СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МАШИНА ВРЕМЕНИ:
ОПЫТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ПЕРЕХОДА
Устойчивые словосочетания с существительным «эпоха», будь то эпоха Возрождения / Просвещения / модерна / постмодерна.., эпоха сталинская / хрущевская / постсоветская и даже геологическая / археологическая (не говоря уже о таких словосочетаниях, как «дух эпохи», ее «аромат» и «свидетельства») есть не что иное, как описания времени «по Г. Спенсеру» - в единицах пространства1, точнее, в терминах определенных типов действий, взаимодействий и отношений, формирующих различные поля социального пространства. (Упомянутые геологические и археологические эпохи исключения не составляют: после того, как физика стала учитывать «фактор наблюдателя» и признала невозможность отделения метода от объекта2, возникло понимание того, что как социальное в значительной степени обусловлено природным - «физическим»3, - так и - в процессе познания - «даже самое физическое подвержено социологической детерминации»4).
«Социологической детерминацией» в области научного знания - и несомненным свидетельством тому является новый номер журнала «Пространство и Время» - выступает междисциплинарность. Не та «междисциплинарность», которая, по образному выражению Э. Морена, превращается в «стол переговоров», за которым каждая научная сфера отстаивает свою «зону влияния», но та и только та, по сути, мультидисциплинарность, которая «может стремиться также к обмену и кооперации, в результате чего междисциплинарность может становиться чем-то органическим... Что касается трансдисциплинарности, здесь часто идет речь о когнитивных схемах, которые могут переходить из одних дисциплин в другие... Фактически, именно интер-, поли- и трансдисциплинарные комплексы работают и играют плодотворную роль в истории науки; стоит запомнить... ключевые понятия,.. а именно кооперацию, точнее говоря, соединение или взаимосвязь или, выражаясь еще более точно, совместный проект»5.
Итак, постижение эпохи (эпох) есть междисциплинарный - мультидисциплинарный - проект, эвристическая и праксеологическая значимость которого не вызывает сомнения, особенно при исследовании сложных объектов6, к каковым прежде всего относятся все формы адаптации человека и Человечества - биологические и социальные. В известном смысле можно, по-видимому, в целом рассматривать мульти- и трансдисциплинарность как когнитивные формы (вос)производства социального пространства и социального времени.
Первыми когнитивными формами реализации такого проекта исторически явились мифы, и вот уже который номер журнала «Пространство и Время» публикует на своих страницах физические и геофизические - а, по сути, герменевтические - исследования, переводящие мифопоэтический язык на язык современного научного знания («Мертвое море: геология, происхождение, мифы. Часть 4. Содомская «карательная акция» - соляной вулканизм» доктора гео-лого-минералогических наук Г.А. Беленицкой). В современном мире с его геополитическими и геоэкономическими реа-
1 Спепсер Г. Опыты научные, политические и философские. Т. 2. Классификация паук II Библиотека «Полки букиниста».
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:II society.polbu.ruyspenser_experiencesiiIch01_iii.html См.: Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Наука, 1989.
3 «Инициативу проявляет человек, не природа, но именно природа в большей мере осуществляет регулирование» (Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории II Полис. 1995. № 4. С. 162). Заметим, что корпус работ, посвященных природной обусловленности социальных процессов - от классических работ Ш.-Л. Монтескьё, И. Гердера, Ф. Ратцеля, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева, представителей инвайронменталистской школы социологии до современных отечественных и зарубежных исследований - столь значителен, что даже краткий обзор данных идей мог бы составить отдельную монографию.
4 Мореп Э. Метод. Природа природы. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. С. 35.
5 Там же. С. 23.
6 Не случайно, открывая конференцию по проблемам безопасности и противодействия терроризму, академик В.А. Садовничий отмечал, что «.. .профилактика терроризма является новым и очень сложным, многоплановым объектом междисциплинарных научных исследований. Понять природу, механизм функционирования этого объекта возможно только с привлечением понятийно-концептуального аппарата и инструментария разных гуманитарных и естественных наук - философии, социологии, психологии, права, политологии, биологии, фундаментальной медицины, вычислительной математики и др.» (Садовничий В.А. Основные направления и приоритетные проблемы научных исследований в области профилактики терроризма II Материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30-31 октября 2008 г. Т. 1. М.: МЦНМО, 2009. С. 36).
См.: Высикайло Ф.И. Кумулятивное плазменное оружие против метеороидов. Части I-2 II Пространство и Время. 2013. № 3-4.
8 2 октября 2013 г. на совещании в ВАК Минобрнауки РФ из уст его председателя В.М. Филиппова автору этих строк довелось услышать заявление о том, что «не может быть в научном журнале статей одновременно и по истории, и по геологии». Между тем на Западе, включения в базы данных которого от российских научных журналов безапелляционно и непродуманно требует нынешнее руководство Минобрнауки, со второй половины ХХ в. именно на пересечении исторической и геологической науки сформировалась отдельная отрасль научного знания - геомифология, оказывающая сегодня существенное влияние на западное же экологическое образование - см., напр.: Vitaliano D.B. "Geomythology: the Impact of Geologic Events on History and Legend with Special Reference to Atlantis." Journal of the Folklore Institute (1968): 5-30; de Camp L.S. "Geomythology." Nature 362 (1993): 665-666; Tepper J.H. "Connecting Geology, History, and the Classics Through a Course in Geomythology." Journal of Geoscience Education 47 (1999): 221-226; Mariolakos I., Kranioti A., Markatselis E., Papageorgiou M. "Water, Mythology and Environmental Education." Desalination 213.1 (2007): 141-146; Donovan K. "Doing Social Volcanology: Exploring Volcanic Culture in Indonesia." Area 42.1 (2010): 117-126 - список может быть существенно расширен. Одной из приоритетных задач геомифологии является исследование исторических форм адаптации человека к природным катастрофам (см., напр.: Cashman K.V., Giordano G. "Volcanoes and Human History." Journal of Volcanology and Geothermal Research 176.3 (2008): 325-329).
лиями комплекс знаний, предоставляемый человечеству науками о Земле, обретает форму «новой мифологии», и вот уже геология, геофизика и метеорология становятся источником сведений для обоснования будущих административно-политических и экономических проектов («Современный геодинамический режим Арктической окраинноконтинентальной зоны» докторов геолого-минералогических наук Ю.Г. Кутинова и Т.Я. Беленович и кандидата геологоминералогических наук З.Б. Чистовой, «Аномалии озонового слоя и погоды зимой 2013-2014 гг. в Северном полушарии: самый теплый декабрь в истории России; небывалые морозы в США; Олимпиада на дне озоновой дыры» доктора геологоминералогических наук В.Л. Сывороткина).
Происходящий в рамках междисциплинарного проекта познания мира трансдисциплинарный переход существенен не сам по себе, - существенно то новое наполнение и расширение области применения концептов и когнитивных схем, которое позволяет обнаруживать и описывать новые свойства и состояния исследуемых объектов («Эквивалентные функциональные свойства массы и энергии при их радиальных пульсациях в 4D пространстве-времени. Часть 1. Асимптотические парадоксы и их решение. Когерентные квантово-инерционные 4D явления в пульсирующих плаз-моидах. Пульсары Высикайло» доктора физико-математических наук Ф.И. Высикайло, «Проблема универсалий в свете двузначной алгебры метафизики как формальной аксиологии: использование ценностных функций “бытие^-в-м” и “бытие^-вне-м” для экспликации проблемы» доктора философских наук В.О. Лобовикова, «Пространство и время в археологии. Часть 3. О метрике базисной пространственной структуры Человечества в археологическую эпоху» доктора технических наук С.Н. Гринченко и доктора исторических наук Ю.Л. Щаповой, «О геодинамическом детекторе гравитационных волн» доктора физико-математических наук» А.В. Викулина, «К проблеме установления границ, уровней и языка архитектурного текста» доктора культурологии В.В. Федорова, кандидата философских наук В.А. Давыдова, и А.В. Левикова).
Необходимостью адаптации - как биологической, так и социальной - продиктованы исследования различных форм бытия во времени, будь то ритмы человеческого организма («Хронотерапия пациентов с безболевой ишемией миокарда на фоне сахарного диабета II типа Моно Маком» доктора медицинских наук Р.М. Заславской), динамика конфликта и его преодоления («К вопросу о развитии эмпатического потенциала как условии эффективного разрешения конфликтов в процессе учебной деятельности в ВУЗе» С.В. Петрова), древнейшие архитектурные сооружения, предназначенные для получения знаний о космических ритмах («Об особенностях изучения древнейшего зодчества» кандидата архитектуры В.В. Кочергина) или новейшие языковые реалии - воплощение «духа времени» («Язык немецкой рекламы в зеркале глобализационных процессов» А.А. Пискарёвой).
Однако в результате трансдисциплинарного перехода существенным образом трансформируется и сущность самой категории времени. Действительно, со времен Ньютона известны три важнейших различия между физическими временем и пространством: время одномерно (в отличие от трехмерного пространства), оно обладает направленностью, которой пространство лишено по природе своей, и, наконец, мы движемся вдоль времени, и делать это можем лишь в одном направлении - вперед, но существуем внутри пространства (где можем двигаться в любом из трех направлений). Однако П.А. Сорокин, утверждая, что для характеристики социальных и культурных процессов далеко не всегда пригодно понятие времени, используемое для описания перемещений материальных тел, вводит категорию «социального пространства» как другой вид времени1.
Это пространство-время (оно же время-пространство) имеет свои управляющие и управляемые центры, окрестности и периферии («Несколько замечаний относительно природы и типологии геополитических пространств» доктора политических наук Н.А. Комлевой, «Корпоративная власть и сетевые войны» доктора философских наук И.И. Антоновича) - даже тогда (а может быть, и особенно тогда), когда постмодерн доказывает, что таковых центров, окрестностей и периферий больше нет, что все они трансформировались в линии («Ризомизация культурного пространства как показатель кризисности его состояния» доктора философских наук М.Я. Сарафа) что и адаптация к новой топологии суть игра - свободное скольжение вне каких-либо систем координат.
В этом социальном пространстве-времени оказывается, что другие части света - и другие культурноисторические типы по Н.Я. Данилевскому - это еще и другое социальное время, так что то собственное «путешествие к земле Востока» (Г. Г ессе), которое предпринимают авторы нового номера журнала «Пространство и Время» («Марко Поло, покоритель пространства, и его книга, покорившая время» кандидата геолого-минералогических наук Л.И. Иоган-сон, «Конфуцианство, буддизм и даосизм в феодальном Вьетнаме» кандидата философских наук Зыонг Куок Куана, «Американская публицистика 1920-х - 1930-х годов о японской угрозе: пророчества и ошибки» кандидата исторических наук С.О. Буранка и Я.А. Левина), - это путешествие в другое время. Ход этого времени задает не только характер и тип взаимодействий и отношений внутри самого этого другого пространства (слабый или сверхсильный, взаимно или односторонне поддерживающий, взаимно или односторонне агрессивный, в терминах концепции Парсонса - Бурдьё - Докторовича2) и даже не только характер взаимодействий и отношений к данному пространству путешествующего к нему. Ход этого времени может задаваться еще и характером социальных связей путешествующего с его собственным пространством, ибо именно в нем существуют цели и смыслы восприятия своего и чужого как пространства, так и времени.
Аналогичным образом путешествие во времени (социальном) оказывается формой реконструкции пространства (социального), и сам характер реконструкции становится формой конструирования не только желаемого будущего, но и актуального настоящего, поскольку задает «смысловую систему координат» для адаптации к нему («Культурноисторический контекст политико-правового процесса в области образования в России» доктора педагогических наук А.В. Овчинникова, «Представители либеральной экономической школы русской эмиграции 1920-1930-х гг. о путях решения крестьянского вопроса в России в начале ХХ века» кандидата исторических наук А.В. Берлова, «Концепции и идеологемы сталинизма: Сталин и война» доктора исторических наук В.И. Харламова, «История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница “Ленинградская”» Н.О. Шашковой, «Семиходы над Припятью: история села, разрушенного при строительстве Чернобыльской АЭС (по материалам архива быв. Чернобыльского района) доктора по-
1 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.
2 См.: Докторович А.Б. Социальные взаимодействия и отношения как фактор развития социального потенциала // Труд и социальные отношения. 2008. № 9 (5). С. 4-13.
литических наук О.Н. Барабанова). С этих - и только с этих позиций - неожиданно понятным и применимым становится определение Ж. Делёза: «Смысл - это и выражаемое, то есть выраженное предложением, и атрибут положения вещей... Так что мы не будем теперь спрашивать, в чем смысл события: событие и есть смысл как таковой»1.
Итак, движение в социальном пространстве как социальном времени есть движение в поле смыслов и движение самих смыслов. Такое движение может происходить, как и в случае физического времени, вперед вдоль его оси - таково движение к обретению новых смыслов в познании объективной физической реальности («Единые уравнения электромагнитного и гравитационного поля» доктора технических наук А.В. Кочеткова и П.В Федотова, указанные работы Ф.И. Высикайло и А.В. Викулина). Да и сам трансдисциплинарный переход становится формой когнитивного - и социального - движения вперед по оси социального времени, для нового и заново осмысливаемого пространства которого используются концепты, перенесенные из других отраслей знания. Результатом такого трансдисциплинарного перехода стал современный гуманитарный дискурс, в значительной мере сформированный терминологией геологической (разломы, сейсмические / сейсмоопасные зоны), медикобиологической (ризома, толерантность) и, в еще большей степени, физико-математической (поле, силовые поля, вектор, энтропия, энергонасыщенность) (указанные работы Н.А. Комлевой и М.Я. Сарафа).
Однако тот же трансдисциплинарный переход может оказаться и возвратным движением - к прежним концептам, в терминах которых происходит переосмысление социального и когнитивного пространств. Таковы, в частности, восходящие к античности трактовка Э. Мореном термина «энциклопедия» (от пайдейи Платона и Аристотеля) и организменный подход, отказавшийся от попыток П. Лилиенфельда, Г. Спенсера и А.И. Стронина провести прямые аналогии между биологическим и социальным организмом2, но сохранивший главное - понимание органической - системной - целостности3 как самого социума, так и его единства с природной средой.
Вслед за трансдисциплинарным (когнитивным) переходом в социальном пространстве как виде социального времени возможно и возвратное движение самого когнитивного процесса - возвращение к культурным (историческим) смыслам исследуемого феномена, возвращение к здравому смыслу, не позволяющему отбрасывать классические модели в угоду «современным научным теориям» (упомянутые статьи Г.А. Беленицкой и В.Л. Сывороткина), возвращение к общим историческим корням и общему социально-политическому опыту, опыту природной и социальной целостности (упомянутая статья О.Н. Барабанова).
Тем самым возвратное движение когнитивного процесса есть одновременно и постоянное возвращение к вечным смыслам, без которых была бы невозможна не только адаптация, но и само выживание человека и Человечества как в социальной, так и в биологической среде, ибо именно эти смыслы и их интерпретации формируют все типы социальных действий, взаимодействий и отношений во всех полях социального пространства («Кризис морали как кризис идеологий?» доктора политических наук Л.Г. Фишмана, «Современный капитализм: свобода против нравственности» доктора исторических наук В.И. Дашичева, «Учение о "совестливом компромиссе " Ивана Ильина и доктрина Никколо Макиавелли» доктора философских наук С.А. Нижникова).
Такое возвращение болезненно, но жизненно необходимо, ибо позволяет обнаружить проигнорированные в ходе «прямого» («прогрессивного») движения социального времени «каверны» и «трещины» в системе социальных взаимодействий и отношений. Так, еще Н.М. Карамзин - великий Карамзин, заставивший русского человека (по словам В.О. Ключевского) не только знать, но и любить свою историю, тот самый Карамзин, несомненной заслугой которого являются наши сегодняшние споры об отечественной политической истории и о русской/российской идентичности, - некогда писал (о царствовании Елизаветы Петровны): «У нас были Академии, высшие училища, народные школы, умные Министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот и Великая Монархиня; не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни»4.
И вот теперь именно по причине отсутствия тех самых «хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни» государство Российское испытывает дефицит умных министров, светские люди (а также часть тех, кто, как и ранее, на основании занятий интеллектуальным трудом относит себя к представителям русской интеллигенции5) все чаще оказываются весьма малоприятными, административно-бюрократический аппарат, руководствовавшийся прописями Зб. Бжезинского образца 1997 года, более двадцати лет разорял и уничтожал Академии, высшие училища, народные школы, армию и флот - и готов, коль скоро не удается продолжить эти действия в отношении последних, сосредоточить свои усилия на сфере образования и науки. (В свете принятых «во многом зеркальных» ответных мер на расширение санкционных списков со стороны США, ЕС и Канады6 более чем целесообразными и своевременными представляются отказ от приоритетного для Минобрнауки РФ унижающего национальные образование и науку курса на вхождение российских научных журналов в иностранные базы данных и незамедлительная переориентация на базы национальные).
1 Делёз Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 45.
2 Лилиенфельд-Тоаль П.Ф. Мысли о социальной науке будущего. М.: Книжный дом «Либроком», 2012;.Спенсер Г. Система синтетической философии. М.: Ника-Центр, 1997; Стронин А.И. История общественности. СПб.: Тип. Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1885. См. также: Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М.: МГУ, 1993
3 По Л. Берталанфи, новая системная философия природы «заключается в организмическом взгляде на мир как на большую организацию и резко отличается от механистического взгляда на мир как на царство слепых законов природы» (Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. 1973. С. 33). См. также: Бех В.П. Философия социального мира: гносеологический анализ. Запорожье: Тандем-У, 1999; Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003; Гомеостатика живых, природных, технических и социальных систем / Сост. Ю.М. Горский. М.: СГИ, 2000; Человек и природа в пространстве и времени // Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России / Под ред. Э.С. Кульпина-Губайдуллина, Е.А. Борисовой. Вып. XXXVI. М.: ИАЦ-Энергия, 2012. и др.
4 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. С. 45.
5 Подробнее см.: Нижников С.Н. Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций. М.: ИнФрА-М, 2014.
6 Россия приняла зеркальные меры на расширение санкционных списков [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. 2014. 28 марта. Режим доступа: http://ria.ru/politics/20140328/1001487402.html
Отсутствие «хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни» в недавней отечественной истории дважды ставили под угрозу самую организацию Вооруженных сил страны, что обернулось неслыханными человеческими жертвами в двух мировых войнах (упомянутая статья В.И. Харламова). Отсутствие тех же «хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни» уже поставило нынешнюю Россию на грань выживания и по-прежнему угрожает здоровью россиян («Социальный стресс и психологическое состояние населения России. Часть 1. Общественно-политические процессы, формирующие социальный стресс» доктора биологических наук А.С. Штемберга, «Регулирование оборота лекарственных препаратов как объектов интеллектуальной собственности» кандидата экономических наук И.И. Марущака и М. О. Ольховской)
Анаконда гражданской безнравственности по-прежнему сжимает кольцо в символическом пространстве России, уничтожая не только социальные статусы и капиталы - реальный и символический, но вместе с ним и знание о мире, в том числе и будущее знание, а значит, и самое будущее. Ибо лишенное ментального - символического - ресурса, настоящее, избравшее для себя символы античеловеческие, не порождает будущего из разрушенных и уничтоженных (обессмысленных) культурных образцов прошлого («.думал, не зарастет народная тропа, дак только если не пропалывать, так и зарастет»1), зато весьма эффективно превращает какое бы то ни было пространство в территорию, - что сегодня наглядно демонстрируют события как по ту сторону российской границы на западе, так и реакция отдельных отечественных апологетов «западнизма».
Впрочем, едва ли можно считать удивительным то, что отсутствие «хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни» обнаруживается сегодня среди представителей, нет, не интеллигенции - не будем оскорблять память сотен земских учителей и врачей, самоотверженно служивших народу и государству Российскому, - среди представителей, как уже отмечалось, «интеллектуальных» профессий. Еще Г. Зиммель, классифицируя формы социальной жизни по степени их дистанцированности - удаленности - от «потока жизни» как такового, к числу «наиболее удаленных» от него относил «науку для науки» как знания, оторванные от потребностей человечества и переставшие быть «орудием в борьбе за его существование»2. Именно такие «удаленные от потока жизни» представители «игровых форм социации» давно являются объектом успешного применения различных технологий установления «внешнего геополитического контроля» (упомянутые статьи И.И Антоновича и Н.А. Комлевой).
На протяжении новых «десяти дней, которые потрясли мир», именно они, эти заботливо выпестованные в различных странах подвижники «академического», «идеального» либерализма продемонстрировали всю свою истовую веру в то, что движут прогресс, не осознавая, что демократия и гражданское общество, даже будучи (их) символами прогресса, есть не что иное, как всего лишь формы господства капиталов (по П. Бурдьё), и, в конечном счете, все того же капитала (по К. Марксу) - последнее становится особенно заметно, если задаться вопросом, откуда формируется современное российское «гражданское общество»3.
Не замечая и не желая замечать, что усилиями (и на деньги) их «идеологических тьюторов» (Н.А. Комлева) создается не новая европейская Украина, а выкармливается новый рейхскомиссариат СС Украина во главе с достойными преемниками и воспитанниками ветеранов дивизии СС «Г аличина»4 и всех тех, кто не только воевал против «Советов», но и столь успешно «зачищал» евреев на Львовщине и поляков на Волыни.
Не замечая и не желая замечать, что сладкий запах свободы сегодняшнего Майдана - это сладкий запах тлена, запах будущего Майданека, будущего Освенцима, будущего Бухенвальда.
Не замечая и не желая замечать, что насаждаемая ими вместо взаимного уважения толерантность является - что бы там ни утверждали специалисты по продвижению этого «бренда», - опасной для самой жизни человека и человеческого сообщества формой снижения иммунитета - снижения инстинкта самомохранения, и неизбежно заканчивается - если уровень гражданственности и совести как единственно возможного «иммун-
1 Толстая Т. Кысь. М.: Подкова, Иностранка, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.ru/read/tolstaya_ tatyana/kis.html#409600
2 См.: Simmel G. "The Stranger." The Sociology of Georg Simmel. New York: Free Press, 1950, pp. 402-408; Simmel G. Georg Simmel on Individuality and Social Forms. Chicago: Chicago University Press, 2011.
3 РИА «Новый Регион» (http://www.nr2.ru/about/403845.html), адрес редакции «NR2.Ru»: 84 Park Road, Rosyth, KY11 2JL, Scotland, United Kingdom, UK; адрес владельца проекта «NR2.Ru»: 84 Park Road, Rosyth, KY11 2JL, Scotland, United Kingdom, UK; Change.org (http://www.change.org/about/team) - «глобальная платформа, на которой любой человек может начать свою гражданскую кампанию в интересах социальных или других перемен», - по данным английской версии Википедии, управляется корпорацией Change.org, Inc, бенефит компанией, зарегистрированной в штате Дэлавер; Facebook, сервер и управляющая компания в Пало-Альто, Калифорния, США.
10 декабря 2013 г. украинское информагентство ELISE.COM.UA. сообщило: «На Майдан вчера прилетели 300 канадских украинцев. Сегодня ожидается приезд еще 150 человек из Канады» (http://elise.com.ua/?p=4734). Напомним в этой связи, что штаб-квартира созданной в 1949 г. в американской оккупационной зоне Германии Ассоциации бывших членов дивизии «Галиция» (без упоминания принадлежности к войскам СС) и преобразованной в «Братство бывших военнослужащих первой украинской дивизии Украинской национальной армии» (Brotherhood of Veterans of the 1 st Division of the Ukrainian National Army) первоначально (как и штаб-квартира ОУН(б)) располагалась в Мюнхене, откуда в 1950-х гг. переместилась в Нью-Йорк (США) и, впоследствии, в 1960-х гг., обрела окончательный адрес в Торонто (Канада), откуда осуществляла руководство представительствами «Братства» в местах компактного расселения личного состава ветеранов дивизии СС в Германии, Канаде, США, Аргентине и Австралии. В Великобритании бывшие ветеранами дивизии СС «Галичина» была основана отдельная организация -«Бывшие украинские комбатанты в Великобритании» (Ukrainian Former Combatants in Great Britain). См.: " Brotherhood of Former Soldiers of the First Ukrainian Division of the Ukrainian National Army." Encyclopedia of Ukraine. N.p., n.d. Web. <http://www.encyclopediaofukraine.com/pages/B/R/BrotherhoodofFormerSoldiersoftheFirstUkrainianDivisionoftheUkrainianNationalAr my.htm>; Rudling P.A. "‘They Defended Ukraine’: The 14. Waffen-Grenadier-Division der SS (Galizische Nr. 1) Revisited." The Journal of Slavic Military Studies 25.3 (2012): 329-368). См. также: Dmytryshyn B. "The SS Division ‘Galicia’: Its Genesis, Training, Deployment." Nationalities Papers 21.2 (1993): 53-73; Matas D. "The Struggle for Justice: Nazi War Criminals in Canada." From Immigration to Integration: The Canadian Jewish Experience, Eds. R. Klein, and F. Diamant. Toronto: Institute for International Affairs and B’nai-Brit Canada, 2001, рр. 92-105; Rudling P.A. "‘The Honor They So Clearly Deserve:’Legitimizing the Waffen-SS Galizien." The Journal of Slavic Military Studies 26.1 (2013): 114-137.
ного ответа» не восстанавливается - либо погромами, либо печами вышеозначенных лагерей смерти.
Несколько более удивительно, что и сами «западные тьюторы» в очередной раз «ничто не забыли и ничему не научились», правда, удивительно здесь отнюдь не то, что «пепел Клааса» не стучит больше в европейские сердца, надежно защищенные от чьего бы то ни была пепла сначала планом Маршалла, а затем и прочими планами евроинтеграции и евроассоциации. Удивительно, скорее, то, что архитекторы проекта «прекрасного нового мира» так и не осознали, что в выстраиваемом и в значительной мере уже выстроенном ими глобальном сетевом пространстве невозможно пользоваться плодами «расконсервации ресурсной базы СССР»1, не попав в глобальную зависимость от тех самых «расконсервированных» ресурсов. О том, что магистральный путь постмодерна -путь ризомизации (упомянутая статья М.Я. Сарафа), деспатиализации и, тем самым, уничтожения социального времени как такового, иными словами, путь безвременья, - ведет в пре-модерн, мы уже писали2, однако не конструируемый, а исторический пре-модерн с его господством центрации и «человекосоразмерным» пространством (С.Н. Гринченко, Ю.Л. Щапова) все же порой (возможно, именно за счет такой соразмерности пространства человеку) оказывался способным на принятие гораздо более рационального управленческого решения:
«В 1421 году Большим Советом обсуждался вопрос о том, следует ли Венеции войти в союз с Флоренцией, ведшей войну против герцога Миланского. Венецианский дож Маченга, возражая юному прокурору Фоскари, внесшему предложение в пользу войны,.. выявил, что война между Миланом и Венецией, между производителем и потребителем, то есть между страной продающей и страной покупающей, была бы просто безумием»3.
Снижение качества государственного управления, по-видимому, процесс глобальный - неизбежная плата за ризомизацию культуры, за утрату и подмену смыслов. То, что в России рубежа XX-XXI вв. такое государственное управление едва не привело к национальной катастрофе, то, что высокие риски сползания к такой катастрофе по-прежнему сохраняются4, - столь же неизбежная плата за пренебрежение тем национальным же культурно-историческим типом (Н.Я. Данилевский), который, как показал самый свежий геополитический опыт, генетически определяет подлинное социальное время и социальное пространство политической нации.
Производство нового геополитического, а, возможно, и социально-экономического пространства и времени только начинается. После того, как сверхсильные социальные действия и взаимодействия сменятся на более адекватные конструктивному международному сотрудничеству, после того, как улягутся страсти и снизится градус истерии с одной стороны и эйфории с другой, - равно слабых советчиков в принятии государственных управленческих решений, - станет понятнее, какие из политических и социальных институтов выдержали проверку возрождением культурно-исторического типа России. Станет понятно и то, способен ли восстановиться и в какой мере прежний парадоксальный национальный консенсус (указанная статья Л.Г. Фишмана) - или же, как это всегда происходит при трансформации социального пространства, снова окажется актуальным знаменитое «прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно раз-межеваться»5. Однако во всех пространственно-временных переходах - и в необходимых для их познания переходах когнитивных - остается черта, переход которой невозможен, - черта «твердых правил и нравственности в гражданской жизни», та последняя черта, у которой сегодня с особой пронзительностью звучит, увы, по-прежнему одинокий голос: «Я любил вас, люди. Будьте бдительны!»6.
О.Н. Тынянова, главный редактор
Цитирование по ГОСТ: Р 7.0.11—2011:
Тынянова, О. Н. Социальное пространство как машина времени: опыт трансдисциплинарного перехода / О.Н. Тынянова // Пространство и Время. —2014. — № 1(15). — С. 10—14. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-15.2014.01.__________________________________________________________________________________________
1 «Интерес представляет доклад ЮНИДО (организация ООН по промышленному развитию) № 339 от 1985 года “Перестройка мирового промышленного производства и перемещение промышленных мощностей в страны Восточной Европы”. Документов на этот счет много, но главные их идеи сводятся к следующему. Возросло загрязнение окружающей среды в развитых странах, вывоз сырья себя не оправдывает, малая окупаемость. Необходимость вывода за пределы стран с развитой рыночной экономикой не только добывающих, но и многих перерабатывающих предприятий. Научно-информационные общества, как США, Япония, Западная Европа, ввиду завершения своей структурной перестройки, начавшейся с 1973 года, отказываются от традиционной политики «консервирования» СССР и ряда других стран в качестве аграрно-сырьевой колонии. Они переводят их в разряд промышленных колоний, так называемый «нижний этаж» мировой цивилизации, вынося на территорию этих стран все материалоемкие, трудоемкие, экологически грязные производства. Намечается с 1995 года полностью вывозить к ним сырье и там перерабатывать. Ввиду нестабильности в странах Африки и Азии предпочтение отдать территории СССР». (Цикунов А.К. Что такое «золотой миллиард» людей на Земле и почему нищают советские люди. Россия и рынок в свете советского и международного права // Русская мысль. 2008. № 1(12). С. 88-89). Подробно в оригинале см.: Annual Report of UNIDO. 1985. IDB. 2/10. 6 Oct. 1985. Vienna: Industrial Development Board, 1986.
2 Тынянова О.Н. Концепция организованного геополитического пространства: инфраструктурная организация приграничных ТВД в постклассическую эпоху [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах «Пространство и время». 2013. Т. 3. Вып. 1: Пространство и время границ. Режим доступа http://e-almanac.space-time.ru/index/tom-3.-vyipusk-1/
3 Снесарев А.Е. Введение в военную географию. М.: Центриздат, 2006. С. 302-303:
4 См., напр.: Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб.: Алетейя, 2001; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция продолжается. Стратегия разрухи. М.: Алгоритм, 2011.
5 Ленин В.И. Заявление редакции «Искры» (1900) // Полн. собр. соч.: в 55 т. Изд. 5-е. М.: Изд-во политической литературы, 1967. Т. 4: 1898 - апрель 1901. С. 358.
6 Фучик Ю. Репортаж с петлей на шее. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. С. 103.