А.В. ЯКУШИН
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание подрастающего поколения, создание условий для социального становления молодежи является одной из важнейших функций государства. Особую значимость ее реализация приобретает на современном этапе общественного развития, характеризующемся переоценкой ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта молодых людей. Приобщение их к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам . В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
С целью разрешения назревших проблем были разработаны и утверждены Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг., Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 гг.». Значительное внимание вопросам воспитания уделено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Реализация перечисленных программ способствовала обновлению содержания и способов организации воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов; созданию воспитательных систем; укреплению сотрудничества ученых, методистов и практиков в осмыслении и решении проблем воспитательной деятельности; поиску форм и способов взаимодействия учреждений образования и церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи; консолидации всех социальных институтов, общественных организаций в вопросах воспитания на основе заключения соглашений, разработки планов совместной работы.
Вместе с тем в области воспитания детей и молодежи остается много нерешенных проблем. Основные из них были представлены в выступлении министра образования и науки РФ А. Фурсенко (08.02.2006). Он отметил, что современная российская молодежь - это фактически первое поколение, выросшее в постсоветской России. Оно росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, в условиях стремительной социально-экономической трансформации общества. В результате - современному молодому поколению не хватает долгосрочных амбиций и глобальных целей, в сознании и поведении молодых людей личный успех не связывается с развитием страны.
В последние пятнадцать лет государство практически не проводило последовательную политику на федеральном уровне в отношении молодежи. Главным инструментом молодежной политики была президентская (с 2000 г. - федеральная целевая) программа «Молодёжь России». За последние пять лет на ее реализацию было затрачено из федерального бюджета менее 400 млн руб. В среднем это - чуть более 2,5 руб. на одного молодого человека в год. Многие вопросы успешно решались и решаются на местах. Но в одних регионах на работу с молодежью выделяются значительные средства, принимаются масштабные меры, в других - нет не только денег, но и технологий, и специалистов по работе с молодежью. Необходимость объединяющего начала, своего рода «стандарта», стратегических инициатив в отношении молодежи на общегосударственном уровне очевидна и поддерживается практически всеми регионами,
молодежными общественными объединениями. Государство и общество в целом приходят к пониманию первостепенной значимости воспитания подрастающего поколения как условия дальнейшего развития страны.
Современная стратегия создания и развития региональной системы воспитания молодежи в соответствии с Концепцией модернизации российского образования должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании молодых граждан; расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность и т.д.
В условиях модернизации российского образования социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности, средством формирования кадровой политики в отрасли, включая вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Социальное партнерство понимается как способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия. Главная задача социального партнерства не в сглаживании различий в интересах, а в проведении на основе учета интересов сторон согласованной политики, которая бы путем взаимных уступок способствовала принятию взаимоприемлемых решений.
К настоящему времени мировое сообщество накопило значительный опыт регулирования социального взаимодействия конфликтного характера «мирным путем» (путем партнерства участников этого взаимодействия). Как отмечает Г.Ю. Се-мыгин, «достижением сегодняшнего дня является осознание того факта, что в широком понимании именно партнерство как баланс интересов, достигаемый сторонами социального взаимодействия на основе компромисса, является наиболее действенным условием для достижения в обществе стабильности и процветания» [1].
Исторически идея партнерского типа общественных отношений сформировалась и развивалась, прежде всего, в производственной сфере, где противоречия между трудом и капиталом постоянно выливались в конфликты, забастовки, что не способствовало наращиванию темпов производства. Научно-техническая революция внесла существенные изменения как в социальную структуру западного общества, так и в социально-психологические отношения между участниками производственного процесса, значительно усилив роль последних в повышении производительности труда и управленческой деятельности. Это способствовало формированию новой идеологии - идеологии социального партнерства и ее институционального оформления.
Социальное партнерство как новый тип взаимодействия социальных сил возникает как общественная необходимость и потребность лишь на определенных этапах индустриального и постиндустриального развития общества. Дифференциация общества и усиление конфликтов неизбежно требуют перехода к партнерским отношениям, сотрудничеству, расширения области применения нового типа взаимодействия. В настоящее время представляется возможным и необходимым распространить действие социального диалога на сферы здравоохранения, культуры, образования и воспитания молодежи.
В этой связи имеет смысл говорить о создании региональной системы воспитания молодежи, разработке социокультурных и педагогических технологий привлечения всех сил общества к созданию условий для социального становле-
ния личности молодых людей. Региональная система воспитания является специфическим социальным комплексом, охватывающим разнообразные воспитательные системы, функционирующие в регионе. Частью региональной системы воспитания является система образования, включающая совокупность взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием. Управление развитием воспитательной системы предполагает внедрение механизмов социального диалога (партнерства) во все ее компоненты. Однако в настоящее время социальное партнерство осуществляется преимущественно в сфере образования.
Такая практика действует в секторе образования стран Западной Европы, особенно в области профессиональной подготовки и повышения квалификации. Социальный диалог между сферами образования и труда в Западной Европе приобретает все большую важность и развивается во взаимосвязи между его национальными и общеевропейскими нормами. Основные направления европейского социального диалога в системе образования включают такие аспекты, как финансирование, стандартизация, оценка качества, аккредитация, сертификация, оптимизация, а также образование обучающихся.
В западноевропейских странах социальный диалог призван разрешить следующие проблемы:
- развитие начального, среднего и высшего профессионального образования как опережающего фактора для политики адаптации к процессам преобразований в экономике и обществе, развития кадров, благосостояния отдельного индивида;
- разработка системы поддержки непрерывного обучения (повышения квалификации) работающих;
- вовлечение партнеров по социальному диалогу в процесс обсуждения оценки развития учебных программ;
- усовершенствование переподготовки преподавателей в системе среднего профессионального образования и др.
Определенный интерес представляет опыт Германии, в которой одним из важнейших источников действующего трудового права выступает договорное право, т.е. право, созданное на основе государственных полномочий автономно через совместное соглашение - тарифный договор и производственные соглашения. Сторонами тарифного договора являются профсоюзы, отдельный работодатель, а также объединения работодателей. Заключать тарифные договоры со стороны трудящихся могут только профсоюзы. Предметом тарифных договоров (соглашений) могут быть все условия труда, например, заработная плата, продолжительность рабочей недели, отпуска, вопросы занятости и др.
В случае заключения такого соглашения стороны берут на себя обязательство разрешать возникающие конфликты только мирным путем. Отказ от возникших тарифных прав и обязанностей возможен при одобрении сторонами мирового соглашения, а лишение тарифных прав исключено как таковое.
Действие тарифного договора не прекращается сразу же по истечении его срока или расторжения, а пролонгируется до тех пор, пока не вступает в силу новое тарифное соглашение. Таким образом, именно тарифные договоры составляют сердцевину немецкой модели социального партнерства.
Сопоставление путей развития социального партнерства в образовательной сфере в России и на Западе позволяет отметить ряд особенностей.
В международной практике наиболее часто используются термины «социальные партнеры», «социальный диалог». Термин «социальное партнерство» используется гораздо реже и подразумевает применение определенной процедуры (процесс переговоров и консультаций) и оформление результатов этих пе-
реговоров в виде документов, фиксирующих баланс интересов социальных партнеров по определению условий и организации труда. Поскольку достижение такого баланса интересов является сложным и довольно неустойчивым процессом, на Западе этот термин используется редко.
В странах Западной Европы элементы социального партнерства стали неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений в результате длительной эволюции. На смену конфронтации труда и капитала постепенно пришло соревнование, а затем и социальный диалог сторон. Этот диалог стал необходимым компонентом социального мира и экономического процветания. Важно, что необходимость постоянного и плодотворного диалога признается не только на уровне государств, но и организаций.
В России же социальное партнерство стало формироваться сверху как один из элементов социально-экономической модернизации, повторяющий западный опыт становления рыночной экономики, без учета специфики страны и ее особенностей. Правовая база структуры социального диалога начала складываться до формирования объединений самих социальных партнеров.
Социальное партнерство способствует формированию необходимых условий, при которых создается реальный механизм функционирования институтов гражданского общества, предоставляется возможность регулировать, предотвращать или разрешать социальные конфликты, формировать социальный мир и согласие в обществе, развивать и углублять демократию, утверждать цивилизованные формы социально-трудовых отношений, в том числе и в сфере образования.
В сложившихся условиях важным является разрешение проблем определения правил взаимодействия сторон социального диалога, роли государства в социальном партнерстве, перспектив ее изменения, трансформации роли государства - от государственной опеки к положению гаранта законности и стабильности.
Сдерживающими факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования являются неполная правовая база, которая не обеспечивает эффективное развитие структуры социального партнерства в отрасли, а также чрезвычайно медленное становление представительных органов работодателей в отрасли.
Изменение структуры собственности в системе образования, незавершенный процесс ее реформирования, изменение места и роли государства в регулировании вопросов образования - все это определяет специфику регулирования социально-трудовых отношений в отрасли, а именно:
- формирование социального диалога происходит одновременно с формированием его субъектов, но при отсутствии до настоящего времени объединений работодателей в отрасли;
- реальный уровень охвата трудовых отношений различными формами договорного регулирования недостаточен (это касается в первую очередь коллективных договоров), несмотря на то, что формально сложилась система соглашений в отрасли (отраслевые, региональные, территориальные);
- отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли, неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и требованиями рынка труда и др.
Все эти проблемы развития социального партнерства в отрасли требуют осмысления и коллективных усилий по их разрешению. Достаточно успешно они решаются в Чувашской Республике.
14 марта т.г. Госсовет Чувашии принял республиканский закон «О социальном партнерстве». Документ устанавливает правовые основы и порядок функционирования системы социального партнерства в Чувашской Республике и призван содействовать многоуровневому договорному регулированию социаль-
но-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также достижению общественного согласия. Согласно закону система социального партнерства включает четыре уровня - республиканский, муниципальный, отраслевой и уровень организаций. Социальное партнерство осуществляется в формах коллективных переговоров, взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организаций и др. Также определяется порядок создания трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на разных уровнях.
Следует отметить, что в Чувашии уже имеется опыт реализации социального партнерства в различных сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования. В соответствии с первым законом о социальном партнерстве, который был разработан и принят в 1995 г., неоднократно проходили заседания Делового клуба Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики с участием представителей органов власти, учебных заведений, руководителей предприятий и отраслевых ассоциаций. На этих заседаниях обсуждались проблемы регулирования рынка квалифицированного труда, обеспечения кадрами отраслей экономики Чувашии и роль социального партнерства в развитии системы общего и профессионального образования.
В Чувашии, как в целом и по России, рынок труда испытывает нехватку квалифицированных кадров рабочих специальностей. Сохраняются нерыночные отношения и устаревшие способы и методы государственного управления системой профессионального образования. Практически отсутствует институт базовых предприятий. Ощущается острая нехватка средств для модернизации учебно-производственного оборудования. Избыточное производство выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования и связанный с этим низкий уровень их трудоустройства ведут к расходованию значительных средств, выделяемых из государственного бюджета на подготовку кадров, не востребованных рынком труда.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики осуществляет целенаправленную работу по усилению своего влияния на процесс регулирования рынка квалифицированного труда. Правлением ТПП разработаны меры по участию членских организаций палаты и деловой общественности Чувашии в реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г., а также Республиканской программы реформы системы образования.
Представители Торгово-промышленной палаты работают в республиканской и муниципальной трехсторонних комиссиях по регулированию социальнотрудовых отношений, используя в этих целях потенциал созданных при палате общественных формирований: Комитета по профессиональному образованию, Ассоциации учебных заведений профессионального образования, а также 16 отраслевых ассоциаций.
Традиционными формами работы ТПП стали круглые столы, семинары и совещания по проблематике, связанной с подготовкой кадров. Широкий резонанс, например, имело заседание Делового клуба ТПП на тему «Состояние рынка квалифицированного труда. В чем нуждается и что может сделать бизнес, работодатель?». По итогам совещания были приняты следующие рекомендации:
- органам государственной власти рассмотреть предложения по введению порядка взаимодействия органов государственной власти и самоуправления, объединений работодателей и учреждений профессионального образования по подготовке кадров для отраслей экономики Чувашской Республики;
- объединениям работодателей инициировать создание и организацию деятельности консультативных и попечительских советов по решению проблем
подготовки кадров для отраслей экономики с участием образовательных учреждений, органов управления образованием, службы занятости, работодателей и профсоюзов; участвовать в формировании заказа на подготовку кадров для отраслей экономики Чувашской Республики; принимать участие в разработке квалификационных требований рынка труда и итоговой аттестации выпускников учреждений ПО;
- учреждениям профессионального образования активизировать работу по совершенствованию системы социального партнерства в системе профессионального образования за счет развития механизмов договорных отношений; способствовать восстановлению механизма взаимодействия профессиональных учебных заведений и производственной сферы через институт «базовых» предприятий; проводить совместную с Советом по профориентационной работе и профдиагностике работу по учету индивидуальных запросов учащихся;
- Торгово-промышленной палате Чувашской Республики ежегодно информировать заинтересованные стороны о текущем состоянии регионального рынка труда и образовательных услуг; освещать в средствах массовой информации вопросы развития профессионального образования и социального партнерства.
В рамках социального партнерства создается механизм, обеспечивающий формирование регионального заказа на подготовку специалистов. В процессе мониторинга состояния рынка труда были выявлены отрасли, испытывающие серьезные затруднения с заполнением вакансий. На основе полученных результатов был подготовлен прогноз потребностей предприятий республики в рабочих кадрах на 2005-2015 гг. Таким образом, учреждения начального профессионального образования получили соответствующие ориентиры в формировании кадрового потенциала, а Министерством образования и молодежной политики Чувашии был определен заказ на подготовку кадров, финансируемый из бюджета республики. В целях ликвидации дублирования профилей подготовки была проведена оптимизация перечня профессий, по которым в республике ведется подготовка кадров. В результате был сокращен и ликвидирован выпуск кадров по 20 специальностям.
Значительное внимание ТПП уделяет решению комплекса проблем, связанных с повышением качества профессиональной подготовки кадров. Важнейшее значение придается развитию механизма договорных отношений в деле организации производственного обучения и практики учащихся, стажировки и повышения квалификации преподавателей, оказания предпринимателям информационно-консалтинговых и маркетинговых услуг. Результативность усилий на этих направлениях стала особенно ощутимой в 2005 г., когда 67% учащихся учреждений профессионального образования республики обучалось на основании договоров, заключенных с работодателями.
Важным направлением деятельности ТПП является профориентация учащихся общеобразовательных школ. По инициативе и при финансовой поддержке палаты организован выпуск сборника профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования республики, а также сборников профессий и специальностей, востребованных работодателями с указанием конкретных предприятий и изложением требований, предъявляемых работодателями к своим потенциальным сотрудникам.
В то же время в работе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики по содействию регулированию рынка труда еще не все резервы и возможности используются с должной последовательностью и результативностью. Палата еще недостаточно активно участвует в корректировке и усовершенствовании программ профессионального образования, в подготовке новых образова-
тельных стандартов и непосредственной связанной с этим экспертной деятельности. Не в полной мере используются существующие предпосылки для совместного участия палаты, коммерческих организаций и учебных заведений в реализации социальных и образовательных проектов, проведении конкурсов и выставочно-ярмарочных мероприятий. Отсутствует продуманная политика по направлению в ведущие вузы страны и республики наиболее одаренной и перспективной молодежи, которая совместно с привлекаемыми в регион специалистами высокой квалификации могла бы стать кадровым костяком для потенциальных научнопроизводственных и технико-внедренческих зон на территории Чувашии.
В настоящее время ТПП завершила подготовку очередного аналитического доклада «Анализ рынка труда и образовательных услуг. Прогноз потребности в кадрах в отраслях экономики Чувашской Республики». Использование содержащейся в нем информации, выводов и рекомендация позволит учреждениям профессионального образования более оперативно реагировать на постоянно возрастающие требования работодателей и быстро меняющуюся конъюнктуру спроса на высококвалифицированные, творчески мыслящие и действующие кадры.
Анализ имеющегося опыта убеждает в том, что социальный диалог может стать не только средством обновления качества образования и его содержания, но и действенным фактором развития системы воспитания молодежи как на федеральном, так и региональном уровнях. Дальнейшее развитие системы социального партнерства в области образования требует развития механизмов партнерских отношений, включающих способы, процедуры, формы, методы взаимодействия, организационно-функциональные структуры и систему контроля выполнения принятых договоров и соглашений. Общая стратегия социального партнерства состоит в том, чтобы на основе учета, согласования и защиты интересов различных социально-профессиональных групп, слоев, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую политику в сфере воспитания на уровне отраслей, городов и районов, а также отдельных предприятий и организаций.
Литература
1. Семыгин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. С. 16.
ЯКУШИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1976 г. Окончил Юридический институт МВД РФ. Кандидат педагогических наук, доцент. Начальник управления молодежной политики Министерства образования Чувашской Республики. Автор 2 монографий, 30 научных статей в области правового образования населения.