Список литературы
1. Воробьева М.С., Павлова Е.А. Разработка алгоритмов поддержки методов активного обучения на базе многопользовательского интерактивного взаимодействия // Информатизация образования и методика электронного обучения, 2016. С. 434-438.
2. Зорин Ю.А. Интерпретатор языка построения генераторов тестовых заданий на основе деревьев И/ИЛИ // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2013, №1. С. 75-79.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-217-224
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Панкова С.Н., Лесина Л.А.
ЮКСГО: 0000-0002-3210-5486, ЮЫСГО: 0000-0002-7593-0179, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
В статье представлена попытка методологического обоснования использования кейс-стади в образовательном процессе. Рассматривается модель социального конструирования как образовательная технология. Модель включает: смыслообразование, социальные образцы, инструментальность и самоизменение. Актуально для разработки учебных кейсов по направлению подготовки «Социальная работа».
Ключевые слова: кейс-стади; социальное конструирование; образование; социальная работа; компетенции; личностный потенциал; саморазвитие.
SOCIAL CONSTRUCTION AS CASE-STUDY METHODOLOGY IN SOCIAL WORK EDUCATION
Pankova S.N., Lesina L.A.
ЮЯСГО: 0000-0002-3210-5486,2ORCID: 0000-0002-7593-0179, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation
The article attempts a methodological basement of a case-study in education. The social construction model has examined as an educational technology. The model consists of: meanings 'formation, social patterns, instruments and self-changing. It is importantfor development of cases in social work education.
Keywords: case-study; social construction; education; social work; competences; person's potential; self-development.
В настоящее время современное российское образование продолжает переход к компетентностной парадигме. Ожидается, что оно будет в большей степени ориентировано на результат, или как это задумано компетентностным подходом, - стандарт на выходе [1, с. 27]. Результативность использования технологий предполагает не только изменения в техниках, но и в их методологическом обосновании. Цель нашего анализа заключается в том, чтобы определить специфические задачи, которые достигаются при использовании технологии кейс-стади в обучении по направлениям помогающих профессий. Важнейшие компетенции, которые заложены в подготовку по направлению «Социальная работа» заключаются в способности исследовать, проектировать и применять технологии для решения проблем индивидов и групп, нуждающихся в помощи. Здесь необходим сложный комплекс знаний и навыков, высокая личностная включенность и положительная мотивация специалиста. Необходимы личностные характеристики, позволяющие эффективно действовать в условиях высокой сложности и неопределенности, а также следовать позитивным социальным образцам и при этом сохранять свое собственное эмоциональное благополучие.
Главное, что необходимо при обучении, - это личностная и эмоциональная вовлеченность в ситуацию, направленность внимания, которые позволяют организовать активность и взаимодействие студентов. Трудность заключается, прежде всего, в том, чтобы сделать студента субъектом образовательного процесса. Это сложная задача, так как изначально многие поступают на социальную работу случайно, и изначально их мотивация заключается в том, чтобы «отсидеться» до получения диплома. Не последнюю роль играет и непривлекательный образ профессии «социальный работник» [2, с. 92].
Современный студент зачастую напоминает человека, который едет в трамвае. Часто он чем-то занят в своем мобильном устройстве. В иной раз он может общаться с группой других молодых людей. В какие-то периоды его можно увидеть читающим учебник или конспекты. Если что-то только пойдет не так, когда трамвай изменит маршрут, попадет в пробку, он проявит беспокойство. Его могут попросить уступить место, или отвлекут воспитательными беседами о его одежде или поведении пассажиры постарше. Его мало интересует, что происходит вокруг и что говорит водитель трамвая, но он старается не проехать свою остановку. Он просто пассажир, который едет по определенному маршруту, чтобы добраться до нужного ему пункта назначения. Когда он выйдет на своей остановке, он с облегчением забудет об этом периоде времени, и будет рад, если доедет вовремя до своей цели.
Инновации в образовании связаны с тем, чтобы вовлечь студента в процесс обучения, привлечь его внимание, сделать его более активным, разнообразить формы его участия, но не случается ли так, что концепция «трамвая» как надежного, безопасного транспорта, позволяющего достичь цели, хоть и не очень мобильного, меняется не в лучшую сторону. Вместо трамвая появляется автобус, захваченный пугающими в своей непредсказуемости, клоунами. Меняются стандарты, ориентированные теперь не на передачу знаний, а на развитие компетенций и личностные изменения, внедряются разнообразные технологии. Но сами подходы субъектов, которые осуществляют образовательный процесс, разрабатывают и внедряют эти технологии, видят их как способ «расшевелить» студента-пассажира, чтобы он «освоил»! соответствующие
личностные изменения. Хотя имело бы смысл согласовать «маршрут», чтобы он больше соответствовал планам пассажира, учесть его способность к творчеству не только в локальных «игровых» ситуациях, но и в отношении собственной жизни и личности.
Герген выделяет два подхода, которые присутствуют в образовании. В первом, экзогенном,— осуществляются изменения в сознании, в надежде, что они сохранятся и после обучающей ситуации. При втором, эндогенном - усилия направлены на самого обучаемого, развитие его мыслительных возможностей. В первом случае, - важно как можно больше «дать знаний», во втором - загрузить разнообразными творческими заданиями [3, с. 195—196]. Эти подходы отражают концептуальные основания, которые заложены в знаниевой и компетент-носгной парадигме. Считается, что при образовании, ориентированном на знания, человек получает представление о какой-то практике, при компетентностном,—он вовлекается в какую-то практику и тем самым учится ее осуществлять [4, с. 8]. Возможность выбора программ, модулей, использование практик в обучении возрастает; но, тем не менее, далеко не все они согласуются с потребностями личности в будущих профессиональных и личных достижениях. Кроме того, результат всегда находится под влиянием социально-культурного контекста. Если следовать конструкционистским идеям, то вне социального контекста и вне личного опыта образовательный результат не может строиться как получение отдельным человеком знаний и как развитие его конкурентных возможностей. Результат проявляется на межличностном уровне и в конкретной ситуации. Больше имеет значение социальное влияние, а не индивидуальное взаимодействие один на один. Образовательный результат достигается как опосредованный влиянием опыта, полученным за рамками образовательного процесса, но он может быть изменен под влиянием определенных условий. И настоящий результат—это будущее, которое ожидает человека, его возможности для будущей жизнедеятельности. Для этого будущего человек сам способен измениться, если захочет.
Кейс-стади как образовательная технология и как механизм социального конструирования личности, - это механизм, который
вовлекает личностные ресурсы человека, связанные с его сознательностью, подверженностью социальному влиянию, способностью приспосабливать свою активность и возможностью самостоятельно меняться. Данные идеи мы попытаемся применить к моделированию условий, которые влияют на результативность технологии.
Общность перспектив через диалог - смыслообразование. Знания и значения имеют социальную природу, так как имеет место социальное определение ситуации. Результат образования и, в частности, образовательной ситуации не может быть определен «на бумаге», заранее, вне контекста взаимодействия, так как настоящий смысл лекции или занятия - это продукт взаимодействия. Это вносит неопределенность, но вместо попытки задать «маршрут» обучения, лучше его определить совместно. Если студент не вовлечен на уровне ожидаемого результата, то он вовлечен в другую реальность и данное взаимодействие остается для него незначимым фоном. Общность перспективы строится из различий. Понимание специфики других приводит к вовлечению в этот социальный диалог. Если же происходит попытка привести эти перспективы к единому основанию, то вовлечение не осуществляется. В этом смысле такие технологии как кейс-стади, деловые игры, коучинг и др. могут использоваться как способы раскрытия индивидуальных значений в пользу диалога, направленного на повышения личностной значимости ситуаций обучения.
Социальный контекст - социальный образец. Взаимодействие в процессе обучения всегда осуществляется в локальном социальном контексте. Имеет значение, где оно осуществляется. Значение, которое вкладываются в непосредственный процесс взаимодействия, совсем не будет таким же, как в другой ситуации. Поэтому, должны создаваться не только условия или будущие задачи деятельности, но и социальный контекст. Образовательные ситуации в кейсах, играх, виртуальных тренажерах должны расширять представление о правилах социального взаимодействия в альтернативных сферах и ситуациях. Их освоение, по сути, вооружает личность необходимыми социальными ресурсами, но если оно ориентировано на одномерную локальную социальность, то эти возможности снижаются, и резуль-
тат обучения будет прямо противоположным, так как будут заложены негибкие шаблоны и стереотипы которые приведут к непониманию альтернативных социальных образцов.
Прагматический результат образования - инструментальное действие. Настоящим результатом образовательной ситуации становится тот, который действительно будет определять жизнедеятельность человека. Это то, в чем состоят возможности, или в чем заключается социальный и профессиональный контекст деятельности. Другими словами, здесь находится ответ на вопрос о том, что изменится при осуществлении той или иной деятельности? В образовательной ситуации это означает, что результат развития возможностей студента будет различным в случаях, если действие мотивировано исключительно взаимодействием преподаватель - студент, или, - это освоение способов действия, которые пригодятся в будущей деятельности. Мотивированная прагматическим образом деятельность связана не только с проявлением способностей, но и появлением новых. Обучающие ситуации, которые способствуют проявлению активности студентов, должны учитывать, какие изменения происходят в личности. В этом процессе действия на самом поверхностном уровне меняются способности и навыки, предыдущий опыт и навыки ослабевают, новые - усиливаются. Но еще более важно, как направлена эта активность. Побуждаемая только извне, определенная внешними правилами «приучает» к пассивной позиции и, наоборот, творческая активность или другая самоорганизованная деятельность способствует укреплению личностного потенциала. Способствуя самостоятельности, деятельность укрепляет позитивное самоощущение человека. В кейс-сгади, где студент пробует самостоятельно придумать позитивные решения для другого человека, одновременно он осваивает эти способы и для себя.
Значение образования - изменение и саморазвитие. Знания и значения конкурируют в своей приоритетности с другим опытом. Образовательная или другая деятельность возрастает в своем влиянии при условии значимости по отношению к другим видам активности. Способность к преобразованию направленности своей деятельности означает, что в значимой ситуации человек может изменить свою ак-
тивность. Это становится и источником изменений и самого человека. Этот механизм во многом объясняет, как в результате опыта происходит отклонение от внешне очевидных и рациональных решений, продиктованными эгоистическими соображениями, и под влиянием повторяющейся практики меняется жизнедеятельность человека. Данный результат не может быть достигнут в условиях единовременного использования ситуации в кейс-стади, так как личностные изменения осуществляются системно и один механизм влечет изменения в других. Нельзя сказать, что в результате образования происходит передача от одних субъектов другим знаний, навыков или компетенций. И нельзя отдельно внедрить «смысл» или, минуя осознанную направленность, достичь самосовершенствования в исполнении профессиональной деятельности. Мы имеем дело с целостной трансформацией, которая происходит в жизнедеятельности человека. Данный механизм имеет двунаправленный результат, включаясь в развивающую образовательную ситуацию, студент, осваивая этот образовательный механизм саморазвития на себе, осваивает и его потенциал в своих ресурсах социального влияния. Для будущего специалиста по социальной работе это означает овладение технологиями, позволяющими моделировать и оказывать развивающее воздействие на личность клиента и его ресурсы. Например, в учебной ситуации, где нужно решить проблемную ситуацию клиента, в качестве задания предлагается студенту смоделировать перспективу развития ситуации, альтернативные социальные ресурсы, способы факторы действия и его трансформацию и определить результат самоизменения личности. Для решения задачи студент должен проявить себя как личность в комплексе своих социальных и инструментальных ресурсов. При использовании этой методологии в кейс-стади главные условия, которые необходимо создать: ценностное и социальное самораскрытие, эмоциональное и деятельностное вовлечение личности. Таким образом, технология кейс-стади рассматривается как социальная технология, способствующая развитию личностного потенциала студента, как основы позитивной социально-конструктивной деятельности, благодаря созданию ситуаций для его саморазвития.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию //Образование и наука. 2005. №. 3. С. 27-35.
2. Певная М.В., Дидковская Я.В. Социальная работа: представления о профессии//Социологические исследования. 2011. №4. С. 92-96.
3. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. X.: изд-во «Гуманитарный Центр» / A.A. Киселева, Ю.С. Вовк, 2016. 328 с.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. Т. 10. С. 8-14.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-224-229
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
«ТАЙНЫ ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пащенко О.И.1, Радионова A.A.
ORCID: 0000-0002-3248-1107, НВГУ, г. Нижневартовск, Российская Федерация
В данной статье будет представлено описание разработанного нами электронного образовательного ресурса «Тайны Югорской земли» для начальной школы. Данный электронный образовательный ресурс можно использовать на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; направления использования компьютера и информационных технологий в начальной школе; электронный образовательный ресурс «Тайны Югорской земли»; учебно-воспитательный процесс начальной школы.