7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Змиевская Анастасия Александровна
аспирант, Волгоградский государственный университет,
РФ, г. Волгоград E-mail: zm ievskaya. [email protected]
SOCIAL AND AGE NORMS OF CHILDBEARING IN MODERN RUSSIA
Anastasia Zmievskaya
post-graduate student, Volgograd State University,
Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты качественного этапа исследования социально-возрастных норм деторождения на российской выборке. Проанализированы материалы интервью и фокус-групп, проведён сетевой тематический анализ данных. Обнаружен желательный возраст для рождения первого ребёнка, возрастные ограничения для деторождения, необходимые социально-психологические характеристики родителя, место рождения ребёнка в структуре жизненного пути и пр. Представлен перечень основных норм деторождения.
ABSTRACT
Results of qualitative research stage of social and age norms of childbearing in Russian sample are presented. Interviews and focus-groups data are analyzed; network thematic data analysis is carried out. Advisable age for the first child birth, age limitations for childbearing, necessary social and psychological parents’
Змиевская А.А. Социально-возрастные нормы деторождения в современной России // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2514
characteristics, the place of childbearing in life structure are detected. List of norms of childbearing is shown.
Ключевые слова: возраст, социально-возрастные нормы, деторождение, родительство, качественный анализ данных.
Keywords: age, social and age norms, childbearing, parenthood, qualitative data analysis.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00326.
Каждый исторический период характеризуются особым набором социальных норм, регулирующих те или иные стороны человеческого существования. Эти нормы являются изменчивым образованием и напрямую зависят от социокультурных условий функционирования конкретного общества. Одним из актуальных вопросов в данном контексте являются нормы деторождения, поскольку в условиях современной России мы можем наблюдать возрастающую вариативность практик родительства: увеличивается число внебрачных детей, количество ранних и поздних рождений и пр. [3]. При этом наблюдается «размытие» традиционных представлений о деторождении, ведущее к отклоняющемуся поведению, негативно отражаясь на демографии [2].
Целью нашего исследования является изучение социально-возрастных норм современных россиян. В частности, нами рассматривается вопрос о нормах рождения ребёнка. При этом под социально-возрастными нормами деторождения мы понимаем представления о «правильном» опыте рождения ребёнка, необходимых задачах и социальных действиях родителя, его психологических и возрастных характеристиках.
С целью выявления социально-возрастных норм деторождения нами была проведена серия интервью и фокус-групп с представителями различных
субпериодов взрослости (ранняя взрослость, средняя и поздняя). Всего было проведено 21 интервью и 12 фокус-групп, выборку составили респонденты в возрасте от 20 до 80 лет, что и позволило рассмотреть социально-возрастные нормы с точки зрения представителей различных субпериодов взрослости.
В ходе интервью и фокус-групп респондентам предлагалось описать «правильный», с их точки зрения, опыт родительства, место рождения ребёнка в структуре жизненного пути родителя, необходимые условия и пр. Основным методом обработки полученных данных стал сетевой тематический анализ текста, который позволил выделить базовые «темы», о которых говорят респонденты. Эти темы соответствуют социально-возрастным нормам деторождения, которые представлены и описаны ниже. Обнаруженные выводы сопровождаются фрагментами речи респондентов, с указанием пола и возраста интервьюируемого.
Прежде всего респонденты указывают на необходимые социальные условия и характеристики потенциального родителя. Во-первых, чтобы завести ребёнка, по мнению респондентов, обязательно нужно законно оформить отношения. Отмечается, что эта процедура упрощает дальнейшее ведение совместных дел, а также даёт некоторую социальную защиту ребёнку в случае развода родителей: «...в 25лет должен быть уже постоянный молодой человек, желательно, конечно, муж — для социальной защиты детей будущих» (мужчина, 24 года).
Однако в этой норме есть исключение, касающееся незамужних женщин старше 30 лет: им, по мнению респондентов, обязательно нужно завести ребёнка, даже не имея мужа, «для себя»: «К женщинам в этом отношении... гораздо жёстче рамки. Если она к 30 не вышла замуж, на неё смотрят и говорят: «Ну, пора бы, подзасиделась в девках.». Начинают говорить: «Если к 30 годам не получится выйти замуж, роди для себя.» (женщина, 27 лет). Главным мотивом при этом называется «реализация материнского инстинкта». В противном случае считается, что женщина будет чувствовать себя неполноценной: «.женщина чувствует себя ущербной, когда она
не родила» (женщина, 71 год); «...я считаю, что женщины, у которых нет детей, должны работать с детьми, иначе можно сойти с ума» (женщина, 47 лет).
Во-вторых, респонденты указывают на необходимость получения образования до рождения ребёнка. Отмечается, что совмещение роли обучающегося и родителя негативно сказывается на одной из них: либо родитель не будет успешен в учёбе, либо семья будет страдать от недостатка внимания со стороны родителя: «... образование — пока нет семьи, чтобы это не тяготило — утром ходить на пары, а вечером разгружать вагоны. Такого не должно быть. Что человек будет представлять для своей семьи? Он придет уставший, раздраженный» (женщина, 63 года). В-третьих, будущий родитель должен иметь определённый уровень финансового благополучия, чтобы обеспечить своего ребёнка. Респонденты утверждают, что обязательным условием рождения ребёнка является наличие стабильного заработка хотя бы у одного из родителей: «...нужно иметь какую-то стабильность в жизни, чтобы в дальнейшем уже как-то обзаводиться семьёй, детьми» (женщина, 26 лет).
Большое значение, по мнению респондентов, имеет факт запланированности беременности: «Они (родители) не поняли, чего они хотят от этой жизни, чего они вообще тут делают, не нашли какого-то собственного смысла жизни... Женились потому, что девушка беременна, например, а не потому что они хотят жить всю жизнь с этим человеком и растить ребёнка. Важно делать осознанный выбор» (женщина, 27 лет). В случае, когда мужчина и женщина вынуждены вступать в брак по причине незапланированной беременности, это грозит ранним разводом и, как следствие, проблемами для родителей и ребёнка. Подчеркнём, однако, что речь идёт именно о молодых парах, которые неосознанно становятся родителями. Если же «случайная» беременность возникает в более старших возрастах (после 30 лет), она уже не порицается респондентами, а напротив, считается «подарком Бога»: «...как у моей дочери, ну, не получилось, Бог
не давал, что делать. Поздно забеременела, так она рада до смерти этому ребенку» (женщина, 68 лет).
Говоря о роли мужчины и женщины в воспитании ребёнка, респонденты придерживаются традиционного взгляда — считается, что воспитанием детей преимущественно должна заниматься женщина: «Качество детей —
ответственность женщины» (мужчина, 24 года). Отцу при этом отводится роль «добытчика», который должен обеспечивать спокойствие, защиту и материальное благополучие семьи: «Социальная задача мужчины — делать карьеру. Мужчина — добытчик» (женщина, 27 лет). Однако респонденты указывают, что женщина не должна жить исключительно проблемами семьи и детей, она должна иметь какие-то увлечения, работу, которая бы приносила ей удовольствие. В первую очередь респонденты мотивируют это тем, что такая женщина будет более интересна мужу, а также будет чувствовать себя более уверенной и благополучной: «Женщина должна найти работу, которая доставляла бы удовольствие и чтобы быть не так сильно материально зависимой от мужа» (женщина, 25 лет).
Отдельно рассмотрим вопрос о возрастных аспектах деторождения. Большинство респондентов характеризуют возраст от 25 до 30 лет как «идеальный» для рождения первого ребёнка: «Как бог даст... Вообще оптимально от 25 до 30. Чтобы у человека были силы поднять и воспитать ребенка» (женщина, 63 года). Такая цифра называется не случайно. Именно в этом возрасте будущие родители, как правило, уже получили образование, нашли себя в профессии и обрели некоторое финансовое благополучие, что было описано выше как значимые условия для рождения ребёнка. Более того, именно к 25 годам, как говорят респонденты, начинают созревать необходимые для родительства личностные качества: ответственность,
альтруизм, терпимость, доброжелательность и пр.: «...как практика
показывает, человек после 25 начинает самореализовываться. Просто в этом возрасте наступает психологическая ответственность за себя, свою семью в целом...» (мужчина, 26 лет).
К «ранним» рождениям респонденты относят возраст до 20 лет. Считается, что в этом возрасте современный молодой человек ещё не может освоить роль родителя, поскольку сам не вышел из роли ребёнка. Многими респондентами старше 40 лет отмечается «инфантилизация» современного поколения, характеризующаяся запоздалым психологическим созреванием: «...
они (молодые люди) ещё не зрелы, психологически, эмоционально, личностно. Возможно, они рассматривают это всё как игру во взрослость, и это (создание семьи) для них как один из элементов самостоятельности» (женщина, 42 года). Указывается, что дети слишком юных родителей чаще всего воспитываются бабушками и дедушками, что негативно сказывается на благополучии ребёнка. Отдельно стоит отметить, что раннее рождение ребёнка чревато рядом негативных последствий для самого родителя, и особенно женщины. Как правило, юные матери впоследствии оказываются профессионально неустроенными, имеют низкий уровень жизни [1].
К «поздним» рождениям респонденты относят возраст родителя от 40 лет. Этот вариант также считается нежелательным по нескольким причинам. Главная из них — большая вероятность того, что ребёнок может рано остаться без родителей. Респонденты отмечают, что заводить детей в зрелом возрасте (от 40 лет) эгоистично и неразумно. Вторая причина нежелательности позднего рождения ребёнка — недостаток энергии у «возрастного» родителя, невозможность активно участвовать в жизни ребёнка. Помимо этого, чрезмерно большая разница в возрасте между родителем и ребёнком может снизить их эмоциональную близость, уровень доверия и понимания друг друга: «Родить лучше где-то после 25—26, а до 35 я бы не тянул. На западе это нормально, а у нас нет... Принято считать, что организм более крепкий, с одной стороны... И ребёнок больше радости принесёт... » (мужчина, 41 год).
Однако респонденты при этом не озвучивали каких-либо негативных последствий для дальнейшей жизни родителя. Напротив, отмечается, что рождение ребёнка в зрелом возрасте «продлевает молодость» родителя, и нежелательно скорее для ребёнка по указанной выше причине: «...лучше
поздно, чем никогда. Рождение ребёнка опять-таки продлевает его (родителя) психологический возраст. Это приравнивает его какому-то более молодому возрасту, и это, наверное, даже хорошо» (женщина, 53 года).
Особо следует проанализировать рассуждения респондентов на тему необходимости рождения детей в целом. В речи интервьюируемых можно часто встретить высказывание «Не хотеть детей — это ненормально»: «Ненормально, если человек сам не хочет детей. Другое дело, что человек не может по каким-то своим... из-за болезни, из-за чего-то не может иметь детей. Тогда другой вопрос. А если человек не хочет их, будучи здоровым, крепким и имея семью, то это просто больной человек» (женщина, 80 лет). Отмечается, что дети являются конечным смыслом жизни человека, что именно по «качеству» детей можно оценить результат прожитой жизни в старости. «Забота о потомстве» при этом провозглашается одной из главных жизненных задач взрослого человека [4].
Лишь некоторые респонденты утверждают, что существуют люди, «функционально созданные для чего-то другого»: «Наверное, такие люди тоже нужны в этом мире. Мы знаем великих каких-то ученых, которые прожили одиночками, но которые дали миру многое. Просто их очень мало... » (женщина, 29 лет). Имеется в виду, что человек может не хотеть и не иметь детей, но только в случае выполнения какой-то значимой для общества функции. Однако заметим, что подобные высказывания характерны исключительно для респондентов, у которых по тем или иным причинам нет собственных детей. На наш взгляд, это говорит о работе психологических защит, которые позволяют уменьшить напряжение из-за нереализованности жизненной программы, нивелируя общественные нормы, снижая их значимость.
Итак, мы можем сформулировать перечень основных социальновозрастных норм деторождения, характерных для современной России:
1. Ребёнок должен быть рождён в браке.
2. Необходимо сначала получить образование, найти стабильную работу и иметь финансовое благополучие, прежде чем рожать ребёнка.
3. Ребёнок должен быть запланированным.
4. О воспитании детей должна заботиться, преимущественно, женщина.
5. Финансовое благополучие ребёнка и семьи должен обеспечивать мужчина.
6. Первого ребёнка следует рожать в возрасте от 25 до 30 лет.
7. Не следует рожать ребёнка до 20 и после 40 лет.
8. Нормальный человек должен хотеть иметь детей.
Таким образом, в современной России существуют социально-возрастные нормы относительно рождения ребёнка, разделяемые людьми разных периодов взрослости. При этом мы отмечаем, что степень принятия норм зависит от того, насколько человеку удалось реализовать «нормативную жизненную программу». В случае отклонения от «правильного» маршрута, мы можем наблюдать искажение представлений о нормах деторождения. Однако данный вывод нуждается в дальнейшем изучении, на большем количестве «ненормативных» респондентов. В целом обнаруженные нормы, на наш взгляд, являются закономерными для социокультурных и экономических условий современной России и позволяют успешно регулировать практики деторождения в случае принятия личностью этих норм.
Список литературы:
1. Арчакова Т.О. Раннее материнство: психологическая проблема
или социальный конструкт? // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2012. — № 1 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50268.shtml (дата обращения: 11.07.2015).
2. Демографический ежегодник России. 2014: Стат. сб. / [Электронный
ресурс]. — Режим доступа. — URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_16/Main.htm (дата обращения: 11.07.2015).
3. Курышева О.В., Змиевская А.А. Временные и событийные нормы жизненного пути: timing. // Вестник ВолГУ. Серия 11 «Естественные науки». — 2014. — № 3. — С. 62—69.
4. Peterson C.C. The ticking of the social clock: adults’ beliefs about the timing of transition events // Int. Aging Hum. Dev. — 1996. — № 42 (3). — P. 189—203.