Психологические науки
УДК 159. 9:351.743.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛИЦЕЙСКОГО: МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1
О. К. Любчук, Приазовский государственный технический университет
(Мариуполь, Украина), e-mail: [email protected]
В. Е. Лунев, Институт психологии имени Г.С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины (Киев, Ураина), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье показаны научные основы разработки методики «Социально-психологический портрет полицейского». Указаны критерии и показатели социально-психологического портрета современного полицейского. Представлены основные результаты исследования особенностей сложившегося социально-психологического образа современного полицейского в представлениях студенческой молодежи.
Ключевые слова: исследование, методика «Социально-психологический портрет полицейского», профессиональная направленность личности полицейского, моральные качества, профессиональные качества, коммуникативные качества.
Постановка проблемы. В условиях реформирования системы правоохранительных органов, которые предъявляют новые требования к ор-
1 Статью представила Чудакова Вера Петровна - Научный сотрудник Института педагогики Национальной Академии педагогических наук Украины; научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины (Киев, Украина). Рецензент: О.А. Гульбс, заведующая кафедрой психологии Краматорского экономикогуманитарного института, доктор психологических наук, профессор, действительный член Европейской академии естествознания.
ганизации деятельности органов полиции как средства, обеспечивающего необходимую стабильность общественного порядка в стране, становится актуальной проблема отношения разных слоев населения к современной полиции [1]. С этой проблемой связан вопрос о доверии общества, отдельного гражданина к органам внутренних дел. При этом реальный авторитет органов внутренних дел определяется комплексом факторов, прежде всего, деятельностью каждого их сотрудника. В современных исследованиях было подтверждено влияние профессионального поведения каждого сотрудника правоохранительных органов на доверие населения к системе в целом. В связи с этим, очень важным является выявление особенностей социально-психологического образа современного полицейского в общественном сознании, в частности, у студенческой молодежи.
Целью статьи является изучение особенностей сложившегося социально-психологического образа современного полицейского в представлениях студенчества на основе применения разработанной методики «Социально-психологический портрет полицейского».
Анализ современных исследований и публикаций.
Научные исследования имиджа сотрудников органов внутренних дел проводились в основном учеными социологами, политологами, психологами, культурологами по таким направлениям, как общетеоретические аспекты имиджа, технологии, принципы, механизмы его формирования. Сравнительно-историческое исследование социально-психологического облика российского полицейского и советского милиционера конца XIX -XX вв. проведено в докторской диссертации А.А. Семик. В данном исследовании было выявлено, что на протяжении всего рассматриваемого периода в органах внутренних дел достаточно остро стояла проблема кадров: желание служить в полиции, а затем в милиции имели немногие.
В царское время служба в полиции на низших должностях носила характер повинности. В основном органы внутренних дел практически всегда рассматривались как средство удержания власти, как в царское время, так и после Октябрьской революции. Причем и в царское, и в советское время наряду с охраной общественного порядка, на них было возложено выполнение самых различных функций. Показано, что проблемы материального плана (низкая зароботная плата), обуславливала профессиональную деформацию, деформацию личности у тех, кто служил в милиции 10 и более лет. Социальные представления о сотрудниках органов внутренних
дел в основном негативны и во многом не зависят от социально-демографических характеристик опрашиваемых, их опыта общения с милицией, неудовлетворенности ее работой [4].
Изложение основного материала.
Для достижения поставленной цели была разработана методика «Социально-психологический портрет полицейского». В основу создания методики был положен метод незавершенных предложений, который относится к проективным и направлен на обследование личности. Метод незаконченных предложений основан на дополнении, так как требует завершить предложенные высказывания и позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к определенным социальным группам, событиям [2].
Существуют разнообразные варианты метода незаконченных предложений, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы. Метод незаконченных предложений более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов. Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.
Метод незаконченных предложений является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования, пригоден для индивидуального и группового использования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. При этом начальные части предложений могут предъявляться устно и письменно, на специальных бланках или на отдельных карточках. Независимо от варианта метода незаконченных предложений инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания [3].
Данная методика «Социально-психологический портрет полицейского» направлена на изучение таких особенностей личности полицейского,
как: профессиональная направленность личности; моральные качества; профессиональные качества; коммуникативные качества. На основе экспертного опроса были выделены такие необходимые для современного полицейского качества личности, как:
- моральные качества: честность, соблюдение этических норм, справедливость, ответственность (неоконченные предложения № 5-8);
- профессиональные качества: внешний вид как профессиональный образ, физическая подготовка, правовая подготовка и профессионализм (неоконченные предложения № 9-12);
- коммуникативные качества: самообладание, тактичность, коммуникабельность, толерантность (неоконченные предложения № 13-16).
Выявление профессиональной направленности личности современного полицейского основывалось на изучении использовании им функции «карательной» или «помогающей» (неоконченное предложение №1), проявлении общего (базового) отношения к профессии (неоконченное предложение №2), конкретизации «помогающей» функции (неоконченное предложение №3), конкретизации «карательной» функции (неоконченное предложение №4). Была разработана количественная обработка результатов, направленная на выявление уровней развития (высокого, среднего и низкого) профессиональной направленности, моральных, профессиональных и коммуникативных качеств личности полицейского. Исследование проводилось в сентябре 2015 года. Выборка составила 30 респондентов студентов-магистров.
Таким образом, каждый критерий социально-психологического портрета современного полицейского включал четыре показателя его проявления в профессиональной деятельности, которые конкретизировались в разработанных неоконченных предложениях. Полученные результаты выявили в социальных представлениях молодежи наличие как «положительной», «конструктивной», «помогающей» направленности личности полицейского по отношению к населению (Нк), так и «отрицательной», «деструктивной», «карательной» (Нд). Под направленностью обычно понимают доминирующий, преобладающий мотив, который определяет все поведение человека, отношение к себе, к другим людям, к своей профессии.
«Положительная» направленность личности полицейского проявляется в следующих ожиданиях молодежи:
- оказание помощи в решении социально-правовых проблем;
- бескорыстность помощи;
- своевременность помощи;
- предотвращение преступлений;
- обеспечение защищенности;
- проявление профессионализма;
- решение конфликтов;
- толерантное, корректное, уважительное поведение.
«Отрицательная» направленность личности полицейского конкретизируется в таких ожиданиях молодежи, как: проявление хамства; взяточничество; коррупция; неправовые поступки; чрезмерная самоуверенность; нечестность, необязательность; недобросовестность.
Изучение «общего», «базового» отношения студенческой молодежи к профессии полицейского показало преобладание нейтрального и отрицательного отношения: «нейтральное» отношение характерно для 50% респондентов, «положительное» - для 10% респондентов и «отрицательное» - для 40% респондентов. Качественный анализ сформированного общего отрицательного отношения к милиции среди студенческой молодежи (конкретизация «карательной» функции) выявил следующие причины такого отношения:
- необоснованные обвинения, ложные показания, страх от последующей встречи (50%);
- наглость, хамство, неуважительное отношение (27%);
- корыстолюбие, взяточничество (17%);
- злоупотребление алкоголем при исполнении служебных обязанностей (10%);
- некомпетентность, незнание устава (8%).
Результаты качественного анализа выявили, что студенты ожидают от полицейских оказания своевременной и бескорыстной помощи не только в экстренных ситуациях, но и в решении различных социально-правовых проблем населения (конкретизация «помогающей» функции). Так, студенты отвечали следующее: «Я хотел бы, чтобы полицейский помогал бескорыстно»; «Я хотел бы, чтобы полицейский помогал населению в защите законных прав и свобод»; «Я хотел бы, чтобы полицейский помогал людям в опасных и экстремальных ситуациях»; «Я хотел бы, чтобы полицейский помогал раскрывать тяжкие преступления»; «Я хотел бы,
чтобы полицейский помогал людям, а не просто ходил по улицам».
Проведенное исследование выявило следующие ситуации «общения» студенческой молодежи с представителями правоохранительных органов, которые вызывают чувство незащищенности и отрицательное отношение: ситуации угроз и запугивания; ситуации превышения должностных полномочий; ситуации, когда полицейский требовал безоговорочного подчинения своей власти; неприятные встречи с представителями правоохранительных органов ночью, в темное время суток; ситуации неадекватного поведения, проявления хамства и грубости; нетрезвое состояние сотрудника полиции и т.д. В целом это позволило выявить общее восприятие студенческой молодежи направленности личности современного полицейского. Качественный и количественный анализ позволил выделить конструктивную (Нк) и деструктивную (Нд) направленность у современного полицейского.
Следует отметить, что лишь 10% респондентов отметили низкий уровень конструктивной направленности у современных полицейских. 90% респондентов рассматривают данную профессию, как деструктивную, а представителей данной профессии считают не профессиональными. Из них 33% респондентов считают, что современным полицейским присущ низкий уровень выраженности данных качеств, т.е. это потенциально те респонденты, мнение которых еще может измениться в положительную сторону. 30% респондентов отметили высокий уровень деструктивной направленности личности.
Качественный анализ ответов показал, что студенты называли такие отрицательные черты направленности личности полицейского, как: взяточничество, коррупция, употребление алкоголя при исполнении обязанностей и т.д. Большинство анкет содержит анализ личного опыта общения с представителями правоохранительных органов, при этом такой опыт в основном несет негативный характер. Некоторые респонденты высказывались о том, что представители данной профессии должны помогать людям, особенно престарелым и детям. Таким образом, они конкретизировали «помогающую» функцию данной профессии.
Важнейшей составляющей социально-психологического портрета современного полицейского являются моральные качества, прежде всего, честность, соблюдение этических норм, справедливость, ответственность. 77% респондентов считают, что у современного полицейского такое каче-
ство, как «честность» не сформировано, отсутствует.
С точки зрения респондентов (93%), современные полицейские не соблюдают этические нормы. Это проявляется в распространении таких явлений, как коррупция, обман, непрофессионализм и др. 20% респондентов считают, что полицейские не знакомы с нормами морали и нравственности. Многие из респондентов связали это с всеобщим моральным «обеднением» нашего общества. Однако студенты подтверждают, что именно представители правоохранительных органов должны стать примером в направлении возрождения моральности всего общества в целом. «Наступит тот день, когда этические нормы станут эталоном для всего общества. И полиция должна стать всем примером» - отмечают студенты. 87% респондентов считают, что современные полицейские поступают несправедливо. Только 3 % респондентов считают, что представители данной профессии справедливо выполняют свои обязанности.
Существенное значение имеет то, что студенческая молодежь положительно оценила наличие у современных полицейских такого качества, как ответственность. Это качество, с точки зрения респондентов (67%), является очень важным для профессии и в основном присутствует у современных полицейских. Отрицательные ответы респондентов в основном касались оценки деятельности сотрудников Государственной автоинспекции (23%). Качественный анализ показал, что студенты считают, что справедливость, наряду с честностью и ответственностью, являются основополагающими качествами для личности полицейского: «Считаю, что ответственность для полицейского - это одно из главных качеств»; «Считаю, что ответственность для полицейского - это самое главное качество, т.к. он должен осознавать, что вершит судьбы других людей»; «Хотелось бы, чтобы справедливость для полицейского была на первом месте»; «Хотелось бы, чтобы справедливость нельзя было купить за деньги» и др.
Таким образом, можно констатировать, что важной составляющей современного «портрета» полицейского является ответственность, чувство долга, проявление обязательности, которая оценивается большинством респондентов положительно. В то же время общая оценка уровня сформированности моральных качеств у современных полицейских является достаточно низкой. Так, 83% респондентов считают, что у современных полицейских низкий уровень сформированности моральных качеств, 17% респондентов отметили наличие среднего уровня сформиро-
ванности данных качеств.
Профессиональные знания, умения, навыки и опыт являются составляющими профессиональной компетентности. Профессионализм специалиста проявляется не только в наличии определенных личностных качеств, но и в профессиональных знаниях, умениях и навыках, соответствии личности сформированным идеальным представлениям о данной профессии. Поэтому были выделены следующие показатели профессиональной компетентности: внешний вид как составляющая профессионального образа, физическая подготовка, правовая подготовка и профессионализм.
Важной профессиональной характеристикой представителей правоохранительных органов является физическая подготовка. Проведенное исследование выявило, что положительно, на высоком уровне физическую подготовку современного полицейского оценивают только 10% респондентов, на среднем уровне - 20% респондентов, на низком, отрицательном уровне - 70% респондентов.
Качественный анализ ответов респондентов выявил особенности их отношения к физической подготовки современного полицейского: «на низком уровне и требует ежегодной проверки и переаттестации»; «не удовлетворительная»; «слабая»; «зависит от звания и должности»; «присутствует, но далеко не у всех»; «должна быть лучше, чем у представителей других профессии»; «на очень низком уровне. Полицейский не может качественно выполнять свои обязанности, имея большой вес и слабо развитую мускулатуру». 43% респондентов также отрицательно оценивают уровень правовой подготовки современных полицейских. Нейтральную позицию в этом вопросе заняли 40% респондентов. И только 17% респондентов считают, что уровень правовой подготовки полицейских достаточный и высокий. Так, респонденты отметили, что правовая подготовка полицейских:
- «является неотъемлемым элементом их работы, и они постоянно должны пополнять свою базу знаний»;
- «не достаточно квалифицированная»;
- «в нашем городе не на высоком уровне»;
- «очень плохая, т.к. многие не имеют высшего образования»;
- «должна быть регулярной».
Внешний вид, который является определяющим для построения профессионального образа полицейского, положительно-нейтрально, на
высоком и среднем уровнях оценивают 27% респондентов и 10% респондентов. На низком уровне внешний вид полицейского оценивают 63% респондентов. Так, респонденты отметили, что их восхищает внешний вид полицейского, когда:
- «он опрятен и воспитан»;
- «его внешний вид соответствует требованиям и уставу»;
- «аккуратно одет и в чистой форме»;
- «он трезв»;
- «он в хорошей физической форме и опрятен».
60% респондентов также дали отрицательную оценку проявлению профессионализма современным полицейским. В дополнениях неоконченных предложений респонденты указывали на отсутствие или несформиро-ванность его у представителей данной профессии. Нейтральную оценку данному качеству дали 30% респондентов. Положительно, на высоком уровне профессионализм оценивают 10% респондентов. Проведенное исследование показало, что 57% респондентов отметили низкий уровень сформированности профессиональных качеств у представителей данной профессии; 36% респондентов - средний уровень; 7% респондентов - высокий уровень. То есть положительно-нейтральная оценка уровня профессионализма современного полицейского характерна для 43% респондентов.
Представители данной профессии постоянно вступают в социальное взаимодействие с людьми из разных социальных групп и слоев. Поэтому развитость коммуникативных качеств имеет также важное значение для полицейского. К таким качествам были отнесены: самообладание, тактичность, коммуникабельность, толерантность. Положительно, на высоком уровне проявление самообладания у полицейского оценивают 30% респондентов, на среднем уровне - 17% респондентов, на низком уровне -53% респондентов.
Качественный анализ ответов показывает, что студенческая молодежь уверена в том, что: проявление самообладания полицейским зависит от следующих факторов: «самообладание полицейского зависит от ситуации»; «самообладание необходимое качество для полицейского»; «самообладание у полицейских практически отсутствует»; «самообладание помогает полицейскому в его работе»; «самообладание - это то, чему полицейским стоит поучиться»; «самообладание не всегда соответствует высо-
кому званию «полицейский» и др.
Такое коммуникативное качество личности, как «тактичность» на высоком уровне, положительно оценивают 20% респондентов. На отсутствие данного качества у современного полицейского указали 77% респондентов, 3% респондентов дали нейтральную оценку уровню сформирован-ности данного качества у современного полицейского. Качественный анализ ответов показывает, что, с точки зрения студентов, «тактичность» для большинства полицейских: «не имеет большого значения»; «не присуща»; «не имеет места в их профессиональной деятельности»; «на втором месте после профессионализма».
Положительно, на высоком уровне проявление коммуникабельности у современного полицейского оценивают 30% респондентов; отрицательно, на низком уровне - 50% респондентов. Нейтральную оценку уровня сформированности данного качества дали 20% респондентов. Примеры дополнения незаконченных предложений студентами: «считаю, что коммуникабельность у полицейского часто не сформированное качество»; «они просто не умеют общаться с обычными людьми». 73% респондентов указали на отсутствие у современного полицейского таких качеств, как «толерантность», «терпимость». Высокий уровень сформированности коммуникативных качеств у современных полицейских отметили 10% респондентов в; средний уровень - 30% респондентов; низкий уровень - 60% респондентов. В итоге, сравнительный анализ оценки уровня сформированности качеств современного полицейского студентами показывает, что моральные качества представителей данной профессии находится на низком уровне.
Выводы.
Таким образом, проведенное исследование социально-психологического портрета современного полицейского показало, что «положительный», «помогающий» образ сформирован только у 1/3 респондентов; у 2/3 респондентов уже сформирован «отрицательный», «неконструктивный», «карающий» образ полицейского. К причинам такого отрицательного восприятия и отношения студенческой молодежи к полиции относятся следующие: физическая подготовка большинства полицейских не соответствует требованиям (70% респондентов); низкая правовая подготовка (43% респондентов); внешний вид полицейского не соответствует эталону (63% респондентов); низкий уровень профессионализма (60% респондентов); низкий уровень моральных качеств (83% респондентов);
недостаточный уровень развития профессиональных качеств (57% респондентов); недостаточный уровень коммуникативных качеств (60% респондентов).
Выявлено, что несформированность составляющих социально-психологического портрета современного полицейского проявляется наиболее часто в таких ситуациях, как: превышение должностных полномочий; ориентация на личностное обогащение; неадекватное поведение, грубость, хамство; выполнение профессиональных обязанностей в нетрезвом состоянии.
Все это свидетельствует об актуализации проблемы профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому для повышения уровня доверия студенческой молодежи и других слоев населения к полиции, формирования положительного образа современного полицейского необходимо снизить или устранить действие выявленных причин: улучшить физическую и правовую подготовку; повысить контроль над внешним видом полицейских; продолжить внедрение зарубежного опыта подготовки полицейских. Особое внимание следует уделить формированию профессиональной этики и развитию коммуникативных социально-желательных качеств у современных полицейских.
Литература:
1. Lunov, Vitalii, Psychological Features of Becoming the Professional Thought of Personality in the System of Internal Affairs of Ukraine (June 29, 2015) .// Philosophy of Mind eJournal Vol 8, Issue 25, July 16, 2015 Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2624773
2. Метод незаконченных предложений - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// sitesito.narod.ru/fipsi/babich/4.doc
3. Методика (метод) незаконченные предложения - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psycabi.net/testy/329-test-saksa-levi-metodika-nezakonchennye-predlozheniya-metod-ssc
4. Сёмик А. А. Социально-психологический облик российского полицейского и советского милиционера, конец XIX - XX вв. (Сравнительно-историческое исследование): Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02: Краснодар, 2003.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/sjomik-socialno-psihologicheskij-oblik-rossijskogo-policejskogo-i-
sovetskogo-milicionera.html
Social and psychological portrait of policeman: technique and
results of study
ÉM (by 0. Lyubchuk, V. Lunev)
Abstract: The article shows the scientific basis to develop method of «Social and psychological portrait» of the policeman. The criteria and indicators of social and psychological portrait of the modern policeman are presented. The basic features of the research results of social and psychological image of policeman in modern perceptions of students are generated.
Keywords: research, technique «Social and psychological portrait of policeman», professional orientation of personality of policeman, moral character, professional skills, communication skills.
Сведения об авторах
Ольга Константиновна Любчук, доктор наук по государственному управлению, кандидат психологических наук, заведующая кафедры туризма, профессор, Приазовский государственный технический университет (Мариуполь, Украина).
Виталий Евгеньевич Лунев, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии им. Г. С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины; Заслуженный работник науки и образования Украины; профессор РАЕ; Действительный член Всемирной федерации психического здоровья (Киев, Украина).
© О. К. Любчук, 2016. © В. Е. Лунев, 2016.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016. — • —