Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/205PVN515.pdf DOI: 10.15862/205PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/205PVN515)
УДК 378.1
Прохорова Мария Петровна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=618046
Петровский Александр Михайлович
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Магистрант E-mail: [email protected]
Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования
1 603083, г. Нижний Новгород, ул. Прыгунова, д. 25, кв. 41
Аннотация. В статье раскрываются содержание и значение социального партнерства для инновационного развития системы профессионального образования в условиях его модернизации. Социальное партнерство в профессиональном образовании обеспечивает достижение общих взаимовыгодных целей субъектов социального партнерства, эффективное использование потенциалов партнеров (органов власти, предприятий и учреждений, родителей, преподавателей и др.) для развития субъектов партнерства, повышает эффективность решения проблем региональных рынков труда и занятости населения. Инновационное развитие профессионального образования в условиях социального партнерства достигается за счет обеспечения высокого уровня образовательной, научно-исследовательской, практической, международной активности всех участников образовательного процесса и направления ресурсов образовательной организации на инновационное развитие за счет постоянного мониторинга социальных потребностей, своевременного обновления содержания профессиональной подготовки, интеграции образовательной, научно-исследовательской и практической деятельности и академической мобильности. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования реализуется в направлениях информационного (выработка единых требований к качеству профессиональной подготовки и создание единых информационных баз), проектного (реализация совместных научно-образовательных, исследовательских, социальных, технологических проектов), ресурсного (совместное использование кадровых, технологических, материальных, финансовых ресурсов) взаимодействия субъектов социального партнерства.
Ключевые слова: социальное партнерство; профессиональное образование; инновационное развитие; механизм; качество образования; информационное взаимодействие; ресурсное взаимодействие; проектное взаимодействие.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/205PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/205PVN515
Ориентация современного высшего образования на реализацию компетентностного подхода и повышение качества подготовки выпускников предполагает активное взаимодействие образовательных организаций с различными социальными партнерами.
Социальное партнерство в сфере профессионального образования обеспечивает достижение общих стратегических и текущих целей субъектов социального партнерства, использование потенциалов различных субъектов рынка труда и образовательных услуг, государственных и общественных структур, других заинтересованных лиц (органов власти, предприятий и учреждений, родителей, преподавателей и др.), повышает эффективность решения проблем региональных рынков труда и занятости населения» [3, 10, 1].
Кроме того, участие образовательной организации в социальном партнерстве выступает условием качественной реализации образовательных программ, поскольку формирование большинства профессиональных компетенций будущих специалистов невозможно без активного взаимодействия предприятиями-работодателями.
Партнёрство в общем смысле определяется как системы сотрудничества, основанные на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающими понимание, совместную работу и совместно принятые планы [10]. В соответствии с этим определением, социальное партнерство можно рассматривать в широком смысле как совместную открытую взаимовыгодную деятельность социальных элементов.
Социальное партнерство как «совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками образовательного взаимодействия эффектам...» обозначено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025.
Таким образом, социальное партнерство в системе образования можно рассматривать как механизм открытого взаимодействия между образовательными организациями и субъектами социальных и профессиональных отношений, направленное на достижение общих целей и разделяемых всеми участниками партнерства эффектов.
Социальное партнерство, реализуемое в системе образования, обладает следующими основными характеристиками:
1. Наличие двух или многосторонних открытых соглашений о совместной деятельности;
2. Реализация совместной деятельности по достижению образовательных и иных целей участников социального партнерства;
3. Интеграция различных видов ресурсов для достижения общих целей;
4. Получение позитивных эффектов каждым участником социального партнерства.
Социальное партнерство в профессиональном образовании можно определить как механизм реализации права граждан на образование, представляющий собой систему взаимоотношений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и их представителей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов власти, работодателей и их объединений, направленных на обеспечение согласования интересов участников отношений в сфере образования по вопросам повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции выпускников на рынке труда [2, С. 2897].
Содержанием (предметом) социального партнерства в сфере профессионального образования выступает его качество, критерии которого вырабатываются согласованными действиями субъектов взаимодействия. К содержанию взаимодействия как компоненту социального партнерства можно отнести, прежде всего: формирование образовательного (социального) заказа, обеспечение доступности для обучающихся различных видов современных производственно-технических устройств и технологий, получение необходимой информации, дифференцированное обучение обучающихся, что позволяет учитывать индивидуальные требования и запросы тех или иных рыночных структур [8, С. 32].
Социальное партнерство реализуются в виде двух- и многосторонних договоров, и предполагает наличие системы социальных гарантий для всех участников социального партнёрства [4].
Механизмами регулирования отношений между социальными партнёрами выступает система социальных норм и правил, а также процедур их реализации; система нормативов, на основе которых оценивается эффективность связей; система социального контроля за соблюдением установленных правил [4].
В зависимости от вида деятельности субъектов социального партнерства, социальное партнерство в профессиональном образовании можно дифференцировать на партнерство на уровне органов власти, осуществляющих управление в сфере образования и занятости, и партнерство на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2].
Первый вид социального партнерства в профессиональном образовании на федеральном уровне (федеральные органы государственной власти в сфере образования, труда и занятости и др.) реализуется с целью реализации государственной образовательной политики и обеспечения занятости населения в соответствии с выбранными направлениями социально-экономического развития государства.
На региональном уровне субъектами социального партнерства выступают органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, труда и занятости населения, объединения работодателей и пр. Их задачей становится согласование объемов и структуры подготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда и социально-экономической сферы региона. Для этого субъекты социального партнерства:
• формируют нормативно-правовую базу в сфере образования, труда и занятости;
• реализуют региональную политику в сфере образования, труда и занятости;
• проводят мониторинг состояния регионального рынка труда и состояния системы образования в регионе и прогнозируют потребность в профессиональных кадрах.
На муниципальном уровне основными субъектами социального партнерства в профессиональном образовании выступают органы местного самоуправления, территориальные подразделения или подведомственные учреждения органов власти субъекта РФ в сфере образования, труда и занятости населения, предприятия-работодатели, общественные и религиозные организации. На данном уровне социального партнерства осуществляется решений вопросов местного значения в сфере образования, труда и занятости; также проводится мониторинг рынка труда и составляется прогноз потребности в профессиональных кадрах.
На уровне образовательных организаций субъектами социального партнерства в профессиональном образовании являются различные образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся и их родители, работодатели. Их взаимодействие на
данном уровне направлено обеспечение доступа к качественному профессиональному образованию, на повышение качества профессиональной подготовки через обновление содержания образования и применения современных технологий обучения, удовлетворение потребностей в кадрах конкретных работодателей [2].
Анализ видов и задач социального партнерства в профессиональном образовании позволяет рассматривать его как механизм инновационного развития системы профессионального образования, обеспечивающий согласование и эффективное выполнение социального заказа на профессиональные кадры на всех уровнях.
Отметим, что под механизмом инновационного развития профессионального образования мы понимаем совокупность закрепленных отношений, норм, способов деятельности и процедур, обеспечивающих реализацию инновационных программ профессиональной подготовки [7].
Инновационное развитие профессионального образования связано с:
• процессами создания и распространения педагогических новшеств и новшеств в области производства, науки, технологий;
• модернизацией образовательной системы в соответствии с целями и задачами инновационной стратегии государства;
• совершенствованием компонентов и структур образовательной системы;
• развитием путей, способов, форм интеграции профессионального образования с научными и производственными структурами;
• развитием преемственности и непрерывности различных уровней профессионального образования;
• созданием единой образовательной и информационной среды образовательной организации и региона [6, С. 5].
Механизм инновационного развития образования обеспечивает высокий уровень образовательной, научно-исследовательской, практической, международной активности всех участников образовательного процесса и позволяет направлять ресурсы образовательной организации на инновационное развитие за счет постоянного мониторинга социальных потребностей, своевременного обновления содержания профессиональной подготовки, интеграции образовательной, научно-исследовательской и практической деятельности и академической мобильности.
Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования реализуется в следующих направлениях:
1. Информационное взаимодействие субъектов социального партнерства, направленное на комплексное изучение потребностей регионам в подготовке специалистов и требований к качеству их подготовки, разработку единых подходов, норм, способов достижения целей социального партнерства, формирование необходимых для совместной деятельности информационных баз.
Развитое информационное взаимодействие в условиях социального партнерства создает следующие возможности для инновационного развития профессионального образования:
• формирование систем мониторинга потребностей регионального рынка труда для поддержания актуальной структуры подготовки профессиональных кадров;
• развитие качественно новой системы учета требований к качеству подготовки выпускников. Это реализуется в непосредственном участии работодателей в формировании компетенций выпускников и в итоговой оценке качества профессиональной подготовки;
• разработка содержания профессионального образования (от составления компетентностно-ориентированных учебных планов и рабочих программ дисциплин до фондов оценочных средств результатов обучения);
• участие предприятий-работодателей в совершенствовании организации образовательного процесса, в проведении квалификационных испытаний и итоговой аттестации учащихся;
• развитие профессиональной ориентации абитуриентов и профессионального консультирования выпускников [5, С. 70].
2. Проектное взаимодействие субъектов социального партнерства, обеспечивающее реализацию совместных взаимовыгодных проектов. Совместная проектная деятельность учреждений профессионального образования с другими субъектами социального партнерства может осуществляться в следующих формах:
• проекты научно-исследовательского, социального, технологического характера, направленные на совершенствование различных видов деятельности субъектов социального партнерства;
• организация производственной и других видов практик студентов на взаимовыгодных условиях;
• повышение квалификации, переподготовка и целевая подготовка специалистов;
• создание системы трудоустройства выпускников [9].
3. Ресурсное взаимодействие субъектов социального партнерства, основанное на эффективном использовании кадровых, технологических, материальных, финансовых ресурсов для достижения целей социального партнерства. Для обеспечения инновационного развития образовательные учреждения могут использовать следующие ресурсные возможности социальных партнеров:
• доступ преподавателей и студентов к современному оборудованию, производственным технологиям в форме стажировок;
• обеспечение образовательного процесса, особенно практического обучения, необходимыми материалами;
• развитие материально-технической базы образовательных организаций;
• материальная поддержка исследовательской и проектной активности работников образовательных организаций и студентов.
Таким образом, можно утверждать, что социальное партнерство в профессиональном образовании выступает как источником возможностей для инновационного развития, так и механизмом необходимых для такого развития взаимодействий. Посредством социального партнерства учреждения профессионального образования обеспечивают обновление содержания профессиональной подготовки, реализуют эффективное практическое обучения, осуществляют взаимовыгодную проектную деятельность, развивают материально-техническую базу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеева А.Е. Социальное партнерство как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей // Среднее профессиональное образование. - 2013. - С. 1-3.
2. Задорина М.А., Тесленко И.В. Реализация социального партнерства в профессиональном образовании в свердловской области: проблемы и перспективы регулирования // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2. -С. 2895-2899.
3. Захарова М.С. Социальное партнерство и качество образования // Социология образования. - 2013. - №3. - С. 119-122.
4. Маркова С.М. Социальное партнёрство в вузе / С.М. Маркова, Е.П. Седых, Т.С. Юртаева. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. - 312 с.
5. Прохорова М.П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - №1. - С. 68-72.
6. Прохорова М.П. Инновационные процессы профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. - 2011. - №5. - С. 4-6.
7. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат дисс. ... к.п.н. Нижний Новгород, 2004. - 23 с.
8. Рашидова А.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: вестник Герценовского университета. - 2012. - №2. - С. 31-33.
9. Седых Е.П. Инновационный проект "Разработка модели социального партнерства в инновационной среде университета". Методические рекомендации. - Н. Новгород, 2008. - 155 с.
10. Щербакова А.И. Социальное партнерство: основы организации и перспективы развития // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - №4. -С. 210-215.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Prokhorova Maria Petrovna
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]
Petrovsky Alexander Mikhaylovich
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]
Development of methodical maintenance of innovative training of teachers in higher education institution
Abstract. In article the contents and value of social partnership for innovative development of system of professional education in the conditions of its modernization reveal. The social partnership in professional education provides achievement of the common mutually advantageous goals of subjects of social partnership, effective use of potentials of partners (authorities, the enterprises and institutions, parents, teachers, etc.) for development of subjects of partnership, increases efficiency of the solution of problems of regional labor markets and employment of the population. Innovative development of professional education in the conditions of social partnership is reached due to ensuring high level of educational, research, practical, international activity of all participants of educational process and the direction of resources of the educational organization on innovative development due to continuous monitoring of social requirements, timely updating of the content of vocational training, integration of educational, research and practical activities and the academic mobility. The social partnership as the mechanism of innovative development of professional education is realized in the directions information (development of uniform requirements to quality of vocational training and creation of uniform information bases), design (implementation of joint scientific and educational, research, social, technological projects), resource (sharing of personnel, technological, material, financial resources) interactions of subjects of social partnership.
Keywords: social partnership; professional education; innovative development; mechanism; quality of education; information exchange; resource interaction; design interaction.
REFERENCES
1. Eliseeva A.E. Sotsial'noe partnerstvo kak sostavlyayushchaya professional'noy podgotovki studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2013. - S. 1-3.
2. Zadorina M.A., Teslenko I.V. Realizatsiya sotsial'nogo partnerstva v professional'nom obrazovanii v sverdlovskoy oblasti: problemy i perspektivy regulirovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - №2. - S. 2895-2899.
3. Zakharova M.S. Sotsial'noe partnerstvo i kachestvo obrazovaniya // Sotsiologiya obrazovaniya. - 2013. - №3. - S. 119-122.
4. Markova S.M. Sotsial'noe partnerstvo v vuze / S.M. Markova, E.P. Sedykh, T S. Yurtaeva. - N. Novgorod: Izd-vo VGIPU, 2009. - 312 s.
5. Prokhorova M.P. Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga professional'nogo obucheniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. - 2008. - T. 14. - №1. - S. 68-72.
6. Prokhorova M.P. Innovatsionnye protsessy professional'no-pedagogicheskom obrazovanii // Nauka i shkola. - 2011. - №5. - S. 4-6.
7. Prokhorova M.P. Podgotovka pedagogov professional'nogo obucheniya k innovatsionnoy deyatel'nosti v vuze: avtoreferat diss. ... k.p.n. Nizhniy Novgorod, 2004. - 23 s.
8. Rashidova A.I. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom obrazovanii // Universum: vestnik Gertsenovskogo universiteta. - 2012. - №2. - S. 31-33.
9. Sedykh E.P. Innovatsionnyy proekt "Razrabotka modeli sotsial'nogo partnerstva v innovatsionnoy srede universiteta". Metodicheskie rekomendatsii. - N. Novgorod, 2008. - 155 s.
10. Shcherbakova A.I. Sotsial'noe partnerstvo: osnovy organizatsii i perspektivy razvitiya // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. - 2012. - №4. - S. 210-215.