46
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
УДК 378
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
© гою дугуева Д.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается одна из технологий формирования толерантности будущего менеджера образования, в данном случае - в рамках социально-психологического тренинга.
The article is dedicated to one technology of the development future educational manager’s tolerance, in the present case within the framework of the social and psychological training.
Ключевые слова: толерантность, социально-психологический тренинг, менеджер образования.
Keywords: tolerance, social and psychological training, manager of education.
В современной науке значительно возросло количество исследований по проблемам толерантности, что связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными отношениями, проникновением нетерпимости в учебные заведения. Данная статья посвящена проблеме формирования толерантности в системе образования: рассматривается одна из технологий формирования толерантного сознания будущего менеджера в рамках социальнопсихологического тренинга (СПТ).
Социально-психологический тренинг в формировании толерантности у студентов выступает, с одной стороны, как особый источник знания, с другой - как модель социального взаимодействия, организованной деятельности с четко определенными правилами, а также процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
При формировании толерантности мы ориентировались на то, что большинство устойчивых изменений
легче осуществлять в групповом, а не в индивидуальном контексте, поскольку участники обучаются, наблюдая за поведением друг друга, оценивая собственное поведение и происходящие в группе события, что повышает эффективность коррекции осознаваемых будущим менеджером личностных свойств.
Социально-психологический тренинг как форма организации ориентирован на использование активных методов групповой психологопедагоги-ческой работы с целью развития у личности компетентности в общении, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы, являющейся фундаментом формирования у студентов толерантности. Базовыми методами социальнопсихологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях [6].
Общей целью СПТ выступает повышение социокультурной компетентности участников, которая может быть конкретизирована в задачах с
Психолого-педагогические науки
47
• • •
различной формулировкой, связанных с приобретением знаний, выработкой умений и навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, формированием толерантности, перцептивных способностей личности, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Групповые упражнения СПТ представляют собой наиболее адекватную форму работы студентов, позволяющую им в доступном виде интегрировать нормы и принципы поведения, развивать нравственную и социальную составляющие активности личности, осознать собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, узнать многообразие и многосторонность окружающего мира и т.д. [5].
При построении тренинговых упражнений мы исходим из того, что толерантность как психологическая устойчивость к многообразию мира, этническим, социальным, культурным и мировоззренческим различиям, характеризует неприятие любых форм дискриминации. С этих позиций задачей тренинга выступает не просто формирование толерантного поведения, а выработка общей установки на принятие другого через развитие такого качества личности, формула которого включает понимание плюс сотрудничество плюс дух толерантности.
Следовательно, в тренинге использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к его участникам. Первая опирается на семь категорий жизненных умений: решение проблем общения, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я-концепции. В отличие от первой вторая модель классифицирует жизненные позиции в рамках тренинга, подразделенные
на межличностное общение, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений, а третья модель включает эмоциональный самоконтроль, межличностные отношения, самопонимание, самозащиту, самоподдержку и концептуализацию опыта. Важным средством реализации тренинга выступают ролевые позиции с элементами драматизации, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков, для чего в социальнопсихологическом тренинге моделируются механизмы работы с детьми, родителями, студентами, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций и т.д. При этом эффективность социально-психологического тренинга в студенческой среде имеет повышенную значимость, поскольку характеризует особый период в жизни личности, когда активно формируются личностные установки, жизненная позиция и мировоззрение, глобальная же жизненная позиция личности зависит от того, как она относится к миру в целом, к себе и к другим в мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов [3].
Одним из условий успешности тренинговой работы выступает рефлексия, которая осуществляется постоянно в ходе занятий и которая показывает развитие воздействия установок на уровне владения умениями и навыками, развитие перцептивных способностей и т.д. При этом нецелесообразно смешивать разные задачи в рамках тренинговой группы, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой - вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Проведенный нами СТП способствует отработке мастерства, форми-
48
Известия ДГПУ, №1, 2010
рованию опыта, пониманию сущности и содержания функций менеджера образования, решению одной из задач, связанной с толерантным отношением каждого участника группы. Для этого участников не только знакомят с известными формулировками, но и со специфическими характеристиками достаточно сложной категории, используется групповой «мозговой штурм» для выработки единого понимания толерантности в группе, формирования общей позиции на основе сравнения с уже существующими, освоения социальных критериев и показателей толерантности.
Следовательно, эффективность СТП во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения цели. Первый шаг в решении задачи - это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика. Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется содержанием тренинга, особенностями группы, особенностями ситуации, возможностями тренера.
В ходе тренинга важным является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности необходимо знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлениями о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Мы приходим к выводу, что толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий
• • •
других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроение обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в нашей разработке уделено особое внимание.
Ролевые игры занимают достойное место в методике формирования толерантности благодаря своему основному содержанию, так как «содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры является не предмет или его употребление, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами» [6]. Таким образом, своим содержанием ролевые игры напрямую связаны с формированием толерантности в отношениях между индивидами. Они являются продолжением тренинга, а в некоторых случаях входят в его содержание. Однако при описании данного вида игр зачастую проводится параллель с театром, так как основным структурным элементом игры признается роль -определенный набор предписанных в рамках игры действий и правил поведения. Поскольку мы имеем дело с формированием толерантности, основным структурным элементом игры должна быть не роль, а некая ситуация, в которой актуализированы определенная идейная позиция, мнение, убеждение. Поэтому используемые в педагогике толерантности игры было бы правильнее обозначить не как ролевые, а как ситуационные, обладающие, однако, предметным содержанием первых (отношения между индивидами).
В основе игры, предложенной нами участникам тренинга, лежит подлежащая разрешению проблемная ситуация с набором установок, пози-
Психолого-педагогические науки • • •
ций, которые они должны принять на себя. Мы считаем, что ситуация должна быть, во-первых, предъявлена не в конкретной, а обобщенной форме, во-вторых, иметь не реальную, а вымышленную (лучше - сказочную) основу и, в-третьих, не предполагать персонального распределения ролей внутри студенческой группы, а давать обучающимся право самим определить, какую из предложенных позиций занять в процессе самой игры. Таким путем в группе создается особая творческая атмосфера существования в вымышленной, а значит, и более безопасной реальности. Кроме того, создается возможность проследить этапы групповой динамики - обособление отдельных групп единомышленников, их спор со своими оппонентами, распад и постепенную диффузию. Таким образом, создаются благоприятные условия для развития не столько индивидуально-личност-ной, сколько групповой толерантности. Наиболее ярким примером может стать игра, напоминающая ситуацию из «Путешествий Гулливера» Дж. Свифта: вы - жители острова, где существует двухпартийная система «тупоконечных» и «остроконечных», которые ведут спор относительно того, с какого конца следует за завтраком разбивать яйца; неожиданно после шторма на острове оказывается группа моряков, утверждающих, что способ разбивания яиц не есть повод для разделения общества.
Нужно заметить, что технология ведения игры не ограничивается описанием ситуации. Задача преподавателя - дать студентам целевую установку проследить динамику группового взаимодействия. После проведения самого обсуждения проводится анализ этой динамики.
Несмотря на всю значимость ситуационных игр с их положительным
49
эффектом для развития групповой толерантности, отдельные элементы ролевой игры в преобразованном виде должны быть использованы в педагогике толерантности [5].
Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый тип передачи опыта. Она является одновременно и интересным видом работы для студента, и аналогом реальных ситуаций для преподавателя, благодаря которым развиваются навыки всех видов социальной адаптации. Новый социальный заказ повлиял на образование в целом и обучение межэтническим коммуникациям в частности [2]. До последнего момента целью обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий компетенциями: социальной, коммуникативной, информационной; компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь, и толерантностью.
Подводя итоги социально-психоло-гического тренинга, мы можем констатировать, что включенность в работу студентов способствовала формированию у них толерантности.
Социально-психологический тренинг программно-целевой направленности формирования толерантности позволяет реализовать широкий спектр задач. При проведении социально-психологического тренинга мы обратились к различным упражнениям, которые прошли многомерную апробацию и признаются как эффективные.
Степень усвоения материала обучаемыми при использовании данного метода составляет до 90%. Мы полагаем, что он может служить основой для разработки технологии развития толерантности у будущего менеджера образования.
Примечания
50
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
1. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М. : Изд-во МГУ, 2001. 2. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / под общ. ред. В. А. Бодрова. М. : ПЕР СЭ, 2003. 3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. : Владос, 1998. 4. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М. : Генезис, 2006. 6. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М. :
Ось-89, 2004. Статья поступила в редакцию 13.01.2010 г.