МОЛОДЫЕ имена
Н.Е. Паевская
социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, критерии развития аутопсихологической компетентности, восприимчивость критики, адаптация в группе, эмпатия, рефлексия
Keywords: autopsychological competence, criteria of development autopsychological competence, a criticism susceptibility, adaptation in group, empathy, a reflexion
Решение новых задач, поиск эффективных методов реализации функций государственного управления предъявляет повышенные требования к организации деятельности аппарата государственных органов и компетентности их персонала. Социальный запрос на высокий профессионализм в государственной службе выразился в предъявляемой системе требований к государственному служащему: способности к саморазвитию, эффективному использованию внутреннего потенциала, гибкости, адаптируемости к изменяющимся условиям, способности находить нестандартные решения управленческих задач, креативности.
Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности. Мы исследуем социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности — процесс повышения компетентности человека в отношении самого себя, который «запускается» в общении с другими людьми.
Предварительно выделив основные, наиболее явные социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности, мы ставили своей целью наполнить эти механизмы сущностным содержанием, выделить критерии и показатели их сформированности. Был проведен опрос в двух группах: группе слушателей, проходящих переподготовку в Российской академии государственной службы при Президенте РФ (группа 1, N = 122) и группе студентов, обучающихся в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по программе второго высшего профессионального образования по специальности «Психология» (группа 2, N = 132). На основании теоретического анализа были выделены социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности, которые были заложены в анкету и апробированы в эмпирическом исследовании (табл.).
Т а б л и ц а
Социально-психологические критерии развития аутопсихологической компетентности
Критерий Значимость критерия для опрошенных (%)
Восприимчивость критики 68
Эффективность адаптации в группе 88
Способность к эмпатии 70
Навыки рефлексии 30
Аналитическая часть эмпирического исследования позволила выделить такую группу социально-психологических показателей, как аутонекомпетентность, куда вошли: завышенная самооценка, чрезмерное самолюбие, абсолютная уверенность в правильности своих поступков, излишняя самоуверенность; неверное (чаще завышенное) представление о своей компетентности; нежелание саморазвиваться и самореализовываться; позиция «так проще»; некритичность; отсутствие навыка позитивного восприятия информации о себе; нежелание принимать негативную информацию на свой счет; обидчивость; нежелание менять сложившееся мнение о себе.
По результатам проведенного нами исследования были выделены социально-психологические критерии оценки аутопсихологической компетентности.
Показателями сформированности такого социально-психологического критерия развития аутопсихологической компетентности как восприимчивость к критике являются: адекватная самооценка, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, индивидуальный подход, наличие собственного взгляда, своей точки зрения, самокритичность, рефлексия, внутренняя готовность к переменам, желание знать о себе больше.
И в первой, и во второй группах к внутренним факторам, влияющим на восприимчивость к критике, эксперты отнесли:
— факторы эмоционального, временного, случайного, ситуативного характера (настроение, загруженность делами, психологический настрой, личность критикующего, отношение к критикующему);
— рациональные факторы (понимание справедливости, уверенность или неуверенность в своей правоте);
— факторы социального влияния (ответственность, воспитание);
— факторы-характеристики психики (внутренний тонус, психическая устойчивость);
— факторы ^-концепции (самооценка, собственный взгляд, индивидуальный подход, своя точка зрения, стремление к самопознанию, самосовершенствованию, самокритика, рефлексия);
— факторы аутонекомпетентности (дискомфорт, волнение, самолюбие, обида, психологическая защита);
— факторы аутокомпетентности (внутренняя готовность к переменам, адекватность восприятия критики, интерес к обратной связи через критику, желание знать о себе больше).
Интересным представляется следующее: среди студентов, обучающихся по программе второго высшего профессионального образования по специальности «Психология» (группа 2), критика является источником знаний о себе для 46 % экспертов, в то время как среди слушателей, проходящих переподготовку (группа 1), этот процент выше и составляет 75 % экспертов. Мы предполагаем, что это связано с тем, что группа 1 имеет более четкое представление о критике как социально-психологическом механизме развития аутопсихологической компетентности, а также с тем, что они знают и способны использовать разнообразные механизмы саморазвития.
Это, в частности, подтверждается и тем, что на следующий после этого вопрос: «Если критика является для Вас источником знаний о себе, то какого рода информацию Вы обычно получаете о себе через критику?» эксперты первой группы чаще давали более простые, обтекаемые, лежащие на поверхности ответы: разную, не новую, разнообразную, критическую, резкую, личную, стимулирующую, отрицательную, субъективную. Тем не менее, эксперты обеих групп упомянули
такого рода информацию, получаемую через критику, которую условно можно разделить на:
— профессиональный блок (о недостатках в работе, о профессиональных недостатках);
— блок, характеризующий человеческие отношения (о поведении, о недостаточном внимании к близким);
— личностный, самый большой блок (об эмоциональности, самоуверенности, безапелляционности, критичности);
— ауто-блок (о внутренней самоорганизации, о субъективном восприятии ситуации, об объективном образе себя).
Та информация, которую мы отнесли к ауто-блоку, была отмечена только во второй группе.
Говоря о том, почему некоторые люди не воспринимают критику, эксперты обеих групп были единодушны и среди этих причин отмечали: некритичность, завышенную самооценку, самолюбие, самоуверенность, нежелание самореализовываться, завышенное представление о своей компетентности, обидчивость, нежелание менять сложившееся представление о себе (^-концепцию). Некоторые члены первой группы проявили свою аутонекомпетентность и продемонстрировали в действии такую характеристику психики, как сопротивление ответами типа: «критику воспринимают все», «успешные и независимые люди не нуждаются в критике», «для них это неважно».
Показателями такого социально-психологического критерия развития аутоп-сихологической компетентности как эффективность адаптации в группе являются: знание своих сильных и слабых сторон, открытость обучению, навыки самоанализа, готовность к равенству, осознание собственной успешности, уверенность в себе, знание своих возможностей и недостатков, заинтересованность в общении, коммуникативные умения и настрой, мотивированность принадлежности к группе, настрой на группу, взаимоуважение, доброжелательность, стремление к взаимопониманию, чувство юмора, отзывчивость, честность.
Условно все ответы респондентов по этой группе вопросов можно разделить на три группы:
— ориентация на себя,
— ориентация на других людей,
— аутопсихологическая компетентность.
Среди того, что необходимо знать о себе, чтобы эффективно адаптироваться, члены первой группы больше делали упор на «защитные» факторы: собственная значимость для группы, уверенность в себе и собственных действиях, как относится среда, какие факторы могут действовать негативно и т.п. И опять среди ответов в 1 группе присутствуют ответы-сопротивления, говорящие о нежелании большого количества людей открыто, по-новому, нестереотипно взаимодействовать с миром. В то же время члены второй группы, отвечая на тот же вопрос, акцентировали внимание на коммуникативных способностях, обучаемости, способности к самоанализу, стремлении к знанию своих возможностей и недостатков, упоминались типы темперамента, типы психологической защиты, степень стрессоустойчивости, параметры ^-концепции, обнаружено понимание многообразия моделей поведения. И если даже уровень адапивности во второй группе еще не высок, за счет сензитивности они ее достигнут несомненно раньше и с меньшими потерями, чем первая группа в своем большинстве.
На вопрос «Что лично Вам помогает успешно адаптироваться в группе?» члены второй группы отвечали более конкретно и детализировано. В частности, это проявилось в том, что оказалось возможным выделить аутопсихологически компетентный настрой на группу, коммуникативные способности и человеческие качества (отзывчивость, открытость, доброжелательность, терпение, наблюдательность,
интерес и симпатия к окружающим, способность слушать, наслаждение общением, желание и умение находить общий язык с различными людьми). В первой группе были отмечены и аутопсихологически компетентные характеристики и качества, коммуникативные навыки, но в общем в сознании членов первой группы они значительно меньше дифференцированы.
Показателями такого социально-психологического критерия развития аутоп-сихологической компетентности как способность к эмпатии являются навыки сопереживания и сочувствия.
Так, до 53,8 % экспертов высказали свое предпочтение выражать чувства, а не переживать их внутри себя. От 53,8 % до 93% опрошенных полагают, что знают, чем живут значимые для них люди. До 87,5 % респондентов считают, что уметь сопереживать и сочувствовать важно, поскольку: если это происходит, ты понимаешь человека; тот другой понимает, что он не один и ты можешь рассчитывать на то же самое; умение понять помогает проанализировать ситуацию и в итоге помочь. Некоторые эксперты отмечали, что умение сопереживать и сочувствовать — неотъемлемые составляющие положительной коммуникации, личной целостности, полноценной жизни. От 52% до 88% опрошенных отметили, что если рядом с ними кто-то особенно нуждается в поддержке и одобрении, они дают это человеку, причем самыми разными способами и на разных уровнях. Понять же эмоции и переживания других людей помогают: умение поставить себя на место другого человека, интуиция, духовный и жизненный опыт.
Что интересно: в первой группе тех, кто предпочитает выражать свои чувства, почти в два раза больше, чем во второй. Причем выражать довольно бурно. Это, в частности, может быть связано, как уже отмечалось, с пониженной сензитивнос-тью членов первой группы. Члены обеих групп отмечают важность навыков сочувствия и сопереживания, причем и в первой, и во второй группах можно отметить ориентацию на других (подсказать правильное решение, посочувствовать, оказать психологическую помощь, проявить участие, поддержать), аутопсихологически компетентные характеристики (стремление понять человека, неотъемлемая часть полноценной жизни, положительной коммуникации, личной целостности).
Отвечая на вопрос «Что Вам помогает понять эмоции, переживания других людей?», респонденты, во-первых, с точки зрения другого человека выделили поведенческие и эмоциональные характеристики, позволяющие «считывать» происходящее во внутреннем мире, а во-вторых, со своей позиции обратили внимание на составляющие аутопсихологической компетентности: сочувствие, сопереживание, постановка себя на место другого человека, духовный и жизненный опыт, интуиция.
Показателями сформированности такого социально-психологического критерия развития аутопсихологической компетентности как навыки рефлексии являются: самокритика, желание любить ближнего, внутренняя культура, доброжелательность, интуиция, стремление и возможность помочь, чуткость, внимание к другому человеку, доброжелательность к себе, желание стать лучше, развиваться, самосовершенствоваться, самокритика, способность к самоиронии. Эти показатели условно были разделены нами на группы:
— опыт в общении с людьми;
— социальные навыки, способности (коммуникабельность, отзывчивость, наблюдательность);
— чувства (чувствительность, эмоциональность);
— аутопсихологическая компетентность (доброжелательность, интуиция, стремление и возможность помочь, чуткость, внимание к другому человеку, доброжелательность к себе, желание стать лучше, развиваться, самосовершенствоваться, самокритика, способность к самоиронии).
Говоря о базовых способностях, которые помогают понять людей, респонден-
ты особое внимание обратили на толерантность, отзывчивость, наблюдательность, умение слушать. Опрос помог также выявить аутопсихологические способности, которые помогают посмотреть на себя со стороны: самоанализ, интуиция, доброжелательная критичность, желание стать лучше, стремление к объективности, ауто-коммуникация, рефлексия.
Кроме этого, мы спрашивали респондентов о том, что полезного они получают, глядя на себя со стороны. И, конечно, нас порадовало, что в обеих группах есть люди, которые самую разную информацию о себе используют как ориентацию для определения направления дальнейшего развития, для понимания и устранения причин неэффективного взаимодействия с другими людьми. Все это стимулирует людей к постоянному самосовершенствованию, а значит, в итоге — к аутоп-сихологической компетентности.
Литература_
1. Афанасьева Н.В., Степнова Л.А. Когнитивные способности в структуре аутоисихологической компетентности госслужащего // Акмеология. 2005. №2. С. 32—41.
2. Березина Т.Н. Резервные возможности человека. М., 2000.
3. Гусева A.C., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности: Методы и технологии. М., 2000.
4. Деркач A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2000.
5. Деркач A.A., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М., 2003.
6. Степнова Л.А. Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. М., 1999.
7. Шогенов Ю.З. Акмеологические критерии, показатели и уровни оценки предупреждения деформаций личностно-профессионального развития руководителей. М., 2005.
© Паевская Н.Е., 2009
Т.Ю. Богачева
профессиональная карьера и здоровье: опыт психологического исследования
Ключевые слова: профессиональная карьера, здоровье, здоровый образ жизни
Keywords: professional career, the health, healthy way of life
Последние годы многие люди осознали, что в современном динамичном и информационно насыщенном мире только здоровый человек может успешно решать профессиональные задачи, а здоровье представляет значительный человеческий ресурс полноценной и счастливой жизни, способствует выполнению замыслов и планов. Тем не менее, многие люди вопреки отмеченному предпочитают карьеру и профессиональный рост, даже в ущерб здоровью.
Толкование понятия «карьера» в рамках психолого-акмеологического подхода, на который мы опираемся в нашем исследовании, представляется нам наиболее современным и актуальным. В рамках названного подхода определение карьеры обосновывается как непрерывный процесс успешного профессионального продвижения, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим. В таком толковании карьера близка к траектории движения данного человека к вершинам «акме» профессионализма [1]. При таком понимании карьеры профессиональное становление работника, реализация его профессионально-личностного потенциала представляет собой процесс сознательного осуществления