Научная статья на тему 'Социально-психологические качества медицинского персонала, работающего в сфере родовспоможения'

Социально-психологические качества медицинского персонала, работающего в сфере родовспоможения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
738
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL QUALITIES / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / MEDICAL PERSONNEL / СФЕРА РОДОВСПОМОЖЕНИЯ / SPHERE OF OBSTETRICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / СЕНЗИТИВНОСТЬ / SENSITIVITY / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баженова Наталья Геннадьевна, Токарь Оксана Владимировна

Изучаются личностные и социально-психологические качества врачей и среднего медицинского персонала родильных домов, выявляются сходства и различия врачебного и среднего медицинского персонала. Выявлено, что врачи, работающие в сфере родовспоможения, характеризуются прямолинейностью, нормативностью поведения в сочетании с умением прощать ошибки других, высоким уровнем коммуникативной толерантности, дипломатичности и стремлением к самоактуализации. Для среднего медицинского персонала роддомов свойственна двойственность поведения: при оказании регулярной и запланированной медицинской помощи и в повседневном контакте с пациентами проявляются такие личностные качества как: эмпатийность, сензитивность и направленность на взаимные действия, но при наступлении экстренной ситуации их действия становятся более жесткими и интолерантными. Полученные корреляционные связи демонстрируют, что выполнение профессиональных обязанностей медицинским персоналом родильных домов реализуется благодаря комплексу следующих социально-психологических качеств: готовностью к сотрудничеству в совместной деятельности как с коллегами, так и с пациентками, умением поддерживать эмпатийные, дипломатичные отношения с ними. В то же время в экстренных ситуациях, требующих быстрого принятия решения, медицинский персонал родильных домов способен жестко контролировать сложную ситуацию, сохранять эмоциональную стабильность, переходить с личностного уровня общения на сугубо профессиональный. Чрезмерная вовлеченность в профессию ведет к постепенному эмоциональному выгоранию, тем не менее, специалисты данной области сохраняют тенденцию к развитию и самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баженова Наталья Геннадьевна, Токарь Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF THE MEDICAL PERSONNEL WORKING IN THE SPHERE OF OBSTETRICS

The personal and social-psychological qualities of doctors and nursing staff in maternity hospitals are studied, the similarities and differences of medical and nursing staff are identified. It has been revealed that doctors working in the sphere if obstetrics are characterized by integrity, normalization of behavior coupled with forgiveness of other people’s mistakes, high level of communicative tolerance, diplomacy and quest for self-actualization. The duality of behavior is common to nursing staff in maternity hospitals. During regular and planned medical help and day-to-day contacts with patients the following personal qualities manifest themselves: empathy, sensitivity and focus on mutual actions. But their actions become clearer, harsher and more intolerant when there is an emergency. The correlative connections received demonstrate that the professional responsibilities of medical staff in maternity hospitals are assumed thanks to the complex of the following social-psychological qualities: willingness to cooperate both with colleagues and patients, ability to maintain empathy diplomatic relations with them. At the same time during an emergency which requires quick decisions medical staff in maternity hospitals is able to strictly control a difficult situation, to maintain emotional stability, to get from personal to professional communication. The excessive involvement in the profession leads to gradual emotional burnout, nevertheless specialists in this field continue the trend towards developing and self-improvement.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические качества медицинского персонала, работающего в сфере родовспоможения»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В СФЕРЕ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ

© 2017

Баженова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Токарь Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина,38, e-mail: [email protected])

Аннотация. Изучаются личностные и социально-психологические качества врачей и среднего медицинского персонала родильных домов, выявляются сходства и различия врачебного и среднего медицинского персонала. Выявлено, что врачи, работающие в сфере родовспоможения, характеризуются прямолинейностью, нормативностью поведения в сочетании с умением прощать ошибки других, высоким уровнем коммуникативной толерантности, дипломатичности и стремлением к самоактуализации. Для среднего медицинского персонала роддомов свойственна двойственность поведения: при оказании регулярной и запланированной медицинской помощи и в повседневном контакте с пациентами проявляются такие личностные качества как: эмпатийность, сензитивность и направленность на взаимные действия, но при наступлении экстренной ситуации их действия становятся более жесткими и интолерантными. Полученные корреляционные связи демонстрируют, что выполнение профессиональных обязанностей медицинским персоналом родильных домов реализуется благодаря комплексу следующих социально-психологических качеств: готовностью к сотрудничеству в совместной деятельности как с коллегами, так и с пациентками, умением поддерживать эмпатийные, дипломатичные отношения с ними. В то же время в экстренных ситуациях, требующих быстрого принятия решения, медицинский персонал родильных домов способен жестко контролировать сложную ситуацию, сохранять эмоциональную стабильность, переходить с личностного уровня общения на сугубо профессиональный. Чрезмерная вовлеченность в профессию ведет к постепенному эмоциональному выгоранию, тем не менее, специалисты данной области сохраняют тенденцию к развитию и самосовершенствованию.

Ключевые слова: социально-психологические качества, медицинский персонал, сфера родовспоможения, профессиональная деятельность, эмпатия, коммуникативная толерантность, сензитивность, креативность, самоактуализация, самоконтроль, эмоциональное выгорание.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF THE MEDICAL PERSONNEL WORKING

IN THE SPHERE OF OBSTETRICS

© 2017

Bazenova Natal'ya Gennad'evna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology

Tokar Oksana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology

Magnitogorsk state technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin Avenue 38, e-mail: [email protected])

Abstract. The personal and social-psychological qualities of doctors and nursing staff in maternity hospitals are studied, the similarities and differences of medical and nursing staff are identified. It has been revealed that doctors working in the sphere if obstetrics are characterized by integrity, normalization of behavior coupled with forgiveness of other people's mistakes, high level of communicative tolerance, diplomacy and quest for self-actualization. The duality of behavior is common to nursing staff in maternity hospitals. During regular and planned medical help and day-to-day contacts with patients the following personal qualities manifest themselves: empathy, sensitivity and focus on mutual actions. But their actions become clearer, harsher and more intolerant when there is an emergency. The correlative connections received demonstrate that the professional responsibilities of medical staff in maternity hospitals are assumed thanks to the complex of the following social-psychological qualities: willingness to cooperate both with colleagues and patients, ability to maintain empathy diplomatic relations with them. At the same time during an emergency which requires quick decisions medical staff in maternity hospitals is able to strictly control a difficult situation, to maintain emotional stability, to get from personal to professional communication. The excessive involvement in the profession leads to gradual emotional burnout, nevertheless specialists in this field continue the trend towards developing and self-improvement.

Keywords: social-psychological qualities, medical personnel, sphere of obstetrics, professional activities, empathy, communicative tolerance, sensitivity, creativity, self-actualization, self-control, emotional burnout.

Профессия медицинского работника является одной из древнейших, принадлежит к сфере субъект-субъектных отношений и предъявляет к специалисту высокие требования к профессиональным, моральным и личностным качествам. Формально данные требования реализуются через деонтологические принципы взаимодействия врача с пациентом, однако в условиях реальной профессиональной практики чаще действуют не абстрактные правила, а личные моральные установки, индивидуально-типологические свойства и психологические качества конкретного представителя медицины.

Медицинский персонал, работающий в сфере родовспоможения, составляет особую категорию специалистов, которые не столько лечат больного, сколько сопровождают уникальный процесс рождения нового человека. Пациентки и их родственники ожидают от специалистов родильного дома, помимо высокого профессионализма, некоего особого отношения к ним, проявляющегося в виде эмпатии, толерантности, участливости, доброты, гуманности. Следовательно, в представлении пациента, хороший специалист акушерско-гинекологического профиля должен обладать набором 274

психологических качеств, куда, скорее всего, войдут сострадание, милосердие, терпение, выдержка, внимательность, ответственность, добросовестность и пр. В случае несовпадения поведенческой модели медицинского персонала и системы ожиданий пациента, у последнего возникает комплекс негативных эмоционально-оценочных суждений и формируется искаженный образ медицинского работника. Все это, наряду с другими факторами, снижает мотивационную готовность пациентов обращаться за помощью к специалистам в будущем, формирует чувство неудовлетворенности качеством медицинской помощи и скептическое отношением к официальной медицине.

Таким образом, целью нашего исследования стало описание психологического портрета медицинского персонала (врачей и акушерок) на основе выявления реально присущих им личностных и социально-психологических качеств.

Теоретической базой исследования выступают: учение о деонтологии, заложенное русскими клиницистами С.П. Боткиным, И.Е. Дядьковским, С.Г. Забелиным, М.Я. Мудровым, Н.И. Пироговым и продолженные со-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

психологические науки

Баженова Наталья Геннадьевна, Токарь Оксана Владимировна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ...

временными авторами [1-5]; исследования профессий системы «человек-человек» [6]; эмпирическая модель личности врача, предложенная К.К. Платоновым, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными лич-ностно-характерологическими особенностями [7]; концепции И.И. Косарева, С.Л. Соловьевой, раскрывающие содержательные аспекты профессиональной врачебной деятельности с точки зрения базовых психологических качеств (коммуникативная компетентность, толерантность, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, самоактуализации, высоким интеллектом и уверенность в себе и пр.), присущих представителям медицины [8, 9]; общепсихологические теории личности, разработанные В.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, Р.Кэттеллом [10].

Исследование проводилось в МУЗ «Родильный дом №1», МУЗ «Родильный дом №2», МУЗ «Родильный дом №3» г. Магнитогорска. Всего было исследовано 72 человека в возрасте от 25 до 60 лет. Из них 32 врача и 40 акушерок. Исследование проводилось в наиболее комфортных условиях для респондентов - начало рабочей смены. Все испытуемые женского пола.

С целью социально-психологической диагностики нами был использован следующий блок методик: «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кэттелл), форма С; «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И.М. Юсупов); «Опросник выявления эмоционального выгорания МВ1» (К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой); Методика диагностики коммуникативной толерантности (В. Бойко); Самоактуализационный тест (САТ); «Определение направленности личности» (Б. Басс) [11, 12].

Для реализации цели исследования нами был проведен корреляционный анализ данных с помощью рангового коэффициента корреляции Пирсона.

Согласно результатам проведенной математической обработки данных, полученных по опроснику Кэттелла, в экспериментальной группе (врачебный персонал) было выявлено, что проявление такого индивидуально-личностного качества как прямолинейность (М-фактор) положительно коррелирует с такой переменной, как эмоциональное выгорание (г = 0,432, р< 0,05), что может интерпретироваться следующим образом: при свойственности врачам естественности и непосредственности в общении и поведении с пациентками есть большая вероятность подверженности его эмоциональному выгоранию, что может проявляться в нарастающем безразличии к исполнению своих обязанностей, возрастающему негативному отношению к пациенткам родильного дома, ощущению своей профессиональной некомпетентности, что может резко повлиять на качество жизни врача.

Также в данной группе респондентов была выявлена прямая связь между высоким уровнем самоактуализации(опросник САТ) и нормативностью поведения (в-фактор по опроснику Кэттелла) врача (г = 0,631, р< 0,01), т.е. осознанное соблюдение правил и норм поведения лечащим врачом, его напористость и настойчивость в достижении поставленной цели, ответственность, его деловая направленность положительно повлияет на уровень его самоактуализации, что может проявляться в полном раскрытии и развитии его личностных и профессиональных способностей. А постоянное саморазвитие, самоактуализация приводит к развитию аккуратности, ответственности, чувству долга, что также немаловажно в профессии «человек-человек».

По результатам исследования было также выявлено, что прямолинейность (М-фактор по опроснику Кэттелла) положительно коррелирует с такой переменной как умение прощать ошибки (г = 0,489, р< 0,05), таким образом, мы можем констатировать, что чем естественнее и прямолинейнее в своих высказываниях проявляют себя врачи, тем в большей степени они расположены простить ошибки своему среднему медицинскому персона-

лу, коллегам и пациентам, но также одновременно, они будут в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию в профессии.

Было выявлено, что дипломатичность (М-фактор по опроснику Кэттелла) также положительно коррелирует с переменной коммуникативная толерантность (методика Бойко) (г = 0,694, р< 0,01), т.е. способность врачебного персонала обходить острые углы в профессиональном общении, грамотно избегать возникающие в процессе работы конфликтные ситуации, умение проявлять гибкость в принятии решений и при этом продвигаться к намеченной цели проявляя дипломатичное поведение и создавая впечатление, что не оказывает никакого давления на пациента или коллегу - все это положительно влияет на формирование такого стержневого качества врача, как коммуникативная толерантность, в котором отражаются особенности образовательной культуры и воспитания личности, ее потребности, профессиональные интересы, привычки, темпераментальные и характерологические особенности, положение в ближайшем окружении и профессиональной среде, его продвижение по карьерной лестнице и ответственное исполнение профессиональных обязанностей. Уровень коммуникативной толерантности врача проявляется в особенностях его эмоционального реагирования на окружающие раздражители, в качестве которых нередко выступают другие люди: высокая толерантность способствует сдерживанию негативных разрядок, тогда как низкая сопряжена с беспрепятственным выходом негативной энергии вовне.

В ходе исследования нами была обнаружена значимая прямая связь между эмоциональным выгоранием (опросник Маслач и др.) врача и его направленностью на дело (тест Басса)(г = 0,765, р<0,01) Можно констатировать, что заинтересованность в выполнении работы как можно лучше и тщательнее, ориентация на деловое сотрудничество и совместное решение профессиональных проблем, индивидуальная способность врача отстаивать свое собственно мнение во имя общего дела может привести к тому, что чрезмерная отдача работе перейдет определенную границу и как следствие может наступить синдром эмоционального выгорания, который имеет следующие негативные проявления как: раздражительность, иногда агрессивность или, наоборот, апатия, эмоциональное истощение, сокращение социальных контактов, уход от ответственности за свои действия и ошибки, относительное безразличие в окружающему, ощущение постоянной усталости и подавленности, снижение профессиональной самооценки.

Было обнаружено, что фактор доминантность (Е-фактор по Кэттеллу) отрицательно взаимосвязан с показателем креативность (САТ)(г = - 0,645, р<0,01). Это может свидетельствовать о том, что независимость, в некоторых профессиональных ситуациях, самоуверенность врачебного персонала родильных домов, его упрямство, своенравность, предпочтение во многих ситуациях авторитарного стиля руководства и нежелание признавать свои ошибки (как следствие конфликтность), в наименьшей степени способствует проявлению и развитию такой индивидуальной характеристики, как креативность, что предполагает готовность врача к принятию принципиально новых идей значительно отклоняющихся от стандартных и шаблонных схем мышления, способность принимать творческие и остроумные решения для общего дела, способность видеть глубину проблемы и умение сопротивляться существующим стереотипам в данной профессии.

Таким образом, врачебный персонал в своей работе несет личную, профессиональную, юридическую, психологическую ответственность за жизнь женщины и ее ребенка; эта ответственность реализуется благодаря следующим социально-психологическим качествам личности: прямолинейность, нормативность поведения, при этом умение прощать ошибки других, высокий уровень

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

275

коммуникативной толерантности, дипломатичности и самоактуализации.

Далее приведем основные результаты корреляционного анализа социально-психологических качеств среднего медицинского персонала (акушерки) родильных домов.

Выявлено, что одна из личностных черт акушерок такая как эмпатийность (тест Юсупова) положительно связана с их направленностью на взаимные действия как с коллегами (тест Басса), так и с пациентами (г = 0,482, р< 0,05), а также с дипломатичностью (М-фактор по Кэттеллу)(г = 0,531, р< 0,05), что можно понимать следующим образом: на начальных этапах родовспоможения при осуществлении совместных действий акушерки и пациентки в большей степени среднему медицинскому персоналу характерно осознанное сопереживание эмоциональному состоянию беременной женщины, и в то же время умение не поддаваться эмоциональным порывам; умение достигать взаимопонимания в решении возникающих проблем, умение и желание поддержать пациентку в сложной жизненной ситуации, понять мотивы ее поведения, при этом держаться корректно.

В ходе исследования были обнаружены также следующие положительные связи переменной направленность на взаимные действия (тест Басса) с высоким уровнем самоактуализации (САТ) (г = 0,672, р<0,01) и сензитивности (САТ) (г = 0,456, р<0,01), а также с переменной эмоциональное выгорание (опросник Маслач и др.)(г = 0,582, р<0,05). Указанные взаимосвязи можно интерпретировать следующим образом: осуществляя совместные действия в процессе родовспоможения, решая профессионально сложные проблемы своих пациенток, средний медицинский персонал все более выявляет и раскрывает свои личностные и профессиональные способности, тем самым самоактуализируется. Но чрезмерная вовлеченность в проблемы пациента, эмоциональное вчувствование в их фобии, проявление формы именно поведенческой эмпатийности может со временем привести к синдрому эмоционального выгорания, который проявляется в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении.

Обратная зависимость в группе среднего медицинского персонала была выявлена между следующими личностными характеристиками - коммуникативной толерантностью (тест Бойко) и спонтанностью (САТ) (г = - 0,634, р< 0,01), что свидетельствует о том, что в экстремальной или неотложной «спонтанной» ситуации, где необходимо принимать сложные, и зачастую жизненно важные решения, в ограниченные временные сроки, от акушеров в меньшей степени следует ожидать проявления терпимости, сострадания и милосердия по отношению как к коллегам, так и пациентам родильных домов. В данных условиях профессиональные действия среднего медицинского персонала предполагают четкость, конкретность и беспристрастную заинтересованность.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что акушеркам родильных домов свойственно проявление эмпатийности, сензитивности и направленности на взаимные действия в условиях повседневного тесного и постоянного межличностного контакта с пациентками и коллегами, при оказании регулярной и запланированной медицинской помощи. Но в условиях экстренной ситуации их действия становятся более формализованными, жесткими и интолерантными.

По результатам исследования, можно сделать общее заключение о том, что выполнение профессиональных обязанностей медицинским персоналом родильных домов реализуется благодаря комплексу следующих социально-психологических качеств: готовностью к сотрудничеству в совместной деятельности как с коллегами, так и с пациентками, умением поддерживать эм-патийные, дипломатичные отношения с ними, умением контролировать профессиональную ситуацию, в то же время быть жесткими и интолерантными в 276

ситуациях, при этом сохранять тенденцию к развитию и самосовершенствованию.

Перспективы дальнейшего изучения данной проблемы мы видим в следующем: выявление социально-психологических качеств и профессионального выгорания медицинского персонала сферы родовспоможения в зависимости от стажа работы; сопоставление идеальных представлений пациенток о врачах и акушерках и реальной модели поведения данных специалистов; разработка рекомендаций направленных на оптимизацию условий профессиональной деятельности и профилактики эмоционального выгорания врачебного и среднего медицинского персонала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия,

2008. 560 с.

2. Шамов И.А. Биомедицинская этика. М.: Медицина, 2006. 344 с.

3. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. М.: Академия, 2009. 64 с.

4. Этико-психологические проблемы медицины. М.: Медицина, 2008. 376 с.

5. Яровинский М.Я. Медицинская этика. М.: Медицина, 2006. 448 с.

6. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: Издательство Казанского университета, 2013. 126 с.

7. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф. Медицинская психология с элементами общей психологии. М.: СпецЛит,

2009. 448 с.

8. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. № 3. С. 27-38.

9. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. СПб.: ГОУВПО, 2001. 110 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 592 с.

11. Социальная психология: практикум / Н.Г. Баженова, Т.Т. Зимарева, О.П. Степанова, Е.Ю. Шпаковская, Е.И. Шулева; под общ. ред. Степановой О.П., Шпа-ковской Е.Ю. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 215 с.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: ИПП, 2009. 544 с.

13. Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей: стигма профессионализма или расплата за сочувствие [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые данные.

- Режим доступа: http://forums.rusmedserv.com/show thread.phpt.

14. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления // Медицинская сестра.

- М.: Русский врач, 2015. № 6. С. 34.

15. Белов В.М. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2007. 231 с;

16. Караванов Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические особенности личности врача. Львов: Вища Школа, 2004. 84 с.

17. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 2007. 405 с.

18. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. М.: Феникс, 2005. 304 с.

Статья поступила в редакцию 28.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.