УДК 159.9:343.83
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЮРИСТОВ
Реферат: статья посвящена теоретико-эмпирическому исследованию социально-психологических установок и ценностных ориентаций юристов.
В теоретическом обосновании статьи проведен краткий обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-психологических установок и ценностей личности, показана роль социально-психологических установок и ценностных ориентаций в профессиональном развитии юриста. Социально-психологическая установка понимается как явление, отражающее внутреннюю позицию личности по отношению к объектам окружающего мира и направленное к ее потребностям. Ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие компоненты структуры личности, основная функция которых заключается в регуляции поведения, организации деятельности и жизни человека в целом. Констатируется, что значимые для личности ценности выступают определенными стимулами в профессиональной деятельности и задаютвек-тор профессионального развития и самореализации.
Представлены результаты эмпирического исследования, в котором принимали участие юристы в возрасте от 23 до 38 лет, из них 46,2 % мужчин и 53,8 % женщин. В качестве диагностического инструментария в исследовании использованы методики диа-
Т. С. Пухарева
гностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина) и реальной структуры ценностных ори-ентаций личности (С.С. Бубнова). Приведены средневыборочные значения показателей социально-психологических установок и ценностных ориентаций респондентов, результаты сравнительного анализа полученных данных у мужчин и женщин, выявлены взаимосвязи социально-психологических установок и ценностных ориентаций респондентов с помощью методов математической статистики.
В результате эмпирического исследования установлено, что в целом для юристов свойственно поведение, направленное на повышение материального вознаграждения, познание нового и саморазвитие, поддержание хорошего физического и духовного самочувствия, а также на реализацию таких социальных ценностей во взаимоотношениях, как признание и уважение людей. Выявлены достоверные различия в показателях направленности на результат, процесс, свободу, эгоизм и общение у мужчин и женщин. Показаны многомерные связи социально-психологических установок и ценностных ориентаций в структуре личности юриста.
Сформулирован вывод о перспективности исследования специфики ценностно-смысловой сферы пред-
© Пухарева Т. С., 2016
ставителей юридических профессий, ее взаимосвязи с профессиональной успешностью и профессиональной самореализацией.
Ключевые слова: социально-психологический феномен, социально-психологические установки, ценности, ценностные ориентации, направленность личности, профессия юриста, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, самореализация, личность юриста.
Проблема изучения социально-психологических установок и ценностных ориентаций в контексте профессионального развития личности имеет принципиальное значение для психологической науки и практики, поскольку эти психологические явления рассматриваются как важнейшие личностные характеристики, существенно влияющие на профессиональную сферу жизни человека. Необходимость изучения данных феноменов у представителей юридического труда обусловлена важной социальной ролью юридических профессий, связанных с обеспечением и охраной правопорядка в обществе. Профессия юриста имеет широкий спектр качественно различных направлений профессиональной реализации, поскольку юристы работают в правоохранительных органах, судопроизводстве, органах юстиции, других государственных и муниципальных учреждениях и частных организациях.
На наш взгляд, исследование социально-психологических установок и ценностных ориентаций юристов актуально в силу следующих обстоятельств: во-первых, социально-психологические установки и ценностные ориентации
личности влияют на ее профессиональное развитие и успешность профессиональной деятельности, поскольку организуют поведение специалиста и служат достижению профессиональных целей; во-вторых, задают ценностно-смысловую направленность личности; в-третьих, способствуют самореализации личности, в том числе в профессиональной сфере жизни. В научных концепциях и исследованиях широко представлена проблематика, касающаяся социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов, М. Смит, Д. Брунер, Д. Кац, М. Рокич, В. Франкл и др.). Вместе с тем научных работ, посвященных изучению социально-психологическихустановок и ценностей у представителей юридических профессий, крайне мало.
Как правило, под установкой пони мается предрасположенность, пред уготовленность личности к оп-ре деленному способу поведения: установка рассматривается как психологическая готовность (Л.С. Выготский); как выражение личностного смысла (А.Н. Леонтьев); как особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению (В.Н. Мяси-щев); направленность, внутренняя позиция личности по отношению к миру (Л.И. Божович).
В рамках социально-психологического подхода под социальными установками понимаются те социально-психологические феномены, которые обращены прежде всего к социальным потребностям личности. При объяснении этих явлений авторы используют такие понятия, как диспози-
ция (В.А. Ядов), социальная установка (ГМ. Андреева), аттитюд и аттитюдные системы (М. Смит, Д. Брунер, Д. Кац). В целом авторы сходятся во мнении о том, что социально-психологические установки активно задействованы в процессе социального познания и регуляции социального поведения[3].
В немногочисленных исследованиях социально-психологических установок в профессиональной деятельности юристов отмечается, что можно выделить группу специфических профессиональных установок, формирующихся и функционирующих в условиях профессиональной деятельности [2; 7]. Показано, что профессиональные установки следует рассматривать как специфические мотивационно-смысловые образования, особый мотивационный механизм регуляции правоохранительной деятельности [7]; как оценку и отношение личности как субъекта профессиональной деятельности к себе, к своей профессиональной деятельности, выполнению требований своей профессии [2].
М.В. Пряхина подчеркивает, что профессиональные установки определяют диспозицию личности сотрудника ОВД по отношению к объектам в системе «человек-право», играют значительную роль в саморегуляции поведения, позволяют прогнозировать профессиональное поведение сотрудника на относительно значительный период [7].
Авторы отмечают, что в процессе профессионального развития представители юридических профессий приобретают особое видение и восприятие окружающего мира, особое отношение к другим людям [1; 6; 8; 13; 14]. В про-
цессе профессиональной реализации личности происходят изменения мотивации, смысловых центраций, однако при этом трансформация смыслов происходит в соответствии с устойчивыми личностными ценностями [12].
Ценности — наиболее важные для личности объекты окружающего мира. Несмотря на то что изучению общечеловеческих ценностей посвящено значительное количество работ ученых разных исторических эпох, эта проблематика остается одной из важнейших в исследованиях современных авторов [15].
Анализ литературы позволяет отметить разнообразие представлений о психологической природе ценностей человека. Так, выделяют бытийные ценности — те, которые существуют в природе человека и присущи каждому—истина, добро,красота, самодостаточность и др. (А. Маслоу). Ценности рассматриваются как объективные явления, среди которых выделяются ценности-действия (труд), ценности-переживания (любовь), ценности-отношения — нахождение смысла в безвыходных, трудных ситуациях (В. Франкл). Кроме того, они понимаются: как правила для оценивания каких-либо объектов, ситуаций, поведения людей (Б. Шледер); как устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими (М. Рокич); как объекты и явления жизненного мира, приобретшие для личности высокую значимость, жизненный смысл, с одной стороны, и смысловые структуры внутреннего мира личности, проецируемые в сознание в виде идеалов, с другой (С.Л. Рубинштейн); как глубинные мотивационные структуры,
которые находят отражение в ценностных ориентациях как одной из разновидностей ценностных представлений (Д.А. Леонтьев).
Согласно воззрениям представителей деятельностного подхода в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), одна из важнейших функций ценностей — это их воплощение в мотивы поведения личности.
М. Рокич говорит о том, что в целом людям присущи одни и те же ценности, но не в одинаковой степени. Ценности личности подразделяются на терминальные, или цели индивидуального существования, и инструментальные, связанные с типом действий и достижения целей. Все ценности личности образуют определенную систему ценностей [11].
С.С. Бубнова в системе ценностей личности выделяет: ценности-идеалы; ценностные свойства личности; реальные ценностные ориентации как наиболее характерные способы поведения личности. Согласно автору, система ценностных ориентаций личности сложно структурирована, ее компоненты имеют отношение к конкретным видам общественных отношений [4].
В нашем исследовании ценностные ориентации понимаются как социально-психологический феномен, являющийся важнейшей компонентой структуры личности, основная функция которого заключается в регуляции поведения личности, организации ее деятельности и жизни в целом. Рассматривая ценностные ориентации в контексте профессионального развития личности, следует подчеркнуть, что значимые для личности ценности выступают определенными стимулами в про-
фессиональной деятельности и задают вектор профессионального развития и самореализации.
Итак, обзор литературы позволяет нам заключить, что социально-психологические установки и ценностные ориентации выступают как явления, органически включенные в личность, являются образующими ее условиями, определяют ее диспозицию по отношению к профессиональной деятельности.
В ранее проведенном нами исследовании нами были изучены особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе [9]. В настоящей статье мы представим результаты диагностики социально-психологических установок и ценностных ориентаций в той же выборке испытуемых. Цель эмпирического исследования — анализ социально-психологических установок и ценностных ориентаций юристов. Нами были опрошены 78 юристов в возрасте от 23 до 38 лет, из них 46,2 % мужчин и 53,8 % женщин. В качестве диагностического инструментария в исследовании были использованы методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина) [10] и реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова) [5]. При диагностике социально-психологических установок мы исходили из того, что можно выделить три уровня их выраженности: низкий (0-4 балла), средний (5-6 баллов) и высокий (7-10 баллов). Была также принята трехуровневая шкала выраженности показателей ценностных ориентаций респондентов: низкий (0-2 балла), средний (3-4 баллов) и высокий
Таблица 1
Средневыборочные значения показателей социально-психологических установок респондентов (баллы)
Социально-психологические установки личности Среднее Стандартное отклонение
Направленность на процесс 6,13 1,693
Направленность на результат 8,60 1,454
Альтруизм 5,94 1,471
Эгоизм 6,82 1,626
Направленность на свободу 6,69 1,598
Направленность на власть 5,47 1,821
Направленность на труд 7,14 1,585
Направленность на деньги 7,09 1,621
(5-6 баллов) уровни. Достоверность результатов исследования обеспечивалась как применением надежных и апробированных методик, так и содержательным анализом полученных данных, использованием статистических
методов обработки данных, в частности ^критерия равенства средних значений в двух выборках и корреляционного анализа.
Рассмотрим результаты исследования социально-психологических уста-
Ценностные ориентации личности Среднее Стандартное отклонение
Приятное времяпровождение, отдых 4,04 1,133
Высокое материальное благосостояние 4,90 0,847
Поиск и наслаждение прекрасным 4,04 1,178
Помощь и милосердие к другим людям 3,74 1,333
Любовь 3,67 1,124
Познание нового в мире, природе, человеке 4,49 1,016
Высокий социальный статус и управление людьми 4,35 0,951
Признание и уважение людей и влияние на окружающих 4,27 1,015
Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 3,88 1,116
Общение 3,78 0,949
Здоровье 4,44 1,146
Таблица 2
Средневыборочные значения показателей ценностных ориентаций респондентов (баллы)
Таблица 3
Значимые различия в показателях выраженности социально-психологических установок и ценностных ориентаций респондентов
Социально-психологические установки и ценностные ориентации Мужчины Женщины Показатели значимости различий
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл. Ь Р
Направленность на процесс 5,58 1,592 6,60 1,654 - 2,740 0,008
Направленность на результат 9,08 1,131 8,19 1,581 2,824 0,006
Эгоизм 7,67 1,690 6,10 1,165 4,703 0,000
Направленность на свободу 7,19 1,470 6,26 1,594 2,670 0,009
Общение 3,56 1,027 3,98 0,841 - 1,989 0,050
новок респондентов. В таблице 1 представлены средневыборочные значения показателей выраженности социально-психологических установок испытуемых. Мы видим, что наиболее выраженными в группе респондентов являются направленность на результат (средневыборочный показатель 8,60), направленность на труд (7,14), направленность на деньги (7,09). Высокий уровень выраженности ориентаций на результат, труд и деньги у юристов позволяет сделать вывод о том, что им свойственна целеустремленность в работе, достижение результата вопреки неудачам и помехам, профессиональный труд приносит им удовольствие, при этом важной направляющей личности и деятельности выступает увеличение благосостояния. Средний уровень выраженности имеют такие социально-психологические установки, как эгоизм (6,82), направленность на свободу (6,69), направленность на процесс (6,13), альтруизм (5,94), направленность на власть (5,47). Средние, но с тенденцией к высоким, показатели эгоизма и направленности на свободу сви-
детельствуют о том, что работники юридической сферы к себе относятся с долей разумного эгоизма, а одна из важнейших ценностей для них — свобода. Согласно результатам, среди средне-групповых показателей низкого уровня выраженности не имеет ни одна из исследуемых социально-психологических установок.
Результаты диагностики ценностных ориентаций респондентов, представленные в таблице 2, указывают на то, что среднегрупповые показатели ценностных ориентаций респондентов имеют средний уровень выраженности. Наиболее приближенными к высокому уровню являются такие ценностные ориентации, как высокое материальное благосостояние (средневыбороч-ный показатель 4,90), познание нового в мире, природе, человеке (4,49), здоровье (4,44), высокий социальный статус и управление людьми (4,35), признание и уважение людей и влияние на окружающих (4,27). Таким образом, для юристов характерно поведение, направленное на повышение материального вознаграждения, познание нового и само-
Таблица 4
Корреляционная таблица взаимосвязи социально-психологических установок и ценностных ориентаций респондентов
Социально-психологические установки Значимые взаимосвязи социально-психологических установок и ценностных ориентаций респондентов
Ценностные ориентации г Р
Направленность на результат Высокое материальное благосостояние Высокий социальный статус и управление людьми 0,262* 0,777** 0,020 0,000
Альтруизм Помощь и милосердие к другим людям Любовь Здоровье 0,886** 0,811** 0,288* 0,000 0,000 0,011
Эгоизм Поиск и наслаждение прекрасным Высокий социальный статус и управление людьми Признание и уважение людей и влияние на окружающих -0,273* 0,335** -0,261* 0,016 0,003 0,021
Направленность на свободу Любовь 0,231* 0,042
Направленность на власть Поиск и наслаждение прекрасным Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе Общение -0,608** 0,781** 0,642** 0,000 0,000 0,000
Направленность на труд Приятное времяпровождение, отдых Поиск и наслаждение прекрасным -0,736** -0,223* 0,000 0,049
Направленность на деньги Высокое материальное благосостояние Поиск и наслаждение прекрасным 0,462** -0,252* 0,000 0,026
Примечание: — * корреляция значима на уровне 0,05; — ** корреляция значима на уровне 0,01.
развитие, поддержание хорошего физического и духовного самочувствия, а также на реализацию таких социальных ценностей во взаимоотношениях, как признание и уважение людей.
В ходе обработки данных с помощью ^критерия равенства средних значений были выявлены статистически значимые различия в показателях выраженности социально-психологических установок и ценностных ориентаций у мужчин и женщин (табл. 3).
Сравнительный анализ показал, что достоверно различными для мужчин и женщин являются следующие показатели. Направленность на процесс более значима для женщин, чем для мужчин (р < 0,008); для мужчин в большей сте-
пени характерна направленность на результат, нежели для женщин (р < 0,006). Эгоизм в большей мере свойственен мужчинам, чем женщинам (р < 0,000) и в большей степени, чем для женщин, для мужчин важна свобода (р < 0,009). Более значимой для женщин, по сравнению с мужчинами, является ценность общения (р < 0,05). Как отмечено выше, среднегрупповой показатель направленности на результат имеет высокий уровень выраженности, показатели направленности на процесс, свободу, эгоизм и общение — средний уровень, что говорит о важности этих установок и ценностей и для мужчин, и для женщин.
В результате корреляционного анализа были выявлены следующие
значимые взаимосвязи социально-психологических установок и ценностных ориентаций респондентов (табл. 4). Направленность на результат связана с такими ценностными ориентациями респондентов, как высокое материальное благосостояние (р < 0,020), высокий социальный статус и управление людьми (р < 0,000). Альтруизм положительно коррелирует с поведением, направленным на помощь и милосердие к другим людям (р < 0,000), любовь (р < 0,000), здоровье (р < 0,011). Эгоизм отрицательно взаимосвязан с поведением, характеризующимся поиском и наслаждением прекрасным (р < 0,016) и признанием и уважением людей (р < 0,021), и положительно взаимосвязан с ориентацией на высокий социальный статус и управление людьми (р < 0,003). Направленность респондентов на свободу положительно коррелирует с ориентацией на любовь (р < 0,042).
Направленность на власть отрицательно связана с ценностью поиска и наслаждения прекрасным (р < 0,000) и имеет положительную взаимосвязь с ценностными ориентациями на социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе (р < 0,000) и общение (р < 0,000). Направленность респондентов на труд отрицательно коррелирует с ценностями приятного времяпровождения и отдыха (р < 0,000), поиска и наслаждения прекрасным (р < 0,049). Социально-психологическая установка на деньги имеет положительную взаимосвязь с ценностной ориентацией на высокое материальное благосостояние (р < 0,000) и отрицательную взаимосвязь с поведением,направленным на поиск и наслаждение прекрасным.
Перечисленные эмпирические закономерности свидетельствуют о том, что социально-психологические установки юристов многомерно связаны с ценностными ориентациями как системообразующим фактором личности.
Принимая во внимание то, что важнейшим приоритетом в деятельности юриста является закон, соблюдение и охрана прав других людей, перспективным, на наш взгляд, является изучение в дальнейшем специфики ценностно-смысловой сферы представителей юридических профессий, ее взаимосвязи с профессиональной успешностью и профессиональной самореализацией.
Список литературы
1. Абакумова И.В, Кадякина Н.М. Саморегуляция как составляющая профессиональной сферы личности юриста // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. Т. 7. № 1. С. 19-25.
2. Алексеев В.Е. Социально-психологические особенности профессиональнойустановки и личностных качеств сотрудников федеральной налоговой службы : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 180 с.
3. Белинская Е.П, Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2001. 301 с.
4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38-44.
5. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М. : ИП РАН, 1994. С. 144-157.
6. Гаврина Е.Е. Социально-психологические детерминанты, оказывающие влияние на формирование должностной позиции сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 27-39.
7. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел : дис. . канд. психол. наук. СПб., 2000. 250 с.
8. Пухарева Т.С. Доверие к себе и к другим у студентов юридического факультета в процессе профессионального обучения // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 2. С. 71-76.
9. Пухарева Т.С. Особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 203-208.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара : Бахрах-М, 2002. 672 с.
11. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20-28.
12. Соловьева Г.В. Психологические особенности смысловой саморегуляции юристов — сотрудников нотариальных контор : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2007. 23 с.
13. Соснина В.Н. О психологическом сопровождении сотрудников правоохранительной системы // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 128-133.
14. ЧепуркоЮ.В.Дифференциально-психогра-фическое исследование индивидуально-личностных особенностей юристов разного профиля // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 5. С. 132-136.
15. Яковенко Л.Н. Место и значение общечеловеческих ценностей в философии образования // Научный альманах центрального Черноземья. 2015. № 2. С. 134-137.
УДК 343.211.4:343.825
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ О СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВОВОМ КОНТЕКСТЕ
Е. Л. Сучкова
Реферат: в статье представлены результаты эмпирического исследования представлений осужденных о справедливости в правовом контексте как составляющей группового правосознания осужденных. Описаны основные контексты употребления осужденными понятия «справедливость», когнитивная составляющая представлений о справедливости в правовом контексте и связанные с ними переживания. Социальные представления о справедливости характеризуются эмоциональной амбивалентностью и тесно связаны с представлениями о несправедливости. Респонденты уверены, что именно их справедливость«обходит стороной», что это во многом определило их судьбу. Особенно яркими и часто употребляемыми контекстами, используемыми осужденными при описании справедливых и несправедливых событий,
являются правовой (чаще всего ситуации вынесения судебного приговора) и межличностный (в основном ситуации взаимодействия с другими осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы). При этом наиболее значим для осужденных правовой контекст, в котором проблема справедливости достигает своего пика. Сравнительный анализ структуры представлений осужденных и законопослушных граждан показал, что и осужденные и законопослушные граждане высоко оценивают значимость справедливости для поддержания мира и порядка в обществе, правового регулирования общественных отношений, но при этом осужденные гораздо критичнее правопослушных граждан оценивают справедливость существующих законов и их исполнение сотрудниками правоохранительных органов.
© Сучкова Е. Л., 2016