Социально-трудовые отношения и благополучие человека труда
Л.М. НИЗОВА, доктор экономических наук. E-mail: [email protected] Т.В. САННИКОВА, Поволжский государственный технологический ниверси-тет, Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье раскрываются теоретические, методологические и практические вопросы социально-трудовых отношений. На основе мониторинга обобщается опыт работы субъектов социального партнерства Республики Марий Эл по основным критериям благополучия человека: установление минимальной заработной платы, соотношение оплаты труда с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, охрана труда и защита от безработицы. Для решения выявленных проблем предложены меры по дальнейшему совершенствованию социально-трудовых отношений как в производственной, так и в социальной сферах.
Ключевые слова: социально-трудовые отношения, человек труда, оплата труда, рынок труда, охрана труда, минимальная заработная плата
В современной России процесс реформирования социально-трудовых отношений сталкивается с серьезными проблемами. Господство авторитарного подхода к управлению, желание высших менеджеров сосредоточить принятие всех значимых решений в своей исключительной компетенции, высокая степень отчужденности труда работников от его результатов и неравноправное по отношению к работодателю положение являются причиной низкой производительности труда и, как следствие, снижения эффективности деятельности многих компаний.
Нерешенность проблем участия работников в управлении и распределении результатов деятельности отечественных хозяйственных организаций не только сдерживает развитие их бизнеса, но и негативно сказывается на процессе развития экономики в целом. В связи с этим совершенствование форм социально-трудовых отношений путем привлечения работников к управлению и распределению результатов хозяйственной деятельности приобретает особую значимость, как указано в Конституции и Трудовом кодексе Российской Федерации. Тем не менее социально-трудовые отношения, формирующиеся в условиях становления рынка, пока еще не стали предметом
ЭКО. - 2016. - №8 НИЗОВА Л.М., САННИКОВА ТВ.
специального теоретического анализа. Не только теория, но и практика регулирования экономики и социальной сферы сегодня остро нуждаются в восполнении этого пробела [1. С. 4, 5].
Чтобы устранить существующие противоречия в законодательных актах, преодолеть их несоответствие условиям реальной действительности, за последние годы в Республике Марий Эл. был принят ряд мер.
Во-первых, ежегодно, начиная с 2011 г, заключается дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате для работников организаций внебюджетной сферы. Это соглашение имеет большое значение для улучшения качества жизни социально незащищенных категорий граждан, уменьшения расслоения работающего населения по доходам [2]. Из 15812 предприятий и организаций различных форм собственности к данному соглашению присоединилось в 2015 г. 96,7%, что способствовало сокращению масштабов бедности на 4,3%. Так, доля населения с доходами, равными и выше прожиточного минимума, в 2015 г. составила 80,5% против 76,0% в 2010 г. [3].
Значимость такого соглашения повышается в условиях, когда в Российской Федерации, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России М. Шмакова, «минимальный размер оплаты труда достигает лишь 55% величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Установление такого низкого размера МРОТ государством, с одной стороны, вынуждает работника трудиться существенно больше восьми часов в день, чтобы физиологически выжить, а с другой, практически официально допускает выплату работодателями заработной платы работнику "в чёрную"» [4].
Мониторинг динамики минимальной заработной платы на предприятиях Республики Марий Эл показал ее рост за пять лет с 4330 руб. в 2011 г. до 9251 руб. в 2016 г. Сопоставление этого показателя с минимальным размером оплаты труда (далее МРОТ) по Российской Федерации позволяет сделать вывод о положительной динамике: превышение с 8,7% в 2012 г. увеличилось до 49% в 2016 г. Если МРОТ в целом по стране на 2016 г составляет 6204 руб., то минимальная заработная плата в производственных отраслях Республики Марий Эл - 9251 руб. (рис. 1).
—О— МРОТ в Российской Федерации —■-МЗП в Республике Марий Эл
Рис. 1. Динамика роста минимальной заработной платы (МЗП) в Республике Марий Эл и МРОТ в Российской Федерации в 2011-2016 гг., руб.
Вторым критерием благополучия человека труда является соотношение оплаты труда с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В трехстороннем соглашении предусмотрено, что «правительство направляет в федеральные органы исполнительной власти в рамках полномочий, предоставленных Республике Марий Эл, предложения по формированию предельных уровней тарифов и индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом мнения Комиссии, не допуская превышения темпов их роста над темпами роста заработной платы работающих» [2]. Показателем успешной реализации соглашения является снижение роста тарифов с 119,5% в 2010 г. до 108,7% в 2014 г, при темпах роста заработной платы
112,2% в 2010 г. и 111,5% в 2011 г. до 112,3% в 2014 г (рис. 2).
%
125 -119,5
120 1 1 С 11 А Л
110 105 100
Рис. 2. Динамика соотношений заработной платы и индекса цен на жилищно-коммунальные услуги на потребительском рынке в Республике Марий Эл в 2010-2014 гг., % к предыдущему году
115
114,6
112,2 111,5 112,5 112,3
' 108,2 110,3 10'
--^--1-^--1-^--1-^--1-^-
2010 2011 2012 2013 2014
■Юреднемесячная заработная плата □ Индекс цен на жильщно-коммунальные услуги
Третьим критерием оценки благополучия человека труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В республике проводится целенаправленная работа по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В рамках социального партнерства в производственных коллективах на паритетных началах созданы комиссии по охране труда, проводятся обучение руководителей и специалистов, независимая экспертиза специальной оценки условий труда. Работодатели определяют потребность в средствах на финансирование мероприятий по охране труда; принимают меры по выводу из эксплуатации оборудования и сооружений, угрожающих жизни работников; внедряют инновационные технологические процессы, исключающие воздействие на работников неблагоприятных факторов производственной среды; повышают компенсации на работах тяжелых и с вредными и опасными условиями труда.
Такая деятельность в рамках коллективных договоров и соглашений позволила существенно снизить уровень производственного травматизма, включая число погибших на производстве. Если в 2010 г в республике на производстве пострадали 692 работника, то в 2014 г. - 380 человек, или на 36% меньше (рис. 3).
750 600 450
542
545
150
0
10
19
380
9
2011 2012 2013 □ Всего несчастных случаев на производстве ^Количество работников, погибших на производстве
Рис. 3. Динамика показателей производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, в Республике Марий Эл в 2010-2014 гг., число случаев
Четвертым критерием благополучия человека труда, по мнению авторов, является его защита от безработицы. Данная мера предусмотрена как в республиканском соглашении,
300
17
11
2010
2014
так и в коллективных договорах организаций [5. С. 38]. В республике успешно реализуется целевая программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2013-2020 гг., в рамках которой определена квота для приема на работу социально незащищенных категорий граждан; на крупных предприятиях функционируют курсовые комбинаты по повышению квалификации инженерно-технического состава и разрядности по рабочим профессиям. Создаются экономические условия для развития предпринимательства и самозанятости, получения дополнительных профессий, востребованных на рынке труда. В республике принимаются стимулирующие меры для участия работодателей в создании специализированных рабочих мест для инвалидов. Комплекс вышеуказанных мер позволил уменьшить уровень регистрируемой безработицы с 1,6% в 2010 г. до 0,8% в 2014 г., снизить напряженность на рынке труда, увеличить число созданных и заквотированных рабочих мест для инвалидов.
Вместе с тем мониторинг показал, что еще не исчерпаны все потенциальные возможности для совершенствования социально-трудовых отношений в целях повышения благополучия человека труда. В республике, как и по всей стране, существуют следующие проблемы:
1) отсутствие сбалансированности заработной платы руководящего состава и трудового коллектива в целом;
2) на отдельных предприятиях в минимальную заработную плату включаются компенсационные и стимулирующие выплаты;
3) уровень реальной заработной платы пока отстает от средней оплаты труда по республике (т. е. происходит уменьшение уровня реальной заработной платы за 2015 г. к уровню 2014 г.), что ведет к снижению покупательной способности населения;
4) отсутствует республиканский координационный центр контроля за соблюдением прав работников в сфере охраны труда;
5) наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы, рынков труда и образовательных услуг.
По мнению авторов, для устранения перечисленных проблем целесообразно в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации предусмотреть следующие меры:
• зафиксировать обязательность достижения размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения во всех сферах экономики;
• установить кратность заработной платы руководителя в зависимости от средней по предприятию;
• запретить включение в минимальный размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат;
• увеличить размер пособия по безработице до прожиточного минимума трудоспособного населения как меру частичной компенсации утраченного заработка квалифицированных работников, временно потерявших работу;
• создать в муниципальных образованиях структурные подразделения по охране труда.
Реализация вышеназванных мер сторонами Генерального соглашения позволит совершенствовать социально-трудовые отношения в направлении благополучия человека труда.
Литература
1. Мамытов Е. Г. Социально-трудовые отношения в современной экономике: состояние, тенденции развития, регулирование//Ав-тореф. дисс. на соискание уч. ст. д. э.н., 2008. - 59 с.
2. Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей на 2016-2018 годы // Профсоюзный диалог - 2015. - 18 нояб.
3. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [Эл. ресурс]. URL: http://maristat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ ts/maristat/resources/ (дата обращения: 16.02.2016).
4. Шмаков М. В. Письма Председателя ФНПР М. В. Шмакова Президенту РФ В. В. Путину URL: http://www.fnpr.ru/n/256/11982.html
5. Низова Л. М. Социальное партнерство в сфере занятости населения: моногорафия / Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2012. - 264 с.