ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.922.4
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ
© 2011 г. Н.М. Вагабова
Дагестанский государственный университет, Dagestan State University,
ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, 367000, Gadzhiev St., 43a, Makhachkala, 367000,
dgu@dgu.ru dgu@dgu.ru
Дан теоретический анализ эмпирического материала социально-психологического исследования этнической толерантности народов Северного Кавказа. При этом были раскрыты факторы активизации механизмов социально-психологической защиты этнических групп от инокультурного влияния. Рассмотрены духовные и ценностные приоритеты северокавказских народов, социально-психологическое влияние этнической толерантности на уровень межэтнического восприятия в общении и достижения межнационального согласия в поликультурном регионе. Полученные данные будут способствовать более глубокому осмыслению самой проблемы в практической деятельности психологов, педагогов, социологов при разработке программ этнокультурного воспитания толерантного сознания дагестанской молодежи.
Ключевые слова: этническая толерантность - интолерантность, этническая идентичность, культурная дистанция, межгрупповое восприятие, внутригрупповая суггестия, внешнегрупповая контрсуггестия, межэтническая напряженность, этнокультурные ценности.
Given theoretical analysis of empirical material of social and psychological research of North Caucasian people ethnic tolerance. For all that, factors of activization of mechanisms of social and psychological protection of ethnic groups from influence of different culture have been revealed. Spiritual and valuable priorities of North Caucasian people were considered, as well as social and psychological influence of ethnic tolerance on the level of inter-ethnical perception in personal contact and achievement of international confirm in polycultural region. Received data will assist to deeper comprehension of the very problem in practical activity of psychologists, educational specialists, sociologists in elaborating programs of ethnic and cultural education of tolerant consciousness of Dagestan youth.
Keywords: ethnic tolerance - intolerance, ethnic identity, cultural identity, cultural distance, inter-group perception, intrasuggestion, external group contrsuggestion, inter-ethnic tension, ethnic cultural values.
Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе в конце ХХ в. активно разрабатывались канадскими психологами. В их работах впервые были выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: позитивная этническая идентичность и географическая мобильность. (D. Berry & M. Pleasants, D. Berry & R. Ka-lin и др.) [1]. В России эмпирические исследования этого феномена, стали возможными благодаря накопленному в отечественной науке теоретическому и эмпирическому заделу в этнологии, этносоциологии, социальной и этнической психологии, заложившему основы к исследованию этнической толерантности и интолерантности в поликультурном регионе, а также факторов, способствующих их формированию. Так, в исследовании Н.М. Лебедевой выявлено, что степень активизации механизмов социально-психологической защиты этнических групп зависит, в основном, от двух факторов: 1. От культурной дистанции: чем более непохожей, отличной от своей собственной воспринимается этнической группой культура общности, с которой она взаимодействует, тем сильнее данная
этническая группа может развивать механизмы социально-психологической защиты от инокультурного влияния в виде внутригрупповой суггестии и внешне-групповой контрсуггестии, ведущих к увеличению неадекватности межгруппового восприятия и этнической интолерантности. 2. От степени целостности и самостоятельности группы как субъекта межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия: нарушение целостности группы (под влиянием внешних, часто непсихологических причин) может привести к угрозе позитивной групповой идентификации ее членов, и вследствие этого, активизировать защитные механизмы внутригрупповой суггестии (в целях повышения позитивной групповой идентификации) и внешнегрупповой контрсуггестии (в целях перспективного «отдаления» от других групп). Это неизбежно приводит к неадекватности межгруппового восприятия и аутгрупповой (этнической) интолерантности [2].
Рассмотрение Н.М. Лебедевой этнической толерантности как характеристики межэтнической интеграции, «для которой характерно "принятие" или по-
зитивное отношение к своей этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт», позволило выявить «социально-психологический закон связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью: в норме для группового (этнического) сознания характерна тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью. В неблагоприятных социально-исторических условиях данная связь может распадаться или становиться обратной. При возникновении этнической интолерант-ности в действие вступают механизмы социальной перцепции, направленные на восстановление позитивной этнической идентичности, а вслед за ней и толерантности» [3].
Этническая толерантность «представляет своего рода психологическую установку (или систему установок), которая позволяет ценить другое этническое «Они» равнозначно собственному «Мы». Это терпимость к иной культуре, системе ценностей, принятие иных логик существования и иных способов мировосприятия [4]. Толерантность в общении между этносами отражает уровень культуры межнационального общения, является средством достижения межнационального согласия и снижения межэтнической напряженности, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству и включает в себя четыре системообразующих компонента: знание теории и практики реальных национальных отношений и психологии национальных общностей; непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей; умение выбирать по отношению к представителям другого народа такой способ обращения и поведения, который, не расходясь с собственным представлением о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки возникших ситуаций; способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки других культур и народов.
Этническая нетерпимость может быть результатом как внешних обстоятельств, так и личностных характеристик. Для этнически интолерантных лиц характерны следующие особенности: гиперидентичные установки, что «изнутри» мотивирует их стремление придать своей группе более высокий позитивный статус, поднять ее престижность; упор на различия между «своей» и «чужой» группой в процессе межэтнического восприятия; высокая эмоциональная вовлеченность в этноконтактные ситуации; стремление дистанцироваться «от других», особенно в сфере неформальных отношений; склонность в межличностных отношениях к стилю соперничества; радикализм сознания, который, в частности, выражается в одобрении насилия как формы социального контроля в межэтнических конфликтах; выбор агрессии как способа разрешения конфликтных ситуаций, соответственно снижено стремление решить ситуацию примиряющим образом. Перечисленные психологические характери-
стики увеличивают плотность этнических границ и определяют качественно иное поведение по отношению к лицам других этнических групп [5].
По мере усиления межэтнической напряженности возрастает число интолерантных лиц среди респондентов. Чем драматичнее опыт респондентов в ситуации межэтнической напряженности, тем больше среди них этнически нетерпимых. У представителей этнических групп в исследовании Г.У. Солдатовой не замечено «культурной» предрасположенности к этнической интолерантности, также как и к агрессивному поведению. Это говорит о том, что этническая нетерпимость в большой степени есть ситуативная характеристика [5].
Северный Кавказ - регион с естественной исторически сложившейся поликультурной средой обитания. На наш взгляд, необходимо изучение социально -психологической специфики естественного формирования толерантного межэтнического взаимодействия в поликультурных регионах. Ф.М. Малхозова, сравнивая русскую и культуры народов Северного Кавказа, считает, что по оси традиционализм - модернизм культуры народов Северного Кавказа будут больше относиться к традиционалистским, а русская - к модернистским. По ряду исследований северокавказские можно отнести к культурам маскулинного типа (Г.У. Солдато-ва, К.А. Мантаева) [4, 5].
Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, племенно-родовой системой, а также религией. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. В северокавказских культурах есть четыре основных момента - почитание старших, личная честь, культ гостя и взаимопомощь. Основными источниками этнокультурных ценностей, регламентирующих социотипическое поведение северокавказцев, являются нормы и ценности ислама; адаты (обычаи); этноэтикет северокавказских культур; ценности коллективизма и традиционализма.
Дагестан, расположенный между Востоком и Западом, был и остается своего рода шлюзом, позволявшим на протяжении веков накапливать и соединять экономическую модернизацию и культурные традиции различных цивилизаций. Горы веками защищали население нашей республики от истребления и ассимиляции, но в то же время предопределили своеобразие традиций и культур дагестанских народов, многоязычие, демографическую специфику горной и низменной территорий и т.д. В социально-экономическом отношении сегодня это привело к условному делению Дагестана на «Старый» - территориально-этнический (горные и предгорные районы) и «Новый» - многонациональный Дагестан (приморские и равнинные зоны), в котором стихийно форми-
руется надэтническая, общедагестанская идентичность. Воспитательно-образовательная политика республики обязательно должна учитывать социально-экономическую специфику и менталитет «Старого» и «Нового» Дагестана.
Исследования этнической толерантности, проведенные в 2002 - 2004 гг. в субъектах Северного Кавказа, показали, что наибольшая степень этнической толерантности проявилась в РСО-Алания, немного ниже в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, наименьшая в Краснодарском крае [6, с. 95]. Авторы связывают высокую этническую толерантность в Северной Осетии с тем, что основная масса вынужденных мигрантов являются этническими осетинами, а самую низкую толерантность Краснодарского края -с появлением большого числа иноэтничных и ино-конфессиональных групп вынужденных мигрантов и вызванной этим процессом мигрантофобией. Интересно отметить, что социологический опрос «показал более радикальное отношение опрашиваемых к религии, чем к проблемам межэтнических отношений. Большинство респондентов на вопрос «Готовы ли Вы принять человека другой национальности в качестве гражданина Вашего края, области, республики?» отвечали положительно, чего нельзя сказать об ответах на вопрос: «Готовы ли вы принять человека другого вероучения в качестве гражданина Вашего края, области, республики?». Этническая толерантность в различных субъектах федерации на Северном Кавказе в целом выше, чем межконфессиональная [6, с. 96]. Подавляющее большинство респондентов считают, что у детей нужно воспитывать религиозную терпимость. При этом они отмечают, что «межэтническая толерантность женщин выше, чем толерантность мужчин у населения всех территорий Северного Кавказа, за исключением Республики Ингушетия и Республики Дагестан» [6, с. 96]. Более высокую этническую и конфессиональную терпимость мужчин, по сравнению с женщинами в республиках Ингушетия и Дагестан можно связывать с тем, что эти республики расположены в непосредственной близости от зоны военного конфликта в Чечне и возможно особенно на женщин в этих условиях оказывает негативное влияние хронический стресс, вызывая повышенную тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в себе, нервозность [7, с. 281].
Мониторинг, основанный на сравнении результатов этнопсихологических опросов в Республике Дагестан в 2001 - 2003 гг. и 2005 г., проведенный С.И. Муртузалиевым в 7 городах и 32 районных центрах Дагестана среди служащих, преподавателей и студентов, показал, что в 2005 г. в обыденном сознании респондентов укрепилось лидерство и значимость родного языка, народных обычаев и традиций, общего исторического прошлого, культуры, религии, возросла значимость родственных связей [8, с. 88].
Социологический опрос, проведенный РЦЭИ ДНЦ РАН в 2007 г. среди дагестанцев, подтвердил, что в дагестанском обществе сложилось толерантное отношение к межнациональным бракам. На вопрос «Спо-
собствуют ли, по Вашему мнению, повышению уровня толерантности в обществе межнациональные браки?» 70 % респондентов ответили «способствуют», 18 - ответили «не оказывают никакого влияния», 12 - затруднились с ответом. А на вопрос «Считаете ли Вы необходимым выбор супруги(га) по национальному признаку?» 65 % респондентов ответили «нет», 26 - ответили «да», 5 - затруднились с ответом, а 4 % дали собственные ответы, вот наиболее характерные из них: национальность не имеет значения, главное взаимопонимание; главное, чтобы были одной веры; каждый выбирает сам; желательно, но необходимым не является; и т.д. [9, с. 43].
Данные нашего исследования этнической идентичности, проведенного в 2006 - 2007 гг. со студентами (всего 230 чел.) нескольких вузов г. Махачкалы, незначительно отличаются в процентном соотношении от приведенных выше - 67,4 % студентов с выраженной позитивной идентичностью и в пределах нормы, 32,6 % - студентов, которых мы отнесли к группе интолерантных - с этническим самосознанием по типу «гиперидентичности». Между толерантными и интолерантными лицами были получены два отличия. Во-первых, вне зависимости от национальной принадлежности толерантные менее дистанцируются на самых разных уровнях от представителей других этнических групп. Во-вторых, плавное увеличение социальной дистанции от менее к более значимым видам контакта у толерантных респондентов контрастирует с резким скачкообразным ростом социальной дистанции в сфере неформальных отношений у инто-лерантных [10, с. 119 - 120]. Например, в подгруппе толерантных студентов 93 % опрошенных готовы принять человека другой национальности в качестве проживающего в одном городе, 72 - соседа и согласны учиться вместе, 63 - друзей, 30 - супруга (супруги) их детей и 27 % - в качестве партнера в браке. Среди интолерантных студентов готовы видеть гражданином своей республики также не меньше 87 % опрошенных, в качестве соседа - 60, совместно учиться -47, друзей - 35, но в роли супругов детей уже только 9, а в роли собственного супруга (супруги) - 7 %. Респонденты с преобладанием толерантных установок более терпимо относятся к представителям разных национальностей, так 95 % студентов готовы общаться с людьми разных национальностей, не считают, что их народ лучше, чем все остальные - 65 %. Также они показывают большую терпимость в отношении беженцев (67 %), нищих и бродяг (47), психически больных людей (70), преступников (45), считают, что любая религия имеет право на существование (93), считают, что права меньшинства и большинства в обществе должны быть одинаковыми (76), чаще готовы выслушать другие точки зрения (78 %). Среди ин-толерантных респондентов больше было ответов «не знаю» и меньшая терпимость в отношении разных групп населения, их прав [10, с. 121]. Больше сходства в ответах как у более, так и менее толерантных студентов были на вопросы, касающиеся толерантности в личных отношениях, например в ответах на вопросы
касательно мести, если предал друг (40 и 47 % соответственно), в готовности ответить грубостью на грубость (56 и 60 %) и желании стать более терпимым человеком (67 и 63 %), в неуверенности, что конфликты можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок (45 и 55 %). На наш взгляд, это можно объяснить как возрастными - юношеской ранимостью и тревожностью, так и культурными особенностями.
Таким образом, для народов Дагестана и Северного Кавказа наиболее распространенной является национально-диалогическая направленность в межэтнических отношениях, которая проявляется в выраженной позитивной этнической идентичности, этносоциальной открытости. Такой обширный эмпирический материал дает определенное представление о происходящих трансформационных процессах в формировании самоопределения и этноконфессио-нальной идентичности, духовных и ценностных приоритетах северокавказских народов, их толерантности и интолерантности.
Литература
1. Berry D., Kalin R Multicultural and ethnic attitudes in Canada: An overvien of the 1991 national survey. Canadian Y. of Behavioural Science. 1995. № 27; Berry D., Pleasant M. Ethnic tolerance in plural societies. Parer given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. Potsdam, 1984.
Поступила в редакцию
2. Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. С. 48.
3. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // Ежегодник Российского психол. общества «Толерантность и проблема идентичности». М.; Ижевск, 2002. С. 79 - 82.
4. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе : дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
5. Солдатова (Кцоева) Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 389 с.
6. Керцева Г.Н. Влияние вынужденных миграций на межэтнические процессы на Северном Кавказе // Кавказ, Балканы. Передняя Азия. 2005. Вып. 3(10).
7. Кислова Г.И., Вагабова Н.М. Психологические методы повышения стрессовой устойчивости учащейся молодежи в поясе напряженности : сб. науч. ст. по материалам Первого Международного форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма» (Санкт-Петербург, 5 - 7 июня 2006 г.). СПб., 2006. С. 280 - 282.
8. Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований). Махачкала, 2007. 302 с.
9. Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе. Махачкала, 2007. 224 с.
10. Вагабова Н.М. Этническая толерантность в поликультурном обществе : дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2007.
18 октября 2011 г.