А. В. Кирка
СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА - НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
SOCIAL-NETWORK COMMUNITIES - THE NEW LEVEL OF POLITICAL
COMMUNICATIONS
Аннотация. Статья посвящена роли социально-сетевых сообществ в современном политическом процессе. Рассматриваются основные качественные и количественные характеристики социальных сетей и сообществ, основные механизмы их создания и функционирования. Особое внимание уделяется потенциалу социально-сетевых сообществ как эффективных инструментов внутренней и внешней политики. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт применения функциональных возможностей социально-сетевых сообществ в политической жизни.
Abstract. The article is devoted to the role of social-network communities in the modern political process. The article considers the main qualitative and quantitative characteristics of social networks and communities and the basic mechanisms of their creation and functioning. Particular attention is given to the potential of social-network communities as an effective mechanism of internal and external policies. Also, the article considers the foreign and domestic experience of the functionality of social networking communities using in the political life.
Ключевые слова. Социально-сетевые сообщества, социальные сети, политический процесс, политические коммуникации.
Keywords. Social-networking communities, social networks, political process, political communication.
В современной политике действует множество различных субъектов (акторов), каждый из которых обладает своими собственными инструментарием и методиками воздействия на общественные отношения в рамках реализации своих политических интересов. Одним из основных политических субъектов, по мнению А. И. Соловьева, является группа - объединение людей, основанное на определенной социальной связи, отличающееся относительной целостностью и выступающее самостоятельным субъектом исторического и социального действия [3]. В частности, к социальным группам можно отнести разнообразные общности, коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений). Группы выполняют важнейшую функцию социального представительства на основе групповой консолидации для публичного выражения и защиты общественно и властно значимых интересов.
На всей протяженности человеческой истории индивидам всегда было свойственно объединяться в группы, которые исторически зарекомендовали себя надежными и устойчивыми социальными структурами, прошедшими все испытания временем. Они появлялись вновь и вновь, несмотря на крах или расцвет цивилизаций. Это необратимый и естественный процесс, обусловленный как внешними (природными, экономическими, политическими), так и внутренними (психологическими) факторами. И в настоящее время мы видим, что процесс объединения индивидов в социальные группы не только не ослабевает, но и переходит на качественно новый уровень развития благодаря повсеместному распространению современных информационно-коммуникативных технологий и, в частности, глобальной сети Интернет.
В настоящее время по данным аналитической компании The Royal Pingdom количество пользователей Интернет в мире насчитывает порядка двух миллиардов человек. Из них приблизительно 44% проживают в странах Азии, 23% в Европе, 13% в странах Северной Америки, 10% в странах Южной Америки. На Африку, Ближний Восток и Австралию приходится всего 6%, 3% и 1% пользователей соответственно [8]. В России, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
аудитория Интернета составляла на конец 2011 года порядка 70 млн человек, из которых к активным пользователям (использующим сеть ежедневно) можно отнести примерно 43 млн. человек [10].
Основной формой проявления социальных групп в сети Интернет являются так называемые социальные сети и социально-сетевые сообщества, которые представляют собой «сетевые услуги, позволяющие частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой, определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, а также просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы» [4].
Понятия «социальная сеть» и «социально-сетевое сообщество» не тождественны друг другу. Социальные сети, как таковые, существовали всегда. Каждый человек обладает собственной социальной сетью - родственные, дружественные, профессиональные и прочие виды социальных взаимоотношений формируют весьма устойчивые связи. Интернет сервисы социальных сетей являются, по своей сути, инструментом переноса и публичной визуализации в виртуальной среде ранее установленных между индивидами взаимоотношений. Основная причина, по которой люди присоединяются к сервисам социальных сетей, заключается в стремлении поддержки старых и установления новых межличностных взаимоотношений.
В отличие от социальных сетей, социально-сетевые сообщества могут объединять людей, принадлежащих к абсолютно разным социальным группам. Ключевым фактором объединения здесь является наличие единой концептуальной основы - идеи, проекта, увлечения или иной консолидирующей первопричины. Благодаря многогранности современной общественной жизни, каждый индивид активно участвует в деятельности одновременно множества сообществ, которые зачастую пересекаются либо оказываются вложенными друг в друга. К примеру, социально-сетевое сообщество жителей какого-либо города может включать в себя внутригородское сообщество по профессиональному признаку и пересекаться с сообществом, связывающим людей их общей этнической принадлежностью.
Социальные сети и сообщества обладают рядом специфических качеств, среди которых простота создания и поддержки, отсутствие географических барьеров, мгновенное распространение информации среди значительного числа людей, эффективная мобилизация целевых аудиторий и профессиональных сред, относительно точное измерение эффективности обратной связи, высокая степень мобильности, глубокая степень взаимной интеграции, применение мультимедийных технологий, а также практически полная независимость от внешних факторов воздействия - цензуры, государственного контроля и т.п., что позволяет активно использовать их коммуникативные и технологические возможности как в социально-экономических, так и политических процессах.
По нашему мнению, потенциал социальных сетей и сообществ, как эффективных механизмов агрегации и публичной трансляции различных индивидуальных и групповых интересов трудно переоценить. Естественное старение населения и процесс технического развития привели к тому, что основная масса политически активной аудитории переместилась из диапазона воздействия традиционных СМИ на территорию Интернет-пространства. Представленные ниже диаграммы наглядно демонстрируют основные общемировые количественные и качественные характеристики современных социальных сетей и сообществ. Так, мы видим, что только Индия и Китай по количеству населения превосходят число участников крупнейшей в мире социальной сети БасеЬоок [9], среди которых преобладает наиболее активная и трудоспособная часть населения в возрасте от 18 до 54 лет (61%) [6].
По данным ВЦИОМ по состоянию на февраль 2011 года, участие в социальных сетях и сообществах принимали более 52% россиян, и лишь порядка 8% жителей страны никогда не слышали об этом явлении. При этом более 57% пользователей посещали социально-сетевые ресурсы как минимум раз-два в неделю, а 26% -ежедневно [10]. Активная аудитория социальных сетей в России к 2015 году составит
76 миллионов пользователей против 31 млн на начало 2010 года, прогнозирует J'son & Partners Consulting [11].
По мнению В.В. Путина, мировое общественное мнение в нынешнее время формируется путем самого активного использования продвинутых информационных и коммуникационных технологий, а Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и т.п. превратились - наряду с телевидением - в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики, «это новый фактор, требующий осмысления, в частности для того, чтобы, продвигая и дальше уникальную свободу общения в Интернете, уменьшить риск его использования террористами и преступниками» [2]. Оперативность передачи информации и возможность одновременно коммуницировать с огромной аудиторией действительно сделало социальные сети и сообщества привлекательными не только для обычных пользователей сети Интернет, но и для журналистов, бизнесменов, политиков.
Так, в последние годы активное продвижение в социальных сетях и сообществах стало одним из решающих факторов успешности избирательных кампаний во многих странах мира. К примеру, нынешний президент США Б. Обама во время избирательной кампании 2008 года организовал свою собственную социальную сеть, которая обеспечила эффективную координацию более 100 тыс. его наиболее активных сторонников. Создав открытый ресурс, специально предназначенный для помощи в предвыборной кампании и разместив информацию о нем в социальных сетях и сообществах, Обама собрал около 30 млн долларов США пожертвований от граждан [5].
В США, Канаде, Австралии, Европе и даже Китае политические силы все активнее опираются на собственные социальные сети и сообщества. К примеру, в социальных сетях таких политических партий Германии, как FDP и SPD в настоящее время активно участвует порядка 150 тыс. членов. В Великобритании активно практикуется предварительное обсуждение в партийных социальных сетях и сообществах любых значимых политических решений.
В России начало процессу активной сетевой социализации политических деятелей положил Д. Медведев, первым из отечественных политиков зарегистрировавшийся в одной из наиболее популярных социальных сетей Twitter (www.twitter.com). На текущий момент Президент, активно пропагандирующий строительство механизма обратной связи между властью и обществом с помощью социальных сетей - обладатель одних из самых популярных и посещаемых аккаунтов. Значительная часть публикуемых им сообщений цитируется другими пользователями и мгновенно становится основой для информационных материалов в СМИ.
Не менее популярны в Интернете и такие политические деятели, как Никита Белых, Аркадий Дворкович, Сергей Миронов и многие другие. Не обошли своим вниманием отечественные политики социальные сети и сообщества и в рамках предвыборной борьбы. Одним из ярких примеров стала кампания М. Прохорова и «Правого дела». Почти сразу после избрания бизнесмена главой партии, его аккаунты появились во всех популярных социальных сетях.
Особое место в практике использования социальных сетей и сообществ в политических интересах занимает продвижение протестных и даже сепаратистских настроений среди населения отдельных стран - Интернет-сообщество начинает влиять на политический процесс не только через формальные политические институты, но и посредством протестных акций, мобилизации «умной толпы» через Интернет. Последние события в Египте и Тунисе, значительный всплеск протестных настроений в России, эффективно координируемых через социальные сети и сообщества - все это наглядно демонстрирует возможности социально-сетевых коммуникаций в этой области. В частности, если проанализировать хронологию гражданского бунта в Египте, то мы увидим, что начало ему было положено массовым призывом в уже упомянутой ранее социальной сети Facebook, который затем был распространен и в других социальных сетях и сообществах. «Без социальных сетей люди не смогли бы так быстро добиться смены власти» отмечает Х. Клинтон [7].
Как мы видим, спектр текущих направлений использования социальных сетей и
сообществ действительно чрезвычайно обширен. Можно утверждать, что в ближайшем будущем наше государство перейдет на качественно новый уровень взаимодействия с социально-сетевыми сообществами российского и зарубежного сегментов глобальной сети. Иного пути не существует, поскольку игнорирование данной сферы общественных отношений чревато самыми негативными последствиями. Для решения этого вопроса необходимо тщательно изучить зарубежный опыт, провести детальный анализ основных механизмов зарождения, функционирования и развития социальных сетей и сообществ, а также перспективных направлений взаимодействия с ними в государственных и общественных интересах.
Вместе с тем, важно отметить, что путь «слепого» копирования наиболее успешных зарубежных практик заведомо утопичен. Нельзя недооценивать уникальную национальную специфику «самого политического народа в мире». Качественно новое понимание и выстраивание эффективной государственной политики в отношении феномена социально-сетевых сообществ в нашей стране возможны лишь с учетом базовых, традиционных для российской политической культуры ценностей, таких как соборность, корпоратизм, равноправный диалог с властью, солидарность и взаимопомощь, духовность, отрицательное отношение к эгоистическому индивидуализму и «властолюбивому эгоизму» [1]. Именно такой подход может обеспечить действительно эффективное взаимодействие нашего государства с представителями многочисленных социально-сетевых сообществ не только внутри России, но и за ее пределами для успешного решения как внутренних, так и внешних политических задач.
Литература
1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
2. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. - №221(221).
- 27.02.2012.
3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Définition, History,andScholarship
/ danah m. boyd, Nicole B. Ellison. - Journal of Computer-Mediated Communication. - №13.
- 2008.
5. [Электр. ресурс]: www.barackobama.com.
6. [Электр. ресурс]: www.facebook.com.
7. [Электр. ресурс]: www.hillaryclinton.us.
8. [Электр. ресурс]: www.royal.pingdom.com.
9. [Электр. ресурс]: www.un.org.
10. [Электр. ресурс]: www.wciom.ru.
11. [Электр. ресурс]: www.web.json.ru.