УДК 005.35:336.71
Ivanova A.A.,
Postgraduate student of the Department of Sociology and Psychology of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, Orel
Иванова А.А.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, аспирант кафедры социологии и психологии управления (Российская Федерация, г. Орел)
Социальное проектирование в формировании социальной ответственности коммерческих
банков
SOCIAL ENGINEERING IN THE FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF COMMERCIAL BANKS
In the article a commercial bank is considered as a social institution, and social planning as an effective mechanism for the formation and development of social responsibility of commercial banks. The author argues that social responsibility and problem-oriented strategic social engineering allows banks to act as a subject addressing local communities.
Keywords: bank, social institutions, social engineering, social responsibility, public opinion.
В статье коммерческий банк рассматривается как социальный институт, а социальное проектирование в качестве эффективного механизма формирования и развития социальной ответственности коммерческих банков. Автором доказывается, что социально-ответственное проблемно-ориентированное стратегическое социальное проектирование позволяет банкам выступать в качестве субъекта решения проблем местных сообществ.
Ключевые слова: банк, социальный институт, социальное проектирование, социальная ответственность, общественное мнение.
Актуальность выбранной темы обуславливается стремительным возрастанием роли банковской системы в стабильном функционировании и развитии общества в состоянии современного экономического кризиса. Будучи объективно существующим явлением общественной, политической, экономической жизни, денежно-кредитная система в целом и ее часть — банковская система, пожалуй, более, чем какие-либо иные правовые или экономические явления, могут способствовать экономическому росту и социально-политической стабильности государства и общества, либо провоцировать кризисные явления, экономическое обнищание и, как следствие, социально-политическую нестабильность.
Так о социальной природе денежно-кредитных отношений говорил еще М.Ф. Орлов в своем труде «О государственном кредите», написанном в 1832 г., в котором он обратил внимание на существование двух способов приобретения финансовых богатств: или насилием, или строгой бережливостью, основанной на развитии предпринимательства и заботе об «общественной пользе» [6, с. 298].
Этика и право — взаимосвязанные и взаимообусловленные социальные явления. Практически все отрасли законодательства, в особенности связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан, содержат те или иные нравственные нормы. Что же касается законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в экономической, финансовой и банковской сфере, они также должны содержать наиболее актуальные нравственные требования не только к физическим лицам, но и к организациям.
В настоящее время на банковскую систему, как на один из важнейших механизмов развития общества и поддержания социально-политической и экономической стабильности, возложена высокая социальная ответственность.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [11].
Другими словами, банковская деятельность является особым видом предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.
Таким образом, можно сделать вывод, что банк — это социальный институт экономического типа, а возложенные на банковскую систему задачи и реализуемые ею функции определяют в конечном итоге социальное значение всей денежно-кредитной системы.
Основная проблема заключается в том, что российские банкиры, зачастую, воспринимают социальную ответственность только лишь как дополнительные расходы, в то время как большинство их западных коллег и представители наиболее успешных российских банков видят в повышении социальной ответственности дополнительные резервы развития и серьезное конкурентное преимущество.
Ассоциация менеджеров России считает, что социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологи-
ческой сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [5, с. 15].
Наиболее осмысленный подход к корпоративно-социальной ответственности и реализации соответствующих социальных проектов продемонстрировали банки, входящие в топ-30 российских кредитных организаций по суммарной стоимости активов [14].
Из чего можно сделать вывод, что качественные показатели реализации социальных проектов позитивно влияют на экономические показатели коммерческих банков.
Перечень направлений, в которых реализуются банковские социальные проекты, достаточно широк — это развитие образования, спорта, культуры, муниципальной социальной инфраструктуры, независимых СМИ, муниципального управления, поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи, экология и экологическая безопасность, энергосбережение и бережливое производство. Часть этих проектов имеет исключительно благотворительный характер, но в последнее время все больше компаний рассматривают проекты и программы в социальной сфере как инвестиционные [12].
Среди всех участников вышеуказанного исследования абсолютное большинство в качестве ключевого направления своих проектов назвало именно финансовое просвещение, развитие финансовой грамотности и поддержку образовательных проектов. Большинство банков ограничивается учреждением грантов и различной материально-технической помощью образовательным институтам (в 42 случаях из 50 банки называют специализированные школы, образовательные учреждения, направленные
на подготовку специалистов финансовой отрасли).
Крупные же банки не ограничиваются этим кругом заинтересованных сторон и нередко реализуют гибридные проекты, направленные на поддержку образования, помощь малоимущим и сохранение окружающей среды [14].
Многообразие типов проектов — одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применить проектные подходы к технологиям на любом уровне социальной организации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощными ресурсами придаёт социальному проектированию гибкость и реалистичность [12].
Следует отметить, что понятия «социальный проект», «социальное проектирование» являются социологическими категориями.
С позиции социологии существуют различные подходы к трактовке данного понятия, но в современной России наиболее распространен объектно-ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин был предложен известным российским социологом Т.М. Дридзе [2, с.5] для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком, Н. А. Аитовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощен-ко и др. Социальный проект с позиций такого подхода имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.
Действительно, коммерческие банки обладают огромным потенциалом, который может и должен быть направлен на решение наиболее острых социаль-
ных проблем, повышение устойчивости национальных экономик перед внешними и внутренними вызовами. Эта роль реализуется, прежде всего, через предоставление кредитных ресурсов и иные формы поддержки для развития инфраструктуры. «Поэтому важными задачами являются повышение эффективности использования природных ресурсов и охрана окружающей среды, кардинальное улучшение экологической обстановки. Внедрение добровольных механизмов экологической и социальной ответственности в деятельность коммерческих банков должно способствовать построению «зеленой» финансовой системы и значимым социально-экономическим изменениям», — отметил заместитель Председателя Внешэкономбанка С. Васильев, выступая перед участниками Международной конференции «Инвестиции в устойчивое развитие» [15].
На особенности банковской деятельности и банковской системы того или иного государства оказывает влияние не только его политическая, экономическая или правовая система. Социальная, духовная среда и даже религиозные воззрения общества (или относительно сплоченной и значительной части общества) могут оказывать влияние и влияют на формы и содержание банковской деятельности, а также на принципы организации и функционирования банковской системы либо ее отдельных элементов.
Нам представляется, что в условиях российской действительности и переменчивой социально-экономической ситуации, вышеуказанный проблемно-ориентированный подход к созданию и реализации социальных проектов банков является наиболее эффективным.
Это находит подтверждение в словах Г. Медведева, вице-президента Ассоци-
ации региональных банков: «Кредитной организации необходимо прислушиваться к мнению той среды, в которой она работает, если эта организация хочет и дальше оставаться на рынке, — отметил эксперт, — И Ассоциация региональных банков помогает им в этом. В рамках Концепции развития финансового сектора России до 2020 года, разработанной Ассоциацией совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА, нами предложена Стратегия по повышению доступности финансовых услуг и Кодекс ответственного потребительского кредитования» [13].
На это указывают и результаты исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров России, касающегося общественного мнения и ожиданий в отношении социальной ответственности бизнеса.
Согласно взглядам представителей общества, бизнесу в сфере социальной ответственности нужно стремиться к соответствию принятым международным стандартам, только тогда возможно нормальное ведение бизнеса в России.
Для этого очень важно качество продукции и услуг, важно исполнение
законов, открытая и прозрачная финансовая отчетность, отношение к работникам. Хотя это все больше относится к сфере производства, для которой нет моральных категорий, а она оценивается в категориях эффективности самого бизнеса. А настоящая социальная ответственность оценивается в категориях этики поведения в обществе. Поэтому критерии оценки социальной ответственности находятся в другой плоскости и заключаются в оценках вклада в национальную экономику, ведении социальных программ, необходимых обществу, защите окружающей среды.
По мнению руководителей общественных организаций, важная задача в этой сфере — делать акцент на свою устойчивость и проводить долгосрочные социальные программы. Причем, это должны быть не спонсорские кампании, которые преследуют РЯ-цели, а, долгосрочные стратегические программы, действительно поднимающие уровень жизни в России [3; с. 63].
Отметим, что главное предназначение общественного мнения заключается в том, что оно выступает в роли регулятора отношений между людьми в масштабе всего общества.
Сложно переоценить значение социологических исследований в целом и изучение общественного мнения в частности для решения актуальных проблем социально-экономического развития страны, выявления и затем устранения негативных проявлений, определения и понимания основных тенденций, по которым развивается общество.
Предпосылки изучения общественного мнения в России сформировались в 60-е годы ХХ столетия во многом благодаря активной деятельности Б. Грушина. Он ввел в повседневный мир миллионов людей само понятие общественного мнения [8, с. 18—19].
Регулирование общественных отношений — основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
Сущность контрольной (в более широком смысле — экспрессивной)
функции «заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц» [1, с. 38]. «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства».
Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае
необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем [4, с. 295-296].
Общественное мнение оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём весьма нужной для общества работы.
В сфере изучения и анализа общественного мнения главным инструментом являются социологические исследования. Социологическая наука направлена на предоставление объективной информации о социальных процессах и явлениях. Социологическая культура личности представляет собой систему ориентаций и установок относительно восприятия социологии, совокупность социологических взглядов, знаний и убеждений.
Уровень развития социологической культуры профессиональных элит, а в данном случае банкиров как представителей бизнес-элиты, во многом предопределяет эффективность их деятельности [7, с. 107-108].
Ж.Т. Тощенко, характеризуя новые тенденции в развитии российской со-
циологии, отмечает, что сегодня в России редкая управленческая структура не имеет социологическую службу или не заказывает социологическую информацию по интересующим ее вопросам [10].
По утверждению же А.А. Хохлова, «сегодня, как никогда, надо внедрять социальное проектирование в управление обществом и государством» [9, с. 437].
Подводя итоги, сделаем следующие выводы:
Банк — это социальный институт экономического типа, который играет важную роль в стабильном развитии и функционировании общества и несет высокую социальную ответственность.
Банковская система обладает серьезным потенциалом в решении важных социальных проблем.
С учетом общественного мнения, посредством создания и реализации социальных проектов, коммерческие банки способны удовлетворить потребности местных сообществ, и в то же время повысить уровень доверия клиентов и лояльность властей, что, несомненно, принесет реальные дивиденды в будущем.
В 2014 году, несмотря на негативные прогнозы, большинство опрошенных банков заявили, что не намерены отказываться от своих планов по реализации регулярных социальных проектов. Напротив, ряд банков отметили, что готовы дополнительно диверсифицировать свои социальные проекты. Это отнюдь не означает, что кредитные организации планируют наращивать свои бюджеты — они рассчитывают таким образом оптимизировать существующие и запланированные затраты [14].
Безусловно, декларируемые банками устремления в области социаль-
ной ответственности являются благом для общества, и повышение внимания банкиров к социальной ответственности как направления деятельности — явление позитивное.
В современных условиях финансово — экономической нестабильности коммерческим банкам очень важно найти оптимальный баланс между интересами всех заинтересованных сторон и правильно донести свою социальную направленность до клиентов и инвесторов.
Библиография/References
1. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. — М: Изд-во политической литературы, 1967. — 401с.
2. Дридзе, Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты [// Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. — М., 2006. - 408 с.
3. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России / Под ред.: С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова — М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 100 с.
4. Советский Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А.М.). — М: Советская Энциклопедия, 1985. — 1600с.
5. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. / Под ред.: С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова — М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 208 с.
6. У истоков финансового права/ Орлов М.Ф., Сперанский М.М.; Сост.: Ялбулганов А.А.; Под ред.: Козырин А.Н. - М.: Статут, 1998. - 432 с.
7. Проказина, Н.В. Феномен социологической культуры в современной России. / Монография Орел.: Изд-во ОРАГС. 2010. - 168 с.
8. Проказина, Н.В. Формирование организационно-институциональных основ использования результатов опросов общественного мнения органами управления в России // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2014. - № 4 (43). - 160 с.
9. Хохлов А.А. Пути социологии на Орловщине // Вехи российской социологии, 1950-2000-е годы / отв. ред. Ж.Т. Тощенко, Н.В. Романовский. СПб. - 2010.
10. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Социол. исслед. - 2013. № 4. С. 3-13.
11. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности».
12. Тимерманис, А.И. Управление социальными проектами в банковских учреждениях: дис. ... канд. со-циол. наук: 22.00.08. М., 2010. - 218 с. [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/ uprav lenie-sotsialnymi-proektami-v-bankovskikh-uchrezhdeniyakh (дата обращения: 18.02.2015)
13. Медведев, Г.: социальную ответственность кредитных организаций не надо сводить только к благотворительности. [Электронный ресурс] // Ассоциация региональных банков России [сайт]. URL: http://asros.nichost.ru/ru/ about/news/detail/?id = 347 (дата обращения: 20.02.2015)
14. Корпоративно-социальная ответственность в банках: мечты и реальность. [Электронный ресурс] // ООО «Банк БЦК-Москва [сайт]. URL:
http://asros.nichost.ru/ru/about/news/ detail/?id = 347 (дата обращения: 20.02.2015)
15. Международная конференция «Инвестиции в устойчивое развитие». [Электронный ресурс] // Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: [сайт]. [2011]. URL: http://www.veb.ru/about/kso/ kso_act/index.php (дата обращения: 20.02.2015)
Grushin B.A. Mnenie o mire i mir mneniy [The opinion of the world and the world of opinions]. — M: Izd-vo politicheskoy literatury, 1967. — 401 p. (In Russ.)
Dridze T.M. Prognoznoe proek-tirovanie v sotsial'noy sfere kak faktor uskoreniya sotsial'no-ekonomicheskogo i nauchno-tehnicheskogo progressa: teoretiko-metodologicheskie i tehno-logicheskie aspekty [Predictive engineering in the social sphere as a factor in accelerating socio-economic and scientific-technical progress]// Teo-retiko-metodologicheskie problemy sotsial'nogo prognozirovaniya i proek-tirovaniya v usloviyah uskoreniya nauch-no-tehnicheskogo progressa. M., 2006. - 408 p. (In Russ.)
Korporativnaya sotsial'naya otvetst-vennost': obschestvennye ozhidaniya. Potrebiteli, menedzhery, lidery obschest-vennogo mneniya i eksperty otsenivayut sotsial'nuyu rol' biznesa v Rossii [Corporate social responsibility: public expectations.] / Pod red.: S.E. Litovchen-ko, M.I. Korsakova — M.: Assotsiatsiya menedzherov, 2003. — 100 p. (In Russ.)
Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: aktual'naya povestka. [Corporate Social Responsibility: actual agenda] / Pod red.: S.E. Litovchenko, M.I. Korsakova — M.: Assotsiatsiya menedzherov, 2003. — 208 p.
U istokov finansovogo prava [At the root of the financial law]/ Orlov M.F.,
Speranskiy M.M.; Sost.: Yalbulganov A.A.; Pod red.: Kozyrin A.N. - M.: Statut, 1998. - 432 p. (In Russ.)
Prokazina, N.V. Fenomen socio-logicheskoj kul'tury v sovremennoj Ros-sii. [Sociological phenomenon of culture in modern Russia] / Monografija Prokazina N.V.; M-vo obrazovanija i nauki Ros-sijskoj Federacii, Gos. Obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija, «Orlovskaja regional'naja akad. gos. Slu-zhby». Orel, 2010. - 168 p. (In Russ.)
Prokazina, N.V. Formirovanie or-ganizacionno-institucional'nyh os-nov ispol'zovanija rezul'tatov oprosov obshhestvennogo mnenija organami upravlenija v Rossii. [Formation of organizational and institutional foundations of the use of the results of public opinion polls authorities in Russia] // Vestnik Povolzhskoj akademii gosu-darstvennoj sluzhby. - 2014 №4 (43). - 160 p. (In Russ.)
Federal'nyj zakon ot 2 dekabrya 1990 g. N 395-I «O bankah i bankovskoy deyatel'nosti» [Federal law "Banks and Banking Activity"]. (In Russ.)
Timermanis A.I. Upravlenie sotsial'nymi proektami v bankovskih uchrezhdeniyah: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.08. M., 2010. - 218 p. [e-resource] // [sayt]. URL: http://www. dissercat.com/content/upravlenie-sotsialnymi-proektami-v-bankovskikh-uchrezhdeniyakh (data obrascheniya: 18.02.2015). (In Russ.)
Mezhdunarodnaya konferentsiya «In-vestitsii v ustoychivoe razvitie» [International Conference «Investing in sustainable development»]. [e-resource] // Gosudarstvennaya korporatsiya «Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatel' nosti (Vneshekonombank)»: [sayt]. [2011]. URL: http://www.veb.ru/ about/kso/kso_act/index.php (data obrascheniya: 20.02.2015) (In Russ.)
Иванова Анна — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, аспирант кафедры социологии и психологии управления (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
Научный руководитель — Проказина Н.В., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, зав. кафедрой социология и психология управления, доктор социологических наук, доцент, (Российская Федерация, г. Орел)
Ivanova Anna — Postgraduate student of the Department of Sociology and Psychology of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]