С.С. Пролиско,
аспирант кафедры труда и социальной политики РАГС
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В МОСКВЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Социальное партнерство представляет собой цивилизованную систему отношений между наемными работниками и работодателями при решающем участии государства и направлено на согласование интересов, представленных в обществе. Заслуживает внимания практика социального партнерства в Москве, идущей впереди большинства субъектов Российской Федерации в социально-экономическом развитии.
В столице социальные партнеры в ходе совместной работы создали механизм взаимодействия и принятия решений, максимально учитывающий их интересы. Система социального партнерства города включает: закон Москвы «О социальном партнерстве» от 22 октября 1997 г. № 44; Московскую трехстороннюю комиссию; Московское трехстороннее соглашение (в соответствии с городским законом оно определяется как «правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в городе Москве как субъекте Российской Федерации, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории города, взаимные обязательства, заключаемые правительством Москвы, объединениями профсоюзов и работодателей Москвы в пределах их компетенции»)1; 20 городских отраслевых и 10 окружных соглашений; около 8 тыс. коллективных договоров.
В Москве существует понимание важности развития социального диалога на всех уровнях, сформированы соответствующие институты, складывается правовое поле взаимодействия сторон, заключаются отраслевые соглашения. В последние пять лет активно формируется территориальная инфраструктура социального диалога на уровне административных округов.
Схематически структура взаимодействия субъектов социального партнерства в Москве выглядит следующим образом (схема 1):
1 О социальном партнерстве // Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. № 44. М., 2002.
В современных условиях администрация города видит свою задачу в стыковке интересов профсоюзов и работодателей, дальнейшем развитии социального партнерства на уровне отдельного предприятия.
Отношения с партнерами строятся как на трехсторонней основе через Московскую трехстороннюю комиссию, другие органы, так и на двусторонней. В частности, Комитет труда и занятости до последнего времени тесно сотрудничал с МФП по проблемам рынка труда и занятости. В сфере регулирования рынка труда и предотвращения массовой безработицы, совместно с профсоюзами и объединениями работодателей осуществлялся согласованный комплекс мер на
базе фонда занятости, его территориальных отделений, профсоюзного фонда занятости «Столица» (ярмарки вакансий, учет и переподготовка безработных и ищущих работу, профессиональная подготовка молодежи и т. д.).
Особенность столицы состоит в том, что МТК наделена более широкими правами, чем в регионах, и имеет право принимать обязательные для рассмотрения органами власти, профсоюзами, работодателями решения по вопросам, входящим в ее компетенцию; вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры; вносить предложения о принятии органами законодательной и исполнительной власти Москвы законов и иных нормативно-правовых актов. Особое внимание МТК уделяет вопросам сохранения достигнутого уровня социальной защиты населения в условиях нового федерального законодательства и совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений Москвы. В 2005 г. в действие вступила городская тарифная система оплаты труда с увеличенными размерами ставок.
Большое внимание в системе социального партнерства Москвы отводится вопросам регулирования трудовых отношений. Как инструмент трехстороннего соглашения городская служба занятости, возрожденная 15 лет назад (российская биржа труда была закрыта в начале 1930-х гг.) и недавно перешедшая в федеральное подчинение, стремится к полной победе над безработицей. Серьезных проблем с устройством на работу нет, если, конечно, соискатель не слишком капризен и не отвык от работы. Официально статус безработных в столице имеют лишь 31,5 тыс. человек - 0,6% от общего числа трудоспособных. Традиционно московские работодатели испытывают дефицит в педагогах, медработниках, строителях, водителях автотранспорта, слесарях и разного рода станочниках, в последнее время обозначилась нехватка инженеров, менеджеров и бухгалтеров.
В последние годы в поле зрения трехсторонних комиссий и префектур округов Москвы все чаще попадает вопрос организации охраны труда на предприятиях города. Непросто обстоят дела с охраной труда, предупреждением производственного травматизма в малом и среднем бизнесе, в строительных организациях, учреждениях транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, а также там, где используется труд иногородних рабочих, мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Техническая инспекция труда профсоюзов совместно с органами госнадзора и контроля провела в 2005 г. более 2000 проверок соблюдения законодательных актов по охране труда, условий охраны
труда на предприятиях1. В результате целенаправленной работы по снижению и предупреждению несчастных случаев на производстве удалось снизить коэффициент травматизма. В 2001 г. общегородской коэффициент производственного травматизма на 1000 работающих составлял 2,6, в 2004 г. - 1,7. Количество пострадавших со смертельным исходом за аналогичный период снизилось на 26,1%. Тенденция снижения этих показателей наблюдалась в 2005 г.
Важнейшим направлением работы Московской трехсторонней комиссии является регулирование оплаты труда. В 2006 г. в соответствии с обязательствами Московского трехстороннего соглашения минимум заработной платы увеличивался дважды: с 1 мая он составил 4100 руб., а с 1 октября -4900 руб. Одновременно с этим принято решение о повышении зарплат в бюджетной сфере: с 1 мая московские ставки 1-го разряда ETC (сегодня это 2 тыс. руб.) составляют 2200 руб., а с 1 сентября - 2530 руб.
Отражая мнение большинства горожан, мэр Москвы Ю.М. Лужков отмечает, что московская модель социального партнерства позволяет наращивать потенциал реального сектора экономики, реализовы-вать социальные программы, укреплять социальную консолидацию общества2, поскольку МТС отражает обязательства сторон по решению конкретных задач, а сложившаяся практика заключения соглашения до принятия Мосгордумой закона о бюджете позволяет добиться его финансового обеспечения и гарантировать исполнение правительственной стороной. Такое соглашение приобретает статус программы, которая на основе принципов социального партнерства способствует созданию условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей Москвы.
Анализ содержания важнейших пунктов городских трехсторонних соглашений за 2003 - 2006 гг. позволяет проследить динамику реализации обязательств партнеров (табл. 1):
Таблица 1
Обязательства 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
В области развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
Обеспечить увеличение производства промышленной продукции организациями города по сравнению с предыдущим годом не менее чем на (%); 4,5 8 9 7
1 См.: Проверки на предприятиях // Солидарность. 2006. № 8. С. 7.
2 Цит. по: Ясонова Л. Только для членов профсоюза // Тверская, 13. 2005. 27 дек.
Обязательства 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы от экономически активного населения города Москвы выше (%) 0,8 0,8 0,8 0,8
В области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются:
Установить городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты (рублей) с: 1 января 2003 г. во 2-ом полугодии 2003 г. довести до 1 мая 1 октября 1500 1800 2000 2500 3000 3600 4100 4900
Довести городской минимум оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого Правительством Москвы, до (%): 55 продолжить работу 75 85
Увеличить фонд оплаты труда работников учреждений социальной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, к уровню предыдущего года, не менее чем на (%): 30 30 30 40
В области создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
Предусмотреть финансирование мероприятий и программ социальной направленности в объеме от общих расходов бюджета города Москвы не менее (%): 40 40 В 2006 г. эти расходы были детализированы по конкретным программам
Осуществлять единовременные компенсационные выплаты на возмещение расходов в связи с рождением ребенка в сумме не ниже чем в 2002 г. с учетом роста потребительских цен, а также обеспечивать новорожденных детей комплектами детского белья Предусмотреть средства в бюджете Москвы на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: первого ребенка в 5-кратном размере прожиточного минимума, второго ребенка - в 7-кратном размере, третьего и последующих детей - в 10-кратном размере
Окончание табл.
Обязательства 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Осуществить жилищное строительство не менее (тыс. кв. м): 4200 4500 1116,8 1600
- в том числе жилой площади социального использования для решения общегородских задач (тыс. кв. м), 400 400 400 400
- жилой площади для переселения по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда (тыс. кв. м) - жилой площади для обеспечения жильем по программе «Молодой семье - доступное жилье» (тыс. кв. м). 1000 200 1300 200 516,8 200 1000 200
Предусмотреть в бюджете Москвы ассигнования на предоставление безвозмездных жилищных субсидий для очередников по месту жительства на строительство или приобретение жилья с выделением на эти цели не менее (млн руб.): 1120,0 1120,0 1120,0 1500,0
При подписании Московского трехстороннего соглашения существенны два положения. Первое - Соглашение подписывается до принятия городского бюджета, который, таким образом, формируется на основе договоренностей, достигнутых сторонами в ходе переговоров. Такой порядок формирования городского бюджета является отражением сложившейся в Москве ситуации, когда профсоюзы и работодатели реально участвуют в выработке социально-экономической политики города и имеют возможность влиять на нее. Второй момент - проблема ответственности сторон и система санкций за невыполнение Соглашения, поскольку отсутствие реальной ответственности влечет за собой необязательность принимаемых решений, подрывает основу достигнутых договоренностей. Пока не выработан общероссийский механизм ответственности, в Москве проблема решалась сначала через Московское трехстороннее соглашение, в котором стороны добровольно брали на себя обязательства за его выполнение, а в настоящее время - через городской закон «О социальном партнерстве». После подписания Соглашения издается постановление и распоряжение правительства Москвы и за каждым пунктом Соглашения закрепляется член правительства, который несет за его выполнение персональную ответственность. Общий контроль выполнения соглашения - обязанность вице-мэра. Эта схема распространяется и на отраслевой и на территориальный уровни. Постановлением МФП назначаются ответственные от профсоюзной стороны; так же поступают и работодатели.
Особенностью Соглашения 2006 г. стала его социальная направленность: поддержка ветеранов, инвалидов, пенсионеров, оказание помощи молодым и малообеспеченным семьям, предоставление отдельным категориям граждан бесплатных медицинских услуг и бесплатного проезда, минимизация издержек при реализации закона о монетизации льгот1.
Таким образом, в Соглашении сохранены и приумножены все основные тенденции поступательного социально-экономического развития мегаполиса и социально ориентированной политики правительства Москвы, ставящего своей стратегической целью устойчивое развитие системы жизнеобеспечения города.
1 См.: Александрова М. Три стороны - одно решение // Московская правда. 2005. 22 нояб.