Научная статья на тему 'Социально-рыночная модель экономики'

Социально-рыночная модель экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3377
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невоструева Т. Л.

В статье проведен анализ сущности социально-рыночной модели экономики на примере Германии и Франции, показана роль государства в регулировании совокупного спроса и структуры экономики с использованием индикативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-рыночная модель экономики»

СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

В статье проведен анализ сущности социально-рыночной модели экономики на примере Германии и Франции, показана роль государства в регулировании совокупного спроса и структуры экономики с использованием индикативного планирования.

Смешанная экономика была определена П. Самуэльсоном как экономика, опирающаяся в своей организации прежде всего на систему рыночных цен, но использующая различные формы правительственного вмешательства (налоги, расходы и регулирование) для выправления макроэкономической нестабильности и провалов рынка.

Война и успешное послевоенное восстановление промышленности наглядно показали преимущества государственного вмешательства и создали предпосылки для новой экономической и политической системы, ориентированной на общественный консенсус (согласие) - совместное участие правительства, профсоюзов и деловых кругов в выборе инструментов и проведении экономической политики.

В Западной Европе кейнсианские «рецепты» оздоровления капиталистической экономики были взяты на вооружение правительствами национального согласия, в которых принимали участие левые (иногда и коммунистические) партии. Лидеры рабочего движения расценивали расширение функций государства как способ борьбы с пороками капитализма.

Система смешанной экономики решала пять основных задач:

1) обеспечение полной занятости;

2) полное использование производственных мощностей;

3) стабилизация цен;

4) параллельный рост заработной платы и производительности труда;

5) равновесие платежного баланса.

Проблема планирования играла значительную роль в различных моделях послевоенной смешанной экономики. В ряде западноевропейских стран (Нидерланды, Норвегия, Франция и др.) она приняла форму экономического программирования - составления комплексных народнохозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию экономической политики. В Западной Г ермании приоритет был отдан «планированию форм», определяющих рамки модели, названной социальным рыночным хозяйством.

Модель «социального рыночного хозяйства» предполагает:

- приоритет в экономической политике государства имеет не регулирование хозяйственных процессов, а установление форм и правил («рамочного обрамления») действий хозяйственных субъектов;

- нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц;

- антимонопольная политика;

- поддержка среднего и малого бизнеса;

- взаимосоответствие всех элементов экономической жизни - предпринимательской деятельности, денежной политики, банковской системы и т. д.;

- стабильность денежного обращения и экономической политики, обеспечение предсказуемых условий инвестирования;

- преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.

Создание социального рыночного хозяйства Л. Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками (ДМ) по курсу 100:6,5. Ему удалось добиться соглашения с профсоюзами, которые в ответ на установление стабильных цен на продукты питания, квартплату и транспортные расходы не предъявляли требований к увеличению заработной платы. Таким образом, удалось избежать возможной инфляционной спирали и стабилизировать валюту. После денежной реформы центральный банк для стимулирования экономического роста выделил на инвестиционные кредиты 200 млн. ДМ и снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Затем были созданы Центральный промышленный кредитный банк и два центральных банка для поддержки сельского хозяйства. Помощь, получаемую в соответствии с планом Маршалла, западногерманские предприятия оплачивали в ДМ, а Промышленный банк из этой помощи образовывал эквивалентные ресурсы для инвестиций. В 1952 г. правительство обязало все предприя-

тия предоставить займы Промышленному банку для финансирования долговременных инвестиционных программ развития отраслей и регионов, в которые отказывались вкладывать средства другие банки. Эмиссия ценных бумаг была ориентирована на рынок потребительских товаров. Для удовлетворения потребительского спроса государство применяло не только кредитно-денежную политику, но и политику расходов - государственных дотаций. В соответствии с принятым «зеленым планом» было дотировано производство важнейших продуктов питания (хлеб, молоко, яйца). Особая поддержка была оказана жилищному строительству (льготное налогообложение, плата за сверхурочные работы), что позволило решить задачу предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавшим от бомбардировок. Во второй половине 1950-х гг. были приняты меры по расширению за счет бюджетных средств системы социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Правительство ФРГ придавало большое значение «демократизации капитала» - разукрупнению концернов, обеспечению участия работников в управлении предприятиями, отстаиванию позиций держателей мелких пакетов акций акционерных обществ. Так, например, «Ферайн Стальверке» (дававший ранее до 40% германского производства стали) был разделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих компаний. При денационализации крупнейшей автомобильной компании «Фольксваген» наименее оплачиваемым работникам были предоставлены скидки для приобретения «народных акций».

Реформы Эрхарда обеспечили западногерманской экономике в 50-60-е годы наивысший в Западной Европе экономический рост, изобилие на потребительском рынке.

Утверждение смешанной экономики по другую сторону от Рейна происходило по иной, чем западногерманский ордолиберализм, модели. Теоретики и практики «социального рыночного хозяйства» отвергали такие элементы государственного регулирования экономики, как национализация и планирование на макроэкономическом уровне. Напротив, во Франции, с установлением Четвертой республики - приходом к власти генерала Ш. де Гол-ля и при сильном влиянии социалистов и коммунистов - под прямой контроль государства перешли энергоресурсы, страховые компании, крупнейшие банки и еще ряд крупных фирм, а

для стимулирования экономического роста стало использоваться индикативное (рекомендательное) государственное планирование.

Государственный план модернизации и оснащения начал осуществляться с 1946 г. первым экономическим советником де Голля Жаном Моннэ, который объяснял отставание французской экономики сложившейся консервативной структурой предприятий, ориентированных на семейную производственную единицу. Моннэ считал, что технологический прогресс может быть реализован лишь на крупномасштабных предприятиях, обладавших в ряде случаев монопольными позициями. С другой стороны, ряд французских традиций содействовал успеху идеологии экономического дирижизма, включавшего в себя централизм и индикативное планирование, в частности давняя традиция вмешательства государства в экономику, тесные взаимоотношения между предпринимателями и высшими чиновниками.

За годы Четвертой республики (1946-1958) во Франции были реализованы два плана модернизации и оснащения. Государство сконцентрировало усилия на развитии восьми базовых отраслей, игравших ключевую роль в структурной перестройке промышленности: угольной, сталелитейной, цементной, энергетике, производстве горючего, транспорте, изготовлении сельскохозяйственных машин и азотных удобрений. Выполняя стратегические функции, Комиссариат по планированию составлял для правительства и частного сектора прогнозы экономического развития, что уменьшало степень риска при принятии важных решений, способствовало оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективной структуры социального взаимодействия.

Вмешательство в экономику государственных органов Пятой республики (с 1958 г.) было нацелено на решение следующих основных задач:

- совершенствование экономической структуры за счет демонополизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп, деятельность которых приобрела международные масштабы;

- «устройство территории» (равномерное развитие всех регионов страны);

- поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.

1960-е гг. стали годами «больших проектов» по созданию или радикальному обновлению

атомной энергетики, самолетостроения, космической технологии, производства ЭВМ. В отличие от первого этапа модернизации, где задачи решались за счет национализации, на этот раз их исполнение было возложено на частный бизнес. Участие государства ограничивалось организационной стороной дела и финансовым содействием. Результатами «больших проектов» стали ракета «Ариан», сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд», аэробусы, сверхскоростные поезда, производство во Франции электронно-вычислительной техники и средств связи на уровне США и Японии.

Для французской модернизации характерна активная региональная политика государства - преодоление исторически сложившейся традиции оттягивания гипертрофированным Парижским регионом ресурсов провинции. Региональному выравниванию способствовали политика размещения государственных и стимулирования частных инвестиций, крупномасштабные программы развития дорожной инфраструктуры - от национальных скоростных магистралей до разветвленной сети муниципальных шоссе, создание на периферии «полюсов научно-технического роста» вокруг «больших проектов» и университетских центров (Гренобль, Нант).

Важное значение в модернизации экономики Франции имели преобразования в сельском хозяйстве, превратившие его из архаичного, парцеллярного в современное фермерское и кооперативное, интегрированное в агроиндустриальный комплекс с химической промышленностью и машиностроением. Не допустив обвального свертывания посевов ряда традиционных для Франции культур под натиском дешевого импорта из соседних государств, де Голль в то же время содействовал сохранению универсального (многопродуктового) характера французского сельского хозяйства. При сокращении с середины 50-х гг. до конца 60-х гг. доли занятых в сельском хозяйстве с 27% до 15% Франция вышла на второе после США место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, стала единственным в Западной Европе экспортером зерновых и крупнейшим в мире - молочных продуктов, не говоря уже о винах.

Политика де Голля была продолжена его преемником Ж. Помпиду (премьер в 19621968 гг., президент в 1939-1974 гг.). В результате глубокой структурной перестройки, технологической модернизации, развития организационно-хозяйственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, научнотехнического потенциала Франция к началу 70-х гг. по уровню эффективности производства заняла ведущее место среди европейских стран.

Во Франции с ее вековыми традициями государственного вмешательства в экономику и мощным влиянием социалистов и коммунистов теоретические идеи и меры практической политики, нацеленные на создание «государства всеобщего благоденствия», оформились в политику экономического дирижизма. Его главными особенностями сравнительно с кейнсианством были: 1) возложение на государство задач воздействия не только на конъюнктуру и совокупный спрос, но и на структуру экономики; 2) применение индикативного (рекомендательного) государственного планирования.

Наиболее развернутое теоретическое обоснование экономического дирижизма дал Ф. Перру (1903-1987) - создатель Института прикладных экономических исследований и теории «экономики доминирования». Он выдвинул понятие гетерогенной (разнородной) конкуренции, в которой различные хозяйственные единицы связаны между собой «асимметричными отношениями экономической и социальной власти», предопределяющими деление экономической реальности на мир фирм господствующих и фирм уравновешивающей силы и технического прогресса.

Уравновешивающая сила действует, однако, только в высокомонополизированных отраслях промышленности и торговли; в то время как, например, в агробизнесе, где многочисленным фермерам противостоят организованные в национальном масштабе монополии

- продавцы сельскохозяйственных машин и монополии - покупатели сельскохозяйственного сырья, уравновешивающую силу создать не удалось, так как не увенчалась успехом организация фермеров в сбытовую кооперацию.

Список использованной литературы:

1. Ван дер Вее. История мировой экономики. М., 1994.

2. Ломакин В.К. Мировая экономика: перспективы роста. М., 1998.

3. Мельянцев В. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.

4. Розенберг П., Бирделл Л. Как Запад стал богатым. Новосибирск, 1995.

5. Тодаро М. Экономическое развитие. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.