УДК 796
Царёв Евгений Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Данная статья направлена на определение понятия «здоровый образ жизни» и определение механизмов и средств спорта, посредством которых формируется «здоровый образ жизни».
Ключевые слова: социализация, ценностный потенциал спорта, мотивация формирования здоровья, определение понятия.
Идея развивающейся личности в быстро изменяющемся мире неразрывно . связана с гуманистической тенденцией развития общества. Воспитание подрастающего поколения Российских граждан на многовековых традициях является основным направлением в современной педагогике.
Обращение к основополагающим принципам системы образования: фундаментальности, доступности, специализации в выбранном профессиональном образовании его динамичности, адекватности современным социальным, экономическим, политическим процессам развития личности.
Разработка теоретико-методологических основ физического воспитания как части педагогической науки основывалась на классической дидактике, концентрированной свое внимание на развитии физических качеств, формировании двигательных умений и навыков, их психологическому обоснованию, понимание индивидуальности как многоуровневой системы в развитии личности. Однако в последние годы возрос интерес к изучению педагогических ,психологических, социальных, философским аспектам изучения физических действий в области освоения физической деятельности.
Сегодня в любой сфере человеческой деятельности невозможно обойтись без физических действий и спорта - общепризнанных социальных ценностей общества в целом и каждого в отдельности.
Основным средством физических действий является спортивная деятельность направленная на движения поставленных перед человеком специфических задач:
1. Массовый спорт решает задачи укрепления здоровья, развития физических качеств и двигательных навыков, воздействовать на человечес-
кие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества, физического воспитания личности, обучения, социальной интеграции и коммуникативности.
2. Спорт высших достижений - вид деятельности направленный на специализацию личности в выбранном виде. Как важный социальный феномен пронизывает все общество, влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, эпические ценности, обладает значительным социализирующим воздействием.
3. Профессиональный спорт несет кроме свойственных спортивной деятельности в ее широком смысле функций особую экономическую составляющую. Средства вложенные в спорт через профессиональную его составляющую возвращающуюся в общество, прежде всего в повышении уровня здоровья населения, удлинении социально активного долголетия, развития науки, материально-технической базы, подготовленной специалистов в области массового спорта.
Культурологическая парадигма наполняет сущность физической деятельности новым пониманием современных исследований в физическом образовании.
Образовательные задачи в области физической деятельности и спорта предполагает формирование системы ценностей, на основе которых эффективно выстраивается соответствующая им деятельность.
Ценность следует рассматривать как мотив деятельности. Ценность приобретает побудительную силу мотива тогда, когда она интерноризи-рована, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, находить средства их организации, правильного своевременного контроля, оценки и корректирования своих действий.
276
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
© Царёв Е.А., 2011
«Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. Ценности здесь могут проявляться в виде здоровья, физического совершенствования либо как конкретные результаты (занятое место, рекорд) или опосредованное повышение производ-ственности труда, уровня боевой подготовки общественной воспитанности и культурности человека» (В.М. Выдрин).
Н.И. Понамарев «Спорт как социальное и педагогическое явление». К ценностям спорта он отнесет: уровень здоровья, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивнопсихические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки.
«Для всех спортсменов существенны ценности: функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание и др. Ценности спорта могут проявляться и опосредованно - в виде повышения производственности труда людей, занимающихся физическими упражнениями. Ценности спорта, следовательно, связаны с его использованием как средства удовлетворения социальных и биологических потребностей людей, культурных запросов общества.» (Н.И. Понамарев)
Спортивная деятельность социально-значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс в развитии общества и личности. Сущность такого подхода заключается в переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержание физических действий ритмам возрастного развития человека и основным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.
В дидактическом плане развития физической деятельности предполагает совершенствование методов и приемов педагогики, а также способов и средств развития специализированных видов физического воспитания и спорта. Основой развития должны стать технологии накопленные человечеством в ходе его культурного развития.
Именно образцы совершенной моторики задают «планку» развития, ориентируют человека на творческое освоение индивидуальной двигательной активности и здорового образа активной жизни.
В разработках авторов Л.И. Лубышева, В.К. Бальеевич, В.И.Столяров в структуре ценностей выделяют три важнейших компонента:
Общекультурный компонент ценностей спортивной деятельности составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
Социально-психологический компонент ценностей спортивной деятельности обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта.
Специфический компонент ценностного потенциала спортивной деятельности вырастает в способности спорта удовлетворить потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализация и повышение социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Культурологический ракурс анализа, фиксирующий внимание на социально-ценностном потенциале физической деятельности, позволяет иначе посмотреть на средства и методы физического воспитания, оценить роль физических упражнений, понять природу и потенциал двигательных действий, в которых, наряду с моторно-исполнительными (операционными) механизмами, присутствуют познавательные, проектно-смысловые и эмоционально -оценочные аспекты. В этом контексте правомерным является переход от категории физических упражнений как основного средства физического воспитания. К понятию физическая деятельность - именно она выступает психологическим основанием физической культуры человека в его телесно - духовном единстве.
Сущность технологической, инструментальной составляющей физической культуры, определяющий уровень развития физической культуры человека, выражается категорией деятельности. Ее следует рассматривать в качестве интегрирующего понятия, отражающего все многообразие физической активности человека, направленной на сознательное совершенствование
и развитие его биологической природы посредством использования физических упражнений. По отношению к ней применимы все характеристики человеческой деятельности отражающей основное ценностное действие. Формирование здорового образа жизни.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось совсем недавно в 70 годы 20 века. В настоящее время определение понятия «здоровый образ жизни» у разных авторов практикуется в зависимости от направления изучения. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему (В.А. Понамарчук), В.И. Столяров, О.А. Мильштейн и д.р.).
В направлении психолого-педагогического цикла здоровый образ жизни изучается как сознательная, мотивационная деятельность человека.
Медико-биологический подход к изучению проблемы основан на развитии морфофункциональных качеств человека.
Однако, любой подход к изучению феномена здорового образа жизни направлен на достижение одной цели укрепления и достижения определенного уровня здоровья человека, который является предпосылкой для жизнедеятельности человека, возможности активного выполнения им социальных функций.
Здоровый образ жизни - базисная основа для любого другого вида человеческой деятельности, обеспечивающий оптимальный уровень потребностей человека на основе физического и психического здоровья, ценности в социализации и устойчивых мотиваций для достижения поставленных общественно значимых задач.
Отечественные ученые (В.К. Бальеевич, П.А. Виноградов, Н.Д Граевская) определяют, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний - первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствуют удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных физических упражнений.
В формировании здорового образа жизни по мнению ученых (Ю.В. Валентин, А.В. Мартыюн-ко, В.А. Полесский) важную роль играют следующие компоненты:
Объективные общественные условия.
Конкретные формы жизнедеятельности, по-
зволяющие реализовать здоровый образ жизни.
Система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность.
Эти компоненты или уровни формирования здорового образа жизни должны реализоваться в единстве. Каждый уровень здоровьеформиро-вания адекватно влияет на достижение поставленной цели.
Здоровый образ жизни это реализация комплекса социально-психологических, медико-биологических мероприятий ,в которых можно выделить основные составляющие.
Воспитание здоровых привычек и навыков, окружающая среда, отрицание вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики); питание, отвечающее необходимым потребностям конкретного человека; двигательная деятельность; гигиена личная и общественная.
Необходимо отметить, что формирование здорового образа жизни неотрывно связано с цивилизованным, гуманистическим, общекультурным восприятием здорового образа жизни, а не является самоцельно приводящей к эгоистическому поведению в обществе.
Здоровый образ жизни реализуется в повседневном быте, предметной деятельности индивида, укрепляющей адаптивные возможности организма.
Без поддержек государства достичь социально-значимого поворота к этому образу жизни невозможно, поэтому современное руководство России декларирует:
«Формирование здорового образа жизни должно стать одним из приоритетов властей всех уровней. Речь идет о доступности спортивных сооружений для всех детей и подростков» (В.В. Путин, 2009 г.)
«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни». (В.Д. Медведев, 2009 г.)
Здоровый образ жизни - это системный процесс, включающий многоуровневый подход, охватывающий множество компонентов деятельности человека в обществе и самого общества, по развитию и утверждению здорового образа жизни как главного условия жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Закон Российской федерации «Об образовании». - М., 2002.
278
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
2. Сластенин В.К. Педагогика. - М., 2000.
3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Кудрявцева.
4. Бальеевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М. : Физкультура и спорт, 19882007.
5. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни // Советское здравоохранение. -1984. - №>11. - С. 8-11.
6. Мартыненко А.В., ВалентикЮ.В. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 1988.
7. Corbin C.B., Lindsey R. Concepts of Benchmark publishers, 8th edition, 1994.
8. Закон РФ «О физической культуре и спор-
та». 2007 г №>329-03.
9. Арифбаев А. Совместная работа школы и семьи по физическому воспитанию учащихся начальных классов: Дис. ... канд. пед. наук. - Ташкент, 1979. - 165 с.
10. Бабанский Ю.К. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1989 - 558 с.
11. Ведмеденко Б.Р. Воспитание привычки к занятиям физической культуры и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 34 с.
12. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 34 с.
13. БелоусоваВ.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культуры. -М.: Физическая культура и спорт, 1964. - 69 с.