УДК 159.922.3 ББК Ю956
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Д.М. Чумакова
Исследованы взаимосвязи особенностей взаимодействия в семье и религиозности родителей. Испытуемые с более высокой религиозностью личности реже наказывают своих детей и имеют более широкий реестр копинговых стратегий. Испытуемые с высокими показателями субъективного благополучия в религиозной сфере имеют более благоприятный социальнопсихологический климат в семье.
Ключевые слова: личность, религиозность, социально-психологический климат в семье, копинг стресса.
Социально-психологическая и педагогическая компетентность родителей требует развития соответствующего пространства научно-психологических исследований. Просветительская, психологическая работа с родителями только тогда будет эффективной и востребованной, когда она будет опираться на прочный фундамент эмпирических данных, а не на умозрительные выводы и социальные мифы. Вместе с тем научно подтвержденных данных в этой области явно недостаточно. Особенно очевиден этот недостаток в сфере изучения взаимосвязей социально-психологического взаимодействия в семье и особенностей религиозности личности.
По вопросам семейного взаимодействия и религиозности личности ведется много споров в обществе, существует много различных мнений, но очень мало достоверных психологических фактов. Такие особенности сферы семейного взаимодействия как социально-психологический, эмоциональный климат в семье, семейные стрессы, наказания детей в семье связываются в нашем исследовании с параметрами религиозности личности, что определяет его новизну и актуальность. К религиозности личности в психологии существует множество подходов. В данном исследовании мы опирались на многомерный подход к изучению религиозности личности, и брали за основу модель религиозности, согласно которой религиозность представляет собой совокупность показателей по следующим параметрам: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение, религиозные моральные принципы, религиозные знания, религиозные социальные нормы. Д.М. Угринович подчеркивает влияние семьи
на формирование личности: именно в семье закладываются социальные и мировоззренческие ориентации человека, важную роль при этом играют детско-родительские отношения. Не менее важную роль семья играет в процессе формирования религиозности ребенка. Формирование религиозности личности происходит отчасти через усвоение ребенком религиозных установок родителей. Несмотря на очевидность такого влияния, эмпирических данных, подтверждающих это в конкретных обстоятельствах развития ребенка явно недостаточно.
Предметом внимания в данном исследовании является влияние религиозности родителей на параметры семейных взаимоотношений. Исследований в этой области крайне недостаточно, особенно на русскоязычной выборке, что определяет актуальность приводимых эмпирических данных.
Цель, гипотезы и методики исследования
Целью исследования является выявление взаимосвязей между особенностями религиозности личности и некоторыми параметрами социального взаимодействия в семье.
Гипотезы:
1. Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере, чаще используют религию как копинг стресса и менее подвержены эмоциональному стрессу.
2. Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере, в большей степени удовлетворены различными сферами семейной жизни.
3. Испытуемые, имеющие высокие показатели по шкале субъективного благополучия
<100 Вестник ЮУрГУ, № 27, 2010
в религиозной сфере, реже применяют наказания к детям.
4. Особенности применения наказаний родителями детей связаны с религиозными особенностями их личности. Родители с более высокими показателями по шкале религиозности более толерантны к своим детям и реже их наказывают. В ситуации применения физических наказаний они не склонны снимать с себя ответственность за свое поведение.
Описание исследования. Выборку исследования составили 97 человек в возрасте от 22 и до 45 (80 женщин, 17 мужчин, средний возраст 31,5 года), имеющих детей в возрасте до 16 лет. В исследовании были использованы методики диагностики религиозности личности (Бепекег, Реггег, Е\уег1:, М1 и др.), переведенные автором статьи и адаптированные к русскоязычной выборке (Чумакова Д.М., 2008):
1. Опросник частоты применения родителями наказаний.
2. Опросник частоты применения родителями физических наказаний.
3. Шкала подавленности родителей из-за семейных обязанностей.
4. Шкала толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка.
5. Шкала времени, прошедшего с момента последнего серьезного физического наказания.
6. Шкала измерения эмоционального стресса.
7. Шкала удовлетворенности различными сферами семейной жизни.
8. Шкала субъективного благополучия в религиозной сфере.
9. Шкала копинга, основанного на религиозности.
Результаты и их обсуждение. В процессе исследования использовался корреляционный анализ Пирсона. В таблицах приведены значимые показатели коэффициента корреляции.
В исследовании выявилось влияние некоторых особенностей религиозности на социальное взаимодействие в семье (табл. 1). У религиозных людей расширяется реестр ко-пинговых стратегий. Возможно, это объясняет выявленный в исследовании факт большей удовлетворенности семейной жизнью и меньшей подверженности эмоциональному стрессу испытуемых с высоким уровнем религиозного субъективного благополучия. С другой стороны, возможно и обратное влияние: меньшая стрессогенность приводит к увеличению субъективного благополучия, в том числе и в религиозной сфере.
Обнаружена тенденция испытуемых с высокими показателями по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере реже применять физические наказания к детям (табл. 2). Эти данные хорошо вписываются в общую картину: родители, более удовлетворенные семейной жизнью и менее подверженные стрессу, реже наказывают своих детей.
Корреляционный анализ показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей копинга стресса с использованием религии выявил значимые связи на уровне р < 0,01 по общему показателю
Таблица 1
Значения коэффициентов корреляции показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей эмоционального состояния супругов (п = 47)
1 2 3 4 5 6 7
СБ - -0,34* - - - - -
СБР - - - - . - - —
ЭСБ -0,39** -0,50** 0,48** - 0,45** -0,40** -
Примечания:
*-р< 0,01; **-р< 0,001;
1 - частота переживания супругами печали, подавленности;
2 - частота переживания супругами тревожности, беспокойства;
3 - частота переживания супругами радости, счастья;
4 - частота переживания супругами вины, ответственности;
5 — частота переживания супругами гордости, удовлетворенности собой;
6 - частота переживания супругами смущения, сконфуженности;
7 - частота переживания супругами досады, неудовлетворенности;
СБ - общий показатель по шкале субъективного благополучия;
СБР - шкала субъективного благополучия в религиозной сфере;
ЭСБ - шкала экзистенциального субъективного благополучия.
Психология развития, акмеология
Таблица 2
Значения коэффициентов корреляции показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей удовлетворенности супругов различными сферами семейной жизни (п = 47)
8 9 10 И 12
СБ 0,38* - - - -
СБР - - — — -
ЭСБ 0,51* 0,34* - 0,38* -0,39*
Примечания:
*-р< 0,01; **-р< 0,001;
8 - удовлетворенность супругов способностью семьи контролировать стрессовые ситуации;
9 - удовлетворенность супругов распределением обязанностей в семье;
10 - удовлетворенность супругов тем, каким образом обсуждаются проблемы и принимаются решения в семье;
11 - удовлетворенность супругов тем, как члены семьи заботятся друг о друге;
12 - удовлетворенность супругов климатом, атмосферой, которая обычно царит в семье;
СБ - общий показатель по шкале субъективного благополучия;
СБР - шкала субъективного благополучия в религиозной сфере;
ЭСБ - шкала экзистенциального субъективного благополучия.
субъективного благополучия (г = 0,66) и по шкале субъективного благополучия в религиозной сфере (г = 0,78).
Исследовались особенности применения родителями различных видов наказания (некоторые виды физического наказания, такие как: оплеуха, шлепание; другие виды: лишение ребенка чего-либо, что в обычное время ему разрешается (экскурсия, игрушка), отправление ребенка в его комнату или в кровать; запрет просмотра телевизора или встречи с друзьями в течение некоторого времени; объяснение ребенку причины огорчения родителей и др.
Анализ связей показателей субъективного благополучия родителей с показателями частоты применения различных видов наказания (табл. 3) и толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка (табл. 4) выявил следующие тенденции. Родители с более высокими показателями по шкале религиозности более терпимы в отношении личностных особенностей своих детей и их поведенческих проявлений.
Родители с высокими показателями по шкале религиозности реже прибегают к наказаниям своих детей, в том числе к физическим наказаниям. Родители, имеющие более высокие показатели по шкале религиозности личности, в ситуации физических наказаний своих детей в целом принимают ответственность за свое поведение. В этом случае родители с высокими показателями по шкале религиозности в большей степени демонстрируют интрапуни-тивные реакции. Они переживают муки совести, упрекают себя и не склонны прибегать к самооправданиям и уходу от ответственности за свое поведение. Вместе с тем, они не склонны обсуждать проблему со своим партнером и просить прощения у ребенка.
Выводы: Субъективно благополучные в религиозной сфере испытуемые используют религию как копинговый механизм, они более удовлетворены семейной жизнью, меньше подвержены эмоциональному стрессу и реже наказывают своих детей. Атрибутивные реакции испытуемых с высокими показателями по шкале общей религиозности свидетельствуют
Таблица 3
Значения коэффициентов корреляции показателей субъективного благополучия в религиозной сфере и показателей частоты применения наказаний к детям (п = 47)
Н 1 Н 2 НЗ
СБ - 0,33** -0,34*
СБР - - -
ЭСБ 0,44* 0,44* -0,32*
Примечания:
* -р< 0,01; ** - р< 0,001;
СБ - общий показатель по шкале субъективного благополучия; БР - шкала субъективного благополучия в религиозной сфере; ЭСБ - шкала экзистенциального субъективного благополучия.
102
Вестник ЮУрГУ, № 27, 2010
Таблица 4
Значения коэффициентов корреляции показателей религиозности личности и толерантности родителей к поведенческим проявлениям ребенка (п = 47)
Т 1 Т 2 тз Т 4 Т 5 3 1 32 33 34 35 36
ПР - - - - -0,36* -0,61** 0,30 0,36* -0,30 ! о * -0,38*
Примечания:
* -р< 0,01; ** -р< 0,001;
ПР — показатель религиозности личности;
Т 1 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок плохо учится или недостаточно работает в школе;
Т 2 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок не хочет помогать;
Т 3 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок слишком часто кричит;
Т 4 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок просыпается ночью;
Т 5 - показатель толерантности родителя к тому, что ребенок недостаточно «ловкий», находчивый. Показатели защитных реакций и мотивировки наказания:
3 1 — «Дети очень хорошо могут переносить, когда их время от времени шлепают»;
3 2 - «Меня мучила совесть»;
3 3 —«Я сам себя строго упрекнул за то, что его ударил»;
3 4 - «Я это обсудил со своим партнером»;
3 5 - «Немного позже я попросил у своего ребенка прощения»;
3 6 - «Время от времени крепко наказывать - это иногда хорошее средство».
о принятии ответственности за свое поведение в случае применения физических наказаний к своим детям. Кроме того, эти испытуемые реже применяют наказания к детям, относясь более толерантно к поведению своих детей.
Полученные в пилотажном исследовании результаты, подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют наметить стратегию дальнейшего исследования проблемы за счет увеличения выборки и расширения диагностического материала.
Поступила в редакцию 27 июня 2010 г.
Чумакова Дарья Михайловна. Ассистент кафедры психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета: [email protected].
Darya М. Chumakova. Assistant of Department of Developmental Psychology and Age-specific Psychology, Kurgan State University: [email protected].