Психологические науки
УДК 316.6+159.99
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: НАУЧНЫЙ ДИСКУРС
М.И. Кошенова
Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия) О.А. Белобрыкина Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)
Аннотация. В сообщении подведены некоторые итоги научного обсуждения социально-психологических проблем, актуальных в современной реальности. Абрисно представлены результаты отдельных научно-практических исследований, посвященных вопросам взаимодействия социальной науки и практики в различных сферах общественной жизни.
Ключевые слова: научный дискурс, социально-психологические проблемы, современная реальность
UDC 316.6+159.99
SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF MODERN REALITY: SCIENTIFIC DISCOURSE
M.I. Koshenova
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
O.A. Belobrykina Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
Abstract. The article summarizes the results of scientific discussion of social-psychological problems, actual in modern reality. The results of separate
scientific-practical research, devoted to the questions of interaction of social science and practice in various spheres of public life are presented in outline.
Keywords: scientific discourse, social-psychological problems, modern
reality
Социально-психологические проблемы современной реальности, активно обсуждаемые теоретиками и практиками системы социальных наук - философии, культурологии, социологии, педагогики, психологии и др., остаются не только актуальными в последние десятилетия, но и выходят на первый план при анализе изменений, происходящих в различных сферах современной общественной жизни. Обсуждению этих проблем была посвящена и Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современная реальность в социально-психологическом контексте», которая проводилась 28 февраля - 1 марта 2018 года в г. Новосибирске и являлась логическим продолжением научного дискурса актуальных вопросов современной реальности, обсуждаемых на конференции «Актуальные проблемы социальной психологии» в 2017 году [1; 12]. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирское отделение федерации психологов образования России. Работа конференции проходила на базе факультета психологии как одно из направлений деятельности в рамках реализации научной темы кафедры социальной психологии и виктимологии - «Детерминации социального поведения человека и проблемы личностного выбора».
Научными партнерами кафедры при организации научного форума стали исследовательские институты и учреждения высшего профессионального образования: ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (Россия, г. Москва); ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет им. НИ. Лобачевского» (НИУ ВШЭ ННГУ) (Россия, г. Нижний Новгород); ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (Россия, г. Калуга); ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина» (Россия, г. Москва); ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), Институт психологии им. Л.С. Выготского (Россия, г. Москва); ОУ «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина» (Республика Беларусь, г. Брест); Великотырновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия (Болгария, г. Велико Търново) и другие.
Научный форум получил широкую информационную поддержку - нашими партнерами в приглашении к участию в мероприятии и его освещению стали как профессиональные научные издания: Международный научный журнал ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine»
(URL: http://pem.esrae.ru/); Научно-исследовательский журнал «История российской психологии в лицах: Дайджест» (Нижний Новгород, URL: http://j ournals.hi st-
psy.ru/index.php/HPRPD); Международное сетевое научное издание (журнал) «Вестник рецензента» (Нижний Новгород, URL: http://journals.state-and-society.ru/index.php/jsr/about), так и профессиональные сообщества: Московское отделение Федерации психологов образования России
(URL: http://rospsy.ru/departaments?page=2); Научно-
информационный портал «Молодые исследователи» (Нижний Новгород, URL: http://young-researchers.org/).
Данное мероприятие, изначально задуманное как инициативная академическая площадка в целях интеграции психологической науки и практики, презентации результатов научно-исследовательской работы в области социальной психологии и виктимологии, способствовало не только обмену опытом и установлению научных контактов между учеными и практиками различных регионов Российской
Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья, но и актуализации научно-исследовательской мотивации студентов, магистрантов, аспирантов.
В работе конференции в очной и заочной форме приняло участие более 240 представителей профессионального сообщества.
География участников конференции: Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Сургут, Курган, Абакан, Иркутск, Черногорск, Кызыл, Куйбышев, Чулым, Гродно, Брест, Велико Тырново, Шумен. Общее количество иностранных участников конференции - 6 (Республика Беларусь - 3, Республика Болгария - 3).
Среди участников конференции - преподаватели различных вузов и других учреждений профессионального образования, психологи, специалисты центров и служб социальной помощи и реабилитации населения, представители управления социальной защиты населения мэрии г. Новосибирска, учителя, педагогические работники системы дополнительного образования, научные работники, аспиранты, магистранты, студенты.
На конференции обсуждались наиболее острые и дискуссионные темы социализации личности в динамически меняющихся социокультурных условиях; анализировались актуальные проблемы социальной адаптации и наиболее успешный опыт реализации психолого-педагогической помощи детям и подросткам с разными формами проявления отклоняющегося поведения; рассматривались вопросы выявления и оценки ресурсов, определяющих эффективность социально-психологического сопровождения становления социально успешной личности в условиях общества постмодерна.
На пленарном заседании с приветственным словом выступили:
Борис Олегович Майер, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО по правам человека МГИМО (У), проректор по научной работе ФГБОУ ВО «НГПУ» (рис.1).
Рисунок 1. Приветственное слово Б.О.Майера участникам конференции
Для обсуждения были представлены доклады: 1. Доктора социологических наук, кандидата педагогических наук, профессора социальной психологии и клинической социологии, действительного члена академии педагогических и социальных наук, действительного члена Международной академии социальной работы, действительного члена Международной Академии социального прогнозирования, члена-корреспондента Международной Академии наук высшей школы, профессора кафедры социальной психологии и виктимологии Руденского
Евгения Владимировича «Клинико-социологическая методология: концепция, морфология и основные
методы». Докладчиком была представлена разработанная им клинико-социологическая методология социально-психологической виктимологии личности, которая, по мнению автора, обосновывает понимание виктимологической концепции социально-культурной патологии личности, в рамках которой субъектная виктимность личности является ключевым предиктором. Были раскрыты теоретико-концептуальные основания клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности, феноменология, основные разделы и алгоритмы действия (рис. 2) [9].
Рисунок 2. Выступление с пленарным докладом профессора Е.В. Руденского
2. Доктора психологических наук, профессора кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «РАНХиГС» при Президенте РФ (Курганский филиал) Духновского Сергея Витальевича «Выраженность «классов опасности» личности государственных гражданских служащих с разным уровнем социальной нормативности». Докладчик обозначил проблему социальной нормативности/ненормативности государственных гражданских служащих. Были представлены результаты исследования, показавшие, что социальная ненормативность взаимосвязана с индивидуально-типологическим компонентом психологической надежности работника, манифестирующей у них в «классах опасности» личности. Выявлено, что в группе социально-ненормативных госслужащих «классами опасности» являются такие профессионально-психологические типы, как «Активно-деятельный», «Циничный», «Социально-значимый» и «Неустойчивый». Обозначено, что наличие кадровых рисков негативно влияет на выполнение профессиональных функций госслужащим в рамках существующего должностного регламента (рис. 3) [4].
Рисунок 3. Пленарный доклад профессора С.В. Духновского
3. Кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «НГПУ» Шуховой Натальи Александровны «Феноменология субъективного психологического благополучия мужчин, приверженных традиционной идеологии маскулинности». В докладе представлен обзор исследований структуры и содержания норм, входящих в канон традиционной маскулинности, показаны заложенные в нем противоречия, детерминирующие психологические проблемы современных мужчин. Результаты эмпирического исследования связи приверженности нормам традиционной идеологии маскулинности и психологического благополучия мужчин показали, что у молодых мужчин в возрасте от 20 до 23 лет представленность маскулинных нормативных установок выражена на уровне «высоких» и «выше среднего» значений. Высокая степень приверженности испытуемых таким нормам маскулинности как «ориентация на достижения», «принятие безличной сексуальности» и «гомофобия» препятствуют достижению субъективного психологического благополучия в сфере отношений с другими, управления окружением и самопринятия (рис. 4) [15].
Рисунок 4. Пленарный доклад доцента Н.А. Шуховой
4. Кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «НГПУ», Почетного работника высшего профессионального образования РФ, действительного члена Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека Белобрыкиной Ольги Альфонсасовны «Диагностические коллизии в современной девиантологии». Докладчиком обозначены основные противоречия, существующие в современной девиантологической диагностике (рис. 5). Представлены результаты содержательно-методологической оценки отдельных методик [8; 14], созданных в последнее десятилетие, позиционируемых как диагностика прямых или косвенных показателей склонности к аддиктивному и девиантному поведению и/или определения типологии девиаций. Показано, что выборочный анализ диагностических методик (17), рекомендуемых к применению в девиантологической практике, свидетельствует о наличии методологических несоответствий в 65 % из них. Обозначено, что при подобном качестве методик высок риск получения недостоверных/искаженных данных и формулирования ятрогенного заключения.
5. Кандидата психологических наук, доцента, заведующего кафедрой социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «НГПУ», руководителя НИЛ социально-психологических исследований Кошеновой Марины Ивановны «Риски и ресурсы взросления современных подростков мегаполиса (по материалам социально-психологического исследования».
Докладчиком (рис. 6) представлены результаты исследования, проведенного с подростками 11-15 лет, позволившего выявить «зоны риска» взросления подростков - жителей города Новосибирска: иерархию ценностей с акцентом на материальном благополучии, высокое эмоциональное напряжение, «мода» на моббинг и аддикции,
агрессия взрослых как модель для подражания, правовая некомпетентность и стремление выглядеть достойно в глазах своих сверстников.
Рисунок 5. Пленарный доклад профессора О.А. Белобрыкиной
К ресурсам, позволяющим успешно
социализироваться, по данным исследования 478 подростков с уверенностью можно отнести семейный ресурс (прежде всего, поддержку матери и наличие совместной семейной деятельности, а не просто проживание на одной территории) и, опять же, стремление выглядеть достойно в глазах своих сверстников.
Пленарное заседание задало тон всей конференции -проблемные вопросы, готовность к диалогу ученых и практиков, обсуждение вариантов решения непростых проблем современной социальной реальности. В завершении
пленарного заседания участники имели возможность в форме «Свободного микрофона» включиться в обсуждение дискуссионных вопросов, поделиться впечатлениями и собственным опытом.
Рисунок 6. Пленарный доклад доцента М.И. Кошеновой
На секционных заседаниях обсуждались наиболее острые проблемы социально-психологического развития, социализации и адаптации человека в условиях современного мира, а также рассматривались вопросы обеспечения жизненной активности личности на разных возрастных этапах, поиска ресурсов социального развития ребенка, оценки степени эффективности отдельных стратегий превенции и интервенции девиантных форм поведения, определения путей преодоления неконструктивных жизненных стратегий.
Особое внимание уделялось обсуждению проблемы риска самоповреждающего поведения в детской и
молодежной среде, роли Интернет-сообществ в негативной динамике суицидальных тенденций, и, соответственно, созданию социально-психологических условий по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернет-пространстве [7]. Весьма информативными были исторические сведения о становлении отечественной теории и практики психолого-педагогической девиантологии [5; 13], о правовых противоречиях и профессиональных факторах риска возникновения отклоняющегося поведения [3; 10].
В рамках конференции работали четыре секции:
- Детерминация социального поведения человека и проблема личностного выбора (руководители: М.И.Кошенова, В.И.Волохова);
- Социально-психологическая оценка рисков социальной и образовательной среды (руководители: О.А .Белобрыкина, О.О.Андронникова);
- Аддиктивно-виктимные реализации человека в современном мире: причины, содержание, возможности коррекции (руководители: Н.А.Шухова, С.Б.Нестерова);
- Виктимность личности как современная реальность человека: социально-психологический генезис и социально-психологические типы (руководители: Е.В.Руденский, О.А.Добрина).
Второй день работы научно-практического форума был не менее насыщен. Довольно значимым событием для начинающих исследователей стала работа молодежной секции, в рамках которой проводился конкурс студенческих научных докладов. К обсуждению было представлено 14 докладов студентов ряда вузов Новосибирска и Тюмени (рис. 7). Решением жюри конкурса (председатель жюри: М.И.Кошенова; члены жюри: В.И.Волохова, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «НГПУ», зам. декана факультета психологии ФГБОУ ВО «НГПУ» по УМР; С.А.Немина, зам.
нач. управления социальной защиты населения мэрии г. Новосибирска; С.Б.Нестерова, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «НГПУ») и по итогам студенческого голосования были определены победители (1, 2 и 3 место) и удостоившиеся признания участников секции (рис. 8).
Рисунок 7. Выступление с докладом на молодежной секции курсанта из г. Тюмени
В рамках конференции был проведен ряд межфорумных практико-ориентированных мероприятий:
Мастер-класс «Социальная ненормативность работника: кадровый риск или потенциал» (ведущий: С.В.Духновский). Работа с кейсами, экспресс-диагностика, качественная «обратная связь», полученная каждым участником в процессе работы, позволили управленцам, психологам-практикам, студентам и магистрантам разных вузов не только получить базовые представления о кадровой
безопасности организации, но и определить свой профессиональный тип и связанные с ним кадровые риски.
Рисунок 8. Диплом победителя
Мастер-класс терапевтического мышления «Драматерапия виктимности» (ведущий: Е.В. Руденский). Организация и проведение мастер-класса в форме когнитивно-аналитического тренинга социальной терапии базовых компетенций (единиц компетентности) терапевтического мышления позволили его участникам не только исследовать ролевую дисфункцию личности, но и познакомиться с основными терапевтическими инструментами драматерапевта-виктимолога.
Мастер-класс «Самомотивация и мотивация: быть «в ресурсе» и преодолевать сопротивление» (ведущий: А.Н. Шухова). Особый интерес, прежде всего у студентов, вызвал мастер-класс, давший возможность на практике разобраться с
собственной мотивацией, вредными мифами и ловушками сознания и самомотивации. Поиск индивидуальных «рецептов» достижения желаемого будущего позволил участниками определиться с эффективной стратегией приближения к ближним и дальним целям собственной жизни.
Рисунок 10. Процесс работы участников мастер-класса «Самомотивация и мотивация: быть «в ресурсе» и преодолевать сопротивление»
Мастер-класс «Современные технологии песочной терапии при работе с девиациями детей и подростков» (ведущий: Е.С. Гурина, педагог-психолог Центра развития «Созвездие», арт-терапевт). Конкретные технологии работы с девиациями детей и подростков заинтересовали и опытных психологов-практиков, и будущих специалистов -сегодняшних студентов. Наряду с теоретическими основами песочной терапии, были продемонстрированы конкретные
техники работы с участниками мастер-класса, согласившимся сыграть роль ребенка/подростка с девиациями поведения. Возможность задать вопросы, поделиться опытом, обсудить сложности процесса - все это, с точки зрения участников, и обеспечило успешность работы мастерской.
Мастер-класс «Образовательные игры: разработка и практическое применение» (ведущие: М.В. Вершинин, руководитель Лаборатории игр МАУ «Городской центр проектного творчества» г. Новосибирска; Т.Ю. Петровская, зам. начальника УМУ ФГБОУ ВО «НГПУ»). Студенты факультета психологии с азартом осваивали технологию конструирования игр, которые, безусловно, не только являются хорошим инструментом обучения социально-полезным навыкам, но и обладают потенциалом привлекательности для организации деятельности, как социально нормативных, так и девиантных подростков (рис.
9).
Воркшоп «Психологическая экспертиза игрушки» (ведущий: О.А. Белобрыкина), в рамках которого показано значение экспертизы игрушек и игровых материалов в современной социокультурной реальности. Детская игрушка как особый культурный феномен и психолого-педагогическое средство может оказывать как положительное, так и негативное влияние на психическое и личностное развитие ребенка. Участники воркшопа имели возможность практического освоения критериев и параметров психолого-педагогической экспертизы игровой продукции, включая нормативный и общественный (на примере Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, руководимого Е.О. Смирновой) уровни оценки. Для определения эмоционального потенциала игрушки, обусловливающего динамику социально-психологического развития ребенка, участники использовали батарею семантических дифференциалов (К.Л. Лидин) для экспертной оценки отдельных игрушек [6].
Рисунок 9. Работа на мастер-классе «Образовательные игры: разработка и практическое применение»
По сложившейся на кафедре социальной психологии и виктимологии традиции ведущую роль при проведении практического мероприятия [2] (воркшопа) осуществляли студенты факультета психологии ФБГОУ ВО «НГПУ»: Л.В. Малахова (4 курс), Е.А. Краюшкина (4 курс), В.Э. Николаева (3 курс), показывая участникам воркшопа содержание и способы работы с экспертными методиками.
Участники конференции в качестве достоинств проведенной научно-практической конференции отметили актуальность заявленной проблематики, информационную насыщенность и одновременно организационную культуру проведения форума, общий эмоционально положительный фон научной полемики, даже в периоды острых дискуссий, разнообразие интерактивных форм проведения секционных заседаний и межфорумных мероприятий, позволивших в диалоговом режиме и методом погружения практически
познакомиться с вариантами объективации феномена девиантности, отдельными социально-психологическими технологиями профилактики и коррекции деструктивных форм социального функционирования личности на разных этапах онтогенеза.
По итогам работы опубликован сборник научных трудов [11]. Все материалы, присылаемые для участия в конференции, проходили экспертную оценку на научную состоятельность и самостоятельность. Работы, получившие положительные рецензии оргкомитета, рекомендовались к публикации. В авторский коллектив сборника (более шестидесяти персоналий) вошли как известные в России и за рубежом ученые, так и начинающие исследователи, и практики. В отобранных для сборника статьях не только представляются и анализируются обозначенные в тематике и направлениях работы конференции проблемы, но и предлагаются пути решения данных проблем, выявляются ресурсы, определяющие эффективность социально-психологического сопровождения процесса социализации личности в условиях объективно существующих социальных рисков. Ряд материалов был отобран для включения в коллективную монографию, издание которой планируется в сентябре 2018 года.
Достаточно широкая география исследовательских работ позволяет увидеть масштаб проблем социализации личности в контексте социально-экономических и социокультурных изменений, произошедших в последнее время в разных странах и регионах. Объединение опыта ученых и практиков формирует «голографические картины» многих острых вопросов социальной реальности, что обеспечивает возможность выбора или конструирования новых социальных практик в сопровождении процессов взросления и поисков идентичности (личностной и социальной), а также ресоциализации.
Анализ выступлений, дискуссий участников научно-практического форума, а также изданных научных трудов позволили сформулировать выводы о необходимости внедрения и генерализации социально-психологических и психолого-педагогических технологий превенции и интервенции аддиктивных и девиантых форм поведения; определения границ и содержания деятельности социального педагога как девиантолога, повышения престижа этого профессионального направления деятельности специалиста; актуализации мотивации научно-исследовательской и профессиональной деятельности; о востребованности создания диалогового пространства, объединяющего специалистов социально-психологического профиля для аккумуляции профессионального опыта, а так же оптимизации моделей подготовки психолого-педагогических кадров в условиях современной системы образования и др.
В целом итоги работы конференции свидетельствуют о значительных ресурсах и возможностях, которые необходимо использовать не только для решения актуальных вопросов эффективной социализации, превенции и коррекции деструктивного поведения личности на разных этапах онтогенеза, но и прогнозирования потенциальных рисков, обусловливающих формирование девиаций, с целью поиска конструктивных социальных технологий, направленных на предупреждение виктимизации и деструкций общественных институтов и личности.
Видеоматериалы и презентации докладов пленарного заседания доступны для ознакомления и обсуждения на ресурсе НГПУ: https://live.nspu.ru/videos/video/4251/?show-
В 2019 г. планируется проведение очередного научно-практического форума, посвященного обсуждению социально-психологических проблем современной реальности. Организаторы конференции приглашают принять
активное участие в его работе отечественных и зарубежных исследователей.
Список литературы
1. Актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 26 апреля 2017 г.) / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 269 с.
2. Белобрыкина О.А., Кошенова М.И. Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine [сайт]. 2016. № 2. С. 41-62. URL: http://pem.esrae.ru/pdf/2016/2/121.pdf (дата обращения: 10.03.2018).
3. Белобрыкина О.А., Свирина Н.Г. Правовые коллизии как фактор риска в реализации перспектив развития психологической службы в российской системе образования // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С. 98114.
4. Духновский С.В. Выраженность «классов опасности» личности государственных гражданских служащих с разным уровнем социальной нормативности // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С. 22-29.
5. Костригин А.А. К истории школы детской криминологии в русском научном зарубежье: В.М. Левитский
и его студенты в Русском педагогическом институте им. Коменского в Праге // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический
университет. 2018. С. 210-217.
6. Лидин К.Л. К вопросу о психологической экспертизе игрушек //Развитие человека в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 129-141.
7. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф., Кошенова М.И. Безопасность детей и подростков в Интернет-пространстве: мифы, реальность, практические рекомендации // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С.138-147.
8. Овчинников А.Ю., Белобрыкина О.А. Личностный рост: проблема психометрической состоятельности диагностического конструкта (на примере анализа методики П.В.Степанова, И.В. Кулешовой, Д.В.Григорьева) [Электронный ресурс] // Наука. Мысль [сайт]. 2017. № 6. С. 35-48. URL: wwenews.esrae.ru/60-789 (дата обращения: 08.04.2018).
9. Руденский Е.В. Клинико-социологическая методология социально-психологической виктимологии личности: феноменология, морфология и основные методы // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский
государственный педагогический университет. 2018. С. 304313
10. Сабанин П.В., Чупров Л.Ф. Школы в сельской и городской местности и особенности их образовательных сред (в контексте организации работы психолога) // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С. 154-160.
11. Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. 338 с.
12. Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное: монография / А.Л.Журавлев [и др.]; под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 113 с.
13. Стоюхина Н.Ю. Девиантологическая проблематика в период становления социальных отраслей советской науки и практики работы с подрастающим поколением // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С. 160168.
14. Устинова Ю.П., Белобрыкина О.А. Диагностический ширпотреб: проблема проективной популяристики в современном информационном пространстве [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири [сайт]. 2017. № 3. С. 89-100. URL: bulletinpp.esrae.ru/220-1146 (дата обращения: 18.03.2018).
15. Шухова Н.А. Феноменология субъективного психологического благополучия мужчин, приверженных традиционной идеологии маскулинности // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С. 74-82.
References
1. Aktualnyye problemy sotsialnoy psikhologii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem (g. Novosibirsk. 26 aprelya 2017 g.) / pod nauch. red. O.A. Belobrykinoy, M.I. Koshenovoy. Novosibirsk: NGPU. 2017. 269 p.
2. Belobrykina O.A., Koshenova M.I. Vozmozhnosti master-klassa v stanovlenii ekspertnoy kompetentnosti studentov-psikhologov [Elektronnyy resurs] // PEM: Psychology. Educology. Medicine [sayt]. 2016. № 2. Pp. 41-62. URL: http://pem.esrae.ru/pdf/2016/2/121.pdf (data obrashcheniya: 10.03.2018).
3. Belobrykina O.A., Svirina N.G. Pravovyye kollizii kak faktor riska v realizatsii perspektiv razvitiya psikhologicheskoy sluzhby v rossiyskoy sisteme obrazovaniya // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp. 98-114.
4. Dukhnovskiy S.V. Vyrazhennost «klassov opasnosti» lichnosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh s raznym urovnem sotsialnoy normativnosti // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF;
Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp. 22-29.
5. Kostrigin A.A. K istorii shkoly detskoy kriminologii v russkom nauchnom zarubezhye: V.M. Levitskiy i ego studenty v Russkom pedagogicheskom institute im. Komenskogo v Prage //Sovremennaya realnost v sotsialno-psikhologicheskom kontekste: Sbornik nauchnykh materialov /pod nauch. red. O.A. Belobrykinoy, M.I. Koshenovoy. Novosibirsk: NGPU. 2018. Pp. 210-217.
6. Lidin K.L. K voprosu o psikhologicheskoy ekspertize igrushek //Razvitiye cheloveka v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod red. O.A. Belobrykinoy. O.A. Shamshikovoy. Novosibirsk: NGPU. 2006. Pp. 129-141.
7. Mantikova A.V., Chuprov L.F., Koshenova M.I. Bezopasnost detey i podrostkov v Internet-prostranstve: mify, realnost, prakticheskiye rekomendatsii // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp.138-147.
8. Ovchinnikov A.Yu., Belobrykina O.A. Lichnostnyy rost: problema psikhometricheskoy sostoyatelnosti diagnosticheskogo konstrukta (na primere analiza metodiki P.V.Stepanova, I.V. Kuleshovoy, D.V.Grigoryeva) [Elektronnyy resurs] // Nauka. Mysl [sayt]. 2017. № 6. Pp. 35-48. URL: wwenews.esrae.ru/60-789 (data obrashcheniya: 08.04.2018).
9. Rudenskiy E.V. Kliniko-sotsiologicheskaya metodologiya sotsialno-psikhologicheskoy viktimologii lichnosti: fenomenologiya. morfologiya i osnovnyye metody // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp. 304-313.
10. Sabanin P.V., Chuprov L.F. Shkoly v selskoy i gorodskoy mestnosti i osobennosti ikh obrazovatelnykh sred (v kontekste organizatsii raboty psikhologa) // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp. 154-160.
11. Sovremennaya realnost v sotsialno-psikhologicheskom kontekste: sbornik nauchnykh materialov / pod nauch. red. O.A. Belobrykinoy, M.I. Koshenovoy. Novosibirsk: NGPU. 2018. 338 p.
12. Sotsialno-psikhologicheskaya otsenka riskov sovremennoy realnosti: ochevidnoye i veroyatnoye: monografiya / A.L.Zhuravlev [i dr.]; pod nauch. red. O.A. Belobrykinoy. Novosibirsk: NGPU. 2017. 113 p.
13. Stoyukhina N.Yu. Deviantologicheskaya problematika v period stanovleniya sotsialnykh otrasley sovetskoy nauki i praktiki raboty s podrastayushchim pokoleniyem // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp. 160-168.
14. Ustinova Yu.P., Belobrykina O.A. Diagnosticheskiy shirpotreb: problema proyektivnoy populyaristiki v sovremennom informatsionnom prostranstve [Elektronnyy resurs] // Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri [sayt]. 2017. № 3. Pp. 89-100. URL: bulletinpp.esrae.ru/220-1146 (data obrashcheniya: 18.03.2018).
15. Shukhova N.A. Fenomenologiya subyektivnogo psikhologicheskogo blagopoluchiya muzhchin, priverzhennykh traditsionnoy ideologii maskulinnosti // Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste sbornik nauchnyh materialov. pod nauchnoj redakciej O.A. Belobrykinoj, M.I.
Koshenovoj; Ministerstvo obrazovanija i nauki RF; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2018. Pp. 74-82.