ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ THEORY, METHODS AND ORGANIZA-
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/ TION OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY
Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 378.18
Социальное проектирование как средство развития социальной активности студенческой молодёжи
А. В. Кибальник
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье представлено исследование, посвящённое актуальной проблеме современной педагогической науки - изучению уровня социальной активности студенческой молодёжи. Особое внимание уделено коррекционно-раз-вивающей программе, направленной на повышение уровня социальной активности студентов через включение их в социально-значимую деятельность посредством создания и реализации социальных проектов. Кроме того, в работе представлены примеры социально значимых проектов, подготовленных студентами-волонтёрами в рамках реализации экспериментальной программы.
социальная активность, студенческая молодёжь, социальное проектирование.
Для цитирования: Кибальник А. В. Социальное проектирование как
средство развития социальной активности студенческой молодёжи // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 117-127.
Дата поступления статьи в редакцию: 10 февраля 2018 г.
Становление личности, безусловно, многогранный и сложный процесс, который достигает пика своего развития в юношеском возрасте. С позиции отечественных исследователей (Беликов К. Н., Богачев А. А., Дробы-шева Е. И., Кашина Е. С., Николаева А. А., Супруненко Г. А., Шмелева Н. Б.), в качестве ведущих личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию молодого человека в современных условиях, выступает готовность преодолевать трудности, способность проектировать своё будущее, мобильность, самостоятельность,
ответственность, а также социальная активность и инициативность личности [8; 3; 6; 13; 16]. Именно эти личностные качества позволяют молодому человеку более эффективно, конструктивно и продуктивно преодолевать трудные жизненные ситуации, которые неизбежно возникают в ходе жизнедеятельности.
Особое внимание учёные (Балог А. И., Васильева Е. А., Возмилкина Е. Н., Захаров М. А., Ломов А. Н., Малыгина А. В., Супруненко Г. А.) уделяют изучению феномена социальной активности, которая может рассматриваться как качество личности, проявляющееся в способности к целенаправленной деятельности, ориентированной на качественное изменение процесса взаимодействия личности и социальной среды [1; 4; 5; 7; 12].
В связи с тем, что в современном обществе особенно востребованы социально компетентные, готовые к сотрудничеству люди с высоким уровнем активности и стремлением к качественному преобразованию окружающей действительности, формирование социальной активности именно в юношеском возрасте представляется нам наиболее актуальным и продуктивным.
По мнению ряда исследователей (Бобылева М. Н., Горчакова М. П., Колесникова И. А., Серёгина В. В., Серёгина Е. А., Шаповалова Л. Н.), формированию и развитию социальной активности способствует включение личности в социально значимую деятельность, в процессе которой человек не только может развить такие качества, как отзывчивость, ответственность, направленность на достижение успеха, энергичность и самостоятельность, но и получить опыт деятельного участия в решении социальных проблем местного сообщества [2; 11; 15].
Самостоятельная разработка и реализация социальных проектов, направленных на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволит молодым людям повысить уровень социальной активности и инициативности. Работая над различными социальными проектами, молодые люди могут попробовать себя в новом деле, почувствовать удовлетворение от интересной работы, получить признание других людей, новый опыт и навыки, обрести чувство уверенности в себе, получить возможность найти работу, продемонстрировать свою активную жизненную позицию.
Актуальность и значимость рассматриваемого вопроса обусловили необходимость проведения дополнительного исследования по изучению уровня социальной активности молодёжи на этапе получения профессионального образования. Экспериментальной базой исследования стал Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Исследовательская работа проводилась со студентами 1-3 года обучения. В эксперименте приняли участие 84 человека.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Исследовательский этап (январь - февраль 2016 года) - изучение уровня социальной активности студенческой молодёжи.
2. Содержатально-деятельностный этап (март 2016 - сентябрь 2017 года) -внедрение программы, направленной на развитие социальной активности молодых людей.
3. Итоговый этап (октябрь - ноябрь 2017 года) - повторное исследование
уровня социальной активности молодых людей и заключение о степени эффективности реализованной программы.
Определение уровня социальной активности производилось с помощью метода экспертных оценок. Стоит отметить, что в педагогической практике в настоящее время существует недостаточное количество диагностических методик для измерения такой субъективной характеристики личности, как социальная активность. При исследовании социальной активности нас интересовали именно внешние, экспертные оценки.
Достоинством метода экспертных оценок, предложенного А. Н. Серегиным [14] для выявления уровня социальной активности, является возможность выявления различных видов социальной активности: трудовой, общественной, познавательной. Полученные экспертные оценки продемонстрируют, какой именно вид социальной активности снижен у конкретного респондента, и мы получим возможность провести адресную, индивидуальную работу по его повышению.
А. Н. Серегин предлагает классифицировать социальную активность в соответствии с направленностью деятельности:
- Трудовая активность - осознание и эффективное использование личностью своих физических и интеллектуальных ресурсов в деятельности, направленной на получение продукта труда. У студенческой молодёжи, ведущим видом деятельности которой является обучение, трудовая активность может проявляться в совмещении учебной и профессиональной деятельности (для студентов, имеющих среднее специальное образование) или в творческой деятельности, которую автор также относит к трудовой по признаку наличия готового продукта как результата деятельности.
- Общественная активность - деятельное отношение личности к социуму, в котором она находится. Показателями уровня общественной активности выступают организаторские способности, коммуникабельность, инициативность, самостоятельность при выполнении какой-либо деятельности. Общественная активность студенческой молодёжи может проявляться в участии в жизни университета и студенческой группы.
- Познавательная активность - стремление к получению знаний, самостоятельном их анализе, аргументированности выводов. Данный вид активности проявляется в отношении к учебному процессу, готовности к эффективному освоению знаний и умений, закреплении их на практике, постановке и достижении познавательных задач.
Процедура оценивания заключалась в предоставлении экспертам бланка опроса, в котором им нужно было оценить выраженность видов социальной активности по трём уровням (высокий, средний, низкий). Далее, с помощью характеристик уровня отдельных видов социальной активности, определялся уровень социальной активности в целом.
В роли экспертов выступали преподаватели Педагогического института Иркутского государственного университета. В опросе приняли участие 25 человек.
Анализ полученных данных показывает, что 32 % (27 чел.) студентов имеют высокий уровень социальной активности. 83 % студентов, отнесённых нами к
этой группе, получили высокие оценки экспертов по всем видам социальной активности. Они демонстрируют ярко выраженную потребность в усвоении актуальных для них знаний, самореализации, проявлении инициативы и самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Такие студенты систематически занимаются социально ценной деятельностью, являются членами общественных молодёжных объединений, стремятся к реализации себя в общественной деятельности и уделяют значительную часть времени реализации социально значимых проектов. Молодые люди с высоким уровнем социальной активности стремятся занимать лидерские позиции, оказывают помощь и поддержку студентам с более низким уровнем активности, выступая для них в качестве наставников.
Средний уровень социальной активности выявлен у 43 % (36 чел.) респондентов. 89 % молодых людей, отнесённых нами к данной группе, имеют средние оценки по всем исследуемым шкалам. У этих молодых людей хорошая успеваемость, но интерес к общественной деятельности они проявляют редко, участие в жизни студенческой группы принимают неохотно. При возникновении значительных трудностей в процессе обучения они теряют интерес и стремятся избежать необходимости самостоятельно с ними справиться, прибегая к помощи авторитетных людей. В случае, когда такие молодые люди принимают активное участие в общественно полезной деятельности, они преследуют собственные цели, независимо от согласованности с целями группы. Обладают достаточно высокой работоспособностью, но имеют склонность к перекладыванию ответственности за собственные ошибки на других, при этом успешные результаты деятельности приписывают исключительно личным усилиям.
Низкий уровень социальной активности выявлен у 25 % (21 чел.) обследуемых. Такие молодые люди чаще других склонны к бесцельному проведению времени, они не имеют хобби, считают себя неспособными к самостоятельной деятельности, не проявляют социальных инициатив, стремятся избежать трудовой активности. Они малоуспешны в учебной деятельности, творческой активности не проявляют, в социально значимых мероприятиях участия не принимают. Такие молодые люди, даже обладая значительным личностным потенциалом, не стремятся его реализовывать, часто занимают позицию наблюдателя, а не участника событий. Низкий уровень социальной активности также свидетельствует о несформированности умения принимать решения, строить планы и выступать инициатором деятельности.
Проведённое нами исследование позволило сделать вывод о необходимости и перспективности разработки и реализации программы развития социальной активности студенческой молодёжи.
Специальная коррекционно-развивающая программа для молодых людей, нуждающихся в повышении уровня социальной активности, была реализована на базе Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!». Центр был создан в сентябре 2009 года в Педагогическом институте Восточно-Сибирской государственной академии образования (с 2014 года вошла в состав ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; далее - ИГУ). Центр «Добровольный выбор!» представляет собой добровольное консолидированное объединение учащейся молодёжи института (студентов и магистран-
тов), включённой в социально значимую деятельность. Деятельность Центра направлена на сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий, пропаганду волонтёрского движения института в студенческой среде через средства массовой информации, консультирование инициативных студентов в процессе подготовки и реализации их собственных проектов, взаимодействие с государственными органами и общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности волонтёрского движения. Одной из основных задач является формирование у студентов социальной активности, развитие творческого мышления, становление активной жизненной позиции.
В рамках деятельности Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!» молодые люди принимают участие в социально-педагогических тренингах, обучающих семинарах и мастер-классах. В ходе тренин-говых занятий студенты учатся эффективному преодолению межличностных конфликтов и конструктивному преодолению трудных жизненных ситуаций, получают навыки умелой самопрезентации. На обучающих семинарах узнают об особенностях организации социально значимой деятельности, об истории и перспективах развития волонтёрского движения в России и мире. На мастер-классах учатся решать педагогические задачи, связанные со спецификой волонтёрской работы с различными категориями благополучателей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья; пожилых людей.
Одним из ведущих средств развития социальной активности в рамках деятельности Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!» выступает социальное проектирование. Социальное проектирование рассматривается как действенное средство реализации идей качественного улучшения условий социальной среды, решения социальных проблем, оказания деятельной помощи нуждающимся [9].
Алгоритм социального проектирования предполагает последовательное решение серии задач:
- анализ социальной ситуации с целью изучения существующих проблем;
- совместное обсуждение волонтёрами результатов анализа проблем и постановка цели социального проектирования;
- изучение ресурсов, необходимых для разработки и реализации проекта, анализ имеющихся возможностей и разработка плана получения недостающих (в случае необходимости материальных ресурсов - использование технологии фандрайзинга);
- подготовка плана мероприятий в рамках проекта, с отражением сроков реализации и ответственных за выполнение каждого этапа;
- подготовка сметы расходов по проекту;
- анализ рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта;
- оценка эффективности выполненных мероприятий, сопоставление цели и полученных результатов;
- подготовка материалов для средств массовой информации с целью освещения результатов социального проекта.
Стоит отметить, что такое направление, как социальное проектирование, реализуется волонтёрами Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!» с 2010 года. Реализация первого социального проекта состоялась 11 февраля 2010 года. Всего за время существования Центра было разработано и реализовано более пятидесяти социально значимых проектов.
Одним из самых ярких и ставших традиционным можно назвать социальный проект «Неделя благотворительности в городе Иркутске». Проект проводится ежегодно с 2010 года, а с 2014 года - при поддержке администрации города Иркутска, он перерос в более масштабное общегородское мероприятие - благотворительный марафон «Молодёжь 3D». Задачи этого социально значимого проекта - пропаганда волонтёрского движения, а также помощь и поддержка детей, оставшихся без попечения родителей. В 2017 году прошла VIII Неделя благотворительности в городе Иркутске.
Каждый день Недели имел своё название и задачу, определяющие план возможных мероприятий. Имелись семь дней с закреплённой тематикой:
23 октября 2017 года - «Открытие Недели благотворительности в городе Иркутске» (презентация проектов Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!», реализованных в 2017 году; выставка учебно-методической литературы по проблемам подготовки и мотивации волонтёров).
24 октября 2017 года - «День Волонтёра» (социальная акция «Рука помощи» по сбору денежных средств, канцелярских принадлежностей, книг, настольных игр для оказания адресной социальной помощи нуждающимся детям; коммуникативные тренинги для начинающих волонтёров - студентов первого курса Педагогического института Иркутского государственного университета).
25 октября 2017 года - «День студента» (арт-моб для студентов и преподавателей Педагогического института «Образ волонтёра»; проведение мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни: деловые игры, мастер-классы, тренинги; коммуникативные тренинги для слушателей Высшей Народной Школы для взрослых «Будем знакомы!»).
26-29 октября 2017 года - «Дни ребёнка» (реализация социальной акции «Праздник улыбок»; тренинги для подростков 9-11 классов; занятия с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе и развивающие игры с младшими школьниками; реализация социальной акции «В гостях у сказки»).
30 октября 2017 года - закрытие Недели благотворительности в городе Иркутске (вручение благодарственных писем всем волонтёрам, принимавшим участие в VIII Неделе благотворительности).
Также к наиболее интересным проектам, реализованным волонтёрами Центра за последние семь лет, можно отнести:
- Социальный проект «Подари ребёнку шанс!» (2011 г.) - адресная помощь по сбору средств на лечение ребёнка.
- Социальный проект «Верю в чудо!» (2012 г.) - комплексная психолого-педагогическая поддержка детей, проходящих длительное лечение в Областной детской клинической больнице (тематика встреч с детьми: знакомство детей с историей, национальными костюмами, сказками и традициями различных стран мира; проведение развивающей интеллектуальной игры «Клуб путешественников»; экскурс в историю астрономии, рассказ о выдающихся учёных;
показ слайд-шоу с изображениями животных Восточной Сибири и рассказ о них; беседа на тему: «Роль Бабы Яги в русских народных сказках» и др.).
- Социальный проект «Подари праздник!» (2013 г.) - театрализованные представления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация активного игрового взаимодействия детей и волонтёров с целью демонстрации позитивных образцов поведения и содействия всестороннему развитию творческого и интеллектуального потенциала детей.
Экспериментальная группа в составе 84 человек была разделена на проектные группы, по семь - восемь человек. В каждой группе молодые люди разрабатывали и реализовывали свои проектные идеи. Студенты имели возможность получать консультации опытных студентов-волонтёров в процессе подготовки своих социальных проектов. За период проведения деятельностного этапа исследования (март 2016 - сентябрь 2017 года) студентами экспериментальной группы было подготовлено и реализовано более 20 социальных проектов и акций, также волонтёры разрабатывали и проводили арт-мобы и флеш-мобы.
Проекты, которые разрабатывали студенты экспериментальной группы, направлены на решение различных задач: популяризация добровольчества в молодёжной среде (социальная акция «Ты - волонтёр!», социальные проекты «В волонтёры я пойду - пусть меня научат!», «Ты нужен людям!» и др.); развитие коммуникативных и организаторских способностей детей из социальных и образовательных учреждений города Иркутска и Иркутской области (социальные проекты «В мир творчества!», «Безграничный мир!», «Твои идеи...» и др.); развитие гражданственности и социальной ответственности обучающихся (социальные проекты «Чистый город», «Upgrade», «Просто начни с себя», арт-моб «Эко-марафон») и другие.
К наиболее социально-значимым проектам, подготовленным студентами-волонтёрами в ходе реализации экспериментальной программы, относятся:
- Социальный проект «Просто начни с себя». В рамках проекта для обучающихся школ города Иркутска были проведены социально-педагогические тренинги и мастер-классы, направленные на создание в классе атмосферы доверия, дружелюбия и эмоциональной свободы. Активное участие в данном проекте приняли более 60 студентов Педагогического института ИГУ.
- Социальный проект «Ты нужен людям!». Оригинальность мероприятия состоит в том, что в рамках этого проекта у всех желающих есть реальная возможность в чётко определённые сроки оказать адресную помощь и поддержку детям, нуждающимся в ней, любым доступным способом (личное участие или внесение пожертвования, которое было направлено на приобретение тех принадлежностей, в которых дети из интернатных учреждений действительно нуждаются).
- Социальный проект «В мир творчества!». Проект проходил в три этапа. Задачи первого - подготовительного этапа проекта: исследование проблем и нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; экскурсии в детские дома и другие учреждения с целью ознакомления участников проекта с реальной обстановкой в данных социальных учреждениях на сегодняшний день; проведение тренинговых занятий с целью знакомства с детьми и выявления их склонностей и интересов. В ходе этапа внедрения проекта была реализо-
вана социальная акция «Греет не только солнце», проведены три мастер-класса («Сухое валяние - это просто!», «Декупаж для начинающих», «Рисуй как я!») и серия тренингов («Подари улыбку миру», «Движение к цели», «Посмотри на хорошего человека», «Сотвори себя сам!», «Старый друг», «Ласковое слово и кошке приятно!» и др.) для воспитанников интернатного учреждения города Иркутска. На этапе подведения итогов была организована выставка творческих работ детей по результатам их участия в мастер-классах и социально-педагогических тренингах.
- Социальный проект «Учимся вместе», в ходе мероприятия студенты-волонтёры выступали в качестве репетиторов для воспитанников пятого - девятого классов ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» города Шелехова. Молодые люди проводили для детей занятия по общеобразовательным предметам: русский язык, математика, английский язык, информатика, биология, обществознание, литература и др. Целью занятий стала подготовка детей к успешной сдаче итоговых экзаменов и контрольных работ по предметам. Также в рамках проекта студенты-волонтёры проводили мероприятия, направленные на тренировку памяти, обучение концентрации внимания, преодоление тревожности, объединение детей для решения задачи на основе взаимопомощи и партнёрства, тренировку в отборе необходимого материала из потока информации, развитие аудиальных возможностей восприятия. В ходе занятий дети получили возможность развить навыки эффективной невербальной коммуникации, передачи переживаемых эмоций, творческие способности в импровизации, обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения.
Участие в социальном проектировании позволило студентам возможность осознать социальную ценность своей деятельности, актуализировать собственные возможности. Кроме того, студенты получили опыт волонтёрской деятельности, в ходе которой молодые люди повысили уровень социальной ответственности, организованности и общительности. Принимая участие в разработке и реализации социальных проектов, молодые люди научились грамотно формулировать и чётко оформлять свои проектные предложения, готовить к защите социально-значимые проекты, знакомиться с другими студенческими проектами и принимать в них участие, достойно представлять социально-значимые проекты на городском и областном уровне, устанавливать прямые контакты с авторами интересных для них проектов.
Повторное проведение исследования убедительно продемонстрировало целесообразность проделанной работы. После изучения индивидуальных данных обследования каждого респондента выявлены значительные изменения в уровне социальной активности студентов.
После внедрения коррекционно-развивающей программы количество студентов с высоким уровнем социальной активности составило 84 % (71 чел.), (до внедрения программы - 32 %). Такие результаты обусловлены наличием целенаправленной, планомерной и системной программы включения студентов в процесс социального проектирования.
Установлено, что количество студентов со средним уровнем социальной активности, т. е. таких, чьё участие в общественно-полезной деятельности не-
систематическое, инициативы они не проявляют либо проявляют редко, преследуют собственные цели, независимо от согласованности с целями группы, уменьшилось с 43 % (36 чел.) до 11 % (9 чел.).
Количество молодых людей, не проявляющих интерес к участию в социально-значимой деятельности значительно снизилось. Низкий уровень социальной активности представлен лишь 5 % (4 чел.) испытуемых.
Исследуя социальную активность студенческой молодёжи, мы пришли к выводу, что увеличение числа обследуемых, регулярно занимающихся общественно-полезной деятельностью в ходе социального проектирования, осознающих её важность, состоящих в общественных молодёжных объединениях, часто проявляющих инициативу, свидетельствует о том, что реализация программы способствовала повышению уровня социальной активности студенческой молодёжи.
Результаты настоящего исследования создают возможности для осуществления дальнейшей разработки проблемы повышения уровня социальной активности студенческой молодёжи.
Список литературы
1. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодёжи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6, ч. 2. С. 143-146.
2. Бобылева М. Н. Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г. Нерехты, Костромской области) // Молодой учёный. 2013. № 5. С. 669-671.
3. Богачев А. А. Волонтёрство как форма социальной активности молодёжи // Социальная активность молодёжи как условие развития современно общества : сб. науч. трудов по итогам Всерос. социально-пед. чтений им. Б. И. Лившица, 2-3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. в 2 ч. Ч. 2. С. 63.
4. Васильева Е. А., Малыгина А. В. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции //Alma mater: вестн. высш. школы. 2007. № 7. С. 18-22.
5. Возмилкина Е. Н., Супруненко Г. А. Самореализация молодёжи в современной высшей школе // Молодёжь в современном обществе: Сб. мат-лов Всерос. заочной на-учно-практ. конф. / под ред. С. А. Бурилкиной [и др.]. Магнитогорск, МГТУ 2015. 284 с.
6. Дробышева Е. И., Супруненко Г. А. Деятельность общественных объединений г. Магнитогорска по формирования социальной ответственности молодёжи // Социальное развитие региона: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: ТюмГНГУ - 2009. 248 с.
7. Захаров М. А. Проявление социальной активности молодёжи в субкультурах // Социальная активность молодёжи как условие развития современно общества: сб. науч. трудов по итогам Всерос. социально-пед. чтений им. Б. И. Лившица, 2-3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 2 ч. Ч. 2. С. 109.
8. Кашина Е. С., Беликов К. Н. Проектная деятельность как средство повышения социальной активности молодёжи // Социальная активность молодёжи как условие развития современно общества : сб. науч. трудов по итогам Всерос. социально-пед.
чтений им. Б. И. Лившица, 2-3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 2 ч. Ч. 2. С. 143-145.
9. Кибальник А. В. Организация волонтёрской деятельности в молодёжной среде (на примере Центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор!») // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения (мат-лы Первой всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием). 2016. С. 451-455.
10. Кибальник А. В. Волонтёрская деятельность и её роль в личностно-профессио-нальном развитии будущих социальных педагогов // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8, № 1. С. 74-79.
11. Колесникова И. А., Горчакова М. П. Педагогическое проектирование. М. : Академия. 2008. 288 с.
12. Ломов А. Н. Формирование социальной активности студентов. Грозный, 2010. 114 с.
13. Николаева А. А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодёжи : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. Тула. 2010. С. 58-59.
14. Серегин А. Н. Социальная активность студенческой молодёжи современной России // Экономика, социология и право. 2009. № 4. С. 96-98.
15. Серёгина В. В., Серёгина Е. А., Шаповалова Л. Н. Современное социальное проектирование и его методики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 23. С. 88-92.
16. Шмелёва Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала : уч. пособие для студентов вузов : М. : Дашков и Ко. 2006. 196 с.
Social Projects Design as a Means of Developing the Students' Social Activity
A. V. Kibalnik
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract: The article presents a research dedicated to one of the most topical problems of the modern pedagogical science - investigating the level of students' social activity. Special attention has been paid to the correctional and developing programme aimed at raising the level of students' social activity by engaging them into socially-significant activity by means of developing and implementing social projects. Besides, the article gives the examples of socially-significant projects prepared by volunteer students during the implementation of the experimental programme.
Keywords: social activity, studentbi, social projects design.
Кибальник Алёна Вячеславовна
старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Набережная, 6
тел.: +7 (3952)200739 e-mail: kialvch@yandex.ru
Kibalnik
Alena Vyacheslavovna
Senior Lecture, Social Pedagogy and Psychology Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011
tel.: +7(3952)200739 e-mail: kialvch@yandex.ru