Базарова Екатерина Борисовна, ассистент кафедры теории социальной работы БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина, 24а, каб. 0223, тел. 8(3012)21-26-49, e-mail: [email protected]
Bazarova Ekaterina Borisovna, assistant, department of the theory of social work, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina st., 24a, of. 0223, tel. 8 (3012) 21-26-49, e-mail: [email protected]
УДК 316.346.32-053.9
© С.Г. Ефимов
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье автор анализирует инновационные технологии социального обслуживания граждан старшего возраста на примере учреждений Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
Ключевые слова: социальное обслуживание, рента, приемная семья, мобильная бригада.
S.G. Efimov
THE SOCIAL SERVICE OF SENIOR AGE CITIZENS UNDER THE CONDITIONS
OF SOCIETY MODERNIZATION
In the article the author analyzes the innovative technologies of social service of senior age citizens on the example of institutions of the Ministry of Social Protection of the Population of Republic Buryatia. Keywords: social service, rent, foster family, mobile brigade.
Стремительное увеличение доли пожилых людей в общей численности населения резко усиливает давление на государственные и общественные структуры, призванные заботиться о гражданах старшего возраста, защищать их права и законные интересы. При этом важно не только учитывать современные реалии, но и видеть перспективы развития.
Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России по существу с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые по данной проблематике законодательные акты: федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. и федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г., которые работают и сегодня с внесением поправок. Необходимость принятия названных законов явно назрела к середине 1990-х гг., так как в результате проводимых в стране экономических преобразований появилось большое количество граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной защите. К международным актам относятся Хартия пожилых людей (принята 15 июня 1998 г. на Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств), Европейская социальная хартия (пересмотренная) (Страсбург, 3
мая 1996 г.). Право каждого члена общества на пенсионное обеспечение нашло отражение в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенция МОТ №128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1968).
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм:
1) закрепляющие права всех граждан независимо от возраста и при этом особо значимые для пожилых людей (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и т.д.);
2) непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных
структур и семьи (нормы, закрепленные в законах «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»);
3) регулирующие положения определенных категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей) («О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий»).
По результатам переписи населения 2010 г. в России постоянно проживает 142 905,2 тыс. человек, из них 30,7 млн человек пенсионного возраста (каждый пятый житель России). В ближайшее десятилетие ожидается дальнейший рост численности населения старше трудоспособного возраста.
Для России характерны свои традиционные жизненные ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положений прагматической этики и приоритета материального успеха, а также
признание в качестве главного в жизни -иметь спокойную совесть, душевную гармонию, хорошие семейные и дружеские отношения [1].
В настоящее время одной из актуальных проблем как для Российской Федерации в целом, так и для Республики Бурятия в частности является рост числа людей пожилого возраста в составе населения. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста в настоящее время по России составляет 21%, или 29,8 млн чел., по Бурятии - 16,3%, или около 157 тыс. чел. Более того, согласно прогнозу органов статистики по России, в период до 2025 г. прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей. Так, доля населения старшего возраста достигнет 23 %, по Бурятии - 20,9 %, или соответственно 36 млн чел. и 204,3 тыс. чел.
Социальная защита населения республики в условиях демографической напряженности получила новый импульс к развитию.
В результате совершенствуется деятельность социальной инфраструктуры в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей пожилых людей, внедряются новые виды и формы социального обслуживания. Итогом данной работы является создание оптимальной социальной системы, где с учетом потребностей граждан все формы и виды социальных услуг имеют комплексный характер, взаимодополняя и заменяя друг друга.
В республике действует 14 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, где проживает 2 220 человек, нуждающихся в постоянном уходе
В целях обеспечения условий для комфортного проживания, пожарной и санитарногигиенической безопасности пожилых граждан проведена оптимизация сети учреждений социального обслуживания. В 2010 г. в новом качестве автономных функционировало 10 учреждений: Посольский, Баянгольский, Хоринский дома-интернаты, Баргузинский, Бабушкинский, Кяхтинский, Мухоршибирский психоневрологические интернаты, Закаменский пансионат для ветеранов войны и труда «Горный воздух», Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания «Доверие» и Республиканский центр по реабилитации инвалидов.
Запущен механизм реализации закона Республики Бурятия «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия», в рамках которого социальное обслуживание стандартизировано и осуществляется на принципах оценки индивидуальных потребностей человека и размера среднедушевых доходов гражданина и его семьи. Таким образом, изменен подход к управлению учреждениями, разработана и внедрена внутриотраслевая система ориентирования работы учреждений социального обслуживания на результат. Совершенствуется механизм государственного задания на оказание услуг, установлены целевые индикаторы деятельности для всей сети учреждений и критерии оценки качества работы каждого учреждения. Действует система материального стимулирования. Так, к примеру, лечебно-реабилитационные услуги оказываются не только проживающим, но и любому желающему за определенную плату [2]. Доходы от платных услуг направляются на развитие учреждения и стимулирование труда работников.
С переводом учреждений на автономию возросло качество услуг, предоставляемых учреждениями, увеличена медицинская составляющая услуг, более эффективно используются как материально-техническая база учреждений, так и природные факторы оздоровления. Введены новые формы работы и виды услуг: палаты повышенной комфортности, платные койко-места для временного проживания, «заказное» меню и другие. На современном этапе анализ работы автономных учреждений показал, что использование преимуществ организационно-правовой формы автономного учреждения, а именно финансово-хозяйственной самостоятельности, возможности быстрого реагирования на запросы рынка социальных услуг, сделало возможным повышение качества и ассортимента услуг, обеспечив их полную доступность для населения вне зависимости от категорий. Внедрение
инновационных технологий, форм и методов работы, повышение качества, ассортимента и обеспечение безопасности услуг, перевод неключевых функций на аутсорсинг, участие в грантовых программах стали результатом успешного проведения модернизации.
В течение 2010 г. учреждения отрасли принимали активное участие в грантовых проектах и программах. Некоторые учреждения зарекомендовали себя по нескольким программам не только всероссийского масштаба, но и на международном уровне. В целом участие в грантовых проектах позволило учреждениям значительно повысить качество предоставления услуг, расширить возможности учреждений, освоить опыт зарубежный коллег [3].
В систему социального обслуживания населения Республики Бурятия активно внедряются новые виды услуг и формы работы, касающиеся обслуживания граждан на дому.
В целях реализации закона Республики Бурятия «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия» приняты постановления Правительства республики «Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании, предоставляемом бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания Республики Бурятия» и «О социальном обслуживании населения на дому и в полустационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания Республики Бурятия». Эти постановления определили новый порядок оказания социальных услуг и новые формы социального обслуживания. Они призваны улучшить и расширить перечень предоставляемых социальных услуг для тех категорий граждан, которым требуется постоянный уход. Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и подзаконные акты, обеспечивающие его реализацию, позволяют не только активно внедрять новые формы нестационарного обслуживания, но и оказывать платные услуги вне зависимости от категорий населения.
Благодаря внесениям изменений в нормативную базу была проведена оптимизация количества документов, предоставляемых гражданами для определения права на социальное обслуживание. Теперь на социальное обслуживание могут претендовать граждане вне зависимости от возраста и инвалидности при наличии степени ограничения к передвижению и самообслуживанию. При этом клиенты, принимаемые на социальное обслуживание на дому на условиях полной оплаты, оценку индивидуальной нуждаемо-
сти гражданина не проходят. Учреждениям социального обслуживания предоставлено право оказывать населению и организациям не только платные услуги, не относящиеся к социальным, но и услуги из перечня гарантированных государством и дополнительные социальные услуги на условиях полной оплаты.
Работа по автоматизации учета нестационарного социального обслуживания с применением программного комплекса «Нестационарное социальное обслуживание» минимизирует затраты рабочего времени при ведении базы данных граждан и составлении отчетности, перечень документов, предоставляемых гражданами при поступлении на обслуживание, создает прозрачный и проверяемый механизм показателей обслуживания на дому в разрезе конкретных оказываемых услуг и сумм предоставленных услуг.
Одним из интересных нововведений стало внедрение на территории г. Улан-Удэ пилотного проекта «Реформирование системы социального обслуживания населения», объединившего две различные по содержанию и идеологии формы социального обслуживания: нестационарную и стационарную. С 1 августа 2010 г. к АУСО РБ «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания “Доверие” присоединено отделение социального обслуживания населения по г. Улан-Удэ.
Импульс к развитию получила новая форма социального обслуживания - «приемная семья для пожилых граждан». И если раньше приемную семью могли создать только социальные работники, то теперь это могут сделать все желающие.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. №408 «О порядке участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и учреждений социального обслуживания населения во взаимоотношениях с гражданами по предоставлению социальных услуг и социальному обслуживанию по договорам пожизненного содержания с иждивением» утвержден порядок участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и учреждений социального обслуживания населения во взаимоотношениях с гражданами по предоставлению социальных услуг и социальному обслуживанию по договорам пожизненного содержания с иждивением.
Некоторые пожилые люди не хотят и не могут жить в одиночестве, но и различным причинам не соглашаются переехать в специальное учреждение. В таких ситуациях решением данной проблемы становится приемная семья, которая, взяв на себя обязанности опеки над по-
жилым человеком, предоставляет ему необходимые для поддержания активного образа жизни условия и качественный уход.
Устройство пожилых людей в приемную семью - это новое направление деятельности социальных служб. Внедрение такого вида социальной поддержки предполагает снижение очередности в дома-интернаты общего типа, она экономически целесообразна и является альтернативой стационарному обслуживанию. Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и обществе в целом.
Семья с хорошим семейным микроклиматом
- это возможность продления жизни в домашней обстановке, систематическое оказание различных видов помощи, решение жилищных проблем. Особо острую необходимость в семейной заботе, в первую очередь, испытывают одинокие пожилые граждане и инвалиды, которые в силу возраста и физических недостатков частично утратили способность к самообслуживанию.
Приемная семья для граждан пожилого возраста - это совместное проживание и ведение хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги не являющегося его родственником.
Приемная семья создается для граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов, частично и полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Приемная семья подбирается для каждого гражданина индивидуально, путем прохождения предварительного собеседования, обследования и оценки условий проживания обеих сторон.
Социальное обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется, как правило, по месту жительства приемной семьи. Гражданин имеет право предложить приемной семье совместное проживание с его письменного согласия в жилом помещении, находящемся в его владении и пользовании.
Приемная семья может принять на социальное обслуживание одновременно не более трех граждан.
В 2008 г. впервые такое направление деятельности «приемная семья» в республике начало практиковаться в Баунтовском районе. Именно там были созданы первые приемные семьи социального работника.
Сегодня в республике 63 человека проживают в 62 семьях.
С 1 января 2011 г. начала действовать новая программа, предоставляющая одиноким пенсионерам и инвалидам гарантированную поддержку и социальную защиту от посягательств на их имущество, а также высокоуровневое социальное обслуживание.
Цель программы достаточно прозрачна - государство берет под полную опеку пожилых граждан, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении. Однако есть одно «но» - участниками проекта могут стать только одинокие граждане. Это отступление сделано не случайно. Ведь не секрет, что именно эта категория граждан наиболее уязвима со стороны недобросовестных «доброжелателей». К сожалению, подобных случаев не мало. Ежедневно в органы соцзащиты обращаются пожилые люди с просьбой о помощи и защите. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября
2010 г. №408 утвержден Порядок участия республиканских органов государственной власти и учреждений социального обслуживания населения во взаимоотношениях с гражданами по предоставлению социальных услуг и социальному обслуживанию по договорам пожизненного содержания с иждивением (рента).
Принятое постановление помогает не только защитить имущественные, жилищные и личные права пожилых граждан, но и оказать дополнительную социальную помощь и материальную поддержку. Эта программа работает на основе договора пожизненного содержания с иждивением. При заключении договора учитывается индивидуальное желание гражданина и предлагаются наиболее удобные ему варианты:
- поселиться в благоустроенной комнате повышенной комфортности Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания «Доверие», и находиться на полном бесплатном социальном, медицинском, культурнодосуговом обслуживании;
- проживать в своей квартире, но передать ее по договору в собственность Республики Бурятия. В этом случае участник договора получает на свой расчетный счет ежемесячную пожизненную ренту, размер которой в городе Улан-Удэ варьирует от 9 тыс. до 14 тыс. рублей в зависимости от количества комнат в квартире. При этом все выплаты, пособия, пенсия сохраняются.
И в том, и в другом случае образ жизни одинокого пожилого человека не меняется, лишь появляются дополнительные возможности и защищенность.
Активно вводятся новые формы социального обслуживания - мобильная бригада и мобильная
социальная служба. Мобильная бригада - форма социального обслуживания пожилых людей на дому, когда социальные работники объединяются в группу и вместе оказывают необходимые услуги нуждающимся гражданам [3].
Теперь пожилые люди, проживающие в районах, могут воспользоваться помощью социальных работников, лишь позвонив по телефону. Ранее подобная форма социального обслуживания осуществлялась выездными бригадами в плановом порядке. Более 7 тысяч пожилых граждан в 2010 г. получили социальные услуги с выездом на дом. Безусловно, этому способствует создание единых диспетчерских служб, кроме того, оснащенность автотранспортом, средствами связи позволяют оперативно отвечать на запросы населения. Экстренное реагирование и оказание в кратчайшие сроки социальных услуг пожилым гражданам являются главными задачами мобильных бригад. Мобильные бригады для оказания неотложных социальных услуг пожилым гражданам работают при учреждениях социального обслуживания и филиалах РГУ «Центр социальной поддержки населения» в 23 муниципальных образованиях Республики Бурятия. В состав мобильных социальных служб входят специалисты, которые осуществляют прием и консультирование граждан, содействуют в получении мер социальной поддержки, субсидий, оказывают психологическую, юридическую помощь, а также социально-бытовые услуги пожилым гражданам.
Работа по внедрению инновационных технологий работы с гражданами старшего поколения в Республике Бурятия не прекращается, определены основные направления деятельности социальных учреждений на 2011-2012 гг. Это реализация социальных проектов «Приемная семья для пожилого человека», «Пожизненная рента», развитие системы нестационарного социального обслуживания - мобильные бригады и мобильные социальные службы, а также организация «хосписа» в учреждениях стационарного социального обслуживания, разработка концепции, технологии внедрения.
Таким образом, в Республике Бурятия ведется активная модернизация системы социального обслуживания пожилых людей. Внедряются новые технологии работы с гражданами старшего возраста, которые в качестве пилотных проектов реализуются на всей территории республики и уже имеют положительные результаты.
При внедрении новых методов работы широко используется зарубежный опыт социального обслуживания пожилых людей.
Для комплексного оказания услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на базе филиалов Центра социальной поддержки населения с
2011 г. организована работа по бригадному методу социального обслуживания.
Главное отличие бригадного метода социального обслуживания - это возможность комплексного оказания услуг, оказания в сжатые сроки трудоемких услуг, требующих коллективного выполнения и физических затрат, возможность разделения мужского и женского труда.
В восьми районах республики создано 40 бригад социального обслуживания, в которых задействовано 107 социальных работников. Наиболее востребованными услугами являются: комплексная уборка жилого помещения; побелка надворных построек и палисадника; побелка жилого помещения; уборка со двора мусора; колка дров.
В настоящее время бригады оказывают трудоемкие услуги гражданам. Это позволяет сократить время оказания услуг и увеличить количество предоставляемых услуг.
Преимущества бригадного метода:
- расширяется спектр и количество оказываемых услуг без увеличения штатной численности;
- снижается трудоемкость социальных услуг (доставка воды от отдаленных источников водоснабжения);
- рационально используется рабочее время работников, услуги предоставляются качественнее и оперативнее;
- увеличивается производительность труда социальных работников.
В Тарбагатайском районе внедрен бригадный метод социального обслуживания из числа социальных работников - супружеских пар. Это дало возможность разделить работу на мужскую и женскую, что весьма удобно, эффективно и быстро.
Таким образом, рассмотрев основные направления деятельности органов социальной защиты по созданию комплексного решения социального обслуживания пожилых людей и некоторые особенности внедрения инновационных технологий в условиях модернизации общества, мы пришли к выводу, что необходимы, по нашему мнению, для закрепления положительных тенденций дополнительные меры взаимодействия с некоммерческими, общественными организациями и совершенствования подходов и «пошаговой доступности» к социальным услугам. Эти меры должны иметь комплексный характер и охватывать экономическую, социальную и нравственную сферу общества.
Литература
1. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
2. Бутуева З.А. Анализ оказания медикосоциальной помощи пожилым людям в нестационарных учреждениях социального обслуживания (на примере городского центра социального обслужива-
ния г. Улан-Удэ) / З.А. Бутуева // Вестник БГУ. -Вып. 5. - 2009. - С. 282.
3. Хамаганова Н.Н. Публичный доклад об итогах деятельности Министерства социальной защиты Республики Бурятия за 2010 г. - Улан-Удэ: Экос, 2011. -21 с.
4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 2007.
Ефимов Степан Гаврилович - кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Efimov Stepan Gavrilovich - candidate of sociological sciences, associate professor, head of the department of the theory of social work, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 37.013.42
© И.Б. Буртонова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматривается воспитательный потенциал семьи и его влияние на социализацию ребенка дошкольного возраста. Анализируется социально-педагогическая деятельность дошкольного учреждения по формированию воспитательного потенциала семьи в целях повышения уровня социального развития ребенка.
Ключевые слова: социализация, воспитательный потенциал семьи, социально-педагогическая деятельность.
I.B. Burtonova
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN THE SYSTEM OF SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK OF PRESCHOOL INSTITUTION
The article considers the educational potential of the family and its influence on socialization of preschool age children. The social and educational activities ofpreschool institution on the formation of educational potential of the family aimed at improvement of child’s social development are analyzed.
Key words: socialization, educational potential of the family, social and educational activities.
Семья как социальный институт прошла огромный путь развития, в течение которого сформировались основные функции, определяющие ее роль в современных условиях. В последние годы ситуация ухудшается в связи с влиянием на семью таких социальных явлений, как политическая нестабильность, экономический кризис, социальная поляризация в обществе. Эти и другие явления, констатируемые интенсивно развивающейся фамилистикой, имеют собственно педагогический аспект. Он отчетливо просматривается в снижении качества и содержания семейного воспитания при возрастающей потребности во взаимодействии с образовательным учреждением во благо развития ребенка.
Социально-педагогическим пространством укрепления такой связи как раз и выступает от-
крытый социум - своеобразный третий мир ребенка и его родителей [1, с. 4].
Семья является первичным институтом социализации и поэтому родители имеют больше возможности предотвратить стихийную, деформированную социализацию. Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, биологическое и психологическое образование, даже при позитивных внешних условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.
Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимо-