и необходимости поиска путей их взаимодействия в обеспечении эффективности развития социокультурных процессов.
Ключевые слова: культура, сфера культуры, культурные процессы, регулирование культурных процессов, культурная политика.
SOCIAL CONTROL OF CULTURAL PROCESSES IN TODAY'S RUSSIAN SOCIETY
Kondykov Anatoliy Stepanovich, PhD in Philisophy, Counsellor of the Institute Administration, Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author gives some results of the culturological analysis of today's versions of reading the next scientific concepts: "culture," "sociocultural sphere," "sociocultural process." The author discloses the key mechanisms of influence that culture has on our compatriot personality's value attitudes in the today's Russian society, gives a review of modern innovative social and cultural technologies applied in regulation of culture development processes.
The author pays special attention to a question of a combination of a creator's freedom with controllability of cultural processes development. On the one hand, today's state cultural policy gives a warrant for a personality's creative freedom. On the other hand, the society and the state are interested in development of cultural process in line with approved social convention and try to direct it strictly on achievement of the strategic goals.
So, the article is aimed at elaboration of mechanisms of culturological practice for cultural institutes and governing bodies in sphere of culture that take participation in regulation of social and cultural processes which realized by people's goal-seeking actions.
The author stresses out that character and direction of cultural processes development depend not just on inner objective laws of culture but also on influence of many external factors. They can develop spontaneously or under managers' control. Actually, processes of culture development have difficult and multilevel nature. The last thing determines a need of goal-seeking influence on it by measures that are in accordance with scientific correctness for achievement of a strategic goal of today's Russian state cultural policy aimed at development of humanitarian and cultural sphere that considered as requirement for a personality's culture forming in actual social and cultural context. The author focuses on a question of finding the effective tools for regulation of the cultural processes development at the present day; he offers to consider an expansion of the number of actors of cultural processes and a need of search ways for their good interaction as such tools.
Keywords: culture, sphere of culture, cultural processes, regulation of the cultural processes, cultural policy.
Не теряет своей актуальности один из непрестанных вопросов: подлежит ли культура управлению или регулированию? Особенно в условиях развития демократизации общественной жизни. Это вовсе не праздный вопрос, особенно с учётом применения понятий «управление» и «регулирование» по отношению к творческой сфере.
С одной стороны, для процесса культурного созидания необходимы условия свободы для раскрытия таланта субъектов действия, их вдохновения. Поэтому деятели культуры, как правило, отвергают всякое бюрократическое вмешательство и идейные ограничения в их творческий процесс. С другой стороны, общество и государство заинтересованы в том, чтобы культурные процессы развивались в соответствии с установленными общественными нормами. Для чего создаются различного рода социальные институты, направляющие и регулирующие культурную жизнь.
В рассмотрении данного вопроса необходимо иметь в виду несколько обстоятельств. Первое - следует чётко разделять понятия «культура» и «сфера культуры». Второе - уяснить соотношение понятий «управление», «регулирование» и их функции в развитии культурных процессов. Третье - уточнить, что мы понимаем под «культурными процессами» и субъектами их действий. И, наконец, что представляют собой объекты воздействия в процессе регулирования развитием культурных процессов.
Культура как надбиологическая сущность, социальный опыт, передающийся из поколения в поколение и постоянно обогащающийся творческим опытом новых поколений людей, пронизывает все структуры общества. Она во многом обеспечивает взаимодействие внутреннего мира человека с внешней средой, развитие общественных отношений и процессов.
Содержание социально-культурной сферы составляют культурные процессы, явления, осуществляемые целенаправленными действиями людей, социальных институтов, а также функционирование ценностей культуры в социуме. Поэтому мы будем говорить о проблеме социального регулирования культурными процессами в обществе как неотъемлемой части процесса управления. Управление в сфере культуры предполагает принятие комплекса действий, включая постановку целей, планирование, организацию, регулиро-
вание, контроль, направленных на достижение задач, определённых культурной политикой.
Регулирование (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) является составной частью системы управления, представляет собой форму целенаправленного воздействия на объект управления с целью упорядочения его механизма действия, направления деятельности посредством устанавливаемых правил, норм, стандартов, иных регуляторов, а также форм контроля.
В сфере культуры одновременно функционирует множество сложных, разноуровневых культурных процессов. Культура, как сложное социальное явление, имеет свои константы, обеспечивающие её системность с определёнными качественными характеристиками. В то же время она постоянно находится в динамике, в развитии, происходят разноплановые изменения в содержании культурных явлений, формах и границах их проявлений и взаимодействий.
Характер и направленность развития культурных процессов зависит от воздействия многих внешних факторов по отношению к ним, а также от внутренних закономерностей развития самой культуры как системы. Они могут развиваться стихийно либо под воздействием субъектов управления. Культурные процессы имеют сложную внутреннюю иерархию. Наиболее масштабные, как правило, включают в себя ряд более мелких, автономных процессов, находящихся во взаимодействии и составляющих единый процесс.
Существуют различные подходы в классификации культурных процессов. С точки зрения социологии культуры, интерес представляет выделение группы культурных процессов по их функциональному признаку в структуре общественных отношений:
- обеспечение культурной самобытности социума посредством воспроизводства ценностей культуры в жизнедеятельности новых поколений;
- производство ценностей культуры, порождение разного рода культурных явлений, таких как инновационные технологии, новые институции, разработка и принятие новых формализованных норм и тому подобное, их интеграция в существующую нормативно-ценностную систему культуры;
- распространение в социуме ценностей культуры и культурных явлений, внедрение их в социально-культурную практику;
- обеспечение функционирования ценностей культуры и культурных явлений в социально-культурной среде, в качестве значимых стереотипов национальной культуры или субкультуры для отдельных социальных общностей;
- обеспечение эффективного функционирования социальных институтов культуры;
- обеспечение необходимого качественного уровня развития отраслей культуры и эффективной деятельности учреждений и организаций культуры.
Социально-культурная практика управления культурой накопила широкий арсенал форм и методов управления и регулирования культурными процессами. Наиболее оптимальной формой регулирования развитием культурных процессов является культурная политика, определяющая цели, стратегические задачи и ключевые принципы её реализации в контексте исторического времени.
В российской культурной политике новой истории серьёзные изменения произошли вместе с кардинальными изменениями в общественном устройстве. Прежде всего, следует отметить такие принципиальные изменения, как ослабление администрирования и идеологического давления на развитие культурных процессов, а также демократизацию их развития, расширение границ взаимодействия с международными культурными процессами.
С принятием в 1990 году Закона «О печати и других средствах массовой информации» были отменены такие жёсткие нормы контроля, как идеологическая цензура, утверждение репертуара, приёмка сценариев, театральных спектаклей, других произведений искусства партийными и государственными органами. Одновременно был открыт для российского общества широкий информационный доступ ценностей культуры западного мира.
Процессы демократизации в регулировании культурных процессов касались непосредственно и системы управления культурой. Курс был взят на децентрализацию и регионализацию, расширение полномочий региональных органов власти в управлении развитием социально-культурных процессов, на расширение межрегиональных связей по возрождению и развитию национальных и этнических субкультур. При соблюдении принципа федерализма центр тяжести в управлении
культурными процессами всё больше переносился на регионы и муниципальные органы власти, в том числе и в финансировании сферы культуры.
Одной из значимых форм регулирования культурных процессов стала бюджетная поддержка наиболее значимых целевых программ развития культуры. К ним были отнесены такие важные процессы, как: сохранение накопленного культурного потенциала; развитие инновационных видов культурной практики; обеспечение доступа населения к культурным ценностям, особенно малообеспеченных социальных групп, в том числе и за счёт современных технологий; развитие межкультурных коммуникаций, международного культурного обмена, поддержки русскоязычных диаспор и деятелей культуры за рубежом; развитие профессионального искусства и традиционной художественной культуры; модернизации системы профессионального художественного образования.
Серьёзный акцент в культурной политике был сделан на реализацию принципа дифференцированного подхода в развитии культуры типологически различных народов и этнических групп. Поддержку получила тенденция развития культуры малочисленных народов, создания Центров национальных культур.
С целью решения задачи по обеспечению «вмонтирования» культурных процессов в систему рыночных отношений были приняты ряд нормативных документов, направленных на расширение хозяйственно-финансовой самостоятельности учреждений культуры, на развитие партнёрских отношений между государственными учреждениями культуры и частным капиталом.
Институциональной трансформации подверглись учреждения культуры и искусства. Одни получили статус «государственного бюджетного учреждения», другие - «автономной некоммерческой организации», третьи - «казённого учреждения». Эти преобразования существенным образом изменили методологию их нормативного, экономического положения и функционирования как хозяйствующих субъектов, что не могло не сказаться и на изменении их функций в развитии культурных процессов.
Целевые установки современной российской культурной политики определены в документе «Основы государственной культурной политики Российской Федерации», утверждённом Указом
Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808. Данным документом культурная политика определяется как «действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [8].
Каковы особенности российской государственной культурной политики и принципы регулирования культурных процессов? Прежде всего следует отметить факт изменения к культуре как социальному феномену, её социальному статусу и социальной роли в обществе на государственном уровне. Государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признаёт её значимым ресурсом дальнейшего развития страны, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.
Документ «Основы государственной культурной политики» не только определяет цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы её реализации, но и является основой для дальнейшей разработки законодательной базы ценностно-ориентированной культурной политики.
В документе подчёркнута историческая миссия культуры как нормативно-ценностной системы, духовной скрепы общества по целому ряду позиций на протяжении всей истории развития Российского государства: в формировании исторического сознания многонационального российского народа: в обеспечении его единства на основе ценностей патриотизма и национальной гордости; в сохранении и передаче духовного опыта нации новым поколениям; в сохранении национальной самобытности.
Культура определяется в качестве инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности, подчёркивается её важнейшее значение в качестве средства формирования личности в процессе социализации, условия гармонизации общественных отношений.
Глубокие трансформационные процессы, происходящие в стране, бурное развитие техно-
логических перемен, развитие процессов глобализации в современном мире порождают ряд серьёзных противоречий в гуманитарной сфере общества, без разрешения которых невозможно эффективное решение стратегической задачи осуществления экономической и социальной модернизации страны, повышения качества жизни людей. Данными обстоятельствами продиктованы стратегические цели государственной культурной политики.
Основной целью государственной культурной политики является качественное обновление личности, её готовности и способности к активному участию в процессах общественного развития, противостояния глобальному наступлению негативной псевдокультуры, повышение гражданского самосознания, укрепление общенационального единства людей на основе общепринятых патриотических ценностей отечественной культуры.
Принципиально важным моментом является расширение социального поля действия культурной политики не только на «сферу культуры», но и на всю гуманитарную сферу жизнедеятельности общества. В том числе и на все виды культурно-творческой деятельности: на просвещение, на формирование информационного пространства страны, единого культурного пространства и аксиосферы социально-культурной среды, на систему образования и науки, на развитие межнациональных отношений, на развитие межкультурных коммуникаций международного уровня. Решение хозяйственных, экономических, технологических задач также должно соответствовать стратегическим целям государственной культурной политики.
В условиях развития демократизации всех общественных процессов в обществе, многоу-кладности экономики, государственная культурная политика закрепляет широкий спектр субъектов в управлении культурными процессами. К ним отнесены органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также образовательные и научные организации, организации культуры. Кроме того, к субъектам регулирования культурных процессов отнесены общественные объединения и иные организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства, науки и образования, просвещения и воспитания, работы
с детьми и молодёжью, в области семейных отношений. Более того, часть функций в регулировании культурных процессов передаётся от государственных органов творческим общественным профессиональным объединениям.
Современная культурная политика предусматривает совершенствование социального механизма регулирования культурных процессов с учётом органичного сочетания федерального и регионального компонентов, создания новых межведомственных и межрегиональных институций, развития государственно-частного партнёрства в обеспечении доступности и качества услуг культуры для всех социальных групп населения, дальнейшего развития межкультурных коммуникаций на международном уровне.
В основе регулирования культурных процессов лежат главные принципы современной российской государственной культурной политики. Это обеспечение территориального и социального равенства доступа к культурным ценностям и участия в культурной жизни всех граждан, всех социальных групп населения. Свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность. Делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры
общественным институтам. Соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики. Представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры и открытость культурного взаимодействия с другими народами и культурами.
Стратегической задачей современной российской государственной культурной политики является обеспечение приоритетного культурного и гуманитарного развития общества как основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. При этом структурированы концептуальные положения развития гуманитарного и культурного развития, обозначены основные способы социальных действий в регулировании развития культурных процессов.
Конкретная программа действий по регулированию развития культурных процессов на перспективу до 2030 года в соответствии с целями и задачами государственной культурной политики установлена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р.
Литература
1. Астафьева О. Н. Теоретические основы культурной политики и интегрирование идеи культуры в общественный дискурс // Библиотековедение. - 2014. - № 6. - С. 13-18.
2. Гусанова Н. К. Теоретические основы культурной политики // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры. - 2015. -№ 5. - С. 71-79.
3. Жарков А. Д. Государственная культурная политика на современном этапе: социально-культурный аспект // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры. - 2016. - № 4. - С. 116-122.
4. Ивлиев Г. П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: ст. и выступ. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.
5. Кондыков А. С. Культура и культурная политика России. Социокультурный аспект. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2017. - 139 с.
6. О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1996 года № 1010 // Гарант: информ.-прав. портал. - URL: http://base.garant.ru/135324/.
7. О печати и других средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон СССР от 12 июня 1990 года № 1552-1 // КонсультантПлюс: справ.-прав. сист. - URL: http//www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?red= dog&base=ESU&n=59#0.
8. Об утверждении «Основ государственной культурной политики»: указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 года № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации: офиц. изд. - 2014. - № 52 (Ч. I). - Ст. 7753.
9. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февр. 2016 года № 326-р // Собр. законодательства Российской Федерации: офиц. изд. - 2016. - № 11. - Ст. 1552.
References
1. Astafyeva O.N. Teoreticheskie osnovy kul'turnoy politiki i integrirovanie idei kul'tury v obshchestvennyy diskurs [Theoretical bases of cultural policy and integration of the idea of culture in the public discourse]. Bibliotekovedenie [Libraries], 2014, no. 6, pp. 13-18. (In Russ.).
2. Gusanova N.K. Teoreticheskie osnovy kul'turnoy politiki [Theoretical foundations of cultural policy]. VestnikMosk. gos. un-ta kul'tury [Bulletin of the Moscow State University of Culture], 2015, no. 5, pp. 71-79. (In Russ.).
3. Zharkov A.D. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika na sovremennom etape: sotsial'no-kul'turnyy aspekt [State cultural policy at the present stage: socio-cultural aspect]. Vestnik Mosk. gos. un-ta kul'tury [Bulletin of the Moscow State University ofCulture], 2016, no.4, pp. 116-122. (In Russ.).
4. Ivliev G.P. Kul'turnaya politika i razvitie zakonodatel'stva o kul'ture v Rossiyskoy Federatsii [Cultural Policy and the Development of Legislation on Culture in the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012. 208 p. (In Russ.).
5. Kondykov A.S. Kul'tura i kul'turnaya politika Rossii. Sotsiokul'turnyy aspekt [Culture and cultural policy of Russia. Socio-cultural aspect]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2017. 139 p. (In Russ.).
6. O merakh po usileniyu gosudarstvennoy podderzhki kul'tury i iskusstva v Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyunya 1996 goda № 1010 [On Measures to Strengthen State Support for Culture and Art in the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 1996. No. 1010]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: information and legal portal]. (In Russ.). Available at: http://base. garant.ru/135324/.
7. O pechati i drugikh sredstvakh massovoy informatsii: zakon SSSR ot 12 iyunya 1990 goda №1552-1 [About the press and other mass media: the law of the USSR of June 12, 1990. №1552-1]. Konsul'tantPlyus: sprav.-prav. sistema [ConsultantPlus: reference and legal system]. (In Russ.). Available at: http//www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?red=dog&base=ESU&n=59#0.
8. Ob utverzhdenii "Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki": ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 dek. 2014 goda № 808 [On the approval of the "Fundamentals of State Cultural Policy": Decree of the President of the Russian Federation of 24 December. 2014 g. No. 808]. Sobranie Rossiyskoy Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 52 (Ch. I), art. 7753. (In Russ.).
9. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda: utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 fevr. 2016 goda № 326-r [The strategy of the state cultural policy for the period up to 2030: approved. By the Order of the Government of the Russian Federation of 29 February. 2016g. № 326-p]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2016, no. 11, art. 1552. (In Russ.).
УДК 378
АНАТОЛИЙ ЛИВРИ: ОТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ШТУДИЙ -К ПОНИМАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Бирюков Сергей Владимирович, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Барсуков Александр Михайлович, кандидат политических наук, заместитель декана факультета политики и международных отношений, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected].
Современная ситуация в российской культурологии и связанных с нею гуманитарных дисциплинах формирует актуальный интерес к новым идеям и подходам, которые возникают на мультидисциплинар-ной основе - например, на «стыке» литературоведения, культурологии и социально-политической эс-сеистики, посвященной культурно-цивилизационной и идентификационной проблематике. Исследовательские работы, возникающие в результате синтеза опыта различных гуманитарных дисциплин, дают