Научная статья на тему 'Социально-технологическая культура специалиста: проблемы формирования и развития'

Социально-технологическая культура специалиста: проблемы формирования и развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамина И. В.

Данная статья представляет собой отчёт о работе круглого стола «Формирование и развитие социально технологической культуры специалистов», проведённой 15 -16 сентября 2009 года в Белгородском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-технологическая культура специалиста: проблемы формирования и развития»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ И КОММУНИКАЦИИ

УДК 123.5

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

И. В. Мамина

Данная статья представляет собой отчёт о работе круглого стола «Формирование и развитие социально-технологической культуры специалистов», проведённой 15 -16 сентября 2009 года в Белгородском государственном университете.

Белгородский

государственный

университет

Ключевые слова: конференция, социально-технологическая культура, социально-технологическая деятельность, социокультурная среда, социально-технологический потенциал, социальные технологии, молодежь, образование.

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед управлением новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности теми задачами, которые приходилось решать ранее. Следствием увеличения скорости развития и глобализации общественных, технологических, информационных процессов социума третьего тысячелетия является эффект повышения влияния поведения субъектов управления на устойчивость жизни и развитие всего человечества. Поэтому профессиональное владение управленческими технологиями, и в первую очередь социальными, в сочетании с общей менеджерской культурой и индексом управленческой мысли, определяют успешность деятельности любой организации.

Назрела острая потребность в обновлении методов управления, в разработке инновационных наукоемких социальных технологий в целом и технологий социального управления и самоуправления в частности. Причем речь идет о придании новых форм наименования старым, бюрократическим процедурам и операциям, а о качественно новом переосмыслении социальных, управленческих технологий, о формировании новой управленческой ментальности, основанной на высоком уровне социально-технологической культуры.

Исследование данного феномена XXI века представляет собой одно из приоритетных направлений белгородской школы социологов, работающей в постоянном взаимодействии с ведущими научными центрами России.

Для этой школы характерно последовательное выстраивание системы исследования социальных технологий, их внедрения, формирования и развития социальнотехнологической технологической культуры. В Белгороде была создана первая в стране кафедра социальных технологий, которая сначала функционировала на базе Белгородского технологического института строительных материалов, а в настоящее время функционирует на базе Белгородского государственного университета. Создание кафедры означало разработку инновационного научного направления, востребованного социальной практикой и общественной теорией. В настоящее время кафедра является базовой для реализации образовательных программ по специальностям: «Социология»; «Государст-

И.В. Мамина. Социально-технологическая культура.

259

венное и муниципальное управление»; «Организация работы с молодежью». В 2009 -2010 учебном году на кафедре начинается реализация магистерских программ «Государственное и муниципальное управление»; «Управление проектами»; «Государственная политика и управление»; «Менеджмент по связям с общественностью».

В 2007 году в университете был создан Центр социальных технологий, задачей которого является проведение научных исследований и разработка практических рекомендаций, обеспечивающих практическую реализацию теоретических выводов и аналитических моделей.

В результате за последние, практически, двадцать лет в Белгороде сформировалась известная в стране и за рубежом школа исследователей, успешно разрабатывающих проблемы социальных технологий и социально-технологической культуры и внедряющих результаты научных исследований в практику управления социальными процессами. В ходе этой деятельности ученые БелГУ успешно сотрудничают с крупнейшими вузами России и других стран. К их числу относятся в России Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Нижегородский государственный университет; Московский государственный социальный университет, Российская академия государственной службы при Президенте России, Институт социальнополитических исследований РАН, а также Мичиганский и Луисвильский университеты (США); Бременский университет (Германия); Университет г. Ополе (Польша), Остравский университет (Чехия); Дэджоусский университет (Китай); Харьковский государственный университет (Украина).

Очередным, своего рода рубежным этапом научных исследований, стало проведение в Белгородском государственном университете круглого стола «Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста» 15 сентября 2009 года. Круглый стол в очередной раз подтвердил актуальность и значимость проблемы развития социально - технологической культуры у специалистов. В проведении круглого стола приняли участие лидеры современной российской социологической науки из Российской академии наук, Московского государственного университета, Белгородского государственного университета, редакторы ведущих социологических журналов. В числе гостей доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, главный редактор журнала «СОЦИС» Жан Терентьевич Тощенко, заместитель директора по международным связям Института социологии РАН, Президент Российского Общества Социологов Валерий Андреевич Мансуров; декан Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Президент Российской Социологической Ассоциации Владимир Иванович Добреньков; зав.отделом Института социально - политических исследований Российской академии наук, доктор социологических наук, профессор Юлия Альбертовна Зубок; ведущий сотрудник Института социально - политических исследований РАН, доктор социологических наук, профессор Владимир Ильич Чу-пров; заведующий кафедрой социологии и управления персоналом «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, доктор социологических наук, профессор Иван Сергеевич Болотин; ответственный секретарь журнала «Социология образования», кандидат философских наук Иван Евдокимович Задорожнюк.

Открыл заседание ректор БелГУ доктор социологических наук, профессор, академик Академии социальных наук Леонид Яковлевич Дятченко. Он подчеркнул, что, проблема формирования и развития социально-технологической культуры приобрела для современного общества глобальный характер, однако многие аспекты данного феномена крайне мало исследованы в зарубежной и отечественной социологической литературе. До настоящего времени остается далеко не очевидным ответ на вопрос: как сопрягается идея и практика применения социальных технологий с перспективами развития общества. В нестабильном социуме крайне остро стоит проблема включения организации, человека в социальное пространство, в ситуацию быстрого принятия правильных решений. Однако в условиях экспоненциального нарастания информационных потоков, все усложняющейся социокультурной ситуации, когда необходима нетривиальная деятельность, у человека зачастую нет эффективных механизмов решения социальных проблем. Набор действий, основанный на традиционной праксеологии, который в прошлом давал хороший результат, уже не позволяет успешно решать задачи. Современная социальная реальность

260

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 10(65) 2009

требует принципиально иных методов ее познания и преобразования, научной методологии преобразования действительности. Необходимо системное решение проблем, которое включает в себя учет как технологических, так и социальных, культурных, интеллектуальных, антропологических, нравственно - этических аспектов проблемы.

Такое решение, подчеркнул докладчик, возможно лишь при условии овладения основами социально-технологической культуры. Социальные технологии - это неизбежный путь развития социологии, без движения по которому невозможно решить ни один управленческий вопрос. В отличие от многих составляющих культуры социальнотехнологическая культура является процессом сознательной деятельности людей, достигших определенного уровня рациональности, поставивших задачу не просто оптимизировать свою жизнедеятельность, но сделать это на основе согласования базисных ценностей и диалога между акторами социального пространства. Для этого следует развивать социологическую школу в России, в том числе и на базе Белгородского государственного университета.

Далее слово было предоставлено заведующей кафедрой менеджмента и социальных технологий Липецкого государственного педагогического университета, кандидату социологических наук, доценту Ирине Викторовне Бурмыкиной, которая отметила, что современная технологическая реальность характеризуется бурным ростом и планетарным распространением технологий, преобразовывающих все сферы жизни общества. В этой связи возникает острая потребность в менеджерах, способных разрабатывать способы и процедуры оптимизации жизнедеятельности человека в условиях возрастающей динамики и взаимозависимости социальных процессов, социальные технологии гармонизации отношений в системе природа - человек - социум. Такой специалист в системе управления должен уметь выполнять глубокий анализ социальных систем, ставить задачи социального управления социальными системами различного класса, правильно выбрать методы их решения с использованием современных информационных технологий, разрабатывать социальные технологии, призванные гармонизировать социокультурную среду, а также находить при ограниченных ресурсах оптимальное решение поставленной задачи. И.В. Бурмыкина отметила, что порой из стен вуза выходят специалисты, которые практически не умнеют применять социально - технологические знания в профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы, по ее мнению, требуется пересмотр системы и форм профессионального образования в области менеджмента, повышения качества образования.

Профессор Жан Терентьевич Тощенко отметил важность развития технической культуры в современном обществе. Он отметил, что в современных условиях все большее значение отводится развитию технологических процессов и формированию на его основе технологического обеспечения управленческой деятельности. Уровень овладения технической культурой, по его мнению, - это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве. Ж.Т. Тощенко особо подчеркнул, что необходимо развивать технические знания современных специалистов, выделяя различные аспекты рассматриваемого явления.

Президент Российского Общества Социологов Валерий Андреевич Мансуров отметил, что за последние десятилетия, разрушилась тесная взаимосвязь между политическим, экономическим и культурным стратификационными измерениями. Привнесение логики рынка в российскую реальность привело к рассогласованию социального статуса многих профессиональных групп, но в то же время, открыло для них новые возможности для осуществления групповой социальной мобильности, переопределения собственного статуса в государственном секторе и конструирования новых позиций на рынке труда. В связи с этим актуальным становится вопрос об адекватных методологических схемах, которые позволят точно описать особенности социального статуса различных профессиональных групп, а также предложить технологии увеличения имеющихся в их распоряжении ресурсов и способы их преобразования в реальные рыночные возможности. По мнению автора, в постперестроечной России социологи компенсировали недостаток исследований, направленных на изучение экономического статуса профессионалов. И этот дефицит целесообразно восполнить.

И.В. Мамина. Социально-технологическая культура.

261

Декан Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Иванович Добреньков подчеркнул важность модернизации образования именно в интересах подготовки хорошего специалиста. Обратившись к проблеме содержания образования, в рамках единого государственного экзамена, Владимир Иванович заявил, что у чиновников, участвующих в его введении, недостаточно знаний о социально-технологической культуре. Задача социологов заключается в том, чтобы помочь сформировать социальнотехнологическую культуру общества. Существенной проблемой подготовки специалистов он считает то, что в настоящее время не выстроено «единой цепи» профессионального обучения и последующего профессионального развития специалистов в области социальных технологий. В свою очередь это предусматривает разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки специалистов; долгосрочное планирование объемов подготовки специалистов по изучению социальнотехнологической культуры; разработку проектов государственных образовательных стандартов, базовых учебных планов и программ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации управленцев.

В рамках заседания круглого стола обсуждались такие темы как «Концептуально -методологические аспекты современной социально - технологической деятельности», «Формирование социально - технологической культуры в системе образования», «Проектирование социальных технологий управления качеством образования» и «Социальнотехнологическая культура молодежи».

В процессе заседания круглого стола ученые высказали общее мнение, что работу по формированию категориального аппарата теории социально - технологической культуры необходимо продолжить.

При этом тема формирования социально - технологической культуры в российском обществе, в том числе в молодежной среде не должна обсуждаться лишь на уровне работников образования. Целесообразно продолжить практику ее рассмотрения на научно-практических конференциях, к участию в которых следует более активно привлекать молодежные организации, средства массовой информации, работников органов государственного и муниципального управления.

Выступающие отмечали: социально-технологический вектор развития современного общества характеризуется все более основательным интересом наук к проблематике взаимодействия человека, общества и природы. Этот интерес стимулируется изменением темпов общественного развития и социального прогресса. Преодоление кризиса в обществе не без оснований связывается с качеством управления, развертыванием широкого процесса самоуправления. Но для этого необходимо проектировать и налаживать новые механизмы социального управления, уточнять цели обновления российского общества.

Принимавшие участие в круглом столе специалисты были единодушны в том мнении, что практику подобных обсуждений необходимо развивать, они должны стать ежегодными, а формат круглого стола целесообразно расширить.

SOCIO-TECHNOLOGICAL CULTURE SPECIALIST: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

I. V. Mamina

This article represents the proceedings of the roundtable «The formation and development of socio-cultural technology professionals», held 15 -16 September 2009 in the Belgorod State University.

Belgorod State University

Key words: conference, social-technological culture, and social-technological activities, socio-cultural environment, socio-technological potential, social, technology, youth, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.