УДК 37.035.6
ББК Ч448.005.22 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08
Попп Иван Александрович,
кандидат исторических наук, директор центра реализации студенческих проектов и программ УрГПУ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 227; e-mail: popp82@mail.ru.
Попп Ирина Сергеевна,
аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 148; e-mail: poppirina87@gmail.com.
Шахнович Илья Семенович,
старший преподаватель кафедры технологий социальной работы, заведующий сектором студенческих проектов центра реализации студенческих проектов и программ УрГПУ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 227; e-mail: uralstud@el.ru.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; патриотическое воспитание; историческая память; проектная деятельность; метод проектов; проекты; студенты; социальное проектирование; живая история.
АННОТАЦИЯ. Патриотическое воспитание студентов является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в вузах. В целях развития у студентов долга и ответственности перед Родиной, готовности к защите Отечества, формирования чувства любви и привязанности к семье, к своему народу и его традициям, гражданской ответственности перед обществом, развития социальной активности студентов в системе патриотического воспитания в вузах используется технология социального проектирования, позволяющая студентам самим участвовать в организации процесса своего гражданского становления. Проектная деятельность в системе патриотического воспитания образовательных организаций высшего образования предусматривает взаимодействие и социальное партнерство администрации образовательных организаций, органов государственной власти, государственных учреждений и общественных объединений. Социальное партнерство при разработке и реализации патриотических проектов придает им не только информационный, но и дея-тельностный характер, расширяет временные рамки реализации проектов и увеличивает возможности для вовлечения в проект широких масс, представляющих различные регионы Российской Федерации, что хорошо видно на примере разработанного и реализуемого с 2013 г. в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» патриотического проекта «Живая история». В статье показан практический опыт организации взаимодействия социальных партнеров с различными структурами при развитии студенческого патриотического проекта. Это способствует увеличению количества и совершенствованию средств и способов воспитания молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа.
Popp Ivan Aleksandrovich,
Candidate of History, Director of Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Popp Irina Sergeevna,
Post-graduate Student, Department of Advertising and Public Relations, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Shakhnovich Il'ya Semenovich,
Senior Lecturer of Department of Social Work Technologies, Head of the Sector of Students' Projects of the Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SOCIAL PARTNERSHIP FOR IMPLEMENTATION OF STUDENT PARIOTIC PROJECTS (BASED ON THE ALL-RUSSIAN PATRIOTIC PROJECT "LIVING HISTORY")
KEYWORDS: patriotism; patriotic education; historical memory; project approach; project-based method; project; students; social projects; living history.
ABSTRACT. Patriotic education of students is one of the priority tasks of the educational process in universities. In order to develop the students' duty and responsibility to the homeland, readiness to defend the Fatherland, to create a feeling of love and attachment to the family, to their people and traditions, to civil responsibility to society, to the development of student social activity in the system of patriotic upbringing the universities use technology of social project, allowing students themselves to participate in the organization of the process of their civil development. The project activity in the system of patriotic education of higher educational establishments provides for interaction and social partnership of the administration of the educational organization, public authorities, state institutions and public associations.Social partnership in the development and implementation of patriotic projects gives them not only informational but also activity-based scent, expands the timeframe for the implementation of projects and increases the opportunities for involving the broad audience representing different regions of the Russian Federation, which is clearly seen in the ex-
ample of the developed patriotic project "Living history" implemented in the Ural State Pedagogical University since 2013. The article shows a practical experience of interaction of the social partners with a variety of structures in the development of students' patriotic project. This helps to increase the quantity and improve the means and methods of educating of young people for whom patriotism becomes a natural and conscious personal quality, causing the need to act for the good of his country and its people.
Патриотизм — любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; высшее проявление человеческого духа.
Большой современный толковый словарь русского языка [2]
с
студенческий период характеризуется раскрытием потенциальных способностей и задатков, проявлением талантов, расширением кругозора молодых людей и является одним из самых благоприятных для профессионального обучения, воспитания, формирования социальной активности студентов, их социального становления [1]. Патриотическое воспитание студенческой молодежи является одной из важнейших задач современных вузов, так как именно в студенческие годы человек уже осознанно воспринимает и принимает для себя такие понятия, как Родина, Отечество, гражданственность, патриотизм. Поэтому патриотическое воспитание студентов является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в вузах.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].
В целях развития у студентов чувства любви к Родине, готовности к защите Отечества, формирования чувства любви и привязанности к семье, к своему народу и его традициям, гражданской ответственности перед обществом, развития социальной активности студентов в системе патриотического воспитания в вузах используется технология социального проектирования, позволяющая студентам самим участвовать в организации процесса своего гражданского становления.
Проектный подход является одним из наиболее эффективных, он сочетает как традиционные, так и инновационные элементы, оказывает формирующее воздействие на представителей подрастающего поколения, что позволяет с успехом использовать этот подход в патриотическом воспитании молодежи [6].
Использование технологии социального проектирования и проектного подхода в пат-
риотическом воспитании студенческой молодежи позволяет реализовать исследовательскую, прогностическую, информационно-образовательную и социально-преобразующую составляющие, обеспечивая инноваци-онность воспитательной деятельности [11].
Проектный подход универсален и потому может быть применим в воспитательной работе как с отдельными студентами, так и со студенческими общественными объединениями. «Он состоит в том, что вначале импульс для проекта дает актуальная общественная проблема, которая затем поддерживается конкретной молодежной инициативой, концентрируется и целевым образом проектируется. Целостное проектирование представляет собой достаточно технологизированный процесс - от определения ожидаемой эффективности до разработки и обоснования временных, финансовых, организационных, кадровых условий и механизмов» [7].
При реализации проектного подхода в образовательно-воспитательной деятельности чрезвычайно значимую роль играет взаимодействие образовательной организации и общества, целенаправленное развитие взаимоотношений с общественными объединениями, что способствует повышению качества воспитательного процесса в ходе совместной работы. Проектная деятельность в системе патриотического воспитания образовательных организаций высшего образования предусматривает взаимодействие и социальное партнерство администрации образовательной организации, органов государственной власти и государственных учреждений, общественных объединений, в первую очередь - студенческих, а также научных, творческих, спортивных, туристских и других организаций, средств массовой информации и других структур.
В современных условиях образовательные организации без социального партнерства не в состоянии обеспечить полноценное и высококачественное воспитание обучающихся, в том числе - патриотическое воспитание. Поэтому в Федеральном Законе
© Попп И. А., Попп И. С., Шахнович И. С., 2017
«Об образовании в Российской Федерации» социальное партнерство заявлено как одно из стратегических направлений модернизации российского образования [8].
Социальное партнерство в системе патриотического воспитания рассматривается как особый тип взаимодействия между субъектами воспитательного процесса, который характеризуется общими целями, ценностями, доверием, добровольностью участия и долговременностью отношений, а также взаимным признанием ответственности со стороны всех участников (партнеров) за результаты их деятельности и сотрудничества.
Социальное партнерство содействует созданию условий для социальной самореализации студентов и востребованности студенческих инициатив, а также решению следующих задач:
- установление социальной гармонии в ходе взаимодействия, ослабление социальных различий;
- создание нормативно-правового обеспечения социального партнерства;
- выстраивание индивидуальной траектории образования, удовлетворение потребностей обучающегося, в том числе и в общественной работе;
- повышение социальной, правовой защищенности студентов, оказание помощи в трудоустройстве [5].
Социальное партнерство при разработке и реализации патриотических проектов придает им не только информационный, но и де-ятельностный характер, расширяет временные рамки реализации проектов и увеличивает возможности для вовлечения в проект широких масс, представляющих различные регионы Российской Федерации, что хорошо видно на примере разработанного и реализуемого с 2013 г. в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» патриотического проекта «Живая история» [12], имеющего сегодня не только всероссийский статус, но и международное признание, а также поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации [13].
Проект «Живая история» открыт для участия в нем людей различных возрастов -от дошкольников до пенсионеров и реализуется по следующим направлениям:
- совершенствование инновационного ресурсного сайта в сети Интернет «жи-ваяистория-ургпу.рф», где в режиме онлайн проводятся всероссийские патриотические конкурсы по различной тематике с возможностями массового вовлечения молодежи через размещение, выбор и обсуждение лучших работ, причем каждый участник может на сайте проекта в автоматическом режиме получить сертификат после модерации работы;
- создание видеофильмов об участии уральцев в ключевых событиях Великой Отечественной войны и презентация этих фильмов в образовательных организациях страны);
- формирование печатных и электронных изданий с методическими рекомендациями для педагогов и организаторов воспитательной работы (по итогам конкурсов);
- проведение семинаров, круглых столов, конференций в режиме онлайн для подготовки организаторов патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях страны;
- создание методической копилки для организаторов патриотического воспитания с возможностью получения сертификатов публикаций после модерации размещенных методических разработок [4].
Инновационность проекта «Живая история» выгодно отличает его от многих других, использующих ставшие уже обыденными формы патриотического воспитания. Не случайно за короткий срок снято 6 документальных фильмов по истории Великой Отечественной войны на основе воспоминаний ветеранов-уральцев, а на сайт менее чем за два года поступило более 2600 конкурсных работ.
Социальное партнерство при реализации проекта «Живая история» осуществляется во взаимодействии Центра реализации студенческих проектов и программ УрГПУ, который является координатором проекта от университета, и таких государственных и общественных структур, как:
- Министерство образования и науки РФ;
- Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);
- ФГБОУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр);
- Комиссия по гармонизации межнациональных отношений и патриотическому воспитанию Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи;
- Общероссийское общественное движение «Всероссийский межнациональный союз молодежи»;
- Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России);
- Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;
- Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области;
- Департамент молодежной политики Свердловской области;
- ГАУ СО «Региональный центр патриотического воспитания»;
- ГАУДО СО «Дворец молодежи»;
- Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы»;
- Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана»;
- Общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»;
- Всероссийская общественная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей» (ВСКС);
- Свердловская областная общественная организация ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров;
- Свердловская областная общественная организация ветеранов «Союз ветеранов»;
- Свердловская областная общественная организация ветеранов «Союз офицеров запаса»;
- Свердловская областная общественная организация поисковых отрядов «Возвращение»;
- Свердловский региональный Фонд Г. К. Жукова;
- Курганская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны»;
- Уральский государственный военно-исторический музей;
- Муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави»;
- Екатеринбургское отделение Российского Союза писателей;
- Свердловская областная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (РСМ);
- Музей истории УрГПУ;
- Информационно-интеллектуальный центр - Научная библиотека УрГПУ;
- Организация РСМ УрГПУ;
- Свердловский областной ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций, общественных программ и инициатив «Фонд СОРЦ»;
- Студенческое общественное объединение «Гражданско-патриотический клуб УрГПУ»;
- Студенческий поисковый отряд УрГПУ «Стикс»;
- Студия цифровой полиграфии «Точка печати».
Разнообразие коммерческих и некоммерческих партнерских структур, участвующих в реализации проекта «Живая история», способствует развитию проекта и решению следующих задач:
- повышение в студенческой среде уровня патриотизма в ходе общения с ветеранами, представителями ветеранских,
поисковых объединений, историко-литературных структур;
- осознание студентами значимости сохранения исторической памяти, памяти о подвиге народа нашей страны;
- воспитание у студентов уважения к ветеранам;
- единение представителей различных поколений;
- формирование у студентов навыков заботы о представителях старшего поколения;
- активизация социальной активности студенческой молодежи в ходе проектной деятельности;
- разработка инновационных методов патриотического воспитания;
- развитие коммуникационных умений студентов в процессе общения с представителями различных государственных и общественных структур;
- формирование навыков информационно-интеллектуальной деятельности;
- формирование чувства равноправия партнеров и навыка равноправного взаимодействия (кооперативности) в процессе реализации проекта;
- формирование самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- открытости и расширения масштабов проекта;
- развития творческих способностей участников проекта;
- принятия субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
- вовлечения различных государственных и общественных структур в процесс воспитания подрастающего поколения.
В рамках реализации проекта «Живая история», например, проводятся различные конкурсы. Социальные партнеры проекта -государственные учреждения и общественные объединения - направляют своих представителей, являющихся специалистами в областях, соответствующих тематике конкурсов, в качестве экспертов и членов жюри. В таком качестве неоднократно выступали работники Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Регионального центра патриотического воспитания, сотрудники Свердловского областного отделения Российского детского фонда, Екатеринбургского отделения Российского Союза писателей, областной организации Российского Союза Молодежи и представители различных ветеранских организаций. С 2015 по 2017 гг. более 100 региональных и федеральных экспертов приняли участие в оценке конкурсных работ 19 патриотических конкурсов.
Участники молодежных, в первую очередь - студенческих, объединений (Свердловская областная общественная организация поисковых отрядов «Возвращение», Гражданско-патриотический клуб УрГПУ, организация РСМ УрГПУ, Студенческий поисковый отряд УрГПУ «Стикс») на волонтерской основе выполняют организационные функции - проводят презентации проекта в образовательных организациях во время различных массовых мероприятий; участвуют в проведении официальных мероприятий проекта и торжественных финалов конкурсов, обеспечивая оформление залов, встречу и сопровождение конкурсантов и гостей, творческие выступления и т.д.
Все партнеры предлагают свои идеи для новых конкурсов и других мероприятий проекта. В 2016 г. Свердловская областная общественная организация поисковых отрядов «Возвращение», Музей истории УрГПУ и Студенческий поисковый отряд «Стикс» выступили учредителями всероссийского конкурса научно-методических работ участников поисковых отрядов и объединений «А мы идем искать ровесников следы...», целью которого стал обмен опытом работы участников студенческих и молодежных поисковых отрядов. Информационно-интеллектуальный центр - Научная библиотека УрГПУ выступила с инициативой проведения всероссийского конкурса мультимедийных презентаций «Знать и помнить: имена геров в названиях улиц», а Свердловский региональный Фонд Г. К. Жукова вошел в организаторы всероссийского конкурса «Георгий Константинович Жуков - Маршал Победы», посвященный 120-летию со дня рождения маршала Советского Союза, четырежды Герою Советского Союза Г. К. Жукову. По итогам этих конкурсов была организована выставка лучших работ и издана книга портретов великого Маршала Победы [4].
В начале 2017 г. Свердловская областная общественная организация «Союз офицеров запаса», Екатеринбургское отделение Союза российских писателей и Муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави» запустили на сайте проекта «Живая история» традиционный региональный конкурс на лучшую молодежную творческую работу в жанре эссе «Есть такая профессия - Родину защищать!». Результаты не заставили себя ждать: если в предыдущие годы из образовательных организаций Свердловской области поступало не более 100-150 эссе, то в этом году на конкурс поступило около 400 работ [9]. Сегодня организация РСМ УрГПУ и Свердловское областное отделение Российского движения школьников предложи-
ли провести конкурс иллюстраций к книге А. Бондаренко «Юные герои Отечества» и сочинений по мотивам сюжетов книги, разработали положение о конкурсе, распространили его по образовательным организациям (школы, колледжи и техникумы, вузы). Подобная воспитательная деятельность в рамках социального партнерства способствует сохранению исторической памяти нашего народа как совокупности представлений о событиях прошлого, значимых для большинства россиян [10].
По возможности партнеры оказывают поддержку в поиске или предоставлении спонсорской помощи. Так, Студия цифровой полиграфии «Точка печати» постоянно помогает проекту, изготавливая призы и оформительские материалы для конкурсных и творческих мероприятий проекта, предоставляя их по себестоимости или безвозмездно.
Социальные партнеры содействуют продвижению проекта, организации презентаций проекта «Живая история» во время своих мероприятий. Дворец молодежи Свердловской области неоднократно выделял время для таких презентаций, включая их в программу областного фестиваля социально значимых творческих проектов «Профессионалы Урала» и областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства».
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области даже рекомендовало подведомственным образовательным организациям использовать фильмы и другие методические материалы проекта во внеучебной патриотической работе с обучающимися и в учебной деятельности (при подготовке и проведении отдельных уроков по истории России, классных часов и «уроков мужества»), что способствует профессиональному и личностному развитию педагогов, обмену опытом, расширению спектра средств обучения и воспитания [4].
Таким образом, социальное партнерство при реализации патриотического проекта «Живая история» создает социально-педагогические условия патриотического воспитания подрастающих поколений:
- обеспечение функционирования модели взаимодействия представителей различных поколений и социальных групп на основе привлечения психолого-педагогических, организационных, материально-технических ресурсов социальных партнеров проекта;
- сохранение исторической памяти нашего народа как своеобразного феномена общественного сознания, совокупности представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей той или иной общности людей;
- возможность применения в образовательной деятельности методических разработок и организации мероприятий с использованием информационной и материально-технической базы социальных партнеров проекта;
- деятельность в рамках внеучебных мероприятий с участием социальных партнеров проекта обеспечивает позитивную динамику развития личности представителей подрастающих поколений;
- взаимодействие с социальными партнерами проекта способствует формированию и развитию профессиональных компе-
тенций как студентов - будущих педагогов, так и действующего преподавательского состава образовательных организаций.
Социальное партнерство различных структур, действующих на основе единых целей, но с использованием собственных форм деятельности, способствует увеличению количества и совершенствованию средств и способов воспитания молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин А. С., Шахнович И. С. Роль студенческих общественных объединений в формировании социальной активности студентов // Образование и наука. - 2007. - N° S.
2. Большой современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - М., 2012. -Режим доступа: https://slovar.cc/rus/tolk/73917.html.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 20l5 г. Ш l493) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkHljs KAErrx2dE4q0ws.pdf.
4. Живая история. Всероссийский проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //живаяистория-ургпу.рф.
5. Захарова С. М. Социальное партнерство и качество образования // Высшее образование в России. - 20l3. - Ж3. - С. ll9-l22.
6. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 20l5. - Ж l2. - С. 2l0-2l4.
7. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/140319_Project%20of%20Strategy.pdf.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.l2.20l2 Ж 273-ФЗ (в ред. 19.12.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
9. Песни во славу России прозвучали в УрГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //uspu.ru/news/pesni-vo-slavu-rossii-prozvuchali-v-urgpu/.
10. Попп И. А., Бурова А. И. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-оринетированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. - 20l7. - Ж l. - С. l29-l34.
11. Середа В. А., Боровиков С. Ю., Попп И. А., Белоусова С. С. УрГПУ - лидер в реализации основных направлений государственной политики в сфере патриотического воспитания // Педагогическое образование в России. - 20l5. - Ж l2. - С. 2l5-2l9.
12. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» // Педагогическое образование в России. - 20l5. - Ж S. - С. ll2-ll7.
13. «Живая история» вышла на международный уровень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uspu.ru/news/zhivaya-istoriya-vyshla-na-mezhdunarodnyy-uroven/.
REFERENSES
1. Belkin A. S., Shakhnovich I. S. Rol' studencheskikh obshchestvennykh ob"edineniy v formirovanii sot-sial'noy aktivnosti studentov // Obrazovanie i nauka. - 2007. - Ж 8.
2. Bol'shoy sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Elektronnyy resurs]. - M., 2012. - Rezhim dostupa: https://slovar.cc/rus/tolk/73917.html.
3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody» (Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 20l5 g. Ж l493) [E l-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkHljsKAE rrx2dE4q0ws.pdf.
4. Zhivaya istoriya. Vserossiyskiy proekt [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //zhivayaistoriya-urgpu.rf.
5. Zakharova S. M. Sotsial'noe partnerstvo i kachestvo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. -20l3. - Ж3. - S. ll9-l22.
6. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proektnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiyskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. -да l2. - S. 210-214.
7. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/140319_Project%20of%20Strategy.pdf.
8. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.l2.20l2 Ж 273-FZ (v red. 19.12.2016) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
9. Pesni vo slavu Rossii prozvuchali v UrGPU [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //uspu.ru/news/pesni-vo-slavu-rossii-prozvuchali-v-urgpu/.
10. Popp I. A., Burova A. I. Sokhranenie istoricheskoy pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne: praktiko-orinetirovannyy podkhod (na primere realizatsii Vserossiyskogo studencheskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 1. - S. 129-134.
11. Sereda V. A., Borovikov S. Yu., Popp I. A., Belousova S. S. UrGPU - lider v realizatsii osnovnykh napravleniy gosudarstvennoy politiki v sfere patrioticheskogo vospitaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 215-219.
12. Griban I. V., Popp I. A. Ne poteryat' svyaz' pokoleniy: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoy Pobedy» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 8. - S. 112-117.
13. «Zhivaya istoriya» vyshla na mezhdunarodnyy uroven' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://uspu.ru/news/zhivaya-istoriya-vyshla-na-mezhdunarodnyy-uroven/.