УДК 316.6:378
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С АУТОАГРЕССИВНОСТЬЮ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЯМ
В.В.Герасимова
Алкоголизация и наркотизация представляет собой одну из форм саморазрушающего поведения. В целях повышения эффективности профилактической работы со студентами вузов установлены социально-психологические особенности студентов с аутоагрессивностью, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, выявлена связь аутоагрессивности и склонности зависимостям.
Ключевые слова: аутоагрессивность, аутоагрессия, склонность к алкогольной и наркотической зависимостям, профессиональное образование.
В России потребление наркотиков и алкоголя носит преимущественно молодежный характер. Оно локализовано в возрастной группе до 25 лет. Это подтверждается социальными и эпидемиологическими исследованиями [5]. В Татарстане общий уровень наркотизации составляет 25,6% от общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, вовлечены в активное потребление наркотиков 4,7% молодежи [4]. Доля злоупотребляющих среди студентов вузов составляет 32,4% [3].
Ряд современных исследователей рассматривает наркотизацию как форму аутоагрессии Д.И.Шустов [8], Б.П.Яковлев [9], И.Н.Хмарук [6], А.П.Ховрачев, Л.Н.Юрченко [7], которая представляет собой действия человека направленные на саморазрушение. Это положение является стратегическим для профилактики химических зависимостей и аутоагрессивного поведения. Опираясь на детерминанты социального поведения, такие как аутоагрессивность и склонность к зависимости, есть возможность на донаркотическом этапе снизить риски саморазрушающего поведения. Проблема аутоагрессии у студентов в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с ее широким диапазоном распространения: от суицидального поведения до отсроченного во времени саморазрушения в виде злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Несмотря на широкое изучение исследователями в различных областях науки этой проблемы, недостаточно внимания уделяется предупреждению распространения этого явления в системе высшего профессионального образования. В современной студенческой среде присутствуют противоречия между: негативным отношением к алкоголизации и наркотизации и включенностью части студенчества в саморазрущающие формы поведения; участием студентов в мероприятиях, направленных на профилактику наркотизации и наличием контингента, допускающих в отношение себя аутоагрессивные действия в форме немедицинского употребления психоактивных веществ.
Цель нашего исследования состояла в выявлении социально-психологических особенностей студентов с аутоагрессивностью, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям; исследование проводилось с помощью методики «Ауто- и гетероагрессия» И.П.Ильина. Склонность к алкогольной и наркотической зависимостям (аддиктивные особенности) определялись по опроснику «Склонность к аддикциям» А.Н.Грязнова, Е.А.Чеверикиной. Исследование социально-психологических характеристик студентов проводилось с помощью: стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ Л.Н.Собчик, опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, шкалы оценки уровня ситуационной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, методики диагностики и показателей форм агрессии А.Басса, А.Дарки, методики исследования склонности к виктимному поведению О.О.Андронниковой, анкетно-опросной методики «Рейтинг» М.Г.Рогова и А.Н.Грязнова.
Статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS Statistics 6.0. Применялись процедуры линейного корреляционного анализа Пирсона и оценки достоверности различий по критерию Стьюдента. Достоверность определялась на уровне р < 0,05. Общая выборка исследования
составила 592 студента (40% - юношей и 60% девушек) в возрасте от 18 до 26 лет. Средний возраст респондентов - 22 года.
По опроснику «Ауто- и гетероагрессия» Е.П.Ильина было определено, что аутоагрессивность выражена у 42% обследуемых студентов. Студенты с гетероагрессивностью составляют 46% от выборки. У 12% студентов направленность агрессии равна по степени представленности. По методике «Склонность к аддикциям» А.Н.Грязнова, Е.А.Чеверикиной определено, что из числа студентов с аутоагрессивностью высокий показатель склонности к алкогольной и наркотической зависимостям имеют 33%, низкий показатель 24%.
Анализируя результаты студентов с аутоагрессивностью с высокой и низкой склонностью к зависимости, полученные по СМИЛ, можно сделать заключение о том, что для них характерна социальная уединенность, изоляция, ощущение отсутствия взаимопонимания как с другими, так и с собой. Они проявляют апатию, инертность, имеют чувство деперсонализации и отчуждения, чрезмерно увлекаются глубоко личностными, оторванными от жизни фантазиями.
По опроснику Леонгарда-Шмишека было установлено, что студенты с аутоагрессивностью и высокой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям достоверно различаются со студентами-аутоагрессантами, имеющими низкую склонность к зависимостям по показателям: гипертимности (t = 2,41 при p<0,05), педантичности (t = 2,31 при p<0,05), циклотимичности (t = 2,3 при p<0,05), демонстративности и эмотивности (t=2,1 при p<0,05), возбудимости (1=2,00 при p<0,05). Студенты с аутоагрессивностью и высокой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям характеризуются недостатком чувства дистанции в отношениях с другими, частой сменой настроения, а также зависимостью от внешних событий.
Полученные данные групп сравнения по методике оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, Л.Ханина достоверно подтверждают то, что личностная тревожность (t = 2,04 при p<0,05) у студентов с аутоагрессивностью с высокой склонностью к зависимостям представлена в
большей степени, чем у студентов с аутоагрессивностью и низкой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям.
По методике Басса-Дарки нами было обнаружено, что студенты с аутоагрессивностью и высокой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям достоверно отличаются от студентов- аутоагессантов с низкой склонностью к зависимости по показателям обиды (t=2,87 при p<0,05), подозрительности (t=2,56 при p<0,05), раздражительности (t=2,04 при p<0,05). Отметим, что у студентов с аутоагрессивностью и высокой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям вышеуказанные показатели представлены в большей степени, чем у студентов с аутоагрессивностью и низкой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям.
Анализируя показатели шкал методики исследования склонности к виктимному поведению О.О.Андронниковой, нами было выявлено, что сравниваемые группы студентов достоверно отличаются друг от друга: по шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (t=3,48 при p<0,05), по шкале склонности к агрессивному виктимному поведению (t=2,34 при p<0,05), по шкале реализованной виктимности (t = 2,35 при p<0,05), по шкале склонности к гиперсоциальному поведению (t = 2,11 при p<0,05). Обозначим, что у аутоагрессивных студентов с высокой склонностью к зависимости вышеуказанные показатели представлены в большей степени, чем у аутоагрессивных студентов с низкой склонностью к зависимости [1].
Анализируя данные полученные по анкетно-опросной методики «Рейтинг» М.Г.Рогова и А.Н.Грязнова нами обнаружено, что в группах сравнения приоритетным блоком ценностей является общение. В группе студентов с аутоагрессивностью и с высокой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям общение сопряжено с удовольствием и увлечениями. В группе студентов с низкой склонностью общение сопряжено с активной жизнью, по-видимому, это способствует повышению их адаптивности. Отметим, что для студентов-аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости блок ценностей
«активная жизнь» имеет самое низкое значение, что позволяет компенсировать социальную невостребованность, незрелость, наполнять свою жизнь псевдозанятиями саморазрущающего характера.
Обобщая данные по ценностям студентов, можно заключить, что установлена взаимосвязь характеристик аутоагрессивности с ценностными ориентациями негативной направленности: структура ценностных ориентации у студентов с аутоагрессивностью и с высокой склонностью к зависимости деформирована, в ней преобладают социальные потребности над духовными и созидательными. Результаты, полученные по механизмам отношений студентов, сходных по показателю аутоагрессивности, но различающихся уровнем склонности к алкогольной и наркотической зависимостям, к лицам, не подверженным зависимостям свидетельствуют что, у студентов с аутоагрессивностью с высокой склонностью к зависимостям от алкоголя и наркотиков ведущее место занимает механизм «эмоциональное эхо». Высокая значимость данного механизма может свидетельствовать о напряженности в собственных переживаниях, которая способствует умению замечать и понимать состояние окружающих лиц, фиксировать на них свое внимание. Мы склонны оценивать этот механизм как «дефицитарный», именно поэтому он настолько значим в этой группе.
Для студентов с аутоагрессивностью и низкой склонностью к зависимостям от алкоголя и наркотиков приоритетным механизмом отношений к лицам, не подверженным зависимостям, является «содействие». Данная категория студентов тяготеет к общению с лицами, ведущими здоровый образ жизни: они хорошо их понимают, осознают свои недостатки, которые могут оказать негативный эффект на общение. Студенты этой группы симпатизируют людям, ведущим здоровый образ жизни, так как это конгруэнтно их образу жизни.
При анализе данных механизмов отношений студентов с аутоагрессивностью и разной склонностью к алкогольной и наркотической
зависимостям к лицам, подверженным алкогольной и наркотической зависимостям, было определено, что приоритетным механизмом отношений студентов с аутоагрессивностью и высокой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков является «эмоциональное эхо». Для них характерна общность переживаний, интересов, вариантов решения проблемных ситуаций. Они достаточно хорошо понимают и чувствуют друг друга.
У студентов с аутоагрессивностью и низкой склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям к лицам, подверженным алкогольной и наркотической зависимости, ведущее место занимает механизм «содействие». Им легче строить отношения с этой категорией, так как они не испытывают рядом с ними большого напряжения, они ощущают некоторое свое превосходство на их фоне, что придает им уверенность и значимость.
Ценностные ориентации, механизмы отношений студентов с аутоагрессивностью с высокой и низкой склонностью к зависимостям имеют существенные отличия, на которые в большей степени влияет выраженность их уровня склонности к зависимости. В целях определения наличия связи аутоагрессивности и склонности к алкогольной и наркотической зависимостями нами проведено сопоставление выборок студентов с ауто- и гетероагрессивностью по частоте встречаемости повышенной склонности к зависимости. Оно показало достоверность различий между процентными долями выборок аутоагрессивных и гетероагрессивных студентов, в которых отмечен высокий уровень склонности к зависимости (F=1,9 при p<0,02). Можно заключить, что студенты с аутоагрессивностью более склонны к зависимостям по сравнению со студентами, у которых преобладает гетероагрессивность. Для конкретизации полученных данных мы провели анализ по отдельным шкалам. Результаты анализа полученных данных с помощью коэффициента Фишера по шкале алкогольная зависимость показали, что студенты с аутоагрессивностью, склонные к алкогольной зависимости, достоверно отличаются по процентным долям от студентов с гетероагрессией (F=2,59 при p<0,01). По шкале наркозависимость у
сравниваемых групп студентов различия существуют на уровне вероятности (F=2,11 при p<0,01). Установлена связь аутоагрессивности и склонности к алкогольной и наркотической зависимостям у студентов.
В целях повышения эффективности профилактической работы со студентами вузов, руководствуясь полученными результатами исследования, нами были сформулированы практические рекомендации для психологической службы вузов. Они включают: выявление группы риска по показателям аутоагрессивности и склонности к аддикциям; проведение с ними тематической встречи, на которой обсуждаются проблемы сохранения психологического здоровья, определяются угрозы психологической безопасности, создается мотивация на прохождение тренинговой программы; проведение тренинговой программы, направленной на снижение уровня аутоагрессивности и склонности к зависимости от алкоголя и наркотиков, формирование у участников осознанной трезвости, которая способна обеспечить добровольный отказ от косвенных и прямых предложений приобщения к пронаркотическим и проалкогольным традициям, а также на повышение конкурентоспособности здорового образа жизни, приоритетности выбора конструктивных социально-полезных форм поведения [2]; проведение итогового среза по пакету методик. Студентам, прошедшим программу и показавшим высокую степень риска аддикций и аутоагрессии, рекомендуется консультация врача-психотерапевта студенческой поликлиники. Разработанные программное обеспечение и рекомендации рекомендованы для использования в профилактической работе со студентами вузов Протоколом Экспертно-консультативного Совета при Антинаркотической комиссии в РТ (2012 г.).
Таким образом, студенты с аутоагрессивностью, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям, отличаются свойственными им социально-психологическими характеристиками: тревожностью,
недовольством собой, уходом от ответственности, фиксацией на негативных
сторонах жизни, дистанцированием и отчуждением от семьи и профессионального сообщества, пребыванием в состоянии выученной беспомощности. У студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, существует связь между аутоагрессивностью и склонностью к алкогольной и наркотической зависимостям. Чем более выражен показатель аутоагрессивности, тем выше склонность к алкогольной и наркотической зависимостям. Реализация мероприятий по профилактике саморазрушающего поведения у студентов с аутоагрессивностью, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, актуальна и значима для сохранения биологического, психологического и социального компонентов их здоровья.
Источники:
1. Герасимова В.В. Студенты с аутоагрессивностью, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям, как специфический объект профилактики аддиктивного поведения // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация (Материалы международной научно-практической конференции 6-7 декабря 2012г.). М.:МГППУ, 2012. С.55-60.
2. Герасимова В.В. Технология профилактики алкогольной и наркотической аутоагрессии в системе образования // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков (Сборник материалов XV международной научно-практической конференции 5-6 апреля 2012г.). Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С.128-132.
3. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Асылова З.Р. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект. Казань: Издательство «Печать-Сервис-XXI век», 2009. 152 с.
4. Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркоситуации подростково-молодежной среды. Казань: ЗАО «Новое знание», 2005. 124 с.
5. Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Наркотизация молодежи в группах риска: от изучения к профилактике. М.: Моск. городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 118 с.
6. Хмарук И.Н. Особенности аутоагрессивного поведения в структуре эротических аддикций // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии. М.: ГЕОС, 2004. С. 128.
7. Ховрачев А.П., Юрченко Л.Н. Личностные основы аутоагрессии больных алкогольной зависимостью // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии. М.: ГЕОС, 2004. С. 128-129.
8. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид, алкоголизм. М.: «Когито - Центр», 2004. 214 с.
9. Яковлев Б.П. Ауотагрессия: современные проблемы и тенденции: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 384 с.
Зарегистрирована: 07.03.2013