Ветрова Е. А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления РГСУ, г. Москва
Vetrova E. A.
candidate of economic sciences, associate Professor, Department of management and administration, Russian state social University, Moscow
E-mail: eavetrova@yandex. ru
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Аннотация: Несмотря на то, что социальное предпринимательство является достаточно молодым явлением, оно оказывает сильное влияние на людей и общество в целом. Научная полезность данной статьи заключается в том, что результат можно использовать как в теоретических целях, используя как основу в изучении социального взаимодействия в пределах социального предпринимательства, так и в практических, используя материал при построении собственного бизнеса или при консалтинге и внесении изменений в уже существующие структуры. В процессе исследования социального предпринимательства нами были выявлены основные его характеристики и их взаимодействие. Также в статье была раскрыта теоретическая база как самого социального предпринимательства, так и человеческого капитала. Была определена степень их взаимодействия, которая имеет двойственное направление: происходит развитие человеческого капитала как самого социального предпринимателя, так и всех людей, задействованных в решении проблемы, вне зависимости от того, насколько в ней выражена социальная составляющая. Основным источником для статьи послужили ныне существующие социальные проекты, которые продолжают действовать уже более пяти лет, чем доказали свою эффективность и поэтому могут использоваться в качестве доверенных источников. Одним из таких является ярчайший пример развития человеческого капитала в организации «Ecopad», которая направлена на решение сразу двух проблем экологического и социального плана.
Abstract: Despite the fact that social entrepreneurship is quite a young phenomenon, it has a strong impact on people and society as a whole. The scientific value of this article is that the result held analytics could be used in both theoretical purposes, using this article as the basis for the study of social interaction within the social entrepreneurship, and in practice, using the material in the construction of their own business or consulting and amending existing structures. The study of social entrepreneurship us its main characteristics and their interaction have been identified. The article also has been disclosed as the theoretical basis of social entrepreneurship and human capital. Their interaction has been identified, which has
a dual direction: is the development of human capital as the most social entrepreneur, and all the people involved in solving the problem, no matter how it is expressed the social component. The main source for the article was the now existing social projects, which continue to operate for more than five years, what proved to be effective and therefore can be used as a trusted source. One of these is the clearest example of the development of human capital in the organization «Ecopad», which aims to address two issues at once environmental and social plan.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, человеческий капитал, бизнес, управление персоналом, экономика, управление организацией, Россия, общество, социальные проблемы, развитие.
Keywords: social entrepreneurship, human capital, business, personnel Management, economics6 organization management, Russia, society, social problems, progress.
В современной России за последние три года крайне актуальным и популярным стало понятие «социальное предпринимательство»: Учитывая значительный потенциал и скорость развития данного явления, мы поставили перед собой вопрос «возможно ли социальное предпринимательство рассматривать как фактор развития человеческого капитала?»
Для начала следует определить теоретическую базу и разграничить область научных понятий.
Социальное предпринимательство - это бизнес-решение социальной проблемы, которое не имеет основной своей деятельностью получение финансовой прибыли. Основными характеристиками социального предпринимательства являются:
- инновационность;
- социальная направленность;
- финансовая устойчивость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Инновационность социального предпринимательства обеспечивает ему актуальность и оригинальность, а также уникальной решения той или иной социальной проблемы, что повышает шансы на успешное ведение данного бизнеса и поддержку со стороны населения. Также напрямую от отклика населения и самого учредителя социального предпринимательства зависит его социальная направленность, то есть ответственность за то, что большинство действий в данном бизнесе направлены именно на социальную сферу и решение конкретной проблемы, возникшей в ней. Со стороны бизнеса, важным фактором является финансовая и экономическая устойчивость предприятия, так как социальное предпринимательство в классическом понимании (без извлечения прибыли) не имеет поддержки и держится исключительно на безвозмездных вложениях со стороны учредителя или спонсоров. Поэтому необходимо, чтобы были финансовые вложения достаточные для того, чтобы
данный вид предпринимательства успешно существовал, но при этом чтобы не превращался в обычный бизнес, живущий в социальной сфере. В России это «ложится на плечи» самих учредителей, так как на федеральном уровне государственной поддержки социального предпринимательства у нас нет. Зачастую, социальное предпринимательство учреждается параллельно с ведением классического предпринимательства, таким образом удовлетворяются одновременно потребности и самого социального предпринимательства, и владельца бизнеса.
Эффективность социального предпринимательства - более комплексное понятие и включает в себя как экономические показатели, так и социальные, но в целом оно отражает в себе степень решаемости социальной проблемы на качественном уровне, а также совокупность действия остальных критериев социального предпринимательства. Воспроизводимость относится больше к необязательным критериям, так как некоторые социальные проблемы могут быть уникальны по ряду причин и не смогут быть идеально повторены в данном регионе. Собственно, воспроизводимость социального предпринимательства - это возможность повторного развёртывания бизнеса при существовании аналогичной проблемы в первоначальном или ином регионе.
Второе основное понятие в данной статье - «человеческий капитал» - это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. В узком смысле человеческий капитал - это знания человека, его опыт, здоровье и труд. Независимо от того, какую проблему решает социальное предпринимательство, оно подразумевает активное взаимодействие с людьми и человеческим капиталом, соответственно, можно определить два подхода к человеческому капиталу в среде социального предпринимательства - объектный и субъектный. Объектный подход характеризует взгляд на человеческий капитал как объект воздействия и реализации со стороны предпринимателя, то есть тот капитал, который развивают извне. Ярким примером развития капитала со стороны предпринимателя является проект Алексея Травина «Есораё» , где решаются сразу две социальные проблемы: отсутствие занятости населения и большое количество отходов типографского производства. Суть данного социального предпринимательства в том, что из обрезков бумаги люди создают блокноты и ручки, которые продаются за символическую цену. Основными участниками производства являются незащищённые слои населения или люди, временно не имеющие работу - студенты, пенсионеры, молодые матери. Таким образом, учредитель решает проблему экологического характера и привлекает на её решение человеческий капитал в чистом виде, действуя как координатор. В данном случае человеческий капитал является уникальным саморазвивающимся ресурсом, который возможно привлекать в сферу социального предпринимательства в чистом виде, координируя его, чтобы затем, после перехода на новый качественный уровень, ресурс работал более
2 http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/filosophia-iz-obrezkov-bumagi.html
эффективно. Развитие человеческого капитала способствует высокой эффективности социального предпринимательства, а значит и социальные проблемы будут разрешаться быстрее и качественнее. Плюсы такого подхода в том, что полученный опыт и навыки (то есть развитый человеческий капитал) могут быть использованы объектом как в процессе разрешения социальной проблемы, так и в дальнейшей жизни, если социальное предпринимательство будет «свёрнуто» по тем или иным причинам.
Субъектный подход отличается тем, что рассматривает человеческий капитал самого предпринимателя, который учреждает социальное предпринимательство. В данном случае капиталом выступают не только навыки, здоровье и возможность трудиться, но и предпринимательские способности, которые также развиваются благодаря тому, что отрабатывается не только способность получить как можно больше прибыли, но и более важная часть предпринимательства - умение организовать и структурировать бизнес. Однако при таком подходе развитие человеческого капитала зависит напрямую от эффективности социального предпринимательства. Соответственно, при убыточности бизнеса и низкой решаемости социальной проблемы развитие будет минимальным, так как предпринимательские способности не получили должного положительного опыта. Однако стоит учитывать тот факт, что негативный опыт социального предпринимательства также влияет на развитие человеческого капитала, но имеет эпизодический характер.
Таким образом мы определили, что социальное предпринимательство тесно взаимосвязано с человеческим капиталом и его развитием, притом действие предпринимательства имеет двойственный характер: развивается, как и сам предприниматель, так и люди, которые непосредственно задействованы в решении социальных проблем. Степень развития может варьироваться в зависимости от сложности проблемы, её масштаба, предпринимательских навыков учредителя и количества вовлечённых в её решение людей. Также на эффективность развития социального капитала влияют вышеуказанные характеристики социального предпринимательства как по отдельности, так и комплексно. Таким образом, социальное предпринимательство можно считать важным и в достаточной степени эффективным фактором в развитии человеческого капитала.
Литература:
1. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 20-24.
2. Джилл Кикал, Томас Лайонс. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир лучше. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 с.
3. Кабанова Е.Е. Отечественный опыт развития социальной инфраструктуры городов Российской Федерации. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 25-29.
4. Фролова Е.В. Социальная справедливость в российских условиях: ожидания населения и современная реальность. - Социальная политика и социология. 2013. Т. 2. № 4 (97). С. 33-42.