Право и общество
УДК 2-74 © О. К. Шиманская, Е. Г. Матина, 2014
Социальное партнерство государства и религиозных организаций в современной России:
** 1
методология, подходы, правовой аспект 1
О. К. Шиманская, Е. Г. Матина
В статье с опорой на международные стандарты соблюдения принципов свободы совести рассматриваются проблемы правового регулирования социального служения религиозных организаций в России, связанные со становлением кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Анализируются формы взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в решении социальных проблем, помощи группам риска, каритативной деятельности и поддержке духовно-нравственных и патриотических образовательных программ.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, свобода совести, социальное служение, право.
Методология социального партнерства государства и религиозных организаций в современной России обусловлена международными принципами прав человека, стандартами свободы совести и религиозной свободы, а также российским законодательством. На основе ст. 55 Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека 1948 г. 2 Организацией Объединенный Наций приняты документы, обязательные для исполнения: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. 3 и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г. 4 В СССР был принят закон от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» 5, затем появился Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» 6, после чего религиозные объединения стали полноправными субъектами права. Государство максимально дистанцировалось от вмешательства в религиозную сферу, предоставив полную свободу действий религиозным организациям.
Конституция 1993 г. характеризует Российскую Федерацию как светское государство. Провозглашается принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом.
Статьей 28 Конституции гражданам гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Образование объявляется светским. Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. № 125-ФЗ 7 вызвал общественную дискуссию. По мнению критиков, он носит компромиссный и противоречий характер. Уязвимые места: смешение понятий «свобода совести» и «свобода вероисповеданий», выделение в преамбуле закона традиционных религий, что дает исполнительной власти почву для злоупотреблений. Но, несмотря на недостатки, закон создал нормативно-правовую базу, упорядочившую государственно-конфессиональные отношения. Однако не было предусмотрено правовых форм деятельности религиозных организаций за пределами их религиозно-культовой практики в таких сферах, как социальная и образовательная. На момент принятия закона ни законодатель, ни религиозные организации не могли предвидеть увеличение роли религиозных институтов в социальной сфере, вос-
требованности диаконической и каритативной деятельности.
Современные исследователи Р. Подопригора, К. Дурэм, В. Хоффман, К. Шлайх, Е. Мирошникова предлагают трехчленную классификацию направлений государственной политики в вопросах взаимодействия с религиозными организациями и институционального выражения социальной роли религии:
1) модель идентификации, или государственная религия;
2) модель радикального отделения (американская модель);
3) плюралистическая модель, модель нейтралитета, или кооперационная модель (европейская модель) 8.
Россия, провозгласив отделительную модель государственно-церковных отношений, реализует, по сути, кооперационную модель, которая на основе принципа отделения при отсутствии государственной религии обеспечивает легитимное сотрудничество государства с религиозными организациями. Ее основные принципы: мировоззренческого нейтралитета государства; толерантности; паритета.
Нейтралитет характеризуется невмешательством и неидентификацией государства по отношению к религиозным или философским учениям. Государство может издавать законы, касающиеся также и религиозных организаций, но не вправе вмешиваться в их внутреннюю жизнь; может проявлять интерес к деятельности церкви и ей содействовать, но не должно считать эту деятельность непосредственно государственной. Власти обязаны заботится о том, чтобы гражданам из-за принадлежности или непринадлежности к какому-то убеждению или мировоззрению не был причинен ущерб, поэтому нейтралитет неразрывно связан с принципом паритета.
Паритет предполагает равенство в деятельности людей различных убеждений, особенно в области гражданских прав и допуска к государственной службе. Однако равенство следует понимать как равенство в шансах, так как каждая религиозная организация обладает разными возможностями в силу своих особенностей: вероисповедных, организационных, финансовых и т. д. Государство не может отказывать какому-то религиозному объединению в определенных действиях, если таковые разрешены другим.
Важнейший принцип кооперационной модели — толерантность. Там, где свобода религий и убеждений выходит за рамки внутреннего мира и включается в общественную жизнь, возникает необходимость толерантности. Это касается и межличностных отношений граждан, и мирного сосуществования различных религиозных и ми-
ровоззренческих организаций в рамках единого государственного пространства. В настоящее время, когда возникли серьезные трудности в соблюдении баланса между принципами демократии, правами человека, свободой совести и религии, с одной стороны, а также сохранением национальной культуры, этнической и религиозной идентичности — с другой, принцип толерантности приобретает все большую актуальность.
Указанная модель предполагает идеальное воплощение принципов государственно-конфессиональных отношений. И те и другие являются исторически обусловленными и динамично развивающимися, что порождает новые актуальные вопросы.
Социологическое исследование А. В. Громовой по социальному партнерству показало, что государству следует решать социальные проблемы страны совместно с религиозными организациями (данный ответ выбрали 62,9% опрошенных). Респонденты убеждены, что президент должен одинаково относиться ко всем религиям и соблюдать принцип отделения религии от государства. Идеальная модель взаимоотношений государства и религиозных организаций возможна лишь тогда, когда религия и политика взаимодействуют только при решении социальных проблем. Такое мнение выразила большая часть респондентов (51,1%). Среди основных сфер, в которых следует участвовать религиозным организациям, указали: мораль/нравственность (36,9%), благотворительность (26,1%), реабилитацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (24,4%), культуру (17%) 9.
Процесс становления кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений сопряжен с рядом проблем. Острее всего они проявляются при взаимодействии религиозных организаций и государства в области социального служения церквей и социального партнерства. Под социальным партнерством мы понимаем систему взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций, направленную на решение социально значимых проблем.
Публичный статус религии определяется не только международными нормами и национальным законодательством, но и: 1) историческими традициями, присущими тем или иным цивилизациям, государствам и регионам; 2) этапом социально-экономического развития, переживаемым страной, общей ориентацией государства в социальной сфере, утвердившимся политическим режимом; 3) процессами секуляризации и десекуляризации, затронувшими общество и культуру.
Начало оформлению правовой базы социального партнерства между государством и религиозными организациями положено распоряжениями
и рекомендациями Президента РФ как главы государства. Среди первых мероприятий федеральной власти — создание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (распоряжение Президента РФ от 24 апреля 1995 г. № 192-рп 1 0). Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. Функции Совета: обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями; анализ материалов и рекомендации по вопросам политики в области взаимоотношений государства и религиозных объединений (проекты федеральных законов, указов Президента, иных нормативных правовых актов). Заседания Совета проводятся не реже одного раза в полугодие. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Управление Президента РФ по внутренней политике.
На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ 4 июля 2012 г. были рассмотрены вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере работы с осужденными, в сфере образования и науки, а также гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. По итогам обсуждения ФСИН России было рекомендовано продолжить работу по укреплению сотрудничества с представителями религиозных организаций в целях реализации прав осужденных на свободу совести и вероисповедания, активнее использовать потенциал религиозных организаций в профилактике рецидивной преступности среди лиц, отбывших уголовные наказания, а также расширить сеть реабилитационных центров для освобождающихся из мест лишения свободы.
Заседание 12 февраля 2013 г. было посвящено обсуждению вопросов о принятии поправок в законодательство, направленных на усиление ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих, осквернение предметов религиозного почитания, мест религиозных обрядов и церемоний. 26 сентября 2013 г. был принят ряд рекомендаций Правительству, федеральным и региональным органам исполнительной власти по организации системной поддержки деятельности структур межрелигиозного и межконфессионального диалога в России и странах СНГ.
В состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ входят 22 человека — представители федеральных органов исполнительной власти, ведущие российские специалисты в области религиоведения и государственно-
конфессиональных отношений, представители крупных религиозных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
В настоящее время в России нет специального органа по делам религий. Но, как отмечает секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ А. И. Кудрявцев, «имеющаяся иерархия и данный Совет — это уникальная в своем роде структура, в которую входят представители всех крупнейших религиозных объединений страны и авторитетные ученые религиоведы» 11. Кроме того, религиозные деятели России активно участвуют в работе Комиссии Правительства РФ по вопросам религиозных объединений, в Совете Федерации Федерального Собрания РФ создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимодействию государства и религиозных объединений. При Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций создан экспертный совет, куда вошли представители религиозных и светских организаций. Подобные комиссии и Советы существуют во многих регионах России.
Представители религиозных организаций активно участвуют в работе Общественной палаты РФ, а также в деятельности общественных советов, созданных при федеральных министерствах и ведомствах. Общественная палата на первом пленарном заседании образует комиссии и межкомиссионные рабочие группы, среди них — Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести в составе 26 человек. Деятельность Комиссии направлена на утверждение межнационального согласия и гражданской солидарности; реализацию прав граждан на сохранение этнокультурной идентичности и свободу вероисповедания; противодействие экстремизму, ксенофобии и нетерпимости; координацию взаимодействия неправительственных организаций в этнонациональной и конфессиональной сферах; повышение эффективности взаимодействия органов власти, этнокультурных и религиозных организаций и национально-культурных автономий; обеспечение общественного участия в выработке мер по повышению эффективности государственной этнонацио-нальной политики и в общественном контроле проектов нормативно-правовых актов в сферах свободы совести, межнациональных отношений, миграционной политики, противодействия экстремизму и нетерпимости.
По мнению федеральных чиновников, «в стране складываются целостная система взаимодействия религиозных объединений с институтами гражданского общества, механизмы их реального диалога с органами государственной власти и местного самоуправления» 12. Она осуществляется путем создания
различных общественных совещательных органов на федеральном уровне, распоряжениями и рекомендациями Президента РФ. Это формирование правовой традиции, обычаев делового оборота как основы для различного уровня соглашений о сотрудничестве. Однако и правовая традиция, и правовой обычай не могут быть прочной и долгосрочной основой для социального партнерства государства и религиозных организаций, требуются более устойчивые формы взаимных договорных обязательств, что побуждает к новым законодательным инициативам в развитии государственно-конфессиональных отношений.
Активно в этом плане действуют межцерковные структуры: Межрелигиозный совет России, Консультативный совет глав протестантских церквей России, Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии. Накопленный опыт важен, поскольку сегодня необходимо объединение усилий государств и религиозных структур для поддержания межцивилизационного диалога и противодействия новым вызовам глобальной и региональной безопасности.
Крупнейшие религиозные организации страны заявили о своих позициях по общественно значимым вопросам, в том числе и по вопросам социального служения и религиозного образования. Эти документы не имеют юридической силы, но являются руководством для духовенства и рекомендациями для верующих. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» 13. В этом же году приняты «Основные положения социальной программы российских мусульман» 14. Вслед за этим в 2003 г. Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) разработана Социальная концепция для российских иудеев 15. В декабре 2003 г. увидел свет документ «Социальная позиция протестантских церквей России» 16. Самые крупные по количеству адептов религиозные направления нашей страны заявили о своих позициях по спектру общезначимых проблем современного мира. В феврале 2011 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви принял документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» 17. Кроме деклараций о намерениях, религиозные организации начали заключать разные соглашения с органами федеральной, региональной, муниципальной власти.
Так, ряд соглашений о сотрудничестве был подписан между органами федеральной власти и Русской православной церковью Московского Патриархата (РПЦ). В 1999 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Федеральной службой исполнения наказаний России. В 2010 г. в РФ тюремное служение несут уже 1100 священников. В испра-
вительных учреждениях ФСИН существуют 471 тюремный храм, 466 молитвенных комнат, 789 православных общин, объединяющих 73 117 осужденных, действуют 265 воскресных школ, где обучаются 11 000 человек 18.
8 июля 2011 г. соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения и социального развития было подписано патриархом Кириллом и министром Т. Голиковой 19. 21 декабря 2011 г. было заключено соглашение о взаимодействии между Русской православной церковью и государственным антинаркотическим комитетом. Это соглашение предполагает сотрудничество в сфере профилактики и реабилитации наркомании, взаимодействие с православными социальными службами, духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи, благотворительность, добровольческое движение, поддержку групп взаимопомощи больным наркоманией при православных приходах 20.
Комплексной проблемой, создающей социальную нестабильность в обществе, является миграция граждан с постсоветского пространства. Трудоустройство, адаптация мигрантов, криминализация диаспор, рост ксенофобии и национализма, а в целом конфликтности и напряженности в этноконфессио-нальных отношениях — эти вопросы должны решаться совместно органами государственной власти, представителями национально-культурных автономий и религиозных организаций. 19 апреля 2013 г. патриарх Кирилл и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский подписали соглашение о взаимодействии. По состоянию на 1 апреля 2013 г. территориальные органы ФМС России заключили 104 соглашения о сотрудничестве в сфере интеграции: 62 с епархиями РПЦ; 35 — с мусульманскими организациями; 2 — с организациями Армянской Апостольской Церкви; 3 — с буддистскими организациями; 2 — с иудейскими организациями. Открываются курсы по изучению русского языка для трудовых мигрантов, 67 из них открыты при содействии территориальных органов ФМС и работают на бесплатной основе. 20 бесплатных курсов русского языка создано на базе религиозных организаций. Так, УФМС России по Нижегородской области совместно с Нижегородской Епархией РПЦ создает адаптационные курсы для мигрантов по русскому языку, миграционному законодательству и истории России 21.
Анализируя состояние правового регулирования социального партнерства государства и религиозных объединений в России, необходимо рассматривать двухсторонний процесс: во-первых, действия государственных органов, т. е. действия «сверху» как результат государственной вероиспо-
ведной политики поддержки наиболее перспективных конфессий; во-вторых, инициативная деятельность «снизу», т. е. самих религиозных организаций. Необходимость модернизации социального законодательства, в том числе и в регулировании сферы социального партнерства государства и религиозных организаций, осознается российской властью. Об этом говорит исследование Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования «Социальное партнерство государства и религиозных организаций», в котором обосновывается необходимость принятия нового федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями» 22.
Понимание необходимости гибкого подхода к духовной сфере требует от политиков чуткости в решении проблем одной из самых тонких сфер человеческого бытия. Религиозные организации стремятся к конструктивному воздействию на систему общественных отношений, на социальные институты, структуры и процессы. Одной из форм их активности выступает имеющее глубокую нравственную основу социальное служение. Общество нуждается в реализации эффективных социальных программ, а религиозные организации имеют потенциал их осуществления. Он может содействовать устойчивому и стабильному развитию российской цивилизации при условии развития права. Социальное партнерство государства и религиозных организаций должно перейти от прецедентов и формирующейся правовой традиции к законодательному оформлению, что могло бы найти отражение, например, в поправках к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных организациях».
1 Статья подготовлена по техническому заданию Мин-обрнауки России «Стратегии межкультурной коммуникации, этноконфессиональное взаимодействие и социокультурная идентичность России» № 2014/361.
2 Действующее международное право : документы в 2-х т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчиков. М., 2007. Т. 1. С. 11-35.
3 Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. М., 1990. С. 53-57.
4 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений:
принята Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г. // Мелков Г. М. Права человека : сб. междунар. документов. М., 1998. С. 660-663.
5 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/9007585 (дата обращения: 01.07.2014).
6 О свободе вероисповеданий : закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21, ст. 240. С. 189.
7 О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ : с изм., внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Рос. газета. 1997. 1 окт. ; 2013. 10 июля.
8 Мирошникова Е. М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007. С. 16-18.
9 Громова А. В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций современной России в зеркале эмпирической социологии: Социология в системе научного управления : тезисы докладов IV Российского социологического конгресса. URL: http://www.isras.ru/VSK_IV_partion. html?section=13 (дата обращения: 15.05.2012).
10 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11 Кудрявцев А. И. Межконфессиональный диалог и толерантность как основа гражданского мира и согласия в России // Вопросы религии и религиоведения / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, И. Н. Яблокова при участии Ю. П. Зуева, З. П Трофимовой. М., 2010. Вып. 2 : Исследования : сб. C. 168-172.
12 Там же. С. 170.
13 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
14 Там же.
15 Там же.
16 Там же.
17 Там же.
18 Доклад Святейшего патриарха Московского Кирилла, Освященный архиерейский Собор. 2-4 февраля 2011 г. // Журнал Московской патриархии. 2012. № 3. С. 27.
19 Съезд неравнодушных // Там же. 2011. № 8. С. 46.
20 Святейший Патриарх Кирилл. Наркомания — и болезнь, и грех // Там же. 2011. № 2. C. 16-17.
21 РПЦ и ФМС подписали соглашение о сотрудничестве: 1998-2013 : Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2013/04/19/soglashenie-site.html (дата обращения: 20.10.2013).
22 Якунин В. И., Сулакшин С. С., Симонов В. В., Багдаса-рян В. Э., Вилисов М. В., Куропаткина О. В., Нетёсова М. С., Сазонова Е. С., Силантьев Р. А., Хвыля-Олинтер А. И., Яру-тич А. Ю. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009. 232 с.