Научная статья на тему 'Социальное партнерство как способ оптимизации деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи'

Социальное партнерство как способ оптимизации деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горносталев М. Д.

Статья посвящена анализу направлений деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи во взаимодействии со своими социальными партнерами, делается вывод, что любые программы, направленные как на формирование здорового образа жизни, так и на укрепление и сохранения здоровья, должны базироваться на определенных педагогических принципах и обладать четкими критериями оценки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как способ оптимизации деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи»

М. Д. Горносталев

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена анализу направлений деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи во взаимодействии со своими социальными партнерами , делается вывод, что любые программы, направленные как на формирование здорового образа жизни, так и на укрепление и сохранения здоровья, должны базироваться на определенных педагогических принципах и обладать четкими критериями оценки эффективности. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, здоровый образ жизни, культурно-досуговое учреждение, программа.

Мы считаем необходимым рассмотреть возможности культурно-досуговых учреждений в сфере взаимодействия с их социальными партнерами по формированию здорового образа жизни молодежи.

В процессе проведения исследования мы пришли к выводу, что культурно-досу-говые учреждения могут взаимодействовать со своими социальными партнерами по трем основным взаимосвязанным направлениям:

- технологическое направление (взаимосвязь в использовании материально-технической базы, в согласованности содержания, форм, методов и средств по вопросам формирования здорового образа жизни молодежи) (8, с. 110);

- социально-психологическое направление (взаимодействие в формировании системы отношения молодежи к здоровью как ценности, формировании жизненных ориентиров направленных на укрепление и сохранение здоровья) (1, с. 47);

- духовно-личностное направление (взаимодействие социальных партнеров в формировании у молодежи основных компонентов здорового образа жизни) (2, 3, 4, 6, 8, 10).

Эффективное взаимодействие не возможно без рационального и всестороннего программирования совместной деятельности культурно-досуговых учреждений и их социальных партнеров.

Программы совместных действий, по мнению ряда исследователей (3, 4, 5, 6, 7, 8, 10), должны базироваться на следующих педагогических принципах.

Принцип актуальности, который подразумевает определение целей и построение содержания программ с учетом социального заказа на сохранение и укрепление здоровья молодежи всеми имеющимися в арсенале культурно-досуговых учреждений и их социальных партнеров, силами и средствами.

Принцип научности, который предполагает усвоение участниками мероприятия, формирующего здоровый образ жизни, определенного (форматом мероприятия) объема знаний, умений и навыков по укреплению и сохранению здоровья, соответствующего уровню образовательных возможностей участников мероприятия.

Принцип системности и комплексности, который предполагает подбор содержания программ, обеспечивающего целостность понимая здоровья во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонента; а также освоение системы средств и методов его сохранения и укрепления.

Принцип интегративности, который предполагает учет многокомпонентнос-ти понятия «здоровье», многомерности понятия «здоровый образ жизни», а также интегративности наук о здоровье, то есть деятельность по формированию здорового образа жизни осуществляется с позиции системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития.

Принцип соответствия, который предполагает оптимальное сочетание элементов социальной инфраструктуры (материально-технических, социально-органи-

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИКМГУКИ январь-фераль 7(27) 2009 г.

зационных, культурно-бытовых факторов жизнедеятельности человека) и педагогической системы учреждений культурно-досуговой сферы и их социальных партнеров.

Принцип региональности, предполагающий, что содержание программного материала должно учитывать региональные природно-климатические, социальные, этнические и демографические особенности региона.

Принцип доступности, который предполагает учет особенностей физического, интеллектуального и морально-нравственного развития личности в процессе осуществления деятельности по формированию здорового образа жизни.

Любые программы, направленные как на формирование здорового образа жизни, так и на укрепление и сохранения здоровья, должны обладать четкими критериями оценки эффективности.

Такими критериями, по нашему мнению, могут служить уровни сформирован-ности здорового образа жизни у человека. В каждом уровне отражены компоненты содержания формирования здорового образа жизни - такие, как навыки, знания, умения и отношение здоровью как жизненной ценности. Развитие или дополнения одного или нескольких компонентов в процессе реализации программ, позволяет говорить об эффективности мероприятий и целенаправленности совместной деятельности по формированию здорового образа жизни у молодежи. И поэтому мы считаем, что эффективность всех программ, направленных на формирование здорового образа, жизни необходимо оценивать с позиции развития нижеперечисленных критериев и их составных частей:

1. Знания.

Содержание формирования здорового образа жизни по этому критерию должно включать в себя понимание взаимосвязи физического, психического и нравственного развития молодежи, а именно:

— знание научных фактов, понятий, теоретических положений, характеризующих сущность здоровья;

— представление о свойствах человеческого организма, проявляющихся в двигательной активности;

— знание индивидуальных особенностей своего тела;

— знание основ личной гигиены;

— представление о культуре отношений между мужчиной и женщиной;

— знание основ гигиены сексуальных отношений;

— осознание важности здоровья для полноценной жизни в обществе;

— осознание вредности антисоциальных привычек (алкоголизм, наркомания);

— знание способов профилактики отдельных заболеваний;

— знание практических способов сохранения, укрепления и развития здоровья;

— понимание личной и общественной значимости здорового образа жизни;

— знание способов организации труда и отдыха;

— знание основ рациональной организации свободного времени.

2. Умения и навыки.

Содержание формирования здорового образа жизни по данному критерию должно включать в себя умения сохранять, укреплять и развивать здоровье за счет использования практических умений и навыков, а именно:

— умение ставить цель, определять задачи и выбирать средства их достижения по физическому, психическому и нравственному совершенствованию;

— умение повышать биоэнергетический потенциал организма;

— умение рационально организовывать питание;

— умение правильно организовывать режим труда и отдыха;

— умение рационально использовать свободное время;

— умение сохранять свое здоровье, используя здоровьесберегающие технологии;

— умение оказать помощь себе и другим в экстремальных ситуациях.

3. Отношение к здоровью как жизненной ценности.

Непосредственно по данному критерию необходимо оценивать программы, развивающие потребность в сохранении здоровья (своего и окружающих), а именно:

— прививать устойчивый интерес к здоровому образу жизни;

— стремление рационально использовать свое свободное время;

— развитие потребности в рациональном питании;

— стремление соблюдать нормы сексуального поведения;

— стремление к формированию/развитию потребности в сохранении и укреплении здоровья рекреативными технологиями;

— стремление совершенствовать стиль поведения, образ жизни в целях достижения гармонии в физическом, психическом и нравственном здоровье на основе рекреативных технологий и валеологических рекомендаций;

— непринятие антисоциальных привычек: алкоголизма и наркомании;

— отказ от курения.

Указанные выше критерии можно считать общими для любых педагогических систем и рассматривать как основополагающие в частном конкретном педагогическом исследовании.

Приведенная схема достаточно полная и детализированная, в связи с чем может быть распространена на различные виды совместной деятельности по формированию здорового образа жизни молодежи.

Особенностью содержания программ по формированию здорового образа жизни предполагает дифференцированный подход, освоение техники движений, развитие двигательных качеств в процессе игровой деятельности, использование средств наглядности, предметных ориентиров; нестандартное решение задач, групповое и индивидуальное выполнение групповых задач.

Организация социально-культурной среды в формировании здорового образа жизни молодежи, в рамках вышеизложенной схемы, предполагает усилие всех заинтересованных субъектов: культурно-досуговые учреждения, школы, физкультурно-оздоровительные учреждения, общественные организации, СМИ и т.д.

Примечания

1. Белов В. И. Психология здоровья / В. И. Белов. —. СПб., 2004. - 272 с.

2. Квитков Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: автореф. дис____канд. пед. наук / Квитков; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - 18с.

3. Красноперова Н. А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента / Н. А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №6.

4. Кязимов К. Г. Социальное партнерство / К. Г. Кязимов. - М., 2008. - 271 с.

5. Либоракина М. И. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами / М. И. Либоракина, Л. С. Никонова. -М., 2001. - 72с.

6. Макаревич Е. И. Организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни: дис____кан. пед. наук / Е. И. Макаревич. - М.,

2000.

7. Марчук С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №6.

8. Новаторов В. Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / В.Е. Новаторов // Вестник Омского университета. - 2007. - №3 (109).

9. Соловьев А. В. Социальное партнерство / А. В. Соловьев. - СПб., 2007. - 336 с.

10. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.