витии ценностных ориентаций подростка принадлежит индивидуальным и личностным детерминантам. Перечень личностных черт и свойств весьма разнообразен - от эмоциональной чувствительности и тревожности до установки ценностных ориентаций и самосознания личности.
На основании полученных результатов экспериментального исследования, сравнительного анализа данных с применением критерия Х2 двух групп испытуемых -контрольной и экспериментальной, проведённое исследование позволяет сформулировать выводы относительно приоритетных факторов и характеристик ценностных ориентаций подростков:
Особенности образовательного пространства школы, где возможна реализация психокоррекционной программы, проведения уроков психологии, тренингов проявляются в психологических характеристиках ее участников, в частности в трансформации ценностных ориентаций, с акцентом на перевес значений общечеловеческих и национальных ценностей и девальвацией меркантильных ценностей. Чтобы использовать возможности среды, подросток проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом ценностной сферы развития, субъектом образовательного пространства, а не остается объектом влияния его условий и факторов.
Нарушенные отношения в социуме существенно изменяют образ ценностных приоритетов подростка, затем начинают оказывать обратное влияние на черты личности, характера, деформируя их и закрепляя в реальных поведенческих актах сформированные психологические особенности. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, когда в стране отсутствует система нравственного воспитания, вполне объяснимый отсутствием государственной идеологии и политики среднего и высшего образования.
Исследование ценностей подростка необходимо проводить с учётом сложных и многофункциональных изменений растущей психики, что позволяет определить их место в структуре личности. Результаты экспериментальных исследований, полученные нами, открывают широкие возможности для дальнейших исследований психологических особенностей подростков, влияющих на их духовные возможности и нравственные потенции в различных условиях жизнедеятельности.
Контактная информация: gadjiev82@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Анна Олеговна Посаженникова, соискатель, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР)
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности. Анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению различных аспектов морального сознания. Представлены результаты, полученные в ходе исследования уровней развития моральных суждений подростков. Показано наличие связи уровней развития моральных суждений с особенностями ценностно-мотивационной сферы у представителей исследуемых социальных групп. Описываются гендерные особенности становления моральных суждений.
Ключевые слова: гендерные особенности, гипотетико-дедуктивное мышление, мораль, моральное сознание, моральные суждения, мотивационная сфера, ранняя юность, стадии и уровни развития моральных суждений, ценности, эмпатия.
SOCIO PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF MORAL JUDGMENTS IN THE EARLY YOUTH
Anna Olegovna Posazhennikova, the competitor,
The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
In this article the problem of development of the levels of moral consciousness in connection with socially-psychological features of the person in an early youth is considered. Theoretical approaches of domestic and foreign authors to studying of various aspects of moral consciousness have been analyzed. The results received during research of development of the moral opinions’ levels of teenagers have been presented. The presence of connection of the levels of development of the moral judgments with particulars of values and motivation sphere among representatives of studied social groups is shown. The gender characteristics of moral values formation have been depicted.
Keywords: gender features, hypothetico-deductive thinking, morality, moral consciousness, moral judgments, motivational sphere, early youth, stages and levels of development of the moral judgments, values, empathy.
Актуальность данного исследования задана современными тенденциями развития мирового сообщества и отечественными трансформационными процессами. В настоящее время общество однозначно не предлагает единых нравственных ориентиров, существовавшее ранее описание «что такое хорошо и что такое плохо?» не исчерпывает всех появившихся в новой ситуации реалий, противоречий, вызовов. Мораль, регулирующая деятельность общества и каждого его члена стала размытой. Различные категории граждан ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый и трудно совместимый характер. Включенное в мировые процессы глобализации общество все чаще предлагает своим членам (как группам, так и отдельным личностям) своеобразную форму обладания, владения материальными и нематериальными благами единолично, не делясь с другими, а иногда и в ущерб другим. Поэтому исключительно ценным считается такая разновидность социальных качеств человека как установка «на других», на соблюдение моральных норм и заповедей, умение совмещать различные интересы.
С середины 20 века отмечается значительный рост научного интереса к изучению морального сознания личности и связи морали с поведением, причем наблюдается преимущественный интерес отечественной психологической науки к рассмотрению содержательной части психического, но в теоретическом плане сохраняется острота и недостаточная разработанность данной проблемы. Это происходит, с одной стороны, по причине необходимости привлечения междисциплинарного подхода (этика, социология, философия), с другой, - по причине оценочной перегрузки понятия нравственности и сложности согласования точек зрений исследователей на понимание феномена нравственности.
Новизна данной работы, состоит в объединения различных подходов к изучению морального сознания, в установлении взаимосвязей между когнитивным и эмоциональным компонентами морального сознания, а также социальнопсихологическими свойствами личности.
В проведенном нами исследовании изучались уровни развития моральных суждений подростков в качестве когнитивного компонента морального сознания. Под моральными суждениями подразумевается система убеждений личности, понимание нормативной стороны поведения в отношении окружающих людей, представления о «должном» и «не должном» в поведении относительно других людей и самого человека [6].
Мы опирались на предложенную Лоренсом Колбергом концепцию уровней и стадий развития морального сознания. Он выделил три уровня морального развития личности, каждый из которых имеет три стадии:
1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями;
2) уровень конвенциональной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования;
3) уровень автономной морали, то есть ориентации на интернализованную внутреннюю систему этических принципов [1, 5, 8].
Достижение наивысшего (постконвенционального) уровня развития моральных суждений, по мнению Л. Колберга, возможно начиная именно с подросткового возраста - с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления, однако этот уровень достигается далеко не каждым человеком даже в зрелом возрасте, тогда как другие уровни - преконвенциональный и конвенциональный - присутствуют уже в детском возрасте [9, р.187].
В качестве эмоционального компонента морального сознания мы рассматривали уровень эмпатических тенденций как способность понимать мир переживаний другого человека, способность приобщаться к эмоциональной жизни другого. Выбор данного компонента основывается на позиции в отечественной психологии, согласно которой нравственность формируется и проявляется главным образом в отношении человека к другим людям. Экспериментальные данные позволили установить, что в результате развития эмпатии происходит изменение позиции с эгоцентрической на более альтруистическую [2].
При рассмотрении уровней развития моральных суждений в ранней юности важно принимать к рассмотрению также влияние гендерных особенностей стереотипов в воспитании представителей различных полов. Так, воспитание мальчиков ведется нередко с акцентированием на жесткости решительности, с исключением эмпатиче-ских черт как излишней «сентиментальности»: «Будь мужчиной, дай сдачи» и т.п. С другой стороны, социальное одобрение вызывает очевидная поддержка родителями у девочек эмпатии и ориентированности на заботу о других людях [7].
В настоящем исследовании объектом исследования являлись 123 учащихся десятых классов обоих полов трех петербургских школ. Контрольную группу (23 человека) составили ученики десятого класса средней общеобразовательной школы, учебная программа которой является стандартной и не концентрируется на этическом либо эстетическом воспитании школьников. Другую часть испытуемых (51 человек) составили учащиеся двух десятых классов школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Также в эту группу вошли ученики двух десятых классов гимназии с углубленным изучением английского языка и предметов эстетического цикла (всего 49 человек). Учащиеся этих школ принимают ежегодное участие в «Городской выставке дизайна», становятся её лауреатами, дополнительными направлениями в обучении подростков данной группы также являются театр, театральная бутафория, музыка, музыкальная литература и профильное изучение двух иностранных языков, включающее, в том числе, знакомство с зарубежной культурой. Т.е. декларируется поощрение у школьников развития креативности, самостоятельности мышления, высоких стандартов коммуникации (вклад в морально-этическое развитие).
Проблема изучения морального сознания данного контингента заключалась в установлении связей между уровнями развития моральных суждений и социальнопсихологическими свойствами личности, которые рассматривались через исследование таких психологических образований, как мотивы, ценности, установки подростка. Так как возраст 14-15 лет в периодизациях разных авторов относят и к ранней юности (И.С. Кон), и к подростковому периоду (Д.Б. Эльконин), к настоящему моменту нет однозначного термина для обозначения данной выборки, поэтому мы в описании исследования будем использовать термин «подростки».
В своем исследовании мы исходили из следующих гипотез:
1. Уровень развития эмпатических тенденций связан с уровнем развития моральных суждений: чем более развита способность к сочувствию и сопереживанию чувствам других людей, тем более высокий уровень развития моральных суждений
2. Уровни развития моральных суждений связаны со степенью сформирован-ности мотивационной сферы: чем выше уровень развития моральных суждений, тем больше мотивов связанных с интересами, выходящими за пределы ситуации человека, и, наоборот, чем ниже уровень развития моральных суждений, тем больше встречается эгоцентрических мотивов.
3. Уровни развития моральных суждений связаны с гендерными особенностями ценностной сферы личности подростков.
4. Существуют различия на уровне личностных черт у подростков в группах с разными уровнями развития моральных суждений.
Для изучения уровня развития моральных суждений в целях решения задачи настоящего исследования использовались: дилеммы Л. Колберга (форма А), 5 шкала ММР1, опросник, построенный по аналогии с методом измерения морального развития подростков «10 Почему» - методика СРД - КФ (социоморальной рефлексии диагностики - краткая форма). Для исследования мотивационной сферы применялись: методика изучения мотивации к успеху Т. Элерса и методика мотивационной индукции (ММИ) Нюттена (форма В, адаптированная для работы со школьниками, вар. Н.Н. Толстых). Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций проводилась с помощью модифицированной методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), адаптированной А.А. Гоштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым. Для выявления личностных особенностей испытуемых использовалась методика Кеттелла (вариант С). Для определения уровня эмпатических тенденций применялся модифицированный тест-опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабиэном и
Н. Эпштейном.
Мы использовали дилеммы Л. Колберга, чтобы оценить различия, связанные с развитием нравственного сознания. По результатам исследования испытуемые были разделены на две подгруппы: в первую вошли подростки, большая часть ответов которых соотносима с постконвенциональным уровнем развития моральных суждений, во вторую - вошли подростки, чьи ответы соотносимы с конвенциональным уровнем развития моральных суждений.
В мотивационной сфере среди мотивационных категорий, выбираемых подростками, проявились значимые различия в выборе категории «мотивация, связанная с трансцендирующими объектами» - в группе подростков, ответы которых отнесены к постконвенциальному уровню развития морального сознания, данная категория встречается чаще, чем в среднем по выборке. В группе подростков, чьи моральные суждения близки к конвенциональному уровню развития, данная категория практически не выбирается.
При рассмотрении «ценностей жизни», подростки, находящиеся на конвенциональном уровне развития моральных суждений, выше оценивают «материальную обеспеченность», чем подростки по выборке в целом, присваивая этой категории оценку 4,32 балла (из 5 возможных); в другой подгруппе, напротив, эта ценность получила наиболее низкие оценки - 2,65 балла. Среди инструментальных ценностей значимые различия прослеживаются в оценке такого качества как «высокие запросы (высокие притязания)»: в группе, соотносимой с постконвенциональным уровнем средние оценки этого качества существенно ниже, чем по общей выборке (2,54 балла), а во 2 группе ребята присваивают этой категории, в среднем, 3 балла (из 5 возможных).
Анализ средних значений в обеих подгруппах позволяет говорить о значимых по 1-критерию Стьюдента различиях по уровню развития эмпатических тенденций. Для подростков с более высоким уровнем развития моральных суждений характерны большая способность к пониманию людей, сочувствию и сопереживанию, наличие в структуре мотивации мотивационных категорий, связанных с трансцендирующими объектами. Для суждений этого уровня характерно наделение отдельного человека значимостью и уникальностью, что создает предпосылки для построения межличностных диалогичных отношений, в которых эмпатия выступает инструментом понимания
другого человека. Подросткам второй группы свойственны большая ориентация на социально-значимые ценности и низкий показатель эмпатии, что может быть связано с «договорным» характером их морали, при котором нормы группы более значимы, чем чувства конкретного человека.
Резюмируя различия между двумя группами, можно указать, что подросткам с конвенциональным уровнем развития моральных суждений более свойственна концентрация на самих себе, собственном развитии. Для подростков постконвенциональ-ного уровня скорее присуща противоположная тенденция - выход за пределы собственной личности, когда цель активности вынесена во внешний мир (выбор мотивации, связанной с трансцендирующими объектами, отвержение активности, связанной с отдыхом, развлечениями и удовольствием, отвержение мотивационной категории «аспекты личности самого субъекта», выбор активности вообще, в том числе, профессиональной деятельности, учебы).
С другой стороны, складывается впечатление, что подростки, находящиеся пока на конвенциональном уровне развития моральных суждений, более «успешны», уверены в себе и лучше вписаны в свое социальное окружение. В группе подростков с постконвенциональным уровнем развития моральных суждений «вынесенность» целей и интересов во вне может быть связана с невозможностью реализовывать более близкие цели, с отверженностью в группе сверстников, и, как следствие этого, с отторжением ее ценностей. Отсюда, может быть, и повышенная тревожность и некоторая фру-стрированность мотивации этих подростков, с другой стороны - это можно рассматривать и как следствие повышенной чувствительности к обратной связи окружающего мира.
Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Существует положительная связь между эмпатией и уровнем развития моральных суждений.
2. Подтвердилось первоначальное предположение о наличии связи между уровнями развития моральных суждений и мотивацией подростков.
3. Существует положительная связь между постконвенциональным уровнем развития моральных суждений и степенью сформированности ценностной сферы личности подростка.
4. Подтвердилось изначальное предположение о связи между гендерными особенностями и уровнем развития моральных суждений.
5. Не подтвердилась гипотеза о наличии связи между уровнем развития моральных суждений и свойствами личности. Связь уровней развития моральных суждений со свойствами личности оказалась незначительной, большинство корреляций значимы лишь на уровне а = 0,05. Это не противоречит данным исследований других авторов, подтвердивших, что окончательное оформление личностных свойств завершается к более зрелому возрасту [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Анциферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 3. - С. 5-17.
2. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. - М. : Менеджер, Роспедагентство, 1994. - 60 с.
3. Десфонтейнес, Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности : дис. ... канд. психолог. наук / Десфонтейнес Л.Г. ; С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб., 1995. - 145 с.
4. Джиббс, Д. Моральная зрелость : диагностика развития социоморальной рефлексии / Д. Джиббс, К. Бэсинджер, Д. Фуллер // Развитие личности. - 1997. - № 1.
- С. 138-153.
5. Журавлёв, А. Л. Социально-психологическая зрелость : обоснование понятия // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28, № 2. - С. 44-54.
6. Кон, И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. -М. : Наука, 1979. - С. 85-113.
7. Крэйг, Г. Психология развития / Г. Крэйг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.
8. Kohlberg, L. Essays in Moral Development. V. II : The psychology of moral development / L. Kohlberg. - N.Y. : Harper and Row, 1984. - 495 p.
9. Kohlberg, L. Continuities in Childhood and Adult Moral Development Revisited // Lite - Span Developmental Psychology. Personality and Socialization / Ed. P. B. Baltes, K. W. Schaie. - N. Y., 1973. - Р. 112.
Контактная информация: APosazhennikova@yandex.ru
СИТУАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРИМЕНЕНИЯ
ИЗБРАННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПОЕДИНКАХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ, ОЖИДАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВНИКА И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Лариса Геннадьевна Рыжкова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(РГУФКСиТ),
Москва
Аннотация
Впервые систематизирована тактическая информация о ситуационных компонентах избранных действий, ожидаемых действий противника, критериях оценки намерений и действий противника перед схваткой.
Ключевые слова: избранные действия, ожидаемые действия, ситуационные компоненты, подготовка и применение действий.
SITUATIONAL COMPONENTS OF PREPARATION AND APPLICATION OF THE SELECTED ACTIONS IN DUELS OF THE FENCERS, EXPECTED ACTIONS OF OPPONENTS AND CRITERIA OF THEIR ESTIMATION
Larissa Gennadevna Ryzhkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Moscow
Annotation
For the first time the tactical information on situational components of the selected actions, expected actions of the opponent, criteria of estimation of intentions and actions of the opponent before fight has been systematized.
Key words: selected actions, expected actions, situational components, preparation and application of actions.
Для анализа и обобщения тактической информации, используемой при подготовке и применении избранных действий, а также ожидаемых действий противника в поединке, формирования технологии ее оценки, необходимо выделение и систематизации ситуационных компонентов специализированной деятельности фехтовальщиков. При этом эффективность выбираемых для применения атак, противодействий атакам и способов их подготовки основывается на адекватности многих составляющих предполагаемого противоборства перед началом и по ходу каждой схватки.
Тактическая информация о ситуациях боя. Она включает оценки двигательных, пространственных, операционных и психических компонентов избранных действий, ожидаемых действий противника (табл. 1), среди которых, в частности:
- характеристики исходных положений и движений клинком, взаиморасположений и взаимоперемещений участников и клинков;