УДК 159-9-07
К. С. Сахарова, О. Абдусселам, В. В. Константинов
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАХОВ У РУССКИХ И ТУРЕЦКИХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В современных условиях развития системы образования в Российской Федерации и в Турции исследование страхов детей остается весьма актуальной для психологической науки задачей. Детям ХХ1 в. приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали их сверстники ХХ в.: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, регулярная информация о террористических актах в средствах массовой информации, боевики со сценами насилия и т.п. Исследование детских страхов в психологической науке обусловлено пониманием того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности и какую роль в этом процессе играет социальное окружение ребенка, что показано в работах В. В. Абраменковой, В. И. Гарбузова, И. В. Дубровиной, В. В. Константинова, А. С. Спива-ковской, А. И. Захарова, К. Изарда, А. М. Прихожан и других.
Ключевые слова: тревожность, детские страхи, диагностика, коррекция проявлений страхов, русская и турецкая национальности, эмоциональная сфера.
С психолого-педагогических позиций «социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими» [1, с. 248]. Успешной адаптации часто мешают возникающие у человека страхи.
В современных условиях развития системы образования в Российской Федерации и в Турции исследование страхов детей остается весьма актуальной для психологической науки задачей. Детям ХХ1 в. приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали их сверстники в ХХ в.: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, регулярная информация о террористических актах в средствах массовой информации, боевики со сценами насилия и т.п. [2-4].
Исследование детских страхов в психологической науке обусловлено пониманием того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности и какую роль в этом процессе играет его социальное окружение, что показано в работах В. В. Абраменковой, В. И. Гарбузова, И. В. Дубровиной, В. В. Константинова, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, К. Изарда, А. М. Прихожан и др. [5, 6].
Организация соответствующего контроля за эмоционально неблагополучными детьми является одним из приоритетных направлений в работе психологической службы и в России, и в Турции. Многочисленные эмпирические данные характеризуют негативную динамику, связанную с ростом количества детских страхов. Однако работ, посвященных исследованию проблемы кросскультурного аспекта коррекции страхов детей, не много. В этой связи очевидна актуальность данного исследования.
Цель работы - исследовать особенности страхов у русских и турецких детей, разработать и апробировать программу коррекции страхов.
Объект исследования - индивидуально-психологические особенности.
Предмет исследования - страхи русских и турецких детей.
Нами были сформулированы гипотезы исследования:
1) существуют различия в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей разных национальностей;
2) разработанная нами программа является эффективным средством коррекции страхов у детей русской и турецкой национальностей.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, концептуально определяющих страх и тревогу/тревожность как особые психические состояния человека (В. В. Абраменкова, В. И. Гарбузов, И. В. Дубровина, А. С. Спиваковская, В. К. Вилюнас, В. В. Зеньковский, А. И. Захаров, К. Изард, К. К. Платонов, А. М. Прихожан, О. В. Хухлаева и др.).
Методы и методики исследования: метод теоретического анализа психологической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, методы статистической обработки результатов. Диагностика осуществлялась нами с помощью следующих методик: методики «Нарисуй свой страх» (автор - А. И. Захаров); проективного теста «Несуществующее животное»; методики диагностики детских страхов «Закончи предложение» (автор - О. В. Хухлаева).
Эмпирическая база исследования - Специализированный детский сад «Вигд» г. Стамбул (Турция) и филиал № 1 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 52 г. Пензы (Россия). Всего в нем приняли участие 25 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Исследовали русских и турецких детей из данных дошкольных учреждений с диагнозом детский церебральный паралич (все испытуемые дети с диагностированной формой ДЦП - спастическая ди-плегия).
В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики:
- методика «Нарисуй свой страх» (автор - А. И. Захаров), которая помогает понять переживания и внутренний мир ребенка. Детям дается задание нарисовать свой страх;
- проективный тест «Несуществующее животное» проводился с целью изучения личностных особенностей младших школьников, а также для определения присутствия и выраженности страха в рисуночном проявлении. При интерпретации нами учитывались следующие поведенческие реакции испытуемых, которые рассматривались как параметры страха и тревоги: выраженность нарисованных глаз (величина, прорисовка радужки, зрачка, плотная штриховка глаз, пустые глаза, многоглазие (больше двух), скрытые глаза за темными очками); голова нарисованного животного повернута влево, что трактуется как нерешительность, боязнь активных действий; уточнение инструкции; форма рта (открытый рот, рот округлой формы); множественное стирание; характер линий (стереотипность, штриховка, слабый нажим, затемнения, запачкивание контурной линии, жирный нажим, эскизные линии, множественность линий, исправленные линии, продавленные линии); излишняя аккуратность; выраженность контура (верхний - боязнь вышестоящих; нижний - боязнь осуждения); фрагментарность линий, форм, незаконченность рисунка; увеличенный размер животного; преобладание округлых форм; тематически «боящееся» животное;
- методика диагностики детских страхов «Закончи предложение» (автор - О. В. Хух-лаева). Ребенку зачитываются десять незавершенных предложений, которые ему необходимо закончить. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Ответы детей оцениваются в баллах (от о до 2, где о - позитивная оценка завершенного предложения, 1 - нейтральная и 2 - негативная). Чем больше баллов получает ребенок, тем выраженнее страх и тревога испытуемого.
Разработанная нами развивающая программа коррекции проявлений страхов и высокой тревожности у детей дошкольного возраста предназначена для групповой работы с дошкольниками, имеющими большое количество актуализированных страхов и высокую
тревожность. Она прошла апробацию в ходе формирующего эксперимента, который был проведен нами среди русских и турецких детей.
Данная программа состоит из десяти занятий продолжительностью 15-20 мин каждое. Главный принцип их проведения - проявление внимания и заботы к ребенку: принятие его таким, какой он есть, уважительное отношение и выдержка, доброжелательные, мягкие, ласковые интонации, улыбка. Занятия включают в себя игры:
- на повышение самооценки и самоуважения у детей;
- содействие символическому уничтожению страхов у детей;
- снижение степени страха и тревожности;
- развитие у детей рефлексии (способности анализировать причины и следствия) своего тревожного поведения;
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
Основными средствами коррекции страхов и тревожности у детей выступили:
- беседа, обсуждение;
- психогимнастические упражнения;
- элементы сказкотерапии;
- техники рисования (карандаш, краски и т.д.).
Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформировать экспериментальную и контрольную группы, в которые были отобраны по восемь детей, имеющих разные показатели страхов. Обосновывая корректность проведенной рандомизации экспериментальной и контрольной групп, отметим, что нами были рассчитаны различия в эмпирических значениях по показателям страхов (методика А. И. Захарова «Нарисуй свой страх»). С этой целью применялся и-критерий Манна-Уитни, который позволяет оценить различия между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного:
1. Ц>мп = 128 > Цкр = 81 (р < 0,05), следовательно, группы не различаются по показателю страхов сказочных персонажей.
2. Цэмп = 115 > Цкр = 81 (р < 0,05), следовательно, группы не различаются по показателю страха темноты.
3. Цэмп = 119,5 > Цкр = 81 (р < 0,05), следовательно, группы не различаются по показателю страхов, связанных с животными.
4. Цэмп = 120,5 > Цкр = 83 (р < 0,05), следовательно, группы не различаются по показателю страхов, связанных со взрослыми людьми.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что разработанная нами программа является эффективным средством коррекции страхов у детей разных национальностей, нами использовался О-критерий знаков, который предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака при переходе от первого измерения ко второму. Всего в коррекционную работу было включено восемь детей (четверо - русской национальности и четверо - турецкой национальности).
Через неделю после итогового коррекционного занятия нами была проведена диагностика детей с помощью методик, использованных до коррекционного воздействия: 1) методики «Нарисуй свой страх» А. И. Захарова; 2) методики диагностики детских страхов «Закончи предложение» О. В. Хухлаевой и 3) методики «Несуществующее животное».
Установлено, что после участия в коррекционной программе у детей значительно снизились проявления страхов. При математико-статистической обработке полученных данных с помощью методики «Нарисуй свой страх» А. И. Захарова нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Страх сказочных персонажей:
- Но: сдвиг в сторону снижения показателей страхов сказочных персонажей в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является случайным;
- Н сдвиг в сторону снижения показателей страхов сказочных персонажей в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является неслучайным.
Типичный сдвиг положительный, отрицательных сдвигов нет;
Gэмп = о < Gкр = 1 (р < 0,01), следовательно, мы принимаем гипотезу Н1 и можем говорить о том, что после осуществления программы снизились показатели страхов сказочных персонажей.
2. Страх темноты:
- Но: сдвиг в сторону снижения показателей страха темноты в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является случайным;
- Н1: сдвиг в сторону снижения показателей страха темноты в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является неслучайным.
Типичный сдвиг положительный, отрицательных сдвигов нет;
Gэмп = о < Gкр = 1 (р < о,о1), следовательно, мы принимаем гипотезу Н1 и можем говорить о том, что после осуществления программы снизились показатели страха темноты.
3. Страх, связанный с животными:
- Но: сдвиг в сторону снижения показателей страхов, связанных с животными, в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является случайным;
- Н сдвиг в сторону снижения показателей страхов, связанных с животными, в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является неслучайным.
Типичный сдвиг положительный, отрицательных сдвигов - 1;
Оэмп = 1 = Окр = 1 (р < о,о1), следовательно, мы принимаем гипотезу Н1 и можем говорить о том, что после осуществления программы снизились показатели страхов, связанных с животными.
4. Страх, связанный со взрослыми людьми:
- Но: сдвиг в сторону снижения показателей страхов, связанных со взрослыми людьми, в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является случайным;
- Н1: сдвиг в сторону снижения показателей страхов, связанных со взрослыми людьми, в экспериментальной группе после осуществления развивающей программы является неслучайным.
Типичный сдвиг положительный, отрицательных сдвигов - 2;
Gэмп = 2 = Gкр = 2 (р < о,о5), следовательно, мы принимаем гипотезу Н1 и можем говорить о том, что после осуществления развивающей программы у детей снизились показатели страхов, связанных со взрослыми людьми.
Таким образом, обобщая результаты математико-статистического анализа с использованием G-критерия знаков, мы делаем вывод о том, что разработанная нами развивающая программа является эффективным средством коррекции страхов у детей разных национальностей, так как в ходе проведения коррекционного воздействия у детей выявлено существенное (p < 0,01) снижение показателей страхов.
Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что гипотеза № 1 полностью подтвердилась. И мы можем утверждать, что существуют различия в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей русской и турецкой национальностей. Гипотеза № 2 также получила подтверждение, поэтому разработанная нами коррекци-онная программа является эффективным средством коррекции страхов у детей, так как при повторной диагностике детей, принимавших участие в групповой работе, было выявлено (p < 0,01) снижение показателей страхов. Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.
Список литературы
1. Беккер, И. Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) / И. Л. Беккер, С. А. Иванчин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 247-257.
2. Константинов, В. В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем сообществе / В. В. Константинов, М. В. Вершинина // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 1. - С. 71-79.
3. Константинов, В. В. Социально-психологические характеристики адаптации мигрантов в современных условиях / В. В. Константинов. - Пенза : Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, 2007. - 187 с.
4. Елисеева, Ж. М. Показатели удовлетворенности жизнью студентов-психологов / Ж. М. Елисеева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 7-10. - С. 32-35.
5. Ручкова, Н. А. Эмоционально-личностные факторы адаптированности иностранных студентов / Н. А. Ручкова // Science Time. - 2016. - № 1 (25). - С. 434-436.
6. Панова, Т. В. Личностные особенности детей младшего школьного возраста со сниженным интеллектом / Т. В. Панова // Роль психолого-педагогического знания в решении проблем развития образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : НИЦ Социосфера, 2014. - С. 51-56.
Сахарова Ксения Сергеевна
аспирант,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Абдусселам Олгун
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Константинов Всеволод Валентинович
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
удк 159.9.07
Сахарова, К. С.
Социально-психологический анализ страхов у
лам, В. В. Константинов // Вестник Пензенского госуда
Sakharova Kseniya Sergeevna
postgraduate student, Penza State University
Abdusselam Olgun
student,
Penza State University
Konstantinov Vsevolod Valentinovich candidate of psychological sciences, associate professor,
head of sub-department of general psychology, Penza State University
русских и турецких детей / К. С. Сахарова, О. Абдуссе-университета. - 2016. - № 2 (14). - C. 16-20.