Научная статья на тему 'Социальное партнерство учреждений дополнительного образования детей и молодежи и детских общественных объединений в пространстве социального воспитания Беларуси'

Социальное партнерство учреждений дополнительного образования детей и молодежи и детских общественных объединений в пространстве социального воспитания Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17688
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ДВИЖЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / PARTNERSHIP / MOVEMENT / INTERACTION / SOCIAL PARTNERSHIP MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Надежда Михайловна

В статье проанализирована практика партнерства учреждений дополнительного образования и общественных объединений. Представлены выводы относительно современного состояния детского движения в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens and youths additional education establishments and childrens social unities social partnership in Belarusian social upbringing space

Additional education establishments and social unities partnership practice is analyzed in the article. Conclusions referring to childrens movement in Belarus modern state are presented:

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство учреждений дополнительного образования детей и молодежи и детских общественных объединений в пространстве социального воспитания Беларуси»

УДК 371.4

Беляева Надежда Михайловна

Академия последипломного образования, г. Минск, Беларусь

Nadiya belyaeva@yahoo.com

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БЕЛАРУСИ

В статье проанализирована практика партнерства учреждений дополнительного образования и общественных объединений. Представлены выводы относительно современного состояния детского движения в Беларуси.

Ключевые слова: партнерство, движение, взаимодействие, механизм социального партнерства.

Взаимодействие социальных институтов (семья, учреждения образования, учреждения культуры, детские, молодежные общественные объединения и др.) в пространстве социального воспитания личности рассматривается учеными с различных точек зрения на протяжении сотни лет и не теряет своей актуальности до сих пор. Согласованность ценностей, целей и действий, объединение воспитательных возможностей социальных институтов по отношению к формирующейся личности имеет огромное значение для ее индивидуального развития и социального становления. Анализ источников показывает, что взаимодействие рассматривается учеными как условие эффективного воспитания, как механизм развития воспитательного процесса, как способ организации жизнедеятельности детей, как технология организации социального воспитания. Однако феномену партнерства как виду взаимодействия и форме взаимоотношений в пространстве социального воспитания исследователями уделяется недостаточно внимания. Почему именно партнерство, а не сотрудничество, каковы сущностные признаки партнерства в сфере социального воспитания, что является основанием партнерских отношений, какова структура и модели партнерства институтов воспитания, в чем различие партнерства и социального партнерства, - вот лишь небольшой перечень вопросов, на которые пока нет ответов.

Партнерство - это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для решения одной проблемы (задачи).

Партнерство как форма взаимоотношений имеет свои специфические признаки - равные права субъектов, отсутствие отношений подчи-

нения друг другу, наличие договора о совместной деятельности на паритетных началах.

Основания для построения партнерских отношений могут быть разные в зависимости от ситуации, например:

- имеющаяся социальная проблема;

- задача развития деятельности, когда самостоятельно невозможно решить поставленные задачи;

- рациональное использование собственных ресурсов, когда на взаимовыгодных условиях можно привлечь ресурсы партнера (информационные, кадровые, материально-технические, финансовые);

- общий интерес, когда сфера совместной деятельности является частью миссии социального института.

Социальное партнерство - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. Это система социальных отношений между партнерами, обеспечивающая разрешение (смягчение) противоречий, и оптимально возможную сбалансированность их действий на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе. Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты социальных отношений не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия в пространстве социального воспитания.

Социальное партнерство имеет, на наш взгляд свои специфические признаки. Во-первых, государство как особый партнер социальных отношений может вмешаться в регулирование отно-

шений, к примеру, в пространстве социального воспитания и повлиять на цели и характер социального партнерства. Во-вторых, государство и гражданское общество, являясь партнерами в решении глобальных проблем, закладывают вектор построения партнерских отношений субъектов социальных отношений. И, в-третьих, социальное партнерство в более узком смысле -есть метод организации контактов всех субъектов социального воспитания. В этом значении социальное партнерство становится объективно существующей необходимостью для социальных институтов. Все они в той или иной степени включаются в процесс взаимодействия для одной цели - воспитания подрастающего поколения.

Социальное партнерство детских общественных объединений и учреждений дополнительного образования в Беларуси (до 2011 г. - учреждения внешкольного воспитания и обучения) обусловлено спецификой сферы деятельности и сферы влияния. Остановимся на характеристике субъектов партнерских отношений.

К детским и молодежным общественным объединениям в Беларуси, зарегистрированным и официально поддерживаемым государством в настоящее время относятся: организации -БРПО (пионерская организация), БРСМ (союз молодежи), БМООСП (Белорусская молодёжная общественная организация спасателей-пожарных); объединения - БелАЮ (Беларусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО), БЛИГ (Беларусская лига интеллектуальных игр), БелКВН. Кроме этого существуют и действуют организации гайдов и скаутов - Ассоциация белорусских гайдов, Белорусская республиканская скаутская организация. Эти формирования являются самыми крупными и широко известными в стране, распространенными повсеместно.

Некоторые выводы относительно современного состояния детского движения в Беларуси:

Детские организации полностью вышли из политического контекста жизни общества. Включаясь в жизнь страны, они включаются в актуальные задачи общества, но не являются «проводниками» идеологии какой-либо партии. При этом вся их деятельность разворачивается в контексте существующей идеологии белорусского государства. Выйдя из политического контекста жизни государства, детские организации не приобрели индивидуального детского голоса в жизни страны как значимое явление. Отношение

к данным объединениям со стороны взрослых часто покровительственные. Признание за ними позиции равных субъектов совместной деятельности встречается не часто.

Детские организации становятся формой организации свободного времени детей и направлением воспитательной работы школы. Поддержка и развитие детских общественных объединений является задачей и направлением воспитательной деятельности школ (зафиксировано в Кодексе об образовании). В силу этого они становятся частью комплексно-целевого планирования деятельности учреждений образования со всеми вытекающими последствиями такой постановки вопроса. Партнерство внутри учреждений между школой и детскими и молодежными общественными организациями и объединениями не выстраивается с учетом сущностных признаков партнерства. Поэтому часто задачи ставят взрослые, инициатива значимых акций и деятельности принадлежит взрослым, оценка деятельности осуществляется взрослыми, и взрослые контролируют организационное состояние: численность, участие, коэффициент активности. При этом численность детских общественных организаций (пионеров и БРСМ) является показателем качества деятельности школы во всех регионах. С этой точки зрения в республике в настоящее время осуществляется худший сценарий развития детского движения. Кроме этого учреждение образование имеет право выбирать - какая детская организация может создаваться и разворачивать свою деятельность в стенах школы. Предпочитаемыми видами детских формирований внутри учреждений образования в настоящее время являются: организации - БРПО (пионерская организация), БРСМ (союз молодежи) -как обязательные для создания внутри каждого учреждения. К другим явлениям относятся факты включения всего учреждения в общественные объединения - школа - ассоциированный член БелАЮ (Беларусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО), школа - член движения БЛИГ (Бела-русская лига интеллектуальных игр), БелКВН. В последнее время набирают обороты деятельности и численность отряды юных спасателей и пожарных, поддерживаемые Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. За период в 20 лет организации гайдов и скаутов практически не существовали в учреждениях образования Беларуси. Они сохранили

свою самобытность, организационные принципы и традиции деятельности, не выходя из контекста международных организаций гайдов и скаутов.

Часто наблюдаемое явление - наличие факта партнерства между БРПО, БРСМ, БелАЮ, скаутской и гайдовской организациями в решении важных социальных проблем - здоровье нации, права ребенка, культура свободного времени, сохранение национальной культурной традиции, помощь одиноким старым людям.

Учреждения дополнительного образования как данный тип учреждений в настоящее время в Беларуси только проходит этап своего становления, после введения в действие Кодекса Республики Беларусь об образовании (2011 г.). Однако, имеющиеся нормативные документы, регламентирующие деятельность этих учреждений, сохранили преемственность деятельности, приоритет воспитания в деятельности, традиции учреждений внешкольного воспитания и обучения. В Беларуси они - многопрофильные и профильные. Каждый район имеет одно или несколько таких учреждений. Все учреждения имеют вертикаль и горизонталь связей. Четыре центра республиканского уровня координируют деятельность по развитию профилей и развитию сферы дополнительного образования детей: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Республиканский центр технического творчества учащихся, Республиканский экологический центр детей и юношества, Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи. Вертикаль связей затрагивает всю деятельность учреждений от национального до местного уровня, горизонталь связей - профиль и направления дополнительного образования через всю структуру и содержание деятельности. Республиканские учреждения и Минский государственный Дворец детей и молодежи, как крупнейшее многопрофильное внешкольное учреждение страны, строят свои отношения на основе партнерства. Создан и действует республиканский совет директоров учреждений дополнительного образования как общественный орган.

Благодаря государственным регуляторам взаимодействие ДОО и учреждений дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь на протяжении всей истории видоизменялось по содержанию и структурно-функциональным зависимостям. Но сам факт взаимосвязи и взаимодействия ДОО и внешкольного уч-

реждения с момента их появления в Беларуси в советский период и до настоящего времени никогда не подвергался сомнению и зафиксирован в нормативной и правовой документации. Другое дело - видоизменение характера взаимосвязи и взаимодействия. Если рассматривать социальное партнерство как способ выстраивания отношений между социальными институтами, то социальное партнерство ДОО и внешкольного учреждения - явление стабильное и традиционное, с точки зрения исторического знания. Становление и развитие данного феномена - процесс длиной в 90 лет. Менялся характер исторического времени, менялись и акценты взаимодействия: содружество, сотворчество, сотрудничество, совместность, содействие, кооперация, поддержка, партнерство. Менялась инициатива партнерства. В советский период инициатива партнерства принадлежала пионерской и комсомольской организациям. В настоящее время - учреждениям дополнительного образования детей и молодежи. Согласно установленной традиции социального партнерства учреждения дополнительного образования детей и молодежи в настоящее время выполняют функцию координации, методического сопровождения деятельности, посредничества.

Главной целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов. Анализ нормативных документов позволил ответить на вопрос, есть ли то, что может помешать установлению партнерских отношений, а также выявить наличие совместных интересов субъектов социального партнерства, в том числе самых многочисленных детских и молодежных общественных организаций и УДОД. Целевые установки, заложенные в Уставах организаций и Кодексе об образовании таковы:

Цель БРПО - помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине.

Цель БМООСП (Белорусская молодёжная общественная организация спасателей-пожарных): гражданское и патриотическое воспитание, обучение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, популяризация и обучение профессии спасателя-пожарного, привлечение молодежи к обеспечению безопасности жизнедеятельности, защите окружающей среды, раскрытие творческих способностей молодежи, благотворительная деятельность.

Целью ОО «БРСМ» является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Назначение дополнительного образования детей и молодежи - развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптация к жизни в обществе, организация свободного времени, профессиональная ориентация (Кодекс об образовании).

Таким образом, целевые установки деятельности содержат общий интерес построения партнерских отношений - создание условий для развития личности, ее саморазвития, самовыражения и самоопределения. Наблюдается соприкосновение социальных систем в следующих аспектах:

- организация деятельности в условиях свободного времени ребенка;

- опора на интерес ребенка;

- опора на добровольность участия;

- ориентация на расширение контактов и сферы деятельности;

- создание социально востребованных проектов деятельности.

Анализ практики партнерства ДОО и УДОД выявил объекты партнерских отношений - то, по поводу чего выстраиваются партнерские отношения. К ним относятся:

1. Содержание деятельности. Примером тому могут быть совместная организация и участие в патриотической национальной акции «Жыву у Беларуа і ей ганаруся», организация и проведение республиканского конкурса пионерских агитбригад «Зажги костер добра», слеты тимуровцев Беларуси. Результатом инициативы Национального центра художественного творчества детей и молодежи (директор Н.В. Васильченко) явилось проведение Национального детского форума как площадки детского гражданского голоса. В настоящее время это мероприятие - факт партнерских отношений молодежных и детских ОО и УДОД, когда за круглым столом встречаются члены общественных объединений, их лидеры, представители власти и органов управления и обсуждают актуальные вопросы детской жиз-

ни. Проводятся детские конференции в рамках форума (идея А.В. Малиновского), когда ребята -члены общественных объединений и организаций - знакомят всех с реализованными инициативами улучшения окружающей жизни.

2. Инструктивно-методическое сопровождение и поддержка детского движения как объект партнерских отношений. В этом вопросе у детских и молодежных объединений более стабильного и надежного партнера как УДОД нет. В УДОД до сих пор существуют ставки методистов и даже специализированные отделы по поддержке и сотрудничеству с ДОО. Именно УДОД часто являются местом встречи и обучения актива, деятельности штабов различных акций и совместных дел, площадкой обмена опытом деятельности. Отдел по сотрудничеству с детскими и молодежными общественными объединениями Национального центра художественного творчества (зав. отделом М. Багданович) как основной республиканский координирующий центр взаимодействия ДОО проводит республиканские выставки методических материалов в помощь ДОО, конкурсы методических систем ДОО, профессиональный конкурс педагогов-организаторов, методистов.

3. Поддержка лидерства как объект партнерских отношений. Создание специальных площадок проявления лидерской позиции (форумы, конференции детей, круглые столы), проведение лидерских смен в Национальном образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», конкурсы социальных инициатив - все это проводится совместно по вертикали и горизонтали отношений.

4. Подготовка лидеров ДОО - взрослых. Этот объект партнерских отношений до сих пор инициируется не лидерами ДиМОО, а УДОД. Благодаря инициативе УДОД в Академии последипломного образования открыта переподготовка кадров по специальности «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа», в основном, для педагогов - организаторов. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации педагогов-орга-низаторов (2 раза в год), где больший процент объема часов отводится теории и методике детского движения. В ходе курсовой подготовки всем лидерам крупных общественных организаций и объединений предоставляется трибуна, возможность участвовать в круглом столе.

Важным моментом в структуре социального партнерства являются механизмы партнерских отношений.

Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Среди выявленных механизмов можно назвать, во-первых, технологию согласования позиций. На практике инструментами реализации данной технологии являются создаваемые координационные советы, лидерские круги, штабы по координации деятельности, а также важным инструментом является договор формальных лидеров о совместной деятельности. Во-вторых, можно обозначить и технологию нормативного удержания партнерства. В республике существуют нормативные документы, закрепляющие задачи взаимодействия, сотрудничества, партнерства. К ним относятся: Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.), Государственная программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (2011 г.), Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (2011 г.), Закон Республики Беларусь «О социальном партнерстве» (1995 г.).

Можно сказать, что основной моделью партнерства ДОО и УДОД является трехуровневая модель, когда государство активно вмешивается в социальные отношения, и это влияет на гори-

зонталь и вертикаль партнерских отношений в пространстве социального воспитания.

Тем не менее, важность построения партнерских отношений диктует время, современная социокультурная и социально-экономическая ситуация. Именно разумно организованное партнерство приводит к интеграции воспитательных возможностей институтов социализации на основе понимания формирования личности ребенка как целостного процесса.

Библиографический список

1. Вульфов Б.З. Парадоксы равенства // Социокинетика: Стратегия и тактика детского движения нового века. - М., 2002. - С. 222-227.

2. Детское движение: Словарь-справочник. Изд. 2-ое, перераб. и доп. / сост. и ред. Т. В. Труха-чева, А.Г Кирпичник. - М., 2005.

3. Михайлова В.Е. Организационно-педагогические условия образовательного партнерства учреждений общего и дополнительного образования: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Омск, 2009.

4. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009.

5. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети: Проблема взаимодействия. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997.

УДК 371.4

Забелина Ольга Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

zabelinaom@mail.ru

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВРЕМЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

В статье освещаются этапы формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении. Выделена совокупность педагогических условий, позволяющих эффективно формировать этот опыт.

Ключевые слова: формирование опыта, конструктивное взаимодействие, временное объединение.

Актуальность исследования проблемы его развития оно предъявляет к личности опреде-

формирования опыта конструктивно- ленные требования, как в плане ее образователь-

. го взаимодействия старшеклассников ного, культурного уровня, так и в формировании

во временных объединениях обусловлена корен- у нее необходимого опыта социального взаимо-

ными изменениями, происходящими в современ- действия. В современных социально-экономичес-

ном российском обществе. На разных этапах сво- ких условиях успешной может быть такая лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.