КАСАРКИНА Е. Н., КОМАРОВА О. Ю.
ШЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Аннотация. В статье анализируются противоречия между причинами и результатами социального консультирования женщин как особого и постоянного клиента социальной службы. Приводятся результаты социологического опроса сотрудников ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия», позволяющие выделить достоинства и недостатки направлений деятельности данной социальной службы по социальному консультированию женщин.
Ключевые слова: женщина, социальное консультирование, социальная служба, социальная помощь.
KASARKINA E. N., KOMAROVA O. YU.
SOCIAL COUNSELLING OF WOMEN AS А TECHNIQUE OF SOCIAL WORK Abstract. The article analyzes the contradictions between the motives and results of social counselling of women as special and regular customers of a social service. The study includes the results of a survey of employees of the social service of Atyashevsky district of the Republic of Mordovia. The authors reveal the advantages and disadvantages of the activities of the social service in social counselling of women.
Keywords: woman, social counselling, social services, social assistance.
Современное общество и протекающие в нем процессы ускорения темпов социальной мобильности, изменения базовых норм и ценностей, урбанизации, расширения ценностно-нормативных границ человеческого поведения, роста уровня социальной автономности личности, ставят перед человеком целый ряд материальных, психологических, юридических, медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем. Перед большинством людей встает необходимость выбора способа решения проблемы из множества возможных вариантов. Некоторые проблемы человек может успешно решить самостоятельно, либо с помощью близких ему людей. Но в ряде случаев ему не хватает знаний, опыта, современной информации, поддержки. Тогда человек вынужден прибегнуть к помощи специалиста, воспользоваться технологией социальной работы - получить социальную консультацию.
Технология социального консультирования (консультирование (лат.) - совещаться, советоваться) как многогранное явление и процесс, в современной науке не имеет единого
толкования. Некоторая неопределенность предмета социального консультирования отражается в разнообразии определений и включает в себя:
1) вид профессиональной помощи человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества его жизни и технология оказания ему социальной поддержки путем целенаправленного информационного воздействия по поводу социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения [1, с. 112];
2) относительно новая область социальной практики, сфера деятельности, возникшая в ответ на потребности людей, не имеющих серьезных психологических и клинических нарушений, но нуждающихся в информационной помощи по проблемам изменений жизни в современном социуме, ищущих и нуждающихся в социальной помощи [2, с. 23];
3) квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения [3, с. 44];
4) взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в том или ином деле, что позволяет клиенту комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения [4, с. 237];
5) совокупность способов, методик и методов профессионального воздействия квалифицированным советом и помощью на лиц, испытывающих различные социальные проблемы, направленных на разрешение проблем, на восстановление, сохранение или улучшение их социального статуса, а также на предупреждение повторного появления подобных трудностей [5, с. 23];
6) особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения [6, с. 403].
В науке имеется много сходных определений социального консультирования, и все они включают несколько основных положений: 1) консультирование помогает человеку выбирать стратегию поведения и действовать по собственному усмотрению; 2) консультирование помогает обучаться новому поведению и способам мышления; 3) консультирование способствует развитию личности и отношений человека, коррекции его социального и психологического статуса; 4) в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный индивид или группа способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения,
а консультант создает условия, которые поощряют автономное и компетентное, осознанное поведение клиента (человека или группы); 5) сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на более или менее общепринятых постулатах помощи (см. рис. 1).
Рис. 1. Составляющие технологии социального консультирования.
В настоящее время в России социальное консультирование как технология социальной работы используется специалистами практически всех учреждений и служб социальной защиты, например, в ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия». Спецификой деятельности учреждения является то, что за помощью обращаются лица, попавшими в трудную жизненную ситуацию, нередко девиантные, маргинальные слои населения. К сожалению, в силу ряда причин в эту же группу сегодня попадает значительная часть женщин, что дает основание определения их как особого и постоянного клиента данной службы. Частой причиной обращаемости женщин в социальную службу является их потребность в консультировании. Например, на учете в учреждении по состоянию на 01.01.2016 г. в отделении социально-бытового обслуживания населения на дому состоит 152 человека, их них 118 женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целом по состоянию на 01.10.2015 г. в Учреждении состояли на учете 6841 пенсионеров, их них 4612 женщины. В отделение срочной социальной помощи за 2015 г. поступило 352 устных обращений, из них от женщин, нуждающихся в консультативно-разъяснительной помощи - 198 обращений, в том числе 78 письменных заявлений. В 2015 г. учреждением проведена работа по оказанию помощи в оформлении документов по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» (44 человека, в том числе 26 женщин). В 2015 г. выдано удостоверений, подтверждающих право на льготы, для 55 человек, из них 31 женщине. Специалистами отделения срочной социальной помощи проводилась работа по обследованию материально-бытовых условий проживания граждан
пожилого возраста и инвалидов с выездом по месту проживания. Согласно выявленным просьбам, нуждам проводилась работа по оказанию адресной и консультативно-разъяснительной помощи. Всего составлено актов обследования для 1104 человек, из них 598 женщин.
В 2015/2016 гг. в рамках бакалаврской работы по направлению подготовки 39.03.02 социальная работа, выполненной на кафедре социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», было проведено социологическое исследование на тему: «Исследование эффективности технологии социального консультирования женщин, обратившихся за помощью в ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия»». В опросе принимали участие сотрудники учреждения. По состоянию на 01.01.2016 г. численность персонала в учреждении составила 59 человек из них: директор (1 человек), заведующие отделениями (7 человек), специалисты по социальной работе (10 человек), социальные работники (34 человека).
Согласно мнению респондентов, женщина является наиболее частым клиентом социальной службы по сравнению с мужчинами (77,8%), что позволяет определить ее в качестве основного объекта социальной работы. В результате экономических кризисов и социокультурных трансформаций именно женщины становятся слабо защищенной категорией населения, нередко - объектом дискриминации, поэтому они чаще обращаются за консультативной помощью в учреждение (см. рис. 2; табл. 1).
35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
Рис. 2. Категории сельских женщин, наиболее часто обращающихся за консультативной помощью
в ГКУ «СЗН по Атяшевскому району РМ».
Другие категории Женщины-инвалиды
Пожилые женщины 1 Женщины с детьми
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос: «Какие проблемы сельских женщин являются причиной социального консультирования при обращении в социальную службу?»
Проблемы Частота обращаемости, %
Социально-экономические проблемы: материальная нуждаемость, безработица, проблемы трудоустройства, потеря жилья, утрата имущества, отсутствие средств к существованию 43,7
Социально-бытовые и социально-медицинские проблемы: нуждаемость в уходе, инвалидность, травматизм, хронические заболевания, 17,9
Социально-правовые проблемы: оформление документов, утрата (оформление) имущественных и льготных прав, нарушение (восстановление) прав и интересов семьи и/или детей 16,1
Социально-психологические проблемы: одиночество, дезадаптация, воспитание детей, девиантное поведение 12,5
Внутрисемейные проблемы: конфликты, развод, семейное насилие, 9,8
Результаты опроса позволили выделить достоинства деятельности изученного учреждения по направлению социальное консультирование женщин.
Во-первых, консультативная помощь оказывается различным категориям женщин. В социальной работе с женщинами непосредственно учитывается специфика конкретных жизненных ситуаций: все женщины (одинокие и многодетные матери, пожилые и одинокие женщины, женщины-инвалиды, женщины из неблагополучной семьи и др.) могут воспользоваться гарантированным правом на помощь государства, в первую очередь, это менее конкурентоспособные и социально уязвимые по факторам иждивения, здоровья, возраста, дееспособности, одиночества, девиантности.
97,80% 77,80%
У
соци конс соци конс соци конс соци
соци
конс
соц]
конс
соци
ально-реабилитационное
ультирование
ально-психологическое
ультирование
ально-медицинское
ультирование
ально-правовое консультирование
ально-экономическое ультирование льно-педагогическое
иа
ультирование
ально-бытовое консультирование
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%120,00%
Рис. 3. Востребованность сельскими женщинами различных видов социального консультирования в ГКУ «СЗН по Атяшевскому району Республики Мордовия».
Во-вторых, отмечается разнообразие видов консультаций женщин: социально-правовое; социально-бытовое; социально-медицинское; психолого-педагогическое; социально-экономическое; социально-психологическое (см. рис. 3).
В-третьих, основные задачи и цели консультирования отвечают многим потребностям женщин и полученным результатам. Деятельность учреждения представлена социальным обеспечением, социальным обслуживанием и социальной помощью женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; созданием необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации женщины в обществе, семье; привлечением различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении (см. табл. 2).
Таблица 2
Консультативная помощь и предоставление государственных услуг в ГКУ «СЗН по Атяшевскому району Республики Мордовия»
Наименование государственной услуги Кол-во клиентов, чел.
2013 2014 2015
Консультативная помощь 3331 4689 4224
Предоставление государственных социальных услуг 5239 4117 4048
В-четвертых, имеются реальные практические примеры консультативной помощи женщинам. Согласно рассмотренным нами документов делопроизводства имеются конкретные отчеты о предоставлении женщинам консультативной помощи и ее результаты.
Отметим противоречия и недостатки социального консультирования женщин ГКУ «СЗН по Атяшевскому району РМ».
Во-первых, стратегии консультативной помощи выстроены таким образом, что женщина остается пассивным реципиентом социальной помощи: помощь и содействие оказываются, но ее итогом является выплата компенсаций, пособий. Активная стратегия оптимизации социального статуса женщины, выражающаяся в актуализации ее жизненных сил, развития независимости, приобретения навыков и умений по самозащите, не достаточно эффективны. Между тем оптимизация социального статуса женщин требует, наряду с денежной компенсацией ущемленного социального положения, учета факторов, влияющих на их самореализацию и самоактуализацию.
Во-вторых, с одной стороны, в направлениях социальной работы и технологии консультирования в учреждении имплицитно содержится гендерный фактор, а с другой - он не учитывается. Женщина является наиболее частым и многочисленным клиентом учреждения по сравнению с мужчинами, однако используемые технологии и методы
социального консультирования в настоящее время не учитывают гендерный подход в социальной работе. Хотя одну и ту же трудную жизненную ситуацию мужчины и женщины переживают по-разному. Безусловно, социальная работа по своей сути и механизмам должна быть гендерно чувствительной, дифференцированной: одним женщинам она должна помочь преодолеть барьеры на пути достижения с мужчинами равного статуса, другим -максимально облегчить исполнение роли «работающей матери», помочь в преодолении двойной занятости, максимально посвятить себя семье. Социальная работа в этом направлении должна проявиться как политика выбора, вариативности и множественности.
В-третьих, в ряде направлений социальной работы отмечается моделирование патриархальных ценностей и установок, гендерных стереотипов. Упомянутая нами ранее пассивная, компенсационная стратегия в оптимизации социального статуса женщины используемая в учреждении, ведет к снижению социальной активности и профессиональной успешности женщин, обусловливает их дискриминацию, инициирует патриархальную модель распределения социальных ролей, разделения труда в домашнем хозяйстве и на рабочем месте между мужчиной и женщиной.
В-четвертых, отмечается противоречие между: 1) потребностью женщины в социально-экономической помощи и реально предоставляемой помощью. Как правило, не высокий размер оказываемой материальной и натуральной помощи, не способен в полной мере повлиять на оптимизацию социального статуса женщины в обществе и повысить имущественный статус женщины и ее семьи; 2) потребностью женщины в социально-правовой помощи и реально предоставляемой помощью (в штате учреждения имеется 1 ставка юриста и вполне понятно, что силами одного человека невозможно решить все правовые проблемы женщин в разрешении их трудных жизненных ситуаций); 3) потребностью женщины в социально-психологической помощи и реально предоставляемой помощью (специалисты учреждения оказывают помощь в регулировании межличностных отношений в процессе преодоления женщиной трудной жизненной ситуации, однако отсутствие квалифицированных психологов в штате непосредственно влияет на качество оказываемой помощи); 4) потребностью и доступностью социальных услуг для женщин в целом. Сегрегация по гендерному признаку на рынке труда, низкий уровень заработной платы, поляризация в распределении по профессиям и социальному статусу затрудняет доступ женщин ко многим социальным услугам, предоставляемых через системы здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры.
Таким образом, среди достижений и достоинств практического опыта социального консультирования женщин в ГКУ «СЗН по Атяшевскому району РМ» следует отметить: 1) разнообразие целей и задач социального консультирования; 2) широкий набор принципов
социального консультирования; 3) многообразие объектов консультирования; 4) разнообразие содержания консультирования; 5) соответствие целей, задач и направлений социального консультирования нормативно-правовой базе социальной работы; 6) наличие отлаженного механизма социального консультирования, каждый из которых направлен на решение определенных задач и достижения определенных целей.
Среди недостатков и противоречий следует отметить: 1) ограниченный набор использования приемов и методов консультирования. В основном используются: беседа, устный опрос, информирование; консультационный инструктаж; 2) преобладание информационной функции социального консультирования, снижение значение иных функций таких как: катализирующая, фасилитационная, аксикреационная; 3) отсутствие разнообразия консультирования относительно пространственной локализации. В большинстве случаев в учреждении используется контактное консультирование (когда консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу) проводится в ходе непосредственного общения специалиста с клиентом. Не получило должного развития дистантное консультирование (когда консультант не встречается с клиентом, происходит заочная беседа) предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки; 4) однообразие форм консультирования, которое в основном представлено индивидуальной формой; 5) отсутствие специализированного отделения (кабинета) социального консультирования; 6) отсутствие специальной должности консультанта; 7) осуществление консультирования клиентов преимущественно по принципу заявительности, недостаточно развитым является направление по выявлению лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи.
Представленный выше анализ поможет в объективной оценке эффективности деятельности учреждений социальной защиты населения и совершенствования технологий социального консультирования женщин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефремов Г. И., Климантова Г. И., Митрохин В. И. Инновационные технологии социальной работы с различными категориями московских семей: учебное пособие. -М.: Изд-во РГСУ, 2009. - 230 с.
2. Золотарева Т. Ф. Теоретико-методологические обоснования консультирования в социальной работе // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 10. - С. 23-26.
3. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие. -Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
4. Основы социальной работы: учебное пособие / под. ред. Н. Ф. Басова. - М.:
Академия, 2005. - 288 с.
5. Савинов Л. И., Камышова Е. В. Социальное консультирование и социальное посредничество / Технологии социальной работы: учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Савинова. - Саранск: Афанасьев В. С., 2011. - С. 22-42.
6. Теория социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ; Омега-М, 2011. - 440 с.