СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО в профильном обучении
Надежда Константиновна Мартина,
директор средней школы № 2 «Многопрофильная» г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, кандидат педагогических наук
В школах понимают, что административно-волевой способ управления образованием не имеет перспектив. Следовательно, необходимо формировать у общественности устойчивый интерес к школе, а у школы — стремление к поиску и установлению сотрудничества с потенциальными партнёрами.
• профильное обучение • диагностика • профессиональное самоопределение
• система ценностей • начальная профессиональная подготовка
• сотрудничество • сетевое взаимодействие
С
оциальное партнерство мы понимаем как партнёрство внутри системы образования между социальными группами других профессиональных общностей; партнёрство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями других сфер общественного воспроизводства; партнёрство, которое инициирует система образования как сфера социальной жизни.
Мы понимаем, что должны измениться подходы к обучению: акцент в обучении должен делаться в первую очередь на формировании учебной самостоятельности школьников, использовании потенциала современных технологий. Учитывая столь значимые задачи, мы пришли к выводу,
что средней школе невозможно обойтись без дополнительного, профессионального образования и работодателей основных производств города. Таким образом, мы пришли к модели социального партнёрства школы.
Профильное обучение
Профильное обучение в форме эксперимента в нашей школе введено с 1993/94 учебного года. Сегодня ведётся обучение по 10 профилям, азам начальной профессиональной подготовки по 10 специальностям. И если раньше при организации профилей обучения исходили только из интересов, склонностей и возможностей детей, то сегодня учитываем также социально-экономические потребности города и региона.
При организации образовательного процесса в школе ученик постоянно имеет выбор. В 1—9-х классах он может выбрать занятия на уроках, элективные курсы. В 10—11-х классах выбирает уровень и профиль обучения, спецкурсы по допрофессиональной подготовке. На протяжении всех лет обучения в школе можно выбрать любой из более чем 70 кружков, секций и объединений по интересам, попробовать себя в роли лидера в ученическом самоуправлении.
В начальной школе в основном учитель определяет, чему и как учить ребёнка. Здесь превалирует «внутренняя» дифференциация. В среднем звене мы пытаемся приобщить ребёнка к построению своего учебного плана. В старших классах ученик сознательно выбирает те предметы, которые ему необходимы для будущего профессионального обучения.
При построении профильного обучения педагоги используют дифференцированный подход. Мы учитываем, что способности и интересы развиваются в деятельности при взаимодействии ученика с учебной средой, но способности и склонности часто не соответствуют друг другу. Ученик далеко не всегда осознаёт реальный уровень своих способностей и содержание склонностей. Поэтому мы редко создаём профильные классы в начальной школе, с осторожностью создаём их в среднем звене, хотя в нашей школе был театральный класс, созданный с первого класса, в среднем звене на основе ранней диагностики были созданы класс с гуманитарной направленностью, спортивный класс, физико-математический, и все эти классы показывают хорошие результаты практически по всем предметам. Тем не менее мы считаем целесообразным создавать профильные классы в старшем звене: к старшему возрасту, как показали многолетние наблюдения, возрастает интерес к учёбе, и перед старшеклассниками встаёт проблема профессионального выбора. Школа делает всё возможное, чтобы помочь нашим выпускникам в профессиональном самоопределении. Психологи школы очень внимательно изучают особенности индивидуального развития девятиклассников.
Диагностика
Диагностика учащихся девятых классов по девяти параметрам становится определяющей при формировании десятых профильных классов, так как позволяет изучить эмоциональное отношение учащихся к предметам и школе, выявить интересы и склонности, ценностные ориентации, провести диагностику уровня развития мыслительной деятельности, изучить все параметры интеллекта, с тем, чтобы каждому девятикласснику помочь выбрать профиль обучения в старшей школе в соответствии с возможной сферой его будущей профессиональной деятельностью.
При тестировании определяется склонность к тому или иному типу профессиональной деятельности с использованием методики «Дифференциально-диагностический опросник», выявляется область интересов (методика «Карта интересов»).
Так, например, по результатам одного из проведённых тестирований среди учащихся девятых классов число детей с выраженными склонностями к разным типам профессий было примерно одинаковым: 24,1% продемонстрировали склонность к профессиям типа «человек — природа», 22,2% — «человек — техника», 20,4% — «человек — человек» и «человек — знаковая система». Несколько выделяется в этом отношении тип «человек — художественный образ», что вполне естественно, ибо наличие склонностей к этому виду деятельности связано с особыми способностями.
Интересно, что в отдельных классах чётко выделяется определённый тип профессий. Так, в 9«а» классе доминировал тип «человек — природа» (41,2%), в 9«б» и 9«в» классах — тип «человек — знаковая система» (50,0% и 34,8% соответственно).
ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
^ Здравствуйте, работаю учителем в школе.
• Во время каникул (осенних, весенних, зимних) завуч при начислении зарплаты снимает выплату за проверку тетрадей, классное руководство. Правомерны ли её действия? Смирнова
Завуч вообще такой компетенцией не обладает. Рекомендуем Вам обратиться с жалобой в Гоегрудинспекцию, так как вопрос требует проверки документов организации.
^ Подскажите, пожалуйста, кто издаёт приказы на очередной трудовой отпуск, командировку и др. на директора школы, а также где хранится трудовая книжка директора школы? Кристина Васильевна
Трудовая книжка и личное дело директора хранятся у работодателя, т.е. в органе власти, который назначил его на такую должность. В отношении отпуска, график об отпусках работников образовательного учреждения составляется за два месяца до начала следующего учебного года. В такой график может быть включён руководитель организации. Его отпуск согласовывается с учредителем. В этом случае после утверждённого графика директор имеет право оформить отпуск и на себя самого. В некоторых случаях приказ об отпуске директора школы может быть оформлен на основании решения органов местного самоуправления.
^ Я работаю учителем начальных классов 23 года.
• В августе хочу перейти в школу, в которой предлагают 30 часов ставки классного руководителя первого класса без проведения уроков. Зачтётся ли работа классного руководителя первого класса для получения пенсии по выслуге лет? Наталия
Ставки классного руководителя не может быть, так как такой должности нет ни в одном документе должностей педагогических работников. Скорее всего, Вам предлагают работу по должности классный воспитатель. Однако надо помнить, что современные документы, например, Приказ Минздравсоц-развития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» не содержат наименование такой должности. В данной ситуации Ваша должность может именоваться и как воспитатель. Тогда надо помнить, что в разных учреждениях по данной должности может быть предусмотрен разный объём нормы рабочего времени (см. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»).
Работа в должности воспитателя войдёт в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при выполнении работы в объёме полной ставки.
Диагностика по методике «Карта интересов» показала выраженность среди учеников девятых классов интересов к медицине (26%), электрорадиотехнике (25%), труду в сфере обслуживания (23%), педагогике (21%), истории (21%), биологии (20%).
Здесь также наблюдались некоторые особенности выраженности интересов в отдельных классах. Так, в 9«а» 26,7% учащихся показали интерес к электрорадиотехнике, химии, медицине, истории, в 9«б» — к истории (36,8%), математике (31,6%) и искусству (26,3%). В 9«в» — к труду в сфере обслуживания (40,9%), электрорадиотехнике (27,3%), биологии (27,3%), истории (27,3%).
После итоговой аттестации за курс основной школы дополнительно проводим тестирование и собеседование. И уже после этого, с учётом интересов, склонностей и возможностей детей, их дарований, общего уровня развития формируем профильные классы. Психологи и классные руководители помогают детям выбрать профиль, спланировать жизненный сценарий с учётом личностных особенностей развития. Ребята выбирают профиль обучения, учебные планы, предметы, соответствующие интересам и склонностям.
Многолетняя диагностика показывает, что существует корреляция между типом интеллекта, типом профессии и успеваемостью. При совпадении доминирующего типа интеллекта и типа профессии учащиеся показывают более высокие результаты по профильным предметам (например, в физико-математическом классе доминирующий тип интеллекта — математический, тип профессии — «человек — знаковая система» и по алгебре, геометрии, физике, информатике у таких учеников «4» и «5». Но бывает очень трудно убедить старшеклассника и его родителей в целесообразности обучения по профилю, соответствующему его индивидуальным особенностям, так как дети и роди-
тели часто ориентируются на престижность будущей профессии.
Нельзя, конечно, говорить о полном соответствии какого-либо типа интеллекта профилю класса, но можно говорить о наличии определённых тенденций. Обобщённые показатели представленности того или иного типа интеллекта в профильных классах за шесть лет указывают на преобладание в гуманитарных классах учащихся с вербальным (31,1%) и пространственным типами интеллекта, в физико-математическом — математического (34,2%) и пространственного (28%), в естественно-научном — математического (29,2%) и пространственного (25,2%). Данные за отдельные годы подтверждают эти положения.
Овладение трудовыми навыками предполагает «погружение» в конкретную профессиональную область с соответствующей ей системой профессиональных ценностей, трудовой мотивации. Речь идёт о формировании представлений о необходимости трудиться, принося пользу как себе, так и обществу, потребности в постоянном профессиональном, а значит, и личностном самосовершенствовании как части общей системы ценностей и жизненных норм старшеклассника.
Работа над формированием важнейших ком понентов процесса профессионального, а, значит, и личностного, и жизненного самоопределения ведётся в школе через систему
ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
у Не смогли бы Вы объяснить, почему
• в сельской школе (174 человека) положено только 0,5 ставки завуча, а зам. директора по воспитательной работе или старшей вожатой вообще нет ставки? Вся ведь работа выполняется не на 0,5 ставки, а полностью, равно как и вожатская. Энтузиастов только на неё трудно найти. Н.И.
На самом деле данная проблема регулируется самим образовательным учреждением. Речь идёт о штатном расписании. Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» составление штатного расписания — это компетенция школы. Законность ограничения ставок, которые сейчас часто применяют органы местного самоуправления при утверждении сметы общеобразовательного учреждения можно обжаловать в прокуратуре и суде.
Это проблема не только сельской школы, но решать её может только сама школа вместе с органами местного самоуправления.
^ Меня назначили завучем на 0.5 ставки.
• При этом дают ставку преподавательской работы, чтобы не терять пед. стаж. Скажите, пожалуйста, так ли это необходимо или можно обойтись меньшим количеством часов? Елена Васильевна
Если Вы будете завучем по учебному процессу или воспитательной работе, то при выполнении работы по целой ставке данный период работы войдёт в стаж для досрочного назначения пенсии. Тогда объём учебной нагрузки не имеет значения. Для того, чтобы при объёме 0,5 ставки завуча Ваша работа не потеряла значимости в праве на досрочное назначение пенсии, Вам необходимо выполнять ещё 0,5 ставки. Это может быть педагогическая или учебная нагрузка.
Культура труда будущей профессии
Формирование системы нравственных ценностей, связанных с определённой областью профессиональной деятельности, делает возможным построение старшеклассником «идеального образа» профессионала, помогает ответить на вопрос о том, каким должен быть настоящий профессионал, к развитию каких качеств в себе он должен стремиться. «Идеальный образ» профессионала в старших классах школы создаётся усилиями педагогов в системе допрофессиональной подготовки, включая представления о необходимом уровне владения профессиональными навыками, ответственности, исполнительности и т.д.
у Имеет ли право директор школы, замес-• титель директора школы по НМР вести 12 часов, если это не ущемляет интересы других учителей-предметников. Каким нормативно-правовым актом регулируется данный вопрос? Оксана Викторовна
Локальными актами Вашей организации. Рекомендуем также обратить внимание на п. 2 «ж» Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».
¿^Д ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
^ Можем ли принять на должность старшего методиста сотрудника, который не отработал 2 года на должности методиста, но при этом имеет степень кандидата наук? Ирина Белая
Перевод работников на должности осуществляется согласно локальным нормативным актам организации. Квалификационные категории устанавливает аттестационная комиссия. Работник имеет право обратиться с заявлением об установлении ему необходимой категории.
^ Входит ли работа учителем в школе-гимназии
в перечень учреждений, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж для получения досрочной пенсии? Представители Пенсионного фонда утверждают, что решить этот вопрос можно только через суд. Ильяс Ильсурович
Возможно, написание в трудовой книжке наименования Вашего учреждения не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В этом документе указаны школы всех наименований и гимназии. Установить соответствие наименование организации данному документу возможно только в суде.
^ Учащиеся 1-го класса обучались 5 дней в неделю
(20 часов). Могут ли учащиеся 2-го класса обучаться тоже 5 дней в неделю? В данной школе со 2-го класса 6-дневная неделя (22-25 ч.). Ксения
Если в данной школе со второго класса шестидневка, то это не нарушает прав учащихся и соответствует СанПиН 2.4.2.11768-02. Не забудьте, что у второклассников другой учебный план, следовательно, и режим учёбы иной.
элективных курсов, допрофессиональной подготовки, которая включает курсы «Пользователь персонального компьютера», «Основы медицинских знаний», «Швейное дело», «Основы изобразительной грамоты», «Парикмахерское искусство», «Основы журналистики».
Осваивая умения и навыки работы в рамках конкретной специальности, учащиеся десятых и одиннадцатых классов получают представление о той или иной профессиональной области, развивают в себе (с помощью педагогов и психологов) способность анализировать разнообразные виды деятельности с точки зрения их соответствия желаниям и возмож-
ностям, условиям определённой социально-экономической ситуации, способность ориентироваться в существующем многовариативном спектре профессий.
Развивается умение оценивать себя и свои возможности в конкретной профессии, освоить усложняющиеся роли: наблюдатель — участник — творец, ситуацию, в которой приходится трудиться, и на основе этой оценки делать выводы о своих перспективах, строить профессиональные планы, модель собственного профессионального будущего.
Сотрудничество
На протяжении многих лет мы сотрудничаем с Нижневартовским государственным гуманитарным университетом, филиалами Тюменского государственного нефтегазового, Южно-Уральского государственного университетов, Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, профессиональным колледжем, медицинским училищем. Социальное партнёрство с учреждениями профессионального образования позволяет осуществить логичный переход от профильного к профессиональному образованию.
В рамках сотрудничества с филиалом Тюменского государственного нефтегазового университета в школе есть индустриально-технологический профиль обучения. Преподаватели университета ведут профильные элективные курсы: «Технология», «Основы материаловедения», «Прикладная математика», «Основы нефте- и газодобычи».
Результатом этого социального партнёрства стало то, что на итоговой аттестации все ученики этого профильного класса сдают экзамен по технологии на «4» и «5», 60—65% выпускников этого профильного класса ежегодно поступают в Нижневартовский филиал Тюменского государственного нефтегазового университета.
Многолетняя совместная работа с филиалом Южно-Уральского государственного университета ориентирует учащихся на профессии юристов, экономистов, программистов и строителей. Преподаватели вуза ведут элективные курсы «Компьютерное черчение в системе Auto Сad» и «Основы архитектуры и строительства».
Благодаря сотрудничеству с Нижневартовским государственным гуманитарным университетом в школе ведётся целенаправленная профориентация на художественно-графический факультет. Старшеклассники изучают элективный курс профильной подготовки «Основы изобразительной грамоты», используя материально-технические ресурсы факультета; совместно с вузом организуются выставки, издаётся художественный альманах творческих работ учеников гуманитарных классов.
Выпускники профильных классов ежегодно поступают на бюджетные места в вузы, с которыми сотрудничает школа. Ведётся целевое обучение наших выпускников по программе «Самоопределение» и «Социальное партнёрство школы» в соответствии с потребностями в профессиональных кадрах предприятий города.
Школа сотрудничает с предприятиями производственной сферы — «Нижневар-товскстройдеталь», «Нижневартовскавиа», «Венкона», «Катобьнефть», «Сибкарс», Нижневартовский филиал Ханты-Мансийского банка, Нижневартовское отделение главного управления природных ресурсов, Нижневартовский строительный комплекс и другими. Активно работает Управляющий совет школы под руководством генерального директора ЗАО «Нижневартовскстройде-таль» Е.И. Куропаткина.
С введением профильного обучения изменилась организация педагогической деятельности учителей. И опять помогает социальное партнёрство. Учителя ведут учебные предметы на профильном уровне, проводят занятия на предприятиях, в лабораториях вузов,
что значительно повышает мотивацию обучения, усиливает интерес к профессиям.
Учитывая опыт социального партнёрства в организации профильного обучения, Департамент образования предложил нам стать инициатором создания сетевого взаимодействия школ, в которых организовано профильное обучение.
Разработан проект «Сетевое взаимодействие», в соответствии с которым для профильного обучения привлекаются образовательные ресурсы нескольких образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного и профессионального образования: это обеспечивает более широкий спектр возможностей для самостоятельного выбора профессии.
На основе рекомендаций Департамента образования и науки ХМАО-Юг-ры, Департамента образования города разработали нормативно-правовую базу по сетевому взаимодействию; старшеклассники изучают элективные курсы на базе школ сетевого взаимодействия. Согласованы учебные планы образовательной сети, расписания элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения. Проводится промежуточная и итоговая аттестация учащихся в рамках сетевой организации профильного обучения.
С учётом Городской программы социально-экономического развития г. Нижневартовска до 2020 года, где предусмотрено развитие нефте- и газоперерабатывающей отрасли, строительство битумного и целлюлозно-бумажного заводов, развитие других отраслей народного хозяйства, ориентируем школьников на профессии, связанные с нефтепереработкой, строительством, дошкольным воспитанием детей, медициной, экологией и сферой услуг. НО
Сетевое взаимодействие